Методические рекомендации для воспитателей на тему: «Игра – как средство профилактики конфликтного поведения у старших дошкольников».
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Талькова Ольга Викторовна

Данные методические рекомендации предназначены для воспитателей ДОУ  с целью расширить круг приемов и методов работы с детьми  в формировании навыков разрешения конфликтных ситуаций. Воспитателям представлены игры на развитие коммуникативных навыков, развивающие умение решать конфликтные ситуации и преодолевать конфликты в общении друг с другом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_talkova.docx26.67 КБ

Предварительный просмотр:

Автономная Некомерческая Организация

Дошкольного образования

«Планета детства «Лада»

Детский сад №97 «Хрусталик»

Методические рекомендации

 для воспитателей на тему:

«Игра – как средство профилактики

конфликтного поведения у старших дошкольников».

                           подготовила

педагог-психолог Талькова Ольга Викторовна

г.о.Тольятти 2016 г.

Аннотация.

Данные методические рекомендации предназначены для воспитателей ДОУ  с целью расширить круг приемов и методов работы с детьми  в формировании навыков разрешения конфликтных ситуаций. Воспитателям представлены игры на развитие коммуникативных навыков, развивающие умение решать конфликтные ситуации и преодолевать конфликты в общении друг с другом.

Пояснительная записка.

В жизни дошкольника важнейшую роль играет общение со сверстниками. Именно общение является главным условием для формирования общественных качеств личности дошкольников и развития навыков взаимоотношений друг с другом.

В  дошкольном возрасте межличностные отношения детей представляют собой целую систему, со своей динамикой развития и  внутренней структурой. Изучение отклонений в развитии отношений на ранних этапах становления личности становится важным и актуальным, так как конфликты в отношениях дошкольника могут стать серьезной угрозой для развития личности.

Дошкольники  по-разному ведут себя в конфликтных ситуациях. В процессе успешного и самостоятельного разрешения конфликтов, которые возникают в общении и взаимодействии с окружающими, развивается личность ребенка. Однако же конфликты играют и важную положительную роль. То как ребенок выходит из сложившейся конфликтной ситуации, как он разрешает те или иные проблемы, возникающие в ней, способствует активному вхождению детей в мир социальных отношений. Эти проявления влияют на успешность формирования личности в целом.

Между тем  умение дошкольника конструктивно выходить из конфликтной ситуации складывается в особых условиях, формирование  которых является объектом работы педагогов.

Исследование детских представлений о причинах конфликта, способах его разрешения и варианты поведения в нем является весьма актуальным. В разработке данных методических рекомендаций центральное место уделяется конфликту у детей старшего дошкольного возраста и такому способу его разрешения как игра. Целесообразность именно такого способа дает возможность воспитателям привлекать детей к игре и использовать ее в коррекции эмоциональных трудностей дошкольников.

Дети эмоционально неблагополучные часто испытывают затруднения во время игры. Это проявляется  в жестоком отношении к игрушкам, которых они обижают, наказывают, ломают. Такие игры могут носить постоянный и повторяющийся характер. Данные особенности неполноценного развития эмоциональной сферы нуждаются в  специальной педагогической коррекции и профессионального подхода. Иначе эти отклонения могут привести к недостаткам умственного развития, а также задержке формирования социальных качеств личности ребенка в целом.

Взаимосвязь эмоционального развития ребенка и развитием игры говорит о том, что приемы, выполняемые в процессе игры,  способствуют нормализации эмоциональной сферы и ведут к появлению более прогрессивных и высокоразвитых форм эмоционального поведения.

Цель предлагаемых методических рекомендаций: оказать методическую помощь воспитателям в поиске эффективных методов профилактики конфликтов у дошкольников.

Овладение  опытом организации игровой деятельности предлагаемыми рекомендациями поможет:

  • выяснить причины конфликтов в  игровой деятельности у дошкольников;
  • определить методы и формы профилактики конфликтов;
  • разработать и реализовать систему занятий по профилактике конфликтов;
  • применять при разработке занятий эффективные методы и способы профилактики конфликтов у дошкольников в игровой деятельности, направленных на сплочение коллектива.

Содержание.

В детский сад приходят дети с разными возможностями и умениями, с непохожими эмоциональными мироощущениями. Вследствие этого каждый ребенок создает свои отношения со сверстниками, воспитателями, каждый по-своему отвечает требованиям педагогов и формирует отношение к себе.

Всевозможные требования окружающих находят  разный отклик у самого ребенка, атмосфера в отдельных случаях бывает крайне неблагополучной.

