«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ» В ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
консультация (младшая группа)

Ценева Мария Анатольевна

Введение в действие ФОП дошкольного образования  поставило перед педагогами множество вопросов, связанных с пересмотром многих сторон жизни детского сада - от среды до образовательного процесса. И связано это вовсе не с тем, что современные дети развиваются не так, как дети предыдущих поколений, и им нужны совершенно особые, уникальные условия. Напротив,  Федеральная образовательная программа  призвана закрепить за ребенком право не торопиться, обжиться в своем возрасте, освоить все его ресурсы теми способами, которые свойственны его возрасту. У  детей появляются новые возможности.

           Основная из них - прожить дошкольное детство в соответствии со своими потребностями и возможностями, а также - заявить о себе: о том, что он тоже знает, как устроен мир, и у него есть свои представления о прекрасном, что он много может и умеет, что он думает.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ» В ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Педагоги, работающие по основной образовательной программе дошкольного образования, создают все условия для того, чтобы у ребенка появилась возможность:

быть услышанным и оцененным;

решать проблемные ситуации, устанавливать связи там, где это неочевидно;

аргументировать свои суждения, предлагать собственные творческие решения;

работать в группах, сотрудничать, помогать друг другу;

уходить от помощи взрослого, двигаясь к автономии группы («мы сами»);

решать задачи, ставить их, преодолевать препятствия, реализовывать свои намерения.

А что это, как не навыки, крайне необходимые человеку XXI века, пресловутые четыре «К»: коммуникативность, креативность, командная работа, критическое мышление?

Одним из развивающих и в то же время очень естественных для дошкольников форматов организации жизни в группе может стать образовательное событие.

Для педагогов, работающих по программе «От рождения до школы», очень важно выстраивать образовательную деятельность с детьми с учетом зоны ближайшего развития (Л. С. Выготский), а так же с учетом пространства детской реализации (Н.Е. Веракса). Событийный формат образовательной деятельности позволяет проектировать ситуации, в которых у ребенка появляется осмысленная потребность как в осознанном владении имеющимися в социуме культурными нормами, так и в творческом подходе к использованию появившихся умений. Образовательное событие становится тем пространством возможностей, в котором ребенок является инициатором собственной образовательной деятельности.

В контексте образовательной деятельности в детском саду образовательное событие - это особая ситуация, которая организуется педагогом в образовательных целях. За кажущимся на первый взгляд исключительно игровым сюжетом стоит продуманная и кропотливая работа взрослого, направленная на появление у ребенка как необходимых для жизни универсальных качеств (коммуникативные и познавательные способности, саморегуляция), так и более конкретных, предметных результатов, без которых ближайшее будущее (обучение в школе) может существенно осложниться.

Образовательное событие долгосрочно, это достаточно длительный отрезок времени, когда все дети вовлечены в единую, общую для всей группы историю, т. е. каждый может найти себе занятие, которое будет интересно, актуально и значимо для его развития.

Особенности образовательного события:

1. Образовательное событие - часть полноценного образовательного процесса, в него закладываются ситуации, при разрешении которых дети приобретают новые знания, умения, формируют представления.

2. Образовательное событие - развернутая история, подчиненная единой теме, интересной и доступной для дошкольников.

3. Образовательное событие подчиняется законам драматургии, в ней есть завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка. Однако, в отличие от театрализованной или сюжетной игры, ребенок получает возможность выстроить реальную картину мира, наделить ее смыслом.

4. Образовательное событие - история, происходящая в течение длительного периода. У детей должно быть достаточно времени для вхождения в образовательное событие, обсуждения, планирования, подготовки, для неожиданных поворотов и выхода из них. Образовательное событие не завершается развязкой. Оно продолжает существовать в виде воспоминаний, обращений к детской «документации», рефлексии.

5. Образовательное событие требует от воспитателя особого внимания к эмоциям детей. Основным критерием успешности образовательного события является не выполнение всех задуманных мероприятий, а эмоциональный настрой детей, их вовлеченность.

Структура образовательного события:

1. Эмоциональный взрыв - получение известия, принятие решения.

2. Ожидание самого события, подготовка к нему - в это время человек предпринимает конкретные действия. Грядущее событие подогревает интерес, держит в состоянии возбуждения, иногда меняет режим, образ жизни.

3. Наступление ожидаемого события - еще один эмоциональный взрыв.

4. Жизнь после события - жизнь, которую это событие, возможно, круто изменило.

В основе любого образовательного события лежит очень сильная эмоция, или аффект. Деятельность, на которую ребенок не отозвался эмоционально, неэффективна.

Чтобы интерес к деятельности внутри образовательного события не угасал, дети должны понимать не только что они делают, но и зачем, с какой целью. И детям должно быть очень важно то, чем они занимаются.

Для малышей таким смыслом может стать помощь игровому персонажу. Они охотно включаются в игровую, нереальную ситуацию. Они готовы лепить из пластилина грибочки, чтобы помочь сделать белочке запасы на зиму. Они уверены в том, что нарисованные пальчиком ягодки рябины помогут снегирям пережить суровую зиму, и с радостью откликаются на любую самую фантастическую ситуацию, в которой присутствует герой, попавший в затруднение.

При этом в младшей группе образовательное событие имеет одну принципиально важную особенность. Детям этого возраста очень сложно удерживать несколько задач одновременно. Они или играют, или познают (если речь идет о предметных результатах). Дети либо выходят из образа, теряют интерес к игре и начинают выполнять поставленную задачу, либо - и это более естественно для малышей - не выходят из образа и игнорируют предметную задачу. Именно из-за этой особенности большая часть образовательных событий в младшей группе должна быть нацелена на игру, на создание образов.

