Самообразование "Развитие социально - эмоционального мира детей младшего дошкольного возраста"
методическая разработка (средняя группа)
Актуальность работы состоит в том, что дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые 6-7 лет. Но они имеют очень большое значение. В этот период развитие идет бурно и стремительно.
Особенно важным и в то же время своеобразным можно назвать возраст 3-4 лет. В этот период ребенок начинает познавать свое «Я», свою активность, деятельность. Усложняется эмоциональная жизнь малыша. От общения только с матерью ребенок переходит к общению со сверстниками. Именно в этом возрасте ребенок чаще всего приходит в детский сад и попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, снижением активности.
В этом возрасте встречаются дети с недоразвитием речи или даже с полным безречием. Это в сочетании с несформированностью мотивации общения ведет к нарушению активности разных компонентов деятельности.
В ряде случаев у детей развиваются патологические качества личности, невротические черты характера. Как реакция на речевую недостаточность у детей отмечается замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряженное состояние, повышенная раздражительность и т.д. Иногда дети пользуются речью только в эмоционально окрашенных ситуациях. Боязнь ошибиться и вызвать насмешку приводит к тому, что они стараются обойти речевую трудность, отказываются от общения речью, охотнее используют жесты.
Данная система работы позволяет ребенку легче адаптироваться в группе детей, создает условия для самовыражения, объединяет всех детей совместной деятельностью, способствует повышению уверенности в своих силах, появления сплоченности, знакомит с навыками релаксации и саморегуляции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya.docx | 32.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие социально - эмоционального мира детей младшего дошкольного возраста
2020-2021
Актуальность работы состоит в том, что дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые 6-7 лет. Но они имеют очень большое значение. В этот период развитие идет бурно и стремительно.
Особенно важным и в то же время своеобразным можно назвать возраст 3-4 лет. В этот период ребенок начинает познавать свое «Я», свою активность, деятельность. Усложняется эмоциональная жизнь малыша. От общения только с матерью ребенок переходит к общению со сверстниками. Именно в этом возрасте ребенок чаще всего приходит в детский сад и попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, снижением активности.
В этом возрасте встречаются дети с недоразвитием речи или даже с полным безречием. Это в сочетании с несформированностью мотивации общения ведет к нарушению активности разных компонентов деятельности.
В ряде случаев у детей развиваются патологические качества личности, невротические черты характера. Как реакция на речевую недостаточность у детей отмечается замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряженное состояние, повышенная раздражительность и т.д. Иногда дети пользуются речью только в эмоционально окрашенных ситуациях. Боязнь ошибиться и вызвать насмешку приводит к тому, что они стараются обойти речевую трудность, отказываются от общения речью, охотнее используют жесты.
Данная система работы позволяет ребенку легче адаптироваться в группе детей, создает условия для самовыражения, объединяет всех детей совместной деятельностью, способствует повышению уверенности в своих силах, появления сплоченности, знакомит с навыками релаксации и саморегуляции.
Целью работы является введение ребенка в сложный мир человеческих взаимоотношений, формируя мотив общения, коммуникативное намерение и потребность в общении, и тем самым помочь ему адаптироваться в группе детей.
Задачами данной работы являются:
1. Формировать чувство принадлежности к группе;
2. Формировать позитивное отношение к своему «Я» и к сверстникам;
3. Способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности;
4. Развивать навыки социального поведения;
5. Развивать способность к эмпатии, сопереживанию;
6. Развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения;
7. Корректировать его нежелательные черты характера и поведения;
8. Развивать психические функции, мелкую моторику рук.
Исходя из этого, я, свою работу поделила на 4 раздела, которые затрагивают основные сферы социального общения ребенка: общения с самим собой, общение со сверстниками, общение с окружающими и взрослыми.
Первая тема – изучение ребёнком своего «Я», своего маленького мира. Понимание и принятие малышом своих индивидуальных особенностей, поведенческих реакций и личностных возможностей имеет важное значение для дальнейшего развития социальных отношений. Когда ребенок счастлив, спокоен и находится в мире с самим собой, он переносит эти чувства и взаимоотношения с окружающими: ровесниками и взрослыми. Общаясь со сверстниками, малыш учится устанавливать контакты, считаться с другими, постоять за себя. Эффективные взаимоотношения с детьми помогают ребенку без проблем войти во взрослый мир.
