План самообразования «Развитие социально-эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (подготовительная группа)

Кравцова Светлана Сергеевна

Самообразование воспитателя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_podgotov_gruppa_kravtsova.docx32.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - «Детский сад №239»

(МБДОУ ЦРР – «Детский сад №239»)

План по самообразованию

Тема: «Развитие социально-эмоционального интеллекта

 детей старшего дошкольного возраста» 

Подготовительная группа №3

2024-2025 учебный год

Разработчик: воспитатель

Кравцова С.С.

2024

Пояснительная записка

В каждом человеке - солнце.

Только дайте ему светить.

Cократ

Актуальность:

Дошкольное детство – достаточно короткий отрезок жизни человека, всего первые шесть – семь лет жизни. Вместе с тем, они имеют очень большое значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста.

Особенно важным периодом для этого является старший дошкольный возраст – ребенок стоит на пороге поступления в школу. А там для него откроется новый мир – новый коллектив и более сложные препятствия, к которым он должен быть готов.

В современном мире гаджеты часто заменяют живое общение, дети стали меньше говорить друг с другом, а ведь именно общение обогащает жизнь детей. И нам так хочется, чтобы наши дети были добрыми, нежными, любили близких им людей. Дети чаще взрослых находятся "в плену эмоций", поскольку еще не могут управлять своими чувствами, а это может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.

Современный родитель, к сожалению, мало внимания уделяет этой проблеме, ему важнее научить ребёнка читать, писать, считать, так как ему кажется этого достаточным для дальнейшего развития ребенка. Именно поэтому так важно объяснить родителям, что одно из важнейших мест в развитии личности занимает именно социально-эмоциональное развитие, и начинать его необходимо именно в дошкольном возрасте, так как именно в это время мы закладываем первые и самые главные черты характера человека.

При всей кажущейся простоте распознание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенного уровня развития. Ведь чем больше ребенок знает, какие бывают эмоции, тем точнее он поймет состояние другого человека.

Мы, взрослые, должны помочь детям научиться управлять своими чувствами и эмоциями. Воспитывая в ребенке целеустремленную, жизнерадостную личность, мы учим детей открывать для себя сложный и удивительный мир чувств.

Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования в сфере социальных отношений ставит себе следующие задачи:

  • поддерживать положительную самооценку ребенка, уверенность в себе, осознание роста своих достижений, чувства собственного достоинства, стремления стать школьником;
  • обогащать опыт применения разнообразных способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками; развитие начал социально-значимой активности;
  • обогащать эмоциональный опыт ребенка, развивать способность ребенка распознавать свои переживания и эмоции окружающих, осуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных ситуациях и обосновывать свои намерения и ценностные ориентации;
  • развивать способность ребенка понимать и учитывать интересы и чувства других; договариваться и дружить со сверстниками; разрешать возникающие конфликты конструктивными способами;
  • воспитывать привычки культурного поведения и общения с людьми, основ этикета, правил поведения в общественных местах;

Вышеуказанные задачи нацеливают меня на развитие социально-эмоционального интеллекта детей и становления их личности.

Цель:

Создать благоприятные условия для развития социально-эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста; повысить собственную компетентность в вопросах социально-эмоционального развития детей.

Задачи:

Для педагога:

-изучить литературу по вопросам социально- эмоционального развития для детей старшего дошкольного возраста;

-разработать  перспективный план работы на тему «Развитие социально-эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста»; 

-оформить и обогатить центр социально-эмоционального развития детей дидактическим материалом, пособиями для занятий, играми, картотеками.

-повысить уровень компетентностей педагогов в вопросах развития эмоционального интеллекта дошкольников;

Для воспитанников:

Познавательные:

-Познакомить детей с основными эмоциями: радостью, удивлением, злостью, безразличием, страхом, стыдом, жалостью, обидой, скромностью;

-Расширить  представления ребёнка о себе, своём организме, своих личностных качествах и возможностях;

-Учить распознавать собственные эмоции и эмоции других людей;

-Учить определять эмоциональное состояние других по мимике и пантомимике;

Развивающие:

-Развивать способность делиться своими переживаниями, описывать свои эмоции;

-Формировать представления о положительных и отрицательных эмоциях;

-Формировать умение контролировать свои эмоциональные реакции;

-Обогащать словарь детей;

-Формировать у детей умение осознанно относиться к собственным чувствам, эмоциям, переживаниям, чувствам и переживаниям других людей;

-Развивать у детей умение принимать и уважать позицию другого человека, быть терпимым к различиям в предпочтениях, вкусах и потребностях;

-Формировать представления у ребёнка о том, что все мы нуждаемся друг в друге.