Типы образовательных событий:

Образовательные события в детском саду могут отличаться по типу сюжета (реальный - подготовка к спектаклю, цирковому представлению, изготовление атрибутов, декораций, приглашений; игровой - «помогаем бельчонку», «спасаем зверей», «путешествуем на Северный полюс», «ищем сокровища»), наличию привязки к календарному времени (привязанные к определенному времени - календарные, события-традиции или не зависящие от времени года - поиски клада, путешествия, исторические экскурсы), способу организации (запланированный воспитателем, спровоцированный воспитателем, спонтанно возникший по инициативе детей).

Требования стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Исходя из которых, составлен желаемый портрет выпускника дошкольной образовательной организации, одним из пунктов портрета является: «Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способность самостоятельно действовать в повседневной жизни. В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе». И в связи с этим экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Технология образовательного события позволяет детям исследовать различные объекты в процессе экспериментирования.

Образовательное событие, как любая образовательная единица, имеет свою структуру. Оно состоит из определения темы образовательных событий, определение целей и задач предстоящего образовательного события, планирование этапов подготовки, подготовка к образовательному событию, проведение образовательного события, рефлексия, эффект от участия в образовательном событии.

Образовательное событие «Что случилось с лесом?»

В группу к детям прибегает встревоженный герой (это может быть Заяц, Степка - Растрепка и др.). Он сообщает, что все листья стали желтеть, краснеть, опадать. Наверно, лес заболел желтухой и краснухой. Нужно срочно что-то делать. Герой разработал план по спасению леса: красные и желтые листья немедленно закрасить зеленой краской, а опавшие листья привязать обратно к деревьям. Но один он не справится, поэтому просит ребят помочь ему.

Возможные образовательные ситуации:

герой часто обращается к детям с вопросами, которые в пронес обсуждения помогут им сформировать понятие «осень»;

в один из дней герой может сильно промокнуть, что станет поводом обсудить соответствующую одежду, исследовать ее на промокаемость;

герой обнаружит, что с огорода вдруг пропала его любимая морковка - что могло случиться, куда она подевалась? Это повод для беседы об овощах;

герой озабочен пропажей своего друга Скворушки - обсуждене темы перелетных птиц.

По окончании образовательного события в группе могут появиться:

«Большая осенняя книга», где будет представлено все, что дети узнали об осени;

коллекция сухих листьев, семян;

рисунки овощей, фруктов

Эксперимент с листьями:

- Приготовить воду в тарелочках, опустите листики в воду.

- Что произошло с листиками?

- Почему листики не утонули?

Вывод: Листья не утонули, потому что они легкие.

Образовательное событие «Приключение льдинки»

Однажды зимой бельчонок принёс домой льдинку, сосульку, он оставил её в дупле, на полу в прихожей, а сам пошёл обедать, а потом спать. Когда проснулся, сразу вспомнил про льдинку, побежал в прихожую. Льдинка пропала – нет нигде, зато на полу блестела грязная лужица.

Возможные образовательные ситуации:

провести беседу о времени года «Зима»;

педагог обобщает знания детей, рассказывая о свойствах воды;

рассказать, какую пользу приносит вода людям, животным, растениям;

почему льдинка превратилась в воду

По окончании образовательного события в группе могут появиться:

рисунок, аппликация.

памятка - коллаж по проведению опыта.

Эксперимент водой.

Понадобиться вата, салфетки, ткань, стаканчики, это воронка.

Взять пустой стакан вставить в него воронку, а в воронку вложите вату. Затем переливаем из большого стакана тонкой струйкой в маленький стаканчик, но стакан наливать не полный.

Вывод: Вода стала чистая, без мусора.

А где же грязь и мусор?

Грязь и мусор остались на вате.

То же самое провести с помощью ткани, салфеток.

Закончить свое выступление хочу словами Антона Семеновича Макаренко: «Большое значение в жизни человека имеют яркие и волнующие события, а движение коллектива к ним и участие в них, являются поворотными пунктами в биографии ребенка, его мировосприятия и формирования нового взгляда на жизнь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по формированию первичных представлений об объектах окружающего мира у детей младшего дошкольного возраста

Программа по формированию первичных представлений об объектах окружающего мира у детей младшего дошкольного возраста посредством включения их в проектную деятельность(возраст 2-3 года)....

Обобщенный опыт работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПРИРОДНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ»

В данной работе разработаны планирование и конспекты деятельности на прогулке с детьми младшего дошкольного возраста. Эта работа может оказать методическую помощь воспитателям при организации на...

Отчет по теме самообразования: «Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста в совместной деятельности с взрослыми».

Ознакомление детей раннего дошкольного возраста с окружающим миром через игровую деятельность.Актуальность темы опыта работы.Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любоп...

«Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой.»

Перед педагогами стоит задача воспитывать полноценную личность путем приобщения детей к культуре в целом. В современных условиях книгу заменили кино, телевидение, компьютер. Но как бы- то, ни было, ли...

Программа профессионального саморазвития "Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей младшего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой"

АКТУАЛЬНОСТЬВ. А. Сухомлинский отмечал, что «…Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя…».Для маленьких детей, которые еще не научил...

Приложение к программе профессионального саморазвития "Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей младшего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой"

quot;Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей младшего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой"...