Методические рекомендации для воспитателей на тему: «Игра – как средство профилактики конфликтного поведения у старших дошкольников».
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
Данные методические рекомендации предназначены для воспитателей ДОУ с целью расширить круг приемов и методов работы с детьми в формировании навыков разрешения конфликтных ситуаций. Воспитателям представлены игры на развитие коммуникативных навыков, развивающие умение решать конфликтные ситуации и преодолевать конфликты в общении друг с другом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_talkova.docx | 26.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Автономная Некомерческая Организация
Дошкольного образования
«Планета детства «Лада»
Детский сад №97 «Хрусталик»
Методические рекомендации
для воспитателей на тему:
«Игра – как средство профилактики
конфликтного поведения у старших дошкольников».
подготовила
педагог-психолог Талькова Ольга Викторовна
г.о.Тольятти 2016 г.
Аннотация.
Данные методические рекомендации предназначены для воспитателей ДОУ с целью расширить круг приемов и методов работы с детьми в формировании навыков разрешения конфликтных ситуаций. Воспитателям представлены игры на развитие коммуникативных навыков, развивающие умение решать конфликтные ситуации и преодолевать конфликты в общении друг с другом.
Пояснительная записка.
В жизни дошкольника важнейшую роль играет общение со сверстниками. Именно общение является главным условием для формирования общественных качеств личности дошкольников и развития навыков взаимоотношений друг с другом.
В дошкольном возрасте межличностные отношения детей представляют собой целую систему, со своей динамикой развития и внутренней структурой. Изучение отклонений в развитии отношений на ранних этапах становления личности становится важным и актуальным, так как конфликты в отношениях дошкольника могут стать серьезной угрозой для развития личности.
Дошкольники по-разному ведут себя в конфликтных ситуациях. В процессе успешного и самостоятельного разрешения конфликтов, которые возникают в общении и взаимодействии с окружающими, развивается личность ребенка. Однако же конфликты играют и важную положительную роль. То как ребенок выходит из сложившейся конфликтной ситуации, как он разрешает те или иные проблемы, возникающие в ней, способствует активному вхождению детей в мир социальных отношений. Эти проявления влияют на успешность формирования личности в целом.
Между тем умение дошкольника конструктивно выходить из конфликтной ситуации складывается в особых условиях, формирование которых является объектом работы педагогов.
Исследование детских представлений о причинах конфликта, способах его разрешения и варианты поведения в нем является весьма актуальным. В разработке данных методических рекомендаций центральное место уделяется конфликту у детей старшего дошкольного возраста и такому способу его разрешения как игра. Целесообразность именно такого способа дает возможность воспитателям привлекать детей к игре и использовать ее в коррекции эмоциональных трудностей дошкольников.
Дети эмоционально неблагополучные часто испытывают затруднения во время игры. Это проявляется в жестоком отношении к игрушкам, которых они обижают, наказывают, ломают. Такие игры могут носить постоянный и повторяющийся характер. Данные особенности неполноценного развития эмоциональной сферы нуждаются в специальной педагогической коррекции и профессионального подхода. Иначе эти отклонения могут привести к недостаткам умственного развития, а также задержке формирования социальных качеств личности ребенка в целом.
Взаимосвязь эмоционального развития ребенка и развитием игры говорит о том, что приемы, выполняемые в процессе игры, способствуют нормализации эмоциональной сферы и ведут к появлению более прогрессивных и высокоразвитых форм эмоционального поведения.
Цель предлагаемых методических рекомендаций: оказать методическую помощь воспитателям в поиске эффективных методов профилактики конфликтов у дошкольников.
Овладение опытом организации игровой деятельности предлагаемыми рекомендациями поможет:
- выяснить причины конфликтов в игровой деятельности у дошкольников;
- определить методы и формы профилактики конфликтов;
- разработать и реализовать систему занятий по профилактике конфликтов;
- применять при разработке занятий эффективные методы и способы профилактики конфликтов у дошкольников в игровой деятельности, направленных на сплочение коллектива.
Содержание.
В детский сад приходят дети с разными возможностями и умениями, с непохожими эмоциональными мироощущениями. Вследствие этого каждый ребенок создает свои отношения со сверстниками, воспитателями, каждый по-своему отвечает требованиям педагогов и формирует отношение к себе.
Всевозможные требования окружающих находят разный отклик у самого ребенка, атмосфера в отдельных случаях бывает крайне неблагополучной.
