методические рекомендации для воспитателей по формированию бережного отношения детей к природе.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
методические рекомендации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_dlya_vospitateley_.docx | 24.48 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное учреждение
Детский сад № 14 Кировского района
методические рекомендации для воспитателей по формированию
бережного отношения детей к природе.
Составил воспитатель
Веремеева Яна Андреевна
Санкт – Петербург
2016
Актуальность экологического воспитания сегодня имеет большое значение. Очень важно уже в детстве сформировать у ребенка щадящее, оберегающее и ответственное отношение как ресурсам и объектам дикой природы, так и к достижениям цивилизации - этой "второй" природы, созданной руками и умом человека. Чтобы у ребенка появилось желание беречь другие живые существа, они должны существовать вокруг него в достаточном количестве: пищащие, порхающие, цветущие, вызывающие желание познакомиться с ними поближе, понять, помочь.
Это могут быть живые обитатели в живых уголках в ДОУ (попугайчики, хомячки, черепахи, аквариумные рыбки и разнообразные растения), домашние животные в деревне или на даче, цирковые дрессированные звери или обитатели зоопарков, лесов и вод.
К сожалению, можно часто увидеть, как маленький пытается раздавить жука или червяка, оторвать крылья бабочке - именно поэтому задача взрослых - воспитать у малышей устойчивое негативное отношение к таким актам вандализма, как разрушение гнезд, муравейников, бессмысленному уничтожению живых существ. Даже назойливого комара или муху не стоит убивать: ведь можно просто прогнать их, сохранив жизнь.
Мы должны показать детям зависимость жизни других существ от человека, даже от маленького ребенка, хрупкость этой жизни. Эти уроки могут стать уроками нравственности для малышей.
В старшем дошкольном возрасте представления детей о природных явлениях о неживой и живой природе должны расширяться и умножаться. В это время формируется реалистическое понимание этих явлений и умений устанавливать взаимосвязь между ними. Ушинский говорил, что логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей.
Современную экологию можно определить как науку о взаимодействиях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека и природы, экологические связи, по моему мнению, отражают самую сущность экологии. Без их раскрытия окажется, попросту, невозможным полноценное экологическое воспитание детей.
Чтобы такое воспитание осуществлять, нужно решить по крайней мере три задачи:
1. Доказать детям, что в природе все взаимосвязано;
2. Помочь понять им, для чего нужны природные связи: для того, чтобы не нарушать их, ибо нарушение людьми природных связей влечет за собой плохие последствия (и для природы, и для человека), зная же эта связи можно использовать природу разумно и бережно;
3. Помочь детям научиться строить свое поведение в природе. На основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков (здесь мы выходим на правила поведения в природе).
Важно поставить перед собой задачу: научить детей, не только видеть красоту окружающей природы, но и вызвать у них желание участвовать в ее создании. Но с чего начать?
В комнате природы, чтобы возрос интерес к ее обитателям, давать детям возможность общения с обитателями в любое время, давать задания, связанные с наблюдением. Закрывает ли рыбка глаза, что происходит с растением ,если его не поливать. Знакомить с родиной растений, чтобы дети осуществляли осознанный уход за ними. Из этих бесед дети могут сами сделать выводы: почему "Ванька мокрый" такой сочный, а у кактуса нет листьев. Узнать из новых бесед, какие животные живут в природе рядом с этими растениями.
Рассматривать значение этих растений (плющ - с одной стороны ядовитое растение, с другой стороны лекарственное), находить родственников среди растений. Научить находить индивидуальность каждого растения, составлять о них сказки и загадки.
Очень важно убедить родителей продолжать начатое в детском саду дело и дома, в семье.
Чтобы полученные знания ми выводы не ушли из памяти они заносились в календарь наблюдений. В результате этого, знания у детей систематизировались. Дети видели, как изменения в природе влияют на животных, на детские игры, труд людей и т.д.
Несомненную ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в разное время года и при разном освещении (солнечный день, пасмурный, туман, сумерки).
Наблюдения, прогулки, экскурсии давали обогащенную почву для размышлений, побуждали в детях пытливость и любознательность. Дали возможность собрать необходимый природный материал (шишки, ветки, коряги) для дальнейшего изготовления различных поделок. Во время наблюдений у детей возникали бесчисленные "Почему?" и "Зачем?", а мне позволили следить за детскими проявлениями во время общения с природой, (пусть сначала научатся радоваться, что б потом могли оценить потери).
Я объяснила им , что народ издавна замечал, что животные и растения определенным образом ведут себя перед сменой погоды. Детей очень заинтересовали народные приметы. Вспомнили несколько народных примет.
Дала задание, узнать дома хотя бы по одной. Сколько было радости, когда приметы эти подтверждались собственными наблюдениями! А меня больше радовало, что используя полученные знания ребята особенно старались проявить заботу о животных и растениях.
