Методические рекомендации для воспитателей по использованию игры в экологическом воспитании дошкольников
консультация

Соколова Юлия Владимировна

Методические рекомендации для воспитателей по использованию игры в экологическом воспитании дошкольников

 

Практическое использование дидактических игр на занятиях по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sokolova_yu.doc40 КБ
Microsoft Office document icon sokolova_yu.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Соколова Ю.В., воспитатель

ГБДОУ детский сад № 53

Колпинского района Санкт-Петербурга

Методические рекомендации для воспитателей по использованию игры в экологическом воспитании дошкольников

Практическое использование дидактических игр на занятиях по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Игра - не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними.

Игры проводят на занятиях, экскурсиях, прогулках в специально отведенное для них время.

Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Усложнение должно идти за счет расширения знаний и развития мыслительных операций и действий.

Дидактические игры, применяемые на занятиях, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе.

При использовании игр в системе экологического воспитания необходимо помнить несколько правил:

1.        Прежде чем провести игру, надо чётко выработать правила и критерии оценок.

2.        Оформить игру соответственно тематике, подобрать иллюстрации, дидактический материал.

3.        Добровольность - основа всего. Если ребёнок не хочет участвовать в игре – не заставлять его, наблюдая за играющими товарищами, он сам присоединится к ним – пусть и не на первой игре.

4.        Не затягивать игру во времени.

5.        Помнить, что игра благоприятная почва для решения воспитательных задач: от активизации отдельной личности до решения проблем целого коллектива.

6.        Игра должна помогать реализовывать цели и задачи экологического воспитания и обучения детей дошкольного возраста

7.        После игры надо дать детям возможность обменяться  мнениями, поделиться впечатлениями.

Игра – путь детей к познанию мира.

Детский сад, в котором я работаю №57 Колпинского района,  работает по «Примерной адаптированной программе для дошкольников с ТНР под редакцией профессора Лопатиной» в сочетании с парциальной программой «Юный эколог» С.Н.Николаевой.

В своей работе я использую разнообразные словесно – дидактические игры. Таким играм в нашей группе отведена особая роль. Словесные дидактические игры организуются как на знакомом детям материале, так и на  новом; с их помощью активизируется мышление детей, развивается речь. Можно выделить следующие виды дидактических игр: игры–путешествия, игры–поручения, игры–предположения, игры–загадки, игры–беседы.

Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Игры – путешествия (или их фрагменты) присутствуют на наших занятиях, в наблюдениях, труде. Например «Путешествие к морю», «Экскурсия в зоопарк», «Экспедиция в «Арктику». Путешествие – это единственный вид игры, сюжет и роли которой допускают прямое обучение детей, передачу новых знаний. Каждый  раз дети могут посещать новые места, знакомится с новыми явлениями. Большую помощь оказывает атрибутика в виде самодельных фотоаппаратов, биноклей. Дети активнее входят в роль, совершают больше игровых действий. Кроме того, «фотографирование» предполагает изготовление фотографий» - создание детьми рисунков на основе впечатлений.

Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. При изучении темы «Домашние животные» используем игру – практикум. Каждый ребёнок приносит игрушку – кошку или собаку. Разыгрывают сценки – ситуации. Например: животное хочет есть, дети кормят его, комментируя, чем питомец питается; и т.п. (купают, гуляют, ухаживают за питомцем.)  В процессе такой игры у детей формируются навыки ухода за домашними животными, ответственность, заботливость.

Игры – предположения «Что было бы, если…». Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга. Дети нашей группы имеют уже достаточный круг представлений о природе, могут интенсивно их использовать, сравнивать и объединять их. По этому мы имеем возможность широко использовать такие игры, как «Закончи предложение…». Например: «Белка осенью делает запасы, потому что…». «Летом бывает дождь, а зимой…» и другие.

Игровой момент занятия вносит загадывание загадок. В.П.Аникин определяет загадку как «мудрёный вопрос, заданный в форме замысловатого, краткого, как правило, ритмически организованного описания какого – либо предмета или явления». В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы. Загадки мы используем на занятиях, на экскурсиях, в играх. Сама форма загадки привлекает внимание детей и делает учение интересным, ненавязчивым.