Это неблагополучие может проявляться по-разному: от малообщительного поведения, когда ребенок замыкается в себе и предпочитает игры в одиночестве, до агрессивно-общительного поведения, когда ребенок не контролирует свои действия,  дерется, пытается навредить, испортить чужие игрушки. Одной из причин такого поведения является несформированность коммуникативных навыков. Конфликтные дети хотят и могут общаться, но, условно говоря, не имеют достаточного представления о способах эффективного общения.

Это часто происходит у тех детей, которым не хватает внимания и заботы дома, которых постоянно ругают, критикуют (тоже происходит и в группе). Ссоры  родителей на глазах у ребенка, а также несдержанный педагог в группе, приводят к тому, что он не представляет себе другого общения как те,  что демонстрируют ему окружающие его люди. Такой ребенок начинает вымещать в конфликте все накопившиеся у него негативные эмоции, чувства обиды. В конфликтных ситуациях такой ребенок воспринимает агрессивные выпады как естественное решение проблемы.

С другой стороны бывает,  что ребенок становится кумиром всей семьи, он не знает ни в чем отказа, его желания сразу же беспрекословно исполняются родителями и другими близкими родственниками. В общении со сверстниками ребенок ждет такого же отношения, и, естественно, не получает его. И когда ребенок пытается добиться желаемого,  происходит конфликтная ситуация.

В любом случае, если у ребенка конфликтное поведение это сигнал того, что в его окружении (в семье, в группе детского сада) что-то не так. Поэтому  планируя коррекцию конфликтного поведения, нужно проанализировать групповое и семейное состояние ребенка.

Конфликтность, нарушение в общении и обособленность – причины слабой адаптации ребенка в окружающем мире, а также признаки серьезных эмоционально-личностных проблем в дальнейшем будущем.

Общение детей друг с другом предполагает возникновение различных конфликтных ситуаций. Они могут возникать совершенно по разным поводам. Так, например, у детей младшего возраста конфликты часто возникают из-за игрушек, у среднего возраста из-за ролей, а в старшем дошкольном возрасте ссоры часто возникают из-за несоблюдения правил игры. Все эти ссоры – естественное явление, которое зачастую не требуют вмешательства со стороны взрослых. Таким образом ребенок методом проб и ошибок учится взаимодействовать со сверстниками, со взрослыми, без этого ему просто не обойтись. В конфликтных ситуациях ребенок учится самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.

Не секрет, что дети чаще всего ссорятся из-за игрушек. Ребенку очень тяжело поделиться с тем, что он считает своей собственностью, и покушение на его игрушку он воспринимает как покушение на собственную безопасность, вторжение в его личное пространство. Воспитателям, прежде чем обозвать ребенка «жадиной»,  «плохим мальчиком» или девочкой следует осознать права ребенка на его личную собственность и попытаться разрешить данную конфликтную ситуацию. Задача взрослого в данной ситуации, не критикуя ребенка научить некоторым правилам общения, друг с другом, которые позволят ему выразить свои чувства, выслушать желания другого научат договариваться и уступать.

Наблюдая за детьми можно заметить, что каждый из них по-разному ведет себя в конфликтной ситуации, одни применяют силу, другие используют коммуникативные навыки, чтобы уладить спор мирным путем. Такие способы разрешения конфликта называются деструктивным и конструктивным. Деструктивный метод предполагает агрессивное поведение («Сейчас всех побью и они будут со мной играть),  привлечение других средств  для разрешения конфликта («Позову воспитателя, пусть он всех отругает),  либо уход из конфликтной ситуации («Не буду с ними играть»). Конструктивный же метод предполагают разрешение конфликта мирным способом («Давай поиграем в другую игру»).

Игра – это отражение реальности, в которой живет ребенок. В игре дети передают  все,  что происходит в их жизни. Если присмотреться или прислушаться к тому во что играют дети можно увидеть, как девочка бережно баюкает куклу-малыша, нежно напевая ему колыбельную, или как мальчик, играя в солдатиков, четко отдает им указания. Этот волшебный мир игры  поражает верностью своих подробностей. В игре ребенок стремиться приобщиться к миру взрослых. В ней осуществляется желание стать шофером или доктором, как папа. С помощью своего воображения ребенок как бы получает возможность получить доступ в привлекательную жизнь взрослых.

Тем и привлекательней становится игра как способ преодоления конфликтов у детей, так как с помощью воображаемых ситуаций можно попытаться корректировать реальные отношения среди детей.

Если проследить за игрой легковозбудимых и конфликтных детей, то можно отметить эмоционально-положительный настрой ребенка на игру как таковую.  Им интересна обстановка игры, правила и действующие лица. Но,  входя в контакт со сверстниками,  ребенок за счет своей импульсивности не может прийти к единому соглашению с другими участниками игры, придерживаться правил и приходить к единому решению.