Ребенок учится понимать свое место в семье, различать хорошие и плохие поступки и устанавливать контакт с окружающими людьми.
Далее затрагиваются некоторые вопросы этикета. Культурный человек не только владеет приемами общения, но и обладает такими качествами, как сочувствие, сопереживание, добросердечность, уважительное отношение к людям.
При работе над планом по самообразованию за основу было взято методическое пособие И.А. Пазухиной «Давай поиграем!» тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. – Санкт-Петербург, 2010.
План работы во второй младшей группе по теме «Развитие социально - эмоционального мира детей младшего дошкольного возраста» на 2020 – 2021 учебный год
Сроки | Формы работы | Создание условий | ||
с детьми | с родителями | самообразование | ||
сентябрь | Диагностика детей, изучение метод. лит-ры и составление плана работы. | |||
РАЗДЕЛ 1. «Я сам» | ||||
октябрь – ноябрь | Занятие 1. «Мое имя»: ∙ Упражнение «Приветствие». ∙ Игра-упражнение «Скажи как Я». ∙ Игра-имитация «Имена». ∙ Игра «Ласковые слова». ∙ Игра-загадка «Постарайся отгадать». Рисунок «Раскрась имя». Занятие 2. «Кто такой «Я»: ∙ Чтение отрывка из стихотворения Е. Благининой «Аленушка». ∙ Упражнение «Отражение в зеркале». ∙ Подвижная игра «Дотронься до…». ∙ Упражнение «Ребенок и кукла». ∙ Игра-загадка «Угадай, кто это». Рисунок «Моя ладошка». Занятие 3. «Мои умные помощники»: ∙ Игра-имитация «Послушай и угадай». ∙ Слушание «Звуки леса». ∙ Подвижная игра «Листики осенние». ∙ Дидактическая игра «Свой цвет узнай». ∙ Чтение стихотворения А. Боске «Для чего нужны глаза». ∙ Игра-упражнение «Что в мешочке». ∙ Этюд «Дождик». Рисунок «Дождик». Занятие 4. «Мои игрушки»: ∙ Чтение стихотворения Ю. Маркова «Игрушки для Андрюшки». ∙ Игра-упражнение «Возьми игрушку». ∙ Упражнение «Назови любимую игрушку». ∙ Игра-упражнение «Куклы». ∙ Игра-упражнение «Отгадай, что в мешочке». Рисунок «Игрушка». Занятие 5. «Мои любимые сказки»: ∙ Чтение «Присказки» (русское народное творчество). ∙ Игра-упражнение «Колобок». ∙ Моя любимая сказка (рассказы детей). ∙ Игра-имитация «Лесная зверобика». Рисунок «Сказочный герой». Занятие 6. «Я хочу»: ∙ Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка». ∙ Подвижная игра «Карусели». ∙ Этюд «Зайчики». ∙ Творческая игра «Чудесный сундучок». Рисунок «Желанный подарок». Занятие 7. «Я могу»: ∙ Рассматривание иллюстраций книги «Я сам!» Р. Юриной. ∙ Игра-упражнение «Не ошибись, Петрушка!» ∙ Подвижная игра «Смелые мышки». ∙ Игра-имитация «Умная головка». Занятие 8. «Мое настроение»: ∙ Знакомство с эмоцией «Радость», упражнение «Зеркало». ∙ Подвижная игра «Веселый мячик». ∙ Знакомство с эмоцией «Злость», упражнение «Зеркало». ∙ Этюд «Король Боровик». ∙ Знакомство с эмоцией «Грусть», упражнение «Зеркало». ∙ Подвижная игра «Развеселим дедушку». ∙ Игра-упражнение «Волшебный мешочек». Рисунок «Веселое солнышко». | Консультация – собрание для родителей на тему: «Особенности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста».
Анкета для родителей «Знаете ли вы своего ребенка?».
Привлечение родителей к оформлению уголка книги и приобретению сюжетных и предметных картинок для настольно-печатных игр.
Помощь родителей в приобретение индивидуальных маленьких зеркал на каждого ребенка.