Так же мы используем загадки – описания, например: «Отгадайте плод – круглый, оранжевый растёт на дереве в тёплой стране». Такие загадки упражняют детей в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, тренируют внимание. Так же можно предложить детям придумать загадки на предложенную тему – «Что бывает жёлтое», «Что бывает круглое?», «Что бывает летом?», «Живое – неживое?», «Летает – не летает?».

Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов.  Познавательный материал определяется лексической темой, содержанием игры. Игра в свою очередь, должна соответствовать умственным возможностям детей.

В конце почти каждого занятия, для закрепления изученного материала, можно проводить игру «Правильно – неправильно». Когда педагог даёт правильное утверждение – дети должны хлопать, когда неправильное – топать. Например: «Белка запасает на зиму грибы и орехи» - дети хлопают; «Белка живёт в норе» - дети топают. Эта игра концентрирует внимание. Ошибки сразу становятся видны. Можно ввести в игру мяч. Вместо хлопка дети ловят мяч, или отбрасывают его, если утверждение неверное. Тогда включается и ловкость, и скорость реакции ребёнка.

Для наших детей – детей старшего дошкольного возраста хорошим способам закрепления пройденного материала является игра – театрализация (инсценировка). Дети с удовольствием разыгрывают прочитанные сюжеты.

Неоценимую роль в закреплении знаний о природе играют разнообразные дидактические игры. Чёткое разъяснение правил игры, соблюдение их делают игру интересной и не сводят её к упражнению. Наши дошкольники с удовольствием играют в различные настольно – печатные игры: «Зоологическое лото», «Ботаническое домино», «Кто, где живёт?» и другие.

Также мы проводим тематические развлечения, которые состоят из целого ряда дидактических игр и приёмов, направленных на закрепление и обобщения пройденного материала. Одно из последних мероприятий, проведённое нами  в октябре, представлено в Приложении А.

Подвижные игры помогают развивать у детей ловкость, быстроту, силу. На прогулках, в конце экскурсии можно поиграть в подвижные игры, используя основы экологических знаний. Например, можно  усложнить уже знакомые игры: «У медведя во бору грибы ягоды беру», дети должны собрать разбросанные по площадке картинки съедобных грибов и ягод, оставив несъедобные, при этом убегая от «Медведя». Или «Лесные пятнашки»:  «Раз, два, три к берёзе беги» - пару игроков, успевших обхватить нужное дерево, не пятнают. Также с другими деревьями.

На прогулках с детьми, полезно обращать их внимание на сучки, сухие ветки, корни, которые по своим очертаниям напоминают птиц, зверей. Это очень радует их и способствует развитию наблюдательности и воображения.

Во время дидактической игры с растениями необходимо воспитывать бережное к ним отношение.

Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности. Наша любимая игра «Волшебный мешочек». В заранее приготовленный мешочек кладутся, например, овощи или фрукты. Дети по очереди опускают руку в мешочек, берут предмет, ощупывают его, называют, а затем вынимают и показывают его всей группе. Дидактические игры можно постепенно усложнять. Так, например, узнавание предметов следует давать сначала по внешнему виду, потом на ощупь, затем по описанию и, наконец, по ответам на поставленные вопросы к загадке.

Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные с природой. Основная особенность творческих игр: они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Воспитатель должен приглядываться к творческим играм, чтобы в дальнейшем учесть, какие знания достаточно усвоены детьми, какие следует уточнить, расширить.

Одним из видов творческих игр, являются строительные игры с природным материалом. Воспитатель, руководя такой игрой, дает знания детям не в готовом виде, а с помощью поисковых действий.

В ходе игры с природным материалом (снегом, водой, песком) воспитатель, беседуя с детьми, помогает им усвоить некоторые свойства материала, помогает в его отборе и использовании.

Усвоение знаний о природе при помощи игры не может не оказать влияния на формирование у детей бережного отношения к объектам животного и растительного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут её содержанием.



Предварительный просмотр:

Соколова Ю.В., воспитатель

ГБДОУ детский сад № 53

Колпинского района Санкт-Петербурга

Методические рекомендации для воспитателей по использованию игры в экологическом воспитании дошкольников

Практическое использование дидактических игр на занятиях по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Игра - не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними.

Игры проводят на занятиях, экскурсиях, прогулках в специально отведенное для них время.

Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Усложнение должно идти за счет расширения знаний и развития мыслительных операций и действий.

Дидактические игры, применяемые на занятиях, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе.