 В возрасте 5-6 лет для детей характерно проявление демонстративности в поведении. Такие дети стремятся привлечь к себе внимание любыми возможными для них способами. Во время игры дети, обращаясь к партнеру по игре, не проявляют к нему интереса, они стремятся продемонстрировать свою игрушку, и преимущественно говорят только о себе. Способы привлечения внимания, как правило, носят агрессивный характер.  Демонстративные  дети ориентированы на оценку окружающих, все их действия направлены на то чтобы получить одобрение себя и своих поступков.

В том и в другом случае проявление конфликтности в игре является следствием отсутствия у ребенка умения общаться. При выборе педагогом методов профилактики конфликтов стоит обратить внимание на психологические особенности ребенка,  а также причины возникновения конфликтной ситуации. В данном случае педагогу отводится роль наблюдателя, то есть его целью становится выяснение причин конфликта, целенаправленное устранение конфликтной ситуации и  профилактика поведения участников конфликта, добиться того чтобы дети слушали и слышали друг друга. Главнейшей задачей педагога научить детей не доводить отношения до конфликта. И если конфликт случился найти компромисс и достигнуть согласия между его участниками. При этом ребенок должен быть полноправным участником этого процесса, а не сторонним его наблюдателем. Педагогу следует высказать свое мнение по поводу конкретной конфликтной ситуации примерно таким образом: «Мне не нравится, что дети нашей группы дерутся и ссорятся». При этом общение должно быть спокойным, детям нужно дать возможность высказаться и вместе найти пути примирения. В данной ситуации педагог не должен забывать,  что он несет ответственность за правильный исход конфликтной ситуации, соблюдая при этом социальные нормы отношения между детьми.

Игра - как средство профилактики конфликтов у дошкольников  нацелена на то, чтобы помочь детям осознать мотивы своего поведения. В игре приобретается опыт взаимоотношения друг с другом, решаются проблемы в отношениях.

Профилактика конфликтов у детей будет успешна, если педагогами будут учитываться возрастные и психологические особенности детей, а также факторы, влияющие на возникновение конфликта. Для получения наилучшего результата от игр очень важно привлекать родителей детей. Это  способствует наибольшему сплочению внутрисемейных отношений. В совместной игре родители как бы заново открывают для себя собственных детей, познают их внутренний мир, отношения в семье становятся более теплыми и дружескими.

Вашему вниманию предлагается картотека игр направленных на снижение эмоционального напряжения, на развитие навыков конструктивного общения, на умение слушать и слышать друг друга, на улучшение психологического климата в детском коллективе.

  1. Игра «Воробьиные драки» (снятие физической агрессии)

Дети выбирают себе пару и «превращаются» в «драчливых воробьев» ( приседают, обхватывают колени руками). «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры («лечат» крылышки у доктора Айболита) «Драки» начинаются и заканчиваются по сигналу взрослого.

  1. Игра «Дракон»

Играющие, держась за плечи, становятся в линию. Первый ребенок «голова», последний «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только голова схватила хвост, она сама становится хвостом. Игра продолжается до тех пор пока каждый участник не побывал в двух ролях.

  1. Игра «Ручеек дружбы» (развитие навыков общения, учить помогать друг другу)

Перед игрой воспитатель проводит беседу с детьми о том, что такое дружба, зачем нужно помогать своему товарищу, что нужно уметь договариваться и действовать сообща и тогда можно преодолеть любые преграды и препятствия.

Дети стоят друг за другом и держатся двумя руками за плечи впереди стоящего. В этом положении дети проходят различные препятствия?

  1. Пройти по «узкой лесной тропинке»
  2. Перепрыгнуть через «болотистые кочки»
  3. Спрятаться от страшного серого волка
  4. Пролезть через  «кусты» (под столом)
  5. Отдохнуть на лесной полянке (присесть)

Главное условие игры – не отцепляться друг от друга!

  1. Игра «Слепой и поводырь» (умение действовать сообща, доверять друг другу).

Игра проводится в парах: один ребенок «слепой» другой «поводырь». «Слепому» завязывают глаза, а «поводырь» позади «слепого» и водит его по группе, помогая ему обходить препятствия и не наталкиваться на других участников игры. «Поводырь» отдает команды,  стоя за спиной. Затем участники игры меняются местами. Каждый ребенок, таким образом, проходит своего рода «школу доверия».

  1. Игра «Драка» (упражнение на релаксацию и дыхание)

Педагог предлагает ситуацию: «Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-напрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!

Это упражнение полезно проводить с тревожными и агрессивными детьми.