Это неблагополучие может проявляться по-разному: от малообщительного поведения, когда ребенок замыкается в себе и предпочитает игры в одиночестве, до агрессивно-общительного поведения, когда ребенок не контролирует свои действия, дерется, пытается навредить, испортить чужие игрушки. Одной из причин такого поведения является несформированность коммуникативных навыков. Конфликтные дети хотят и могут общаться, но, условно говоря, не имеют достаточного представления о способах эффективного общения.
Это часто происходит у тех детей, которым не хватает внимания и заботы дома, которых постоянно ругают, критикуют (тоже происходит и в группе). Ссоры родителей на глазах у ребенка, а также несдержанный педагог в группе, приводят к тому, что он не представляет себе другого общения как те, что демонстрируют ему окружающие его люди. Такой ребенок начинает вымещать в конфликте все накопившиеся у него негативные эмоции, чувства обиды. В конфликтных ситуациях такой ребенок воспринимает агрессивные выпады как естественное решение проблемы.
С другой стороны бывает, что ребенок становится кумиром всей семьи, он не знает ни в чем отказа, его желания сразу же беспрекословно исполняются родителями и другими близкими родственниками. В общении со сверстниками ребенок ждет такого же отношения, и, естественно, не получает его. И когда ребенок пытается добиться желаемого, происходит конфликтная ситуация.
В любом случае, если у ребенка конфликтное поведение это сигнал того, что в его окружении (в семье, в группе детского сада) что-то не так. Поэтому планируя коррекцию конфликтного поведения, нужно проанализировать групповое и семейное состояние ребенка.
Конфликтность, нарушение в общении и обособленность – причины слабой адаптации ребенка в окружающем мире, а также признаки серьезных эмоционально-личностных проблем в дальнейшем будущем.
Общение детей друг с другом предполагает возникновение различных конфликтных ситуаций. Они могут возникать совершенно по разным поводам. Так, например, у детей младшего возраста конфликты часто возникают из-за игрушек, у среднего возраста из-за ролей, а в старшем дошкольном возрасте ссоры часто возникают из-за несоблюдения правил игры. Все эти ссоры – естественное явление, которое зачастую не требуют вмешательства со стороны взрослых. Таким образом ребенок методом проб и ошибок учится взаимодействовать со сверстниками, со взрослыми, без этого ему просто не обойтись. В конфликтных ситуациях ребенок учится самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.
Не секрет, что дети чаще всего ссорятся из-за игрушек. Ребенку очень тяжело поделиться с тем, что он считает своей собственностью, и покушение на его игрушку он воспринимает как покушение на собственную безопасность, вторжение в его личное пространство. Воспитателям, прежде чем обозвать ребенка «жадиной», «плохим мальчиком» или девочкой следует осознать права ребенка на его личную собственность и попытаться разрешить данную конфликтную ситуацию. Задача взрослого в данной ситуации, не критикуя ребенка научить некоторым правилам общения, друг с другом, которые позволят ему выразить свои чувства, выслушать желания другого научат договариваться и уступать.
Наблюдая за детьми можно заметить, что каждый из них по-разному ведет себя в конфликтной ситуации, одни применяют силу, другие используют коммуникативные навыки, чтобы уладить спор мирным путем. Такие способы разрешения конфликта называются деструктивным и конструктивным. Деструктивный метод предполагает агрессивное поведение («Сейчас всех побью и они будут со мной играть), привлечение других средств для разрешения конфликта («Позову воспитателя, пусть он всех отругает), либо уход из конфликтной ситуации («Не буду с ними играть»). Конструктивный же метод предполагают разрешение конфликта мирным способом («Давай поиграем в другую игру»).
Игра – это отражение реальности, в которой живет ребенок. В игре дети передают все, что происходит в их жизни. Если присмотреться или прислушаться к тому во что играют дети можно увидеть, как девочка бережно баюкает куклу-малыша, нежно напевая ему колыбельную, или как мальчик, играя в солдатиков, четко отдает им указания. Этот волшебный мир игры поражает верностью своих подробностей. В игре ребенок стремиться приобщиться к миру взрослых. В ней осуществляется желание стать шофером или доктором, как папа. С помощью своего воображения ребенок как бы получает возможность получить доступ в привлекательную жизнь взрослых.
Тем и привлекательней становится игра как способ преодоления конфликтов у детей, так как с помощью воображаемых ситуаций можно попытаться корректировать реальные отношения среди детей.
Если проследить за игрой легковозбудимых и конфликтных детей, то можно отметить эмоционально-положительный настрой ребенка на игру как таковую. Им интересна обстановка игры, правила и действующие лица. Но, входя в контакт со сверстниками, ребенок за счет своей импульсивности не может прийти к единому соглашению с другими участниками игры, придерживаться правил и приходить к единому решению.