Оформление стенда информации для родителей: «Психологические особенности детей раннего возраста».
| Работа с метод. лит-ой: ∙ И.А. Пазухиной «Давай поиграем!» тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. ∙ Гербова В.В. – Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. ∙ Кроюкова С.В., Слободяник Н.П. –Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Консультация для педагогов на тему: «Развитие эмоционального мира детей младшего дошкольного возраста». | Приобретены пособия по ознакомлению с эмоциями.
Создана «Коробочки эмоций» с зеркалами.
Оформлен уголок книги на тему «Мои эмоции».
Подобраны картинки с разными эмоциональными состояниями. |
РАЗДЕЛ 2. «Я и другие дети» | ||||
декабрь – январь | Занятие 9. «Плохо быть одному»: ∙ Чтение рассказа «Поезд» Я. Тайца (в сокращении). ∙ Игра «Ау, ау». ∙ Игра-упражнение «Передай другому». ∙ Подвижная игра «Ищу друга». ∙ Упражнение «Дружба начинается с улыбки». Занятие 10. «Мы разные»: ∙ Упражнение «Посмотрим друг на друга». ∙ Игра-драматизация «Мишка-отгадчик». ∙ Подвижная игра «Море волнуется». ∙ Игра-упражнение «Это я. Узнай меня». Занятие 11. «Мы веселимся, смеемся, играем»: ∙ Чтение отрывка из стихотворения Д. Хармса «Веселый старичок». ∙ Игра «Клоун Тяп-Ляп». ∙ Этюд «Делай как я». ∙ Игра «Пушинка». ∙ Рисунок «Дорисуй веселого клоуна». Занятие 12. «Говорим руками и телом»: ∙ Подвижная игра «Веселый хоровод». ∙ Творческая игра «Живая картинка». ∙ Игра-имитация «Мы – обезьянки». ∙ Творческая игра «Подарки». ∙ Этюд «До свидания!». Занятие 13. «Помогаем друг другу»: ∙ Чтение отрывка из стихотворения Н. Мордовиной «Кто поможет?». ∙ Подвижная игра «Сборщики». ∙ Игра-упражнение «Помоги Тане». ∙ Подвижная игра «Только вместе». ∙ Творческая игра «Большой пазл». Занятие 14. «Мальчики и девочки»: ∙ Упражнение «Найди отличия». ∙ Дидактическая игра «Мальчик и девочка». ∙ Творческая игра «Подружки». ∙ Игра-имитация «Надуй мяч». ∙ Дидактическая игра «Кому что подарим?». ∙ Рисунок «Дорисуй мальчика, дорисуй девочку». | Консультация для родителей на тему: «Как правильно реагировать на детские эмоции».
Дать д/з: Почитать: ∙ отрывок Е. Благининой «Аленушка». ∙ Д. Хармса «Веселый старичок». и предложить ребенку изобразить мимикой эмоциональное состояние, описанное в тексте.
Привлечь родителей к изготовлению «Чудесного мешочка».
Помощь родителей в подборе пальчиковых игр.
| Работа с метод. лит-ой: ∙ Клюева Н.В., Касаткина Ю. В. – Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. ∙ Князева О. С., Стеркина Р. Б. – Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. ∙ Минаева В. М. – Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры.
Подбор картотеки игр на развитие эмоциональной сферы детей. | Создан «Чудесный мешочек».
Подобраны дидактические упражнения «Дорисуй рисунок».
Подобрана картотека игр на развитие эмоциональной сферы детей.
Изготовлена дидактическая игра «Пушинка».
Создан уголок уединения.