Воспитательные:

-Воспитывать культуру взаимоотношений;

-Способствовать усвоению норм нравственного поведения, правил этикета;

-Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, творческими).

Для родителей:

-Ознакомить родителей с темой, целями, задачами и актуальностью работы;

- Повысить родительскую компетенцию в вопросах развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.

Срок реализации : сентябрь - май 2024-2025 года.

Участники: Кравцова С.С.- воспитатель, воспитанники группы, родители.

Форма работы с детьми

В процессе реализации темы по самообразованию используются следующие формы работы с детьми:

1.​ Беседы с детьми;

2. Чтение художественной литературы и совместный анализ прочитанного произведения;

3.​ Рассматривание и обсуждение иллюстраций;

4. Дидактические игры, игры с мячиком эмоций;

5.​ Театрализованные игры – ситуации;

6.​ Речевая игра «Расскажи историю в разном настроении»;

7.​ ​Игровые упражнения по развитию мимики;

8. Разучивание стихов на тему «Эмоции бывают разные»;

9. Итоговое занятие - развлечение «По дороге в сказочную страну эмоций».

Форма работы с родителями

1.Оформление информационного уголка для родителей: консультации, памятки и рекомендации для родителей;

2.Совместная деятельность по созданию: рисунков на тему «Мои эмоции»; коллажа «Наши эмоции такие разные»;

3.Отчетная презентация для родителей «По дороге в сказочную страну эмоций».

Работа с педагогами

1. Консультация «Эмоции и их влияние на образовательный процесс»

2. Консультация «Создание условий для эмоционального благополучия детей в ДОУ и семье»

3. Мастер-класс «Игры, которые помогут детям разобраться со своими эмоциями»

Этапы реализации:

1. Подготовительный этап (разработка плана) август

- Разработка перспективного плана по самообразованию на тему «Развитие социально-эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста»; 

-Определение проблемы, постановка цели и задач;

-Определение методов работы;

-Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, источников сети Интернет;

-Подбор материалов: дидактических, подвижных, сюжетно- ролевых игр по данной тематике;

-Разработка картотеки игр для развития социально-эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста;

2. Основной этап (реализация плана) сентябрь-май

-Формирование знаний, умений, навыков, в частности в решении проблем с помощью взрослого и самостоятельно.

3. Заключительный этап

-Выставка рисунков «Я и мое настроение», коллаж эмоций;

-Проведение развлечения «По дороге в сказочную страну эмоций»;

-Показ презентации по итогам реализации плана по теме «Развитие социально-эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста».

Ожидаемый результат:

Для детей:  

- умеют поддерживать дружеские взаимоотношения между сверстниками;

- проявляют такие качества, как сочувствие, отзывчивость в различных видах деятельности;

- умеют проявлять в различных ситуациях заботу об окружающих, с благодарностью относится к помощи и знакам внимания;

- научились распознавать собственные эмоции и эмоции других людей по  мимике;

-умеют   выражать   свои  мысли и желания,  использовать  речь  для   передачи   своих  эмоций, чувств  и  желаний.

Для педагогов:

- создана доброжелательная атмосфера в коллективе;

- повысился уровень компетентностей педагогов в вопросах развития эмоционального интеллекта дошкольников.

Для родителей:

- повысилась родительская компетенция в вопросах развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста;

- созданы условия для обмена информации между родителями и педагогами.

Перспективный план работы с детьми и родителями по теме

«Развитие социально-эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста» (подготовительная группа)

Месяц

Форма работы с детьми

Форма работы с родителями

Изучение методической литературы, пополнение РППС

Сентябрь

-Беседа «Что такое эмоции»;

-Продуктивная деятельность: рисунок «Птица твоих эмоций (птица души)»;

-Рассматривание иллюстраций детей в разном настроении;

-Чтение «Сказка о невоспитанном мышонке»;

- Разучивание стихотворения «Радость!».  

-Консультация «Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста»

-Привлечь родителей к оформлению альбома рисунков «Птица Души».

-Социально-эмоциональное развитие дошкольников /Под ред. Н. В. Микляевой. – М. : ТЦ Сфера, 2013;

-Оформление картотек на тему эмоциональной сферы «Загадки», «Стихи».

-Оформление уголка «Мое настроение».

Октябрь

-Беседа «Дружба»;

-Продуктивная деятельность: рисунок «Изобрази свое настроение»;

-Дидактическая  игра- пазл «Эмоции и чувства»;

- Чтение рассказа А. Соколовского «Тимошкин нос»;

- Разучивание стихотворения «Я удивляюсь».  

-Консультация «Как развивать эмоции у детей старшего дошкольного возраста»

«Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников» - Тв. Центр : Москва,2010г.;  

-Изготовление мячика эмоций.