В возрасте 5-6 лет для детей характерно проявление демонстративности в поведении. Такие дети стремятся привлечь к себе внимание любыми возможными для них способами. Во время игры дети, обращаясь к партнеру по игре, не проявляют к нему интереса, они стремятся продемонстрировать свою игрушку, и преимущественно говорят только о себе. Способы привлечения внимания, как правило, носят агрессивный характер. Демонстративные дети ориентированы на оценку окружающих, все их действия направлены на то чтобы получить одобрение себя и своих поступков.
В том и в другом случае проявление конфликтности в игре является следствием отсутствия у ребенка умения общаться. При выборе педагогом методов профилактики конфликтов стоит обратить внимание на психологические особенности ребенка, а также причины возникновения конфликтной ситуации. В данном случае педагогу отводится роль наблюдателя, то есть его целью становится выяснение причин конфликта, целенаправленное устранение конфликтной ситуации и профилактика поведения участников конфликта, добиться того чтобы дети слушали и слышали друг друга. Главнейшей задачей педагога научить детей не доводить отношения до конфликта. И если конфликт случился найти компромисс и достигнуть согласия между его участниками. При этом ребенок должен быть полноправным участником этого процесса, а не сторонним его наблюдателем. Педагогу следует высказать свое мнение по поводу конкретной конфликтной ситуации примерно таким образом: «Мне не нравится, что дети нашей группы дерутся и ссорятся». При этом общение должно быть спокойным, детям нужно дать возможность высказаться и вместе найти пути примирения. В данной ситуации педагог не должен забывать, что он несет ответственность за правильный исход конфликтной ситуации, соблюдая при этом социальные нормы отношения между детьми.
Игра - как средство профилактики конфликтов у дошкольников нацелена на то, чтобы помочь детям осознать мотивы своего поведения. В игре приобретается опыт взаимоотношения друг с другом, решаются проблемы в отношениях.
Профилактика конфликтов у детей будет успешна, если педагогами будут учитываться возрастные и психологические особенности детей, а также факторы, влияющие на возникновение конфликта. Для получения наилучшего результата от игр очень важно привлекать родителей детей. Это способствует наибольшему сплочению внутрисемейных отношений. В совместной игре родители как бы заново открывают для себя собственных детей, познают их внутренний мир, отношения в семье становятся более теплыми и дружескими.
Вашему вниманию предлагается картотека игр направленных на снижение эмоционального напряжения, на развитие навыков конструктивного общения, на умение слушать и слышать друг друга, на улучшение психологического климата в детском коллективе.
- Игра «Воробьиные драки» (снятие физической агрессии)
Дети выбирают себе пару и «превращаются» в «драчливых воробьев» ( приседают, обхватывают колени руками). «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры («лечат» крылышки у доктора Айболита) «Драки» начинаются и заканчиваются по сигналу взрослого.
- Игра «Дракон»
Играющие, держась за плечи, становятся в линию. Первый ребенок «голова», последний «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только голова схватила хвост, она сама становится хвостом. Игра продолжается до тех пор пока каждый участник не побывал в двух ролях.
- Игра «Ручеек дружбы» (развитие навыков общения, учить помогать друг другу)
Перед игрой воспитатель проводит беседу с детьми о том, что такое дружба, зачем нужно помогать своему товарищу, что нужно уметь договариваться и действовать сообща и тогда можно преодолеть любые преграды и препятствия.
Дети стоят друг за другом и держатся двумя руками за плечи впереди стоящего. В этом положении дети проходят различные препятствия?
- Пройти по «узкой лесной тропинке»
- Перепрыгнуть через «болотистые кочки»
- Спрятаться от страшного серого волка
- Пролезть через «кусты» (под столом)
- Отдохнуть на лесной полянке (присесть)
Главное условие игры – не отцепляться друг от друга!
- Игра «Слепой и поводырь» (умение действовать сообща, доверять друг другу).
Игра проводится в парах: один ребенок «слепой» другой «поводырь». «Слепому» завязывают глаза, а «поводырь» позади «слепого» и водит его по группе, помогая ему обходить препятствия и не наталкиваться на других участников игры. «Поводырь» отдает команды, стоя за спиной. Затем участники игры меняются местами. Каждый ребенок, таким образом, проходит своего рода «школу доверия».
- Игра «Драка» (упражнение на релаксацию и дыхание)
Педагог предлагает ситуацию: «Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-напрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!
Это упражнение полезно проводить с тревожными и агрессивными детьми.
- Игра «Волшебный стул» (улучшение взаимоотношений детей, повешение самооценки). Автор И.В.Шевцова.