  1. Игра «Волшебный стул» (улучшение взаимоотношений детей, повешение самооценки). Автор И.В.Шевцова.

В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно педагог должен узнать «историю» имени каждого ребенка (происхождение, и что оно означает). Кроме этого надо изготовить  корону и «волшебный стул» (он должен быть обязательно высоким). Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа должна быть не более 5-6 чел.), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа о его имени он сидит на троне в короне. В конце игры предложите детям придумать личные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.

  1. Игры – ситуации «Подскажи решение»

Предложенные педагогом ситуации помогут детям в выражении своих чувств, переживаний используя мимику и пантомимику.

Детям предлагается послушать и проиграть ситуацию:

  • Ты пришел в новую группу – расскажи о себе, познакомься с другими детьми;
  • Твой друг принес игрушку,  в которую ты тоже очень хочешь поиграть – попроси ее у него;
  • Два друга из твоей группы дерутся – помири их;
  • Ребята из твоей группы играют в очень интересную игру, а тебя не берут. Что ты сделаешь для того чтобы тебя приняли в игру?;
  • У тебя не получается застегнуть пуговицы на рубашке – попроси своего друга помочь тебе;
  • Во время прогулки внезапно пошел дождь, зонт есть только у тебя. Помоги ребятам дойти до детского сада не промокнув;
  • Твой друг после болезни возвращается в детский сад – как ты его порадуешь?
  1. Игра «Руки знакомятся, ссорятся, мирятся» (игра направлена на умение выражать свои чувства и понимать чувства другого человека)

Педагог разделяет детей на пары. Предлагает им сесть друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки. Далее дается задание закрыть глаза и руками «познакомиться» с соседом напротив и опустить руки.

Снова закрыть глаза, вытянуть руки вперед, найти руки соседа напротив, и «поссорить» руки. Опустить руки.

Ваши руки вновь ищут друг друга и хотят «помириться», попросить прощения, чтобы снова стать друзьями.

  1. Игра «Коврик дружбы»

Воспитатель предлагает двум детям представить ситуацию, что они поссорились. И приглашает их присесть на «коврик дружбы», чтобы выяснить причину ссоры и пути мирного выхода из этой ситуации. Используются специальные «варежки-мирилки», которые пришиваются с двух сторон коврика, каждый ребенок одевает по одной варежке и, найдя решение проблемы, мирятся с помощью стихов «мирилок» типа «Мирись-мирись и больше не дерись…»

  1. Игра «Под маской» (помогает развить умение выражать свои чувства, рассказать о настроении и переживаниях)

Перед началом игры педагог рассказывает о том, как важно быть честными и откровенными со своими товарищами. Дети садятся в круг. Воспитатель произносит фразу, ребенок у которого маска должен ее продолжить. Пример:

  • «Когда у меня плохое настроение я чувствую…»
  • «Я боюсь когда…»
  • «Что мне больше всего нравится так это…»
  • «Однажды со мной произошел случай, за который мне очень стыдно. Я…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет педагога –психолога Плетневой Е.Б. по самообразованию по теме: «Игры и упражнения по формированию основ этикета у старших дошкольников»

Именно в детском саду мы имеем возможность начать работу по формированию основ этикета и тем самым положить начало пути  по избавлению общества от невежества. С малых лет ребенку необходимо приви...

«Игры и игровые ситуации как средство развития здоровьесберегающего поведения у старших дошкольников».

laquo;Игры и игровые ситуации как средство развитияздоровьесберегающего поведения у старших дошкольников». Воспитатель: Антонова Л.АСохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения...

Методическая разработка для воспитателей по теме: «Экспериментирование как средство развития познавательной деятельности у старших дошкольников»

С момента своего рождения дети стремятся исследовать окружающий их мир. Особенно ярко познавательные наклонности проявляются у детей дошкольного возраста. В современной, стремительно изменяющейся...

Игры и игровые ситуации как средство развития здоровьесберегающего поведения у старших дошкольников

Игры и игровые ситуации как средство развития здоровьесберегающего поведения у старших дошкольников Цель здоровьесберегающей технологии в детском саду – обеспечение дошкольников высоким уро...

Статья.Дидактические игры как средство формирования произвольности поведения у старших дошкольников.

В многочисленных психологических исследованиях доказано, что формирование у детей навыков и привычек организованного поведения, умения действовать по инструкции, способности без посторонней помощи вза...

Роль воспитателя в профилактике конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста

В последние десятилетия в российском обществе сохраняется напряженная социальная, экономическая, демографическая ситуация, что непосредственно сказывается на росте негативных тенденций в становлении л...