Ноябрь

-Игра с мячиком эмоций «Назови эмоцию и изобрази»;

-Игровые упражнения по развитию мимики: «Съели кислый лимон», «Рассердился на драчуна», «Встретили знакомую девочку», «Изобрази, как ты испугался»;  

-Чтение рассказа В. Осеевой «Обидчики»;

- Разучивание стихотворения «Я злой».  

-Консультация «Эмоциональный интеллект дошкольника»

-Памятка для родителей «Как ребенку справиться со злостью»

- Клюева И.В., Касаткина Ю.В. “Учим детей общению”. – Ярославль: Академия развития, 1996 г.;

- Оформление картотеки «Игры для развития эмоционального интеллекта детей»;

-Изготовление «Мешочек зла».

Декабрь

-Беседа об эмоциональных ситуациях «Для чего нужны друзья»;

-Продуктивная деятельность (рисование) «Изобрази настроение твоей семьи»;

-Рассматривание картин-ситуаций «Расскажи про ситуацию»;

-Дидактические игра пазл «Эмоции»;

-Разучивание стихотворения: «Безразличие».

- Совместный тематический рисунок родителей и детей «Какое настроение нашей семьи?»

- Консультация «Воспитание эмоциональной отзывчивости у детей в семье»

- Сидорова И. В. «Развитие и коррекция с использованием цвета эмоционального мира детей старшего дошкольного возраста». – СПб. : «Детство – пресс», 2013г.;

-Изготовление пазлов - разрезных картинок на тему «Эмоции».

Январь

-Беседа «Такие разные эмоции у тебя и у друзей»;

- Продуктивная деятельность «Мои страшилки» (рисование);

-Чтение рассказа К.Ушинского «Спор деревьев»;

- Разучивание стихотворения «Я боюсь».  

- Консультация «Как преодолеть страхи в старшем дошкольном возрасте»

- О. В. Нифонтова «Учим детей разрешать конфликт». – М. : ТЦ Сфера, 2011г.;

-Изготовление дидактической игры «На что похож твой страх?».

Февраль

-Беседа «Как можно узнать настроение человека»;

-Продуктивная деятельность: лепка «Грустный и веселый»;

-Чтение Н. Носов «Живая шляпа»

- Разучивание стихотворения «Стыд».  

Консультация «Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции»

-Д. Паркер, Д. Стимпсон «Чтобы ребенок рос счастливым». – Харьков. - «Книжный клуб», 2008г. ;

- Изготовление картотеки подвижных игр на тему «Эмоции».

Март

-Беседа «Когда мне грустно, когда мне радостно»

-Дидактическая игра «Угадай эмоцию»;

-Продуктивная деятельность:

изготовление коллажа на тему «Наши эмоции такие разные»;

-Чтение рассказа Н.Носов «Огурцы»;

- Разучивание стихотворения «Жалость».  

-Привлечь родителей к оформлению коллажа на тему «Наши эмоции такие разные».

-Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет. Диагностика, занятия, рекомендации. Авт. сост. :Н. Ф. Иванова. – Изд. «Учитель».

-Оформление приемной «Коллаж - наши эмоции такие разные».

Апрель

- Беседа «Нужно ли ссориться»;

-Отгадывание загадок на тему «Эмоции»;

-Продуктивная деятельность Театр «Веселый и грустный клоун»;

- Разучивание стихотворения «Я обижен».  

Буклет «Методы и приемы снятия агрессии у детей старшего дошкольного возраста».

- Ребенок без проблем. Решебник для родителей. М. :Эксмо, 2008 г. ;

- Изготовление раздаточного материала для театрализованной игры «Веселый и грустный клоун».

Май

- Итоговое занятие - развлечение «По дороге в сказочную страну эмоций»

Фото-презентация «По дороге в сказочную страну эмоций»

Изготовление, подготовка  дидактического материала для развлечения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития социально - эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста "Я и другие"

Программа развития социально -эмоциональной сферы предназначена для работы педагога - психолога с детьми старшего дошкольного возраста и рассчитана на два года: старшую и подготовительную группы. Прог...

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

План по самообразованию «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и ...

План самообразования «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через певчевскую деятельность на 2019-2024 гг.».

План самообразования «Развитие творческих способностей  детей старшего дошкольного возраста через певчевскую деятельность на 2019-2024 гг.»....

План самообразования: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».

В материале раскрыта актуальность развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности, представлены задачи работы, ожидаемые результаты, составлен план ...

План самообразования «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План самообразования «Развитие связной речи детей  старшего дошкольного возраста»...

Самообразование "Развитие социально - эмоционального мира детей младшего дошкольного возраста"

Актуальность работы состоит в том, что дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые 6-7 лет. Но они имеют очень большое значение. В этот период развитие идет б...