В старшей группе я стала показывать на одном двух объектах, что без взаимосвязей не может обойтись природа. Объекты природы рассматриваются м разных сторон: комары - хорошо, комары - плохо; крапива - хорошо, крапива - плохо; и т.д.
Природные факторы также рассматриваются с двух позиций: добрые в одном случае и злые в другом (солнце, вода).
В ходе этих занятий рассказываю детям о бедах атмосферы и что этим бедам способствует.
В раскрытии связей природы (живой - неживой, живой - живой, неживая - человек, живая - человек) помогают игры, которые иногда мы придумываем сами. Например:"четвертый лишний" (белочка, зайчик гриб, елочка). Как их объединить? Детям очень нравится придумывать такие игры. Играют в них охотно с интересом.
На занятиях из серии "Растения летом и осенью" появляется возможность раскрыть интересные взаимосвязи между растениями и животными, показать черты приспособленности плодов и семян некоторых растений к распространению.
Предлагаю детям следующие вопросы:
• Докажи на примерах, что растения и животные тесно связаны между собой.
• Почему для растений очень важно, чтобы распространялись их плоды и семена?
• Почему плоды дуба и орешника не могут распространяться ветром, а плоды липы березы, клены могут?
• Какое значение для леса играют грибы?
• На занятиях из серии "Насекомые и птицы нашей области" отмечаем черты приспособленности птиц к условиям нашего региона, обсуждаем такой интересный факт, касающийся перелетных птиц.
• Почему они улетают еще за долго, до исчезновения корма?
• Как же птицы узнают о приближении голодного времени. Оказываются, они замечают, что к осени дни становятся короче и это служит им сигналом к отлету.
Много возможностей для раскрытия экологических связей на занятиях "Птицы зимой". Например, узнав о жизни снегирей, дети обратят внимание на то, что эти птицы прилетают к нам из более холодных мест. Там зима наступила раньше и большая часть корма уже съедена. Дети узнают о том, что с наступлением зимы изменяется пища дятла (летом - насекомые, зимой - семена хвойных).
Рассматриваем строение клюва разных птиц и связываем с характером корма. Во время беседы о подкормке птиц, важно подчеркнуть, что холод легче переносят птицы если есть корм. При этом закладывается представление о взаимодействии (взаимосвязях) экологических факторах.
В СОД их серии "Насекомые и птицы" показываю, что рас-пространенное деление насекомых на вредных и полезных является не верным. Учу детей относится к насекомым бережно и вдумчиво, что бы ни одно насекомое не погибло от руки человека зря.
В СОД "Дикие животные" - продолжается формирование представления о приспособленности животных к условиям жизни, о пищевых цепях. Чтобы дети лучше представляли себе пищевые связи в природе, использую динамические схемы (модели). На фланелеграфе прикрепляются изображения животных и растений, а между ними стрелки. Работа с динамическими схемами вызывает у детей большой интерес.
Когда рассказываю, что такое лес, луг; где кто живет, обязательно обращаю, внимание какой этаж занимает объект. Учу детей жалеть данный объект если он в этом нуждается, (полить, подкормить и т.д.)
Как вывод знакомства с лесом и лугом, прудом и рощей выделяем правила поведения в этих местах, правила сбора даров природы, лекарственных растений.
Знакомлю детей с редкими растениями, животными, птицами и насекомыми нашего региона. Знакомлю, кто у нас и как охраняет природу. Учу и самих, относится к природе бережно. Вместе с детьми и родителями мы начали работу по составлению "Красной книги" нашего региона для детского сада.
Очень важно, чтобы, воспринимая весь материал, дети думали. Этому помогают такие методические приемы, как сравнение, индивидуальные задания, обращение к опыту детей; важно научить детей задавать вопросы себе, товарищам, воспитателю, родителям.
Взаимосвязь СОД с экологическими играми и развлечениями обогащает духовную жизнь детей, удовлетворяет их потребности в познании и отражении окружающего мира.
Моя задача - поддержать интерес к играм, дать пищу для его углубления.
Эффективное средство работы с родителями - экологический стенд. Здесь и высказывания знаменитых людей, статьи, призывающие к добрым чувствам, бережному отношению к природе, дающие конкретные экологические знания.
Подводя итоги работы, хочется отметить, что проводилась она не зря.
Наблюдая за растениями и животными, работая в цветнике, дети стали замечать то, на что раньше не обращали внимания.
Теперь они внимательнее относятся к обитателям природного угол-ка, любят дежурить, с удовольствием ухаживают за растениями, видят их красоту.
Дети самостоятельно обучены определять явления природы и вести календарь погоды.
Оказывают помощь зимующим птицам, подкармливая приготовленным для них заранее кормом.
