Самообразование "Развитие социально - эмоционального мира детей младшего дошкольного возраста"
методическая разработка (средняя группа)

Павина Галина Филаретовна

Актуальность работы состоит в том, что дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые 6-7 лет. Но они имеют очень большое значение. В этот период развитие идет бурно и стремительно.

Особенно важным и в то же время своеобразным можно назвать возраст  3-4 лет. В этот период ребенок начинает познавать свое «Я», свою активность, деятельность. Усложняется эмоциональная жизнь малыша. От общения только с  матерью ребенок переходит к общению со сверстниками. Именно в этом возрасте ребенок чаще всего приходит в детский сад и попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, снижением активности.

В этом возрасте встречаются дети с недоразвитием речи или  даже с полным безречием. Это в сочетании с несформированностью мотивации общения ведет к нарушению активности разных компонентов деятельности.

В ряде случаев у детей развиваются патологические качества личности, невротические черты характера. Как реакция на речевую недостаточность у детей отмечается замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряженное состояние, повышенная раздражительность и т.д. Иногда дети пользуются речью только в эмоционально окрашенных ситуациях. Боязнь ошибиться и вызвать насмешку приводит к тому, что они стараются обойти речевую трудность, отказываются от общения речью, охотнее используют жесты.

Данная система работы позволяет ребенку легче адаптироваться в группе  детей, создает условия для самовыражения, объединяет всех детей совместной деятельностью, способствует повышению уверенности в своих силах, появления сплоченности, знакомит с навыками релаксации и саморегуляции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx32.25 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие социально - эмоционального мира детей младшего дошкольного возраста

2020-2021

 

Актуальность работы состоит в том, что дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые 6-7 лет. Но они имеют очень большое значение. В этот период развитие идет бурно и стремительно.

Особенно важным и в то же время своеобразным можно назвать возраст  3-4 лет. В этот период ребенок начинает познавать свое «Я», свою активность, деятельность. Усложняется эмоциональная жизнь малыша. От общения только с  матерью ребенок переходит к общению со сверстниками. Именно в этом возрасте ребенок чаще всего приходит в детский сад и попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, снижением активности.

В этом возрасте встречаются дети с недоразвитием речи или  даже с полным безречием. Это в сочетании с несформированностью мотивации общения ведет к нарушению активности разных компонентов деятельности.

В ряде случаев у детей развиваются патологические качества личности, невротические черты характера. Как реакция на речевую недостаточность у детей отмечается замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряженное состояние, повышенная раздражительность и т.д. Иногда дети пользуются речью только в эмоционально окрашенных ситуациях. Боязнь ошибиться и вызвать насмешку приводит к тому, что они стараются обойти речевую трудность, отказываются от общения речью, охотнее используют жесты.

Данная система работы позволяет ребенку легче адаптироваться в группе  детей, создает условия для самовыражения, объединяет всех детей совместной деятельностью, способствует повышению уверенности в своих силах, появления сплоченности, знакомит с навыками релаксации и саморегуляции.

Целью работы является введение ребенка в сложный мир человеческих взаимоотношений, формируя мотив общения, коммуникативное намерение и потребность в общении, и тем самым помочь ему адаптироваться в группе детей.

Задачами данной работы  являются:

1.                 Формировать чувство принадлежности к группе;

2.                 Формировать позитивное отношение к своему «Я» и к сверстникам;

3.                 Способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности;

4.                 Развивать навыки социального поведения;

5.                 Развивать способность к эмпатии, сопереживанию;

6.                 Развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения;

7.                 Корректировать его нежелательные черты характера и поведения;

8.                 Развивать психические функции, мелкую моторику рук.

Исходя из этого, я, свою работу поделила на 4 раздела,  которые  затрагивают основные сферы социального общения ребенка: общения с самим собой, общение со сверстниками, общение с окружающими и взрослыми.