При использовании игр в системе экологического воспитания необходимо помнить несколько правил:

1.        Прежде чем провести игру, надо чётко выработать правила и критерии оценок.

2.        Оформить игру соответственно тематике, подобрать иллюстрации, дидактический материал.

3.        Добровольность - основа всего. Если ребёнок не хочет участвовать в игре – не заставлять его, наблюдая за играющими товарищами, он сам присоединится к ним – пусть и не на первой игре.

4.        Не затягивать игру во времени.

5.        Помнить, что игра благоприятная почва для решения воспитательных задач: от активизации отдельной личности до решения проблем целого коллектива.

6.        Игра должна помогать реализовывать цели и задачи экологического воспитания и обучения детей дошкольного возраста

7.        После игры надо дать детям возможность обменяться  мнениями, поделиться впечатлениями.

Игра – путь детей к познанию мира.

Детский сад, в котором я работаю №57 Колпинского района,  работает по «Примерной адаптированной программе для дошкольников с ТНР под редакцией профессора Лопатиной» в сочетании с парциальной программой «Юный эколог» С.Н.Николаевой.

В своей работе я использую разнообразные словесно – дидактические игры. Таким играм в нашей группе отведена особая роль. Словесные дидактические игры организуются как на знакомом детям материале, так и на  новом; с их помощью активизируется мышление детей, развивается речь. Можно выделить следующие виды дидактических игр: игры–путешествия, игры–поручения, игры–предположения, игры–загадки, игры–беседы.

Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Игры – путешествия (или их фрагменты) присутствуют на наших занятиях, в наблюдениях, труде. Например «Путешествие к морю», «Экскурсия в зоопарк», «Экспедиция в «Арктику». Путешествие – это единственный вид игры, сюжет и роли которой допускают прямое обучение детей, передачу новых знаний. Каждый  раз дети могут посещать новые места, знакомится с новыми явлениями. Большую помощь оказывает атрибутика в виде самодельных фотоаппаратов, биноклей. Дети активнее входят в роль, совершают больше игровых действий. Кроме того, «фотографирование» предполагает изготовление фотографий» - создание детьми рисунков на основе впечатлений.

Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. При изучении темы «Домашние животные» используем игру – практикум. Каждый ребёнок приносит игрушку – кошку или собаку. Разыгрывают сценки – ситуации. Например: животное хочет есть, дети кормят его, комментируя, чем питомец питается; и т.п. (купают, гуляют, ухаживают за питомцем.)  В процессе такой игры у детей формируются навыки ухода за домашними животными, ответственность, заботливость.

Игры – предположения «Что было бы, если…». Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга. Дети нашей группы имеют уже достаточный круг представлений о природе, могут интенсивно их использовать, сравнивать и объединять их. По этому мы имеем возможность широко использовать такие игры, как «Закончи предложение…». Например: «Белка осенью делает запасы, потому что…». «Летом бывает дождь, а зимой…» и другие.

Игровой момент занятия вносит загадывание загадок. В.П.Аникин определяет загадку как «мудрёный вопрос, заданный в форме замысловатого, краткого, как правило, ритмически организованного описания какого – либо предмета или явления». В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы. Загадки мы используем на занятиях, на экскурсиях, в играх. Сама форма загадки привлекает внимание детей и делает учение интересным, ненавязчивым.

Так же мы используем загадки – описания, например: «Отгадайте плод – круглый, оранжевый растёт на дереве в тёплой стране». Такие загадки упражняют детей в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, тренируют внимание. Так же можно предложить детям придумать загадки на предложенную тему – «Что бывает жёлтое», «Что бывает круглое?», «Что бывает летом?», «Живое – неживое?», «Летает – не летает?».

Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов.  Познавательный материал определяется лексической темой, содержанием игры. Игра в свою очередь, должна соответствовать умственным возможностям детей.

В конце почти каждого занятия, для закрепления изученного материала, можно проводить игру «Правильно – неправильно». Когда педагог даёт правильное утверждение – дети должны хлопать, когда неправильное – топать. Например: «Белка запасает на зиму грибы и орехи» - дети хлопают; «Белка живёт в норе» - дети топают. Эта игра концентрирует внимание. Ошибки сразу становятся видны. Можно ввести в игру мяч. Вместо хлопка дети ловят мяч, или отбрасывают его, если утверждение неверное. Тогда включается и ловкость, и скорость реакции ребёнка.