Подобраны пальчиковые игры. |
РАЗДЕЛ 3. «Я и взрослые» | ||||
февраль – март | Занятие 15. «Все начинается с мамы»: ∙ Чтение стихотворения В. Руссу «Моя мама». ∙ Подвижная игра «Идем к маме». ∙ Дидактическая игра «Наша мама». ∙ Рисунок «Цветочек для мамы». Занятие 16. «Дружная семья»: ∙ Беседа с детьми «Веселая семейка». ∙ Пальчиковый театр «Семья». ∙ Подвижная игра «Карусели». ∙ Игра-упражнение «Ласковый мелок». ∙ Дидактическая игра «Портрет семьи». Занятие 17. «Маленький помощник»: ∙ Беседа с детьми «Маленький помощник». ∙ Дидактическая игра «Маленькие помощники». ∙ Подвижная игра «Кенгуру». ∙ Творческая игра «Превращения веревочки». Занятие 18. «Я в детском саду»: ∙ Рассказывание произведения Ф. Зерновой «Как Антон полюбил ходить в детский сад». ∙ Игра-упражнение «Утреннее приветствие». ∙ Игра-имитация «Лесная зарядка». ∙ Упражнение «Качели». ∙ Подвижная игра «Веселый танец». | Консультация для родителей на тему: «Как реагировать на негативные эмоции детей».
Привлечение родителей к изготовлению пальчикового театра «Моя семья».
Помощь родителей в подборе фотографий на тему «Я и моя семья».
Попросить выучить с ребенком стихотворения к 8-му марта с эмоциональным выражением по тексту.
Дать д/з: изобразить вместе с ребенком портрет мамы и папы.
Оформление стенда «Теремок» по теме «Мои эмоции». | Работа с метод. лит-ой: ∙ Лютова Е. К., Монина Г. Б. – Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. ∙ Чистякова М. И. –Психогимнастики.
Подбор игровых ситуаций.
| Подобраны игровые ситуации.
Изготовлен пальчиковый театр «Моя семья».
Создан фотоальбом «Я и моя семья».
Подобраны дидактические упражнения «Портрет моей семьи».
Создано дидактическое пособие «Кубик эмоций».
|
РАЗДЕЛ 4. «Я и культура общения» | ||||
март – апрель | Занятие 19. «Секрет волшебных слов»: ∙ Беседа с детьми «Волшебные слова». ∙ Игра-занятие «Волшебные слова». ∙ Игра-упражнение «Выполни задание». ∙ Упражнение «Дружба начинается с улыбки». Занятие 20. «Мы поссоримся и помиримся»: ∙ Дидактическая игра-беседа «Умей извиняться». ∙ Упражнение «Просим извинения». ∙ Подвижная игра «Гнездышко». ∙ Подвижная игра «Нам не тесно». ∙ Игра «Хоровод друзей». Занятие 21. «Давай поговорим»: ∙ Чтение стихотворения Т. Копыловой «Хмурый мишка». ∙ Игра-упражнение «Потерянное словечко». ∙ Игра-инсценировка «Доброе слово лечит. Худое калечит». ∙ Беседа с детьми «Как вести себя во время разговора». ∙ Творческая игра «Мир без тебя». Занятие 22. «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»»: ∙ Беседа с детьми «Хорошо и плохо». ∙ Игра-драматизация «Узнай себя». ∙ Этюд «Упрямые козлики». ∙ Игра-упражнение «Я принес тебе подарок». | Семинар – практикум для родителей на тему: «Развитие эмоциональной сферы дошкольников».
Оформление стенда информации для родителей: «Эмоциональное развитие ребенка».
Попросить прочитать детям: ∙ сказку «Курочка ряба». ∙ произведение Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».
Предложить побеседовать с ребёнком о вежливости, об употребление вежливых слов.
Дать д/з: нарисовать героя из любимой сказки.
| Работа с метод. лит-ой: ∙ Богуславская Н.Е., Купина Н.А. – Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка.) ∙ Шипицына Л. М., Защиринская О., В., Воронова А. П., Нилова Т. А. – Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей 3-6 лет).
| Приобретены куклы с разными эмоциями.
Приобретены игрушки-антистресс.
Подобраны игры-имитации (И.А. Пазухиной «Давай поиграем!»).
Созданы условия для инсценировки сказки «Теремок». |
май | Итоговое занятие «В гостях у сказки»: ∙ Введение в сказку: знакомство со сказочными персонажами (используется произведение С. Прокофьевой «Сказка о невоспитанном мышонке»). ∙ Игра «Пробуждение» (авторское). ∙ Игра-упражнение «Менялки игрушек». ∙ Подвижная игра «Сороконожка». ∙ Рисунок «Симметричные рисунки. | Предложить поучаствовать в конкурсе рисунков «Моя любимая сказка».