Дети чаще интересуются поведением животных, птиц и сезонными изменениями растений - делятся впечатлениями со сверстниками, задают вопросы.
Так постепенно в процессе работы я стараюсь воспитывать у детей доброту, отзывчивость, развиваю детскую пытливость, любознательность, интерес, любовь к родной природе, желание заботиться о ней.
Уже виден результат работы. Многие дети, я замечаю, не ломают веток, не срывают цветы, не трогают насекомых, возмущаются, когда не только их ровесники, но и взрослые ведут семя в этом смысле неподобающе.
Привлечение родителей к экологическому воспитанию своих детей, нашло отражение в их участии и помощи при оформлении "Красной книги, изготовлении кормушек для птиц, сборе семян для корма зимующих птиц, изготовлении поделок из природного материала, организации и проведении праздников и экскурсий.
Предлагаю родителям сходить с детьми в лес, к реке, рассмотреть те или иные объекты, послушать пение птиц. Советую, какие книги прочитать с детьми, какие стихи разучить.
Формами организации деятельности детей при ознакомлении их с природой являются занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, работа на земельном участке.
СОД - проводятся в определенные часы, по заранее разработанному плану, согласованному с программой. На занятиях воспитатель не только сообщает детям новые знания, но и уточняет, и закрепляет их. Главное в занятии - это усвоение детьми программного материала. Для этого используются разнообразные методы – наблюдение натуральных объектов, труда взрослых, дидактические игры, работа с картинами, чтение художественной литературы, рассказы, беседы.
Экскурсия – это СОД , на котором дети знакомятся с природой в естественных условиях: в лесу, на лугу, в саду, у водоема.
Экскурсии проводят в часы, отведенные для СОД. На экскурсиях осуществляется определенное программное содержание, усвоение которого обязательно для всей группы детей, что отличает экскурсии от повседневных прогулок. Пребывание на свежем воздухе в лесу или на лугу среди душистых цветов, движения и радостные переживания, обычно с этим связанные, благотворно сказываются и на физическом развитии детей. Выбор места экскурсии зависит от её задач и возраста детей. Экскурсии за пределы детского сада проводятся с детьми средней, старшей и подготовительной групп. Экскурсии в одни и те же места рекомендуется проводить в разное время года. Готовясь к экскурсиям, воспитатель заранее посещает те места, куда намечается экскурсия. В проведении экскурсии большую роль играет организация детей.
Перед выходом проверяют, всё ли необходимое они взяли, затем напоминают детям, как они должны вести себя.
Прогулки – ежедневные прогулки широко используются для ознакомления детей всех возрастных групп с природой. Они могут носить характер небольших экскурсий, во время которых воспитатель проводит осмотры участка, организует наблюдение за погодой, сезонными изменениями в жизни растений, животных. На прогулках дети знакомятся с природой по намеченному плану, заранее составленному на основе программы и с учётом местных условий. Программное содержание плана осуществляется на ряде прогулок в то время, когда появляются те или иные явления природы. На прогулках воспитатель организует игры с использованием естественного материала – песка, снега, воды, листьев. Для игр во время прогулок на земельном участке нужно иметь ящик с песком, небольшой бассейн, водоплавающие игрушки. Во время повседневных прогулок дети участвуют в трудовых процессах: сгребают опавшие листья, очищают дорожки от снега, поливают растения.
Работа на земельном участке – на земельном участке дети трудятся преимущественно после дневного сна. Так же, как и в уголке, это сочетается с наблюдениями и способствует накоплению у них знаний о растениях и животных, совершенствованию трудовых навыков и умений, воспитанию трудолюбия.
Работа в уголке природы – работа в уголке природы проводится в часы, отведённые для труда. Дети наблюдают за растениями и животными, привыкают к бережному отношению к ним, приучаются к совместному труду с взрослыми, друг с другом, а затем и самостоятельно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для воспитателей ДОУ «Формирование фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речевой деятельности у детей с ОНР достигается путем целенаправленной работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития, по фор...
Методические рекомендации для воспитателей по формированию основ патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Патриотическое воспитание старших дошкольников...
Консультация для педагогов "Воспитание бережного отношения детей к природе"
В настоящее время человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающей природе, их экологическая...
Консультация для родителей о воспитании бережного отношения детей к природе
Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес с одной стороны является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой ...
Методические рекомендации для воспитателей по формированию у детей интереса к интеллектуальным играм
Рекомендации...
Методические рекомендации для воспитателей по формированию основ бережливости у детей дошкольного возраста
Методические рекомендации по формированию основ бережливости у детей дошкольного возраста...
Консультация для родителей "Воспитание бережного отношения детей к природе"
Консультация для родителей "Воспитание бережного отношения детей к природе"...