План самообразования: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Серякова Ольга Сергеевна

В материале раскрыта актуальность развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности, представлены задачи работы, ожидаемые результаты, составлен план реализации темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samorazvitiya_seryakovoy_o.s._2018.docx29.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №41 комбинированного вида  

План самообразования

воспитателя первой кв. категории

Серяковой Ольги Сергеевны

2018 – 2019 учебный год

на тему:

«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

посредством театрализованной деятельности».

 

 

г.о.г. Шахунья

2018 год

 «Через сказку, фантазию, игру,

через неповторимое детское творчество –

верная дорога к сердцу ребенка.

Сказка, фантазия – это ключик,

с помощью которого можно открыть эти истоки,

и они забьют животворными ключами».

                                                                                            В.Сухомлинский

     Процесс развития связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. В связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи.

Требования ФГОС ДО п.2.6:  «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; ознакомление с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы».

     Главной и отличительной чертой общества на данный момент является глобальное снижение общего уровня культуры; изменение процесса общения: технические средства  заменили коммуникативные навыки и уменьшили личные визиты и встречи  между людьми, наблюдается подмена живого человеческого общения общением через гаджеты.         Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.

     Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Процесс развития связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. В связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. Особенности развития связной речи изучались Л. С. Выготским, С. Л. Рубинштейном, А. М. Леушиной, Ф. А. Сохиным и другими учеными. А. А. Леонтьев, рассматривая речь, пишет: «Связная речь- это не просто последовательность слов и предложений, это- последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях». Овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе.

Актуальность

     Современные дети находятся под воздействием большого объема информации, рекламы, технических новинок, ярких игрушек. Поэтому важно использовать более эффективные, интересные, занимательные для детей методы и приемы. Проанализировав данную ситуацию и проведя диагностику развития речи детей, выяснила, что дети нашей группы испытывают затруднения в развитии связной речи. Передо мной стояла проблема, как помочь детям.

Возникает необходимость поиска эффективных путей  развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. По мнению психологов и педагогов, театрализованная деятельность является наиболее эффективным и универсальным комплексным методом работы. Театрализованная деятельность – …не просто игра! Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей.  Это и повлияло на мое решение развивать связную речь детей посредством театрализованной деятельности, что позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на детей, решая при этом обучающие и воспитательные задачи.  

Хотелось, чтобы работа по развитию речи была плодотворной, интересной, доставляла удовольствие и детям, и педагогу, поэтому в своей работе стараюсь применять интерактивные методы, особенностью которых является взаимодействие воспитателя и детей, где взрослые и дети, равноправные участники воспитательно - образовательного процесса. Кроме того, выбранные методы должны быть адекватны возрастным возможностям детей.

Участники:

Дети, родители, педагоги ДОУ.

Цель: повышение своей профессиональной компетентности, теоретического и практического уровня для совершенствования системы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Чтобы добиться поставленной цели, поставила следующие задачи.

Задачи:

1. Подобрать и изучить научно-методические источники и передовой опыт по развитию  связной речи детей старшего дошкольного возраста.