Оформления стенда для родителей «Наши достижения»
| Семинар – практикум для работников дошкольной организации на тему: «Эмоциональное развитие детей младшего возраста».
Изготовление грамот и благодарностей для родителей и детей по итогам года.
Проведение открытого итогового занятия.
Диагностика детей. | Выложены книги для рассматривания выражения эмоционального состояния: ∙ А. Барто «Девочка – ревушка» (Плаксивость). ∙ А. Барто «Девочка – чумазая» (Неряшливость) ∙ С. Михалков «Два барана» (Упрямство). ∙ Венгерская сказка «Два жадных медвежонка» (Жадность). ∙ Картина «Дети строят дом» (Радость) |
Подведение итогов:
В конце учебного года 2020 -2021 мною была проведена диагностика, которая показала следующие результаты:
У детей повысился уровень знаний и умений:
Дети знают
∙ имена и фамилии всех детей в группе;
∙ для чего нужны глаза, уши, рот, нос, руки в процессе познания окружающего мира и общения;
∙ чем отличаются мальчики и девочки по манере держаться и внешности;
∙ названия некоторых базовых эмоций (радость, удивление, страх, злость, грусть);
∙ отличия человека от животного;
∙ как можно выражать свою любовь к маме и радовать членов своей семьи добрыми делами и хорошими поступками;
∙ состав своей семьи.
Дети умеют
∙ отмечать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, походка, пол) и свои отличия от других детей;
∙ опознавать с помощью органов чувств хорошее и плохое настроение окружающих;
∙ правильно выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства;
∙ оказывать помощь друг другу в игре и совместной деятельности;
∙ делиться с друзьями сладостями и игрушками;
∙ различать эмоции по схемам-пиктограммам;
∙ передавать заданное эмоциональное состояние при помощи мимики, пантомимики, интонации;
∙ изображать голоса животных, характерные движения, настроения;
∙ употреблять в речи «волшебные» слова (спасибо, пожалуйста, извините и т.п.);
∙ правильно определять свою роль в семье (сын, дочь).
Вывод: Проведенная мной работа по развитию социально - эмоционального мира детей младшего дошкольного возраста, дала следующие результаты. Снизились признаки эмоционального неблагополучия, заключавшиеся в агрессивности поведения со сверстниками, плаксивости, капризах, трудностях при расставании с родителями, тревожности, замкнутости, застенчивости. Ребята стали более самостоятельными, смелыми, активными, жизнерадостными, менее капризными и беспокойными, научились менее эмоционально воспринимать неудачи. Научились выражать эмоции при помощи мимики и жестов, появилось больше доверия к окружающим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по социально- эмоциональному развитию детей младшего дошкольного возраста с ЗПР, ЗРР воспитателя Шипулиной Л. А.
Тема: "Формирование представлений детей младшего дошкольного возраста с ЗПР об эмоциях радости и грусти. Развитие эмоциональной сферы"....
Перспективное планирование дидактических игр, направленное на социально-эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста
Перспективное планирование дидактических игр, направленное на социально-эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста...
" Развитие эмоционального мира детей младшего дошкольного возраста"
В статье говорится какую роль играют эмоции в жизни ребёнка...
Развитие эмоционального мира детей младшего дошкольного возраста
Эмоция — это «сложный психологический механизм, прижизненно формирующийся в процессе деятельности ребенка и являющийся важным регулятором поведения и деятельности в соответствии потребностям и интерес...
"Развитие эмоционального мира детей младшего дошкольного возраста". Мастер - класс для педагогов.
Как сделать так, чтобы в каждом ребёнке вызвать искренность его эмоций?Практика работы показывает, что поведение ребёнка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании...
Доклад "Использование дидактических игр с целью социально-эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста"
В последнее время отмечается, что игровой деятельности в образовательном процессе отводится мало места. Исследования по проблемам игровой деятельности выявили значительный развивающий и воспитательный...
Перспективное планирование во второй младшей группе по теме самообразования Социально – коммуникативное и эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста через произведения художественной литературы и различные виды игровой деятельности»
Перспективное планирование во второй младшей группе по теме самообразования Социально – коммуникативное и эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста через произведения худо...