Для наших детей – детей старшего дошкольного возраста хорошим способам закрепления пройденного материала является игра – театрализация (инсценировка). Дети с удовольствием разыгрывают прочитанные сюжеты.

Неоценимую роль в закреплении знаний о природе играют разнообразные дидактические игры. Чёткое разъяснение правил игры, соблюдение их делают игру интересной и не сводят её к упражнению. Наши дошкольники с удовольствием играют в различные настольно – печатные игры: «Зоологическое лото», «Ботаническое домино», «Кто, где живёт?» и другие.

Также мы проводим тематические развлечения, которые состоят из целого ряда дидактических игр и приёмов, направленных на закрепление и обобщения пройденного материала. Одно из последних мероприятий, проведённое нами  в октябре, представлено в Приложении А.

Подвижные игры помогают развивать у детей ловкость, быстроту, силу. На прогулках, в конце экскурсии можно поиграть в подвижные игры, используя основы экологических знаний. Например, можно  усложнить уже знакомые игры: «У медведя во бору грибы ягоды беру», дети должны собрать разбросанные по площадке картинки съедобных грибов и ягод, оставив несъедобные, при этом убегая от «Медведя». Или «Лесные пятнашки»:  «Раз, два, три к берёзе беги» - пару игроков, успевших обхватить нужное дерево, не пятнают. Также с другими деревьями.

На прогулках с детьми, полезно обращать их внимание на сучки, сухие ветки, корни, которые по своим очертаниям напоминают птиц, зверей. Это очень радует их и способствует развитию наблюдательности и воображения.

Во время дидактической игры с растениями необходимо воспитывать бережное к ним отношение.

Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности. Наша любимая игра «Волшебный мешочек». В заранее приготовленный мешочек кладутся, например, овощи или фрукты. Дети по очереди опускают руку в мешочек, берут предмет, ощупывают его, называют, а затем вынимают и показывают его всей группе. Дидактические игры можно постепенно усложнять. Так, например, узнавание предметов следует давать сначала по внешнему виду, потом на ощупь, затем по описанию и, наконец, по ответам на поставленные вопросы к загадке.

Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные с природой. Основная особенность творческих игр: они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Воспитатель должен приглядываться к творческим играм, чтобы в дальнейшем учесть, какие знания достаточно усвоены детьми, какие следует уточнить, расширить.

Одним из видов творческих игр, являются строительные игры с природным материалом. Воспитатель, руководя такой игрой, дает знания детям не в готовом виде, а с помощью поисковых действий.

В ходе игры с природным материалом (снегом, водой, песком) воспитатель, беседуя с детьми, помогает им усвоить некоторые свойства материала, помогает в его отборе и использовании.

Усвоение знаний о природе при помощи игры не может не оказать влияния на формирование у детей бережного отношения к объектам животного и растительного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут её содержанием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов " Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников"

Методические рекомендации для педагогов  о роли дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников....

Методические рекомендации для воспитателей по использованию инновационных технологий проведения утренней гимнастики на основе игры с детьми разных возрастных групп

Утренняя гимнастика как одна из форм двигательной активности является важнейшей составляющей в развитии дви­гательной сферы ребенка-дошкольника, а также в формировании у него основ здо­рового образа ж...

Методические рекомендации для воспитателей по использованию проектной деятельности в обучении дошкольников рассказыванию по картине

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. И одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Этот метод актуале...

Использование игры в экологическом воспитании дошкольников.

Экология, как дает объяснение словарь, - это раздел биологии, изучающий взаимоотношения животных и растений с окружающей средой. Экологи выделяют три группы факторов, определяющих особенности жизни жи...

Консультация для воспитателей "Технология использования сказки в экологическом воспитании дошкольников"

Сказка не только развлекает, но ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Если в сказку внесены некоторые биологические знания и понятия о взаимоотношениях живых орг...

Использование игры в экологическом воспитании дошкольников методические рекомендации для воспитателей ОУ

Использование игры в экологическом воспитании дошкольниковметодические рекомендации   для воспитателей ОУ...

Методические рекомендации для воспитателей по использованию метода Дихотомии в игре «Да-нет»

Методические рекомендации для воспитателей с использованием ТРИЗ технологии...