В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно педагог должен узнать «историю» имени каждого ребенка (происхождение, и что оно означает). Кроме этого надо изготовить корону и «волшебный стул» (он должен быть обязательно высоким). Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа должна быть не более 5-6 чел.), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа о его имени он сидит на троне в короне. В конце игры предложите детям придумать личные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.
- Игры – ситуации «Подскажи решение»
Предложенные педагогом ситуации помогут детям в выражении своих чувств, переживаний используя мимику и пантомимику.
Детям предлагается послушать и проиграть ситуацию:
- Ты пришел в новую группу – расскажи о себе, познакомься с другими детьми;
- Твой друг принес игрушку, в которую ты тоже очень хочешь поиграть – попроси ее у него;
- Два друга из твоей группы дерутся – помири их;
- Ребята из твоей группы играют в очень интересную игру, а тебя не берут. Что ты сделаешь для того чтобы тебя приняли в игру?;
- У тебя не получается застегнуть пуговицы на рубашке – попроси своего друга помочь тебе;
- Во время прогулки внезапно пошел дождь, зонт есть только у тебя. Помоги ребятам дойти до детского сада не промокнув;
- Твой друг после болезни возвращается в детский сад – как ты его порадуешь?
- Игра «Руки знакомятся, ссорятся, мирятся» (игра направлена на умение выражать свои чувства и понимать чувства другого человека)
Педагог разделяет детей на пары. Предлагает им сесть друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки. Далее дается задание закрыть глаза и руками «познакомиться» с соседом напротив и опустить руки.
Снова закрыть глаза, вытянуть руки вперед, найти руки соседа напротив, и «поссорить» руки. Опустить руки.
Ваши руки вновь ищут друг друга и хотят «помириться», попросить прощения, чтобы снова стать друзьями.
- Игра «Коврик дружбы»
Воспитатель предлагает двум детям представить ситуацию, что они поссорились. И приглашает их присесть на «коврик дружбы», чтобы выяснить причину ссоры и пути мирного выхода из этой ситуации. Используются специальные «варежки-мирилки», которые пришиваются с двух сторон коврика, каждый ребенок одевает по одной варежке и, найдя решение проблемы, мирятся с помощью стихов «мирилок» типа «Мирись-мирись и больше не дерись…»
- Игра «Под маской» (помогает развить умение выражать свои чувства, рассказать о настроении и переживаниях)
Перед началом игры педагог рассказывает о том, как важно быть честными и откровенными со своими товарищами. Дети садятся в круг. Воспитатель произносит фразу, ребенок у которого маска должен ее продолжить. Пример:
- «Когда у меня плохое настроение я чувствую…»
- «Я боюсь когда…»
- «Что мне больше всего нравится так это…»
- «Однажды со мной произошел случай, за который мне очень стыдно. Я…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поисково-познавательная деятельность как метод профилактики асоциального поведения у старших дошкольников
Выступление на республиканской научно-практической конференции....
Отчет педагога –психолога Плетневой Е.Б. по самообразованию по теме: «Игры и упражнения по формированию основ этикета у старших дошкольников»
Именно в детском саду мы имеем возможность начать работу по формированию основ этикета и тем самым положить начало пути по избавлению общества от невежества. С малых лет ребенку необходимо приви...
«Игры и игровые ситуации как средство развития здоровьесберегающего поведения у старших дошкольников».
laquo;Игры и игровые ситуации как средство развитияздоровьесберегающего поведения у старших дошкольников». Воспитатель: Антонова Л.АСохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения...
Методическая разработка для воспитателей по теме: «Экспериментирование как средство развития познавательной деятельности у старших дошкольников»
С момента своего рождения дети стремятся исследовать окружающий их мир. Особенно ярко познавательные наклонности проявляются у детей дошкольного возраста. В современной, стремительно изменяющейся...
Игры и игровые ситуации как средство развития здоровьесберегающего поведения у старших дошкольников
Игры и игровые ситуации как средство развития здоровьесберегающего поведения у старших дошкольников Цель здоровьесберегающей технологии в детском саду – обеспечение дошкольников высоким уро...
Статья.Дидактические игры как средство формирования произвольности поведения у старших дошкольников.
В многочисленных психологических исследованиях доказано, что формирование у детей навыков и привычек организованного поведения, умения действовать по инструкции, способности без посторонней помощи вза...
Роль воспитателя в профилактике конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста
В последние десятилетия в российском обществе сохраняется напряженная социальная, экономическая, демографическая ситуация, что непосредственно сказывается на росте негативных тенденций в становлении л...