Первая тема – изучение ребёнком своего «Я», своего маленького мира.  Понимание и принятие малышом своих индивидуальных особенностей, поведенческих реакций и личностных возможностей имеет важное значение для дальнейшего развития социальных отношений. Когда ребенок счастлив, спокоен и находится в мире с самим собой, он переносит эти чувства и взаимоотношения с окружающими: ровесниками и взрослыми. Общаясь со сверстниками, малыш учится устанавливать контакты, считаться с другими, постоять за себя. Эффективные взаимоотношения с детьми помогают ребенку без проблем войти во взрослый мир.

Ребенок учится понимать свое место в семье, различать хорошие и плохие поступки и устанавливать контакт с окружающими людьми.

Далее затрагиваются некоторые вопросы этикета. Культурный человек не только владеет приемами общения, но и обладает такими качествами, как сочувствие, сопереживание, добросердечность, уважительное отношение к людям.

При работе над планом по самообразованию за основу было взято методическое пособие  И.А. Пазухиной  «Давай поиграем!» тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. – Санкт-Петербург,  2010.

 

 

 

 

 

 

 

 

План работы во второй младшей группе по теме «Развитие социально - эмоционального мира детей младшего дошкольного возраста» на 2020 – 2021 учебный год

 

Сроки

Формы работы

Создание условий

с детьми

с родителями

самообразование

сентябрь

Диагностика детей, изучение метод. лит-ры и составление плана работы.

РАЗДЕЛ 1. «Я сам»

октябрь

ноябрь

Занятие 1. «Мое имя»:

        Упражнение «Приветствие».

        Игра-упражнение «Скажи как Я».

        Игра-имитация «Имена».

        Игра «Ласковые слова».

        Игра-загадка «Постарайся отгадать». Рисунок «Раскрась имя».

Занятие 2. «Кто такой «Я»:

        Чтение отрывка из стихотворения Е. Благининой «Аленушка».

        Упражнение «Отражение в зеркале».

        Подвижная игра «Дотронься до…».

        Упражнение «Ребенок и кукла».

        Игра-загадка «Угадай, кто это».  Рисунок «Моя ладошка».

Занятие 3. «Мои умные помощники»:

        Игра-имитация «Послушай и угадай».

        Слушание «Звуки леса».

        Подвижная игра «Листики осенние».

        Дидактическая игра «Свой цвет узнай».

        Чтение стихотворения А. Боске «Для чего нужны глаза».

        Игра-упражнение «Что в мешочке».

        Этюд «Дождик». Рисунок «Дождик».

Занятие 4. «Мои игрушки»:

        Чтение стихотворения Ю. Маркова «Игрушки для Андрюшки».

        Игра-упражнение «Возьми игрушку».

        Упражнение «Назови любимую игрушку».

        Игра-упражнение «Куклы».

        Игра-упражнение «Отгадай, что в мешочке». Рисунок «Игрушка».

Занятие 5. «Мои любимые сказки»:

        Чтение «Присказки» (русское народное творчество).

        Игра-упражнение «Колобок».

        Моя любимая сказка (рассказы детей).

        Игра-имитация «Лесная зверобика». Рисунок «Сказочный герой».

Занятие 6. «Я хочу»:

        Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка».

        Подвижная игра «Карусели».

        Этюд «Зайчики».

        Творческая игра «Чудесный сундучок». Рисунок «Желанный подарок».

Занятие 7. «Я могу»:

        Рассматривание иллюстраций книги «Я сам!» Р. Юриной.

        Игра-упражнение «Не ошибись, Петрушка!»

        Подвижная игра «Смелые мышки».

        Игра-имитация «Умная головка».

Занятие 8. «Мое настроение»:

        Знакомство с эмоцией «Радость», упражнение «Зеркало».

        Подвижная игра «Веселый мячик».

        Знакомство с эмоцией «Злость», упражнение «Зеркало».

        Этюд «Король Боровик».

        Знакомство с  эмоцией «Грусть», упражнение «Зеркало».

        Подвижная игра «Развеселим дедушку».

        Игра-упражнение «Волшебный мешочек». Рисунок «Веселое солнышко».

Консультация – собрание для родителей на тему: «Особенности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста».

 

Анкета для родителей «Знаете ли вы своего ребенка?».

 

Привлечение родителей к оформлению уголка книги и приобретению сюжетных и предметных картинок для настольно-печатных игр.

 

Помощь родителей в приобретение индивидуальных маленьких зеркал на каждого ребенка.

 

Оформление стенда информации для родителей: «Психологические особенности детей раннего возраста».

 

Работа с метод. лит-ой:

        И.А. Пазухиной  «Давай поиграем!» тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет.

        Гербова В.В. – Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада.

        Кроюкова С.В., Слободяник Н.П. –Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.

 

Консультация для педагогов на тему: «Развитие эмоционального мира детей младшего дошкольного возраста».

Приобретены пособия по ознакомлению с эмоциями.

 

Создана «Коробочки эмоций» с зеркалами.

 

Оформлен уголок книги на тему «Мои эмоции».

 

Подобраны картинки с разными эмоциональными состояниями.

РАЗДЕЛ 2. «Я и другие дети»

декабрь

январь

Занятие 9. «Плохо быть одному»:

        Чтение рассказа «Поезд» Я. Тайца (в сокращении).

        Игра «Ау, ау».

        Игра-упражнение «Передай другому».

        Подвижная игра «Ищу друга».

        Упражнение «Дружба начинается с улыбки».

Занятие 10. «Мы разные»:

        Упражнение «Посмотрим друг на друга».

        Игра-драматизация «Мишка-отгадчик».

        Подвижная игра «Море волнуется».

        Игра-упражнение «Это я. Узнай меня».

Занятие 11. «Мы веселимся, смеемся, играем»:

        Чтение отрывка из стихотворения Д. Хармса «Веселый старичок».

        Игра «Клоун Тяп-Ляп».

        Этюд «Делай как я».

        Игра «Пушинка».

        Рисунок «Дорисуй веселого клоуна».

Занятие 12. «Говорим руками и телом»:

        Подвижная игра «Веселый хоровод».

        Творческая игра «Живая картинка».

        Игра-имитация «Мы – обезьянки».

        Творческая игра «Подарки».

        Этюд «До свидания!».

Занятие 13. «Помогаем друг другу»:

        Чтение отрывка из стихотворения Н. Мордовиной  «Кто поможет?».

        Подвижная игра «Сборщики».

        Игра-упражнение «Помоги Тане».

        Подвижная игра «Только вместе».

        Творческая игра «Большой пазл».

Занятие 14. «Мальчики и девочки»:

        Упражнение «Найди отличия».

        Дидактическая игра «Мальчик и девочка».

        Творческая игра «Подружки».

        Игра-имитация «Надуй мяч».

        Дидактическая игра «Кому что подарим?».

        Рисунок «Дорисуй мальчика, дорисуй девочку».

Консультация для родителей на тему: «Как правильно реагировать на детские эмоции».

 

Дать д/з: Почитать:

        отрывок Е. Благининой «Аленушка».

        Д. Хармса «Веселый старичок».

и предложить ребенку изобразить мимикой эмоциональное состояние, описанное в тексте.

 

Привлечь родителей к  изготовлению «Чудесного мешочка».

 

Помощь родителей в подборе пальчиковых игр.

 

 

 

 

 

Работа с метод. лит-ой:

        Клюева Н.В., Касаткина Ю. В. – Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов.

        Князева О. С., Стеркина Р. Б. – Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.

        Минаева В. М. – Развитие  эмоций дошкольников. Занятия. Игры.

 

Подбор картотеки игр на развитие эмоциональной сферы детей.

Создан «Чудесный мешочек».

 

Подобраны дидактические упражнения «Дорисуй рисунок».

 

Подобрана картотека игр на развитие эмоциональной сферы детей.

 

Изготовлена дидактическая игра «Пушинка».

 

Создан уголок уединения.

 

Подобраны пальчиковые игры.

РАЗДЕЛ 3. «Я и взрослые»

февраль –

март

Занятие 15. «Все начинается с мамы»:

        Чтение стихотворения В. Руссу «Моя мама».

        Подвижная игра «Идем к маме».

        Дидактическая игра «Наша мама».

        Рисунок «Цветочек для мамы».

Занятие 16. «Дружная семья»:

        Беседа  с детьми «Веселая семейка».

        Пальчиковый театр «Семья».

        Подвижная игра «Карусели».

        Игра-упражнение «Ласковый мелок».

        Дидактическая игра «Портрет семьи».

Занятие 17. «Маленький помощник»:

        Беседа с детьми «Маленький помощник».

        Дидактическая игра «Маленькие помощники».

        Подвижная игра «Кенгуру».

        Творческая игра «Превращения веревочки».

Занятие 18. «Я в детском саду»:

        Рассказывание произведения Ф. Зерновой «Как Антон полюбил ходить в детский сад».

        Игра-упражнение «Утреннее приветствие».

        Игра-имитация «Лесная зарядка».

        Упражнение «Качели».

        Подвижная игра «Веселый танец».

Консультация для родителей на тему: «Как реагировать на негативные эмоции детей».

 

Привлечение родителей к изготовлению пальчикового театра «Моя семья».

 

Помощь родителей в подборе фотографий на тему «Я и моя семья».

 

Попросить выучить с ребенком стихотворения к 8-му марта с эмоциональным выражением по тексту.

 

Дать д/з: изобразить вместе с ребенком  портрет мамы и папы.

 

Оформление стенда «Теремок» по теме «Мои эмоции».

Работа с метод. лит-ой:

        Лютова Е. К., Монина Г. Б. – Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.

        Чистякова М. И. –Психогимнастики.

 

Подбор игровых ситуаций.

 

Подобраны игровые ситуации.

 

Изготовлен пальчиковый театр «Моя семья».

 

Создан фотоальбом «Я и моя семья».

 

Подобраны дидактические упражнения «Портрет моей семьи».

 

Создано дидактическое пособие «Кубик эмоций».

 

РАЗДЕЛ 4. «Я и культура общения»

март

апрель

Занятие 19. «Секрет волшебных слов»:

        Беседа с детьми «Волшебные слова».

        Игра-занятие «Волшебные слова».

        Игра-упражнение «Выполни задание».

        Упражнение «Дружба начинается с улыбки».

Занятие 20. «Мы поссоримся и помиримся»:

        Дидактическая игра-беседа «Умей извиняться».

        Упражнение «Просим извинения».

        Подвижная игра «Гнездышко».

        Подвижная игра «Нам не тесно».

        Игра «Хоровод друзей».

Занятие 21. «Давай поговорим»:

        Чтение стихотворения Т. Копыловой «Хмурый мишка».

        Игра-упражнение «Потерянное словечко».

        Игра-инсценировка «Доброе слово лечит. Худое калечит».

        Беседа с детьми «Как вести себя во время разговора».

        Творческая игра «Мир без тебя».

Занятие 22. «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»»:

        Беседа с детьми «Хорошо и плохо».

        Игра-драматизация «Узнай себя».

        Этюд «Упрямые козлики».

        Игра-упражнение «Я принес тебе подарок».

Семинар – практикум для родителей на тему: «Развитие эмоциональной сферы дошкольников».

 

Оформление стенда информации для родителей: «Эмоциональное развитие ребенка».

 

Попросить прочитать детям:

        сказку «Курочка ряба».

        произведение Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».

 

Предложить побеседовать с ребёнком о вежливости, об употребление вежливых слов.

 

Дать д/з: нарисовать героя из любимой сказки.

 

 

Работа с метод. лит-ой:

        Богуславская Н.Е., Купина Н.А. – Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка.)

        Шипицына Л. М., Защиринская О., В., Воронова А. П., Нилова Т. А. – Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей 3-6 лет).

 

 

Приобретены куклы с разными эмоциями.

 

Приобретены игрушки-антистресс.

 

Подобраны игры-имитации (И.А. Пазухиной «Давай поиграем!»).

 

Созданы условия для инсценировки сказки «Теремок».

май

Итоговое занятие «В гостях у сказки»:

        Введение в сказку: знакомство со сказочными персонажами (используется произведение С. Прокофьевой «Сказка о невоспитанном мышонке»).

        Игра «Пробуждение» (авторское).

        Игра-упражнение «Менялки игрушек».

        Подвижная игра «Сороконожка».

        Рисунок «Симметричные рисунки.

Предложить поучаствовать в конкурсе рисунков «Моя любимая сказка».

 

Оформления стенда для родителей «Наши достижения»

 

Семинар – практикум для работников дошкольной организации на тему: «Эмоциональное развитие детей младшего возраста».

 

Изготовление грамот и благодарностей  для родителей и детей по итогам года.

 

Проведение открытого итогового занятия.

 

Диагностика детей.

Выложены книги для рассматривания выражения эмоционального состояния:

        А. Барто «Девочка – ревушка» (Плаксивость).

        А. Барто «Девочка – чумазая» (Неряшливость)

        С. Михалков «Два барана» (Упрямство).

        Венгерская сказка «Два жадных медвежонка» (Жадность).

        Картина «Дети строят дом» (Радость)

Подведение итогов:

В конце учебного года 2020 -2021 мною была проведена диагностика, которая показала следующие результаты:

У детей повысился уровень знаний и умений:

Дети знают


        имена и фамилии всех детей в группе;

        для чего нужны глаза, уши, рот, нос, руки в процессе познания окружающего мира и общения;

        чем отличаются мальчики и девочки по манере держаться и внешности;

        названия некоторых базовых эмоций (радость, удивление, страх, злость, грусть);

        отличия человека от животного;

        как можно выражать свою любовь к маме и радовать членов своей семьи добрыми делами и хорошими поступками;

        состав своей семьи.


Дети умеют


        отмечать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, походка, пол) и свои отличия от других детей;

        опознавать с помощью органов чувств хорошее и плохое настроение окружающих;

        правильно выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства;

        оказывать помощь друг другу в игре и совместной деятельности;

        делиться с друзьями сладостями и игрушками;

        различать эмоции по схемам-пиктограммам;

        передавать заданное эмоциональное состояние при помощи мимики, пантомимики, интонации;

        изображать голоса животных, характерные движения, настроения;

        употреблять в речи «волшебные» слова  (спасибо, пожалуйста, извините и т.п.);

        правильно определять свою роль в семье (сын, дочь).


Вывод: Проведенная мной работа по развитию социально - эмоционального мира детей младшего дошкольного возраста, дала следующие результаты. Снизились признаки эмоционального неблагополучия, заключавшиеся в агрессивности поведения со сверстниками, плаксивости, капризах, трудностях при расставании с родителями, тревожности, замкнутости, застенчивости. Ребята стали более самостоятельными, смелыми, активными, жизнерадостными, менее капризными и беспокойными, научились менее эмоционально воспринимать неудачи. Научились выражать эмоции при помощи мимики и жестов, появилось больше доверия к окружающим.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по социально- эмоциональному развитию детей младшего дошкольного возраста с ЗПР, ЗРР воспитателя Шипулиной Л. А.

Тема: "Формирование представлений детей младшего дошкольного возраста с ЗПР об эмоциях радости и грусти. Развитие эмоциональной сферы"....

Перспективное планирование дидактических игр, направленное на социально-эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста

Перспективное планирование дидактических игр, направленное на социально-эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста...

" Развитие эмоционального мира детей младшего дошкольного возраста"

В статье говорится какую роль играют эмоции в жизни ребёнка...

Развитие эмоционального мира детей младшего дошкольного возраста

Эмоция — это «сложный психологический механизм, прижизненно формирующийся в процессе деятельности ребенка и являющийся важным регулятором поведения и деятельности в соответствии потребностям и интерес...

"Развитие эмоционального мира детей младшего дошкольного возраста". Мастер - класс для педагогов.

Как сделать так, чтобы в каждом ребёнке вызвать  искренность его эмоций?Практика работы показывает, что поведение ребёнка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании...

Доклад "Использование дидактических игр с целью социально-эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста"

В последнее время отмечается, что игровой деятельности в образовательном процессе отводится мало места. Исследования по проблемам игровой деятельности выявили значительный развивающий и воспитательный...

Перспективное планирование во второй младшей группе по теме самообразования Социально – коммуникативное и эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста через произведения художественной литературы и различные виды игровой деятельности»

Перспективное планирование во второй младшей группе по теме самообразования Социально – коммуникативное и эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста  через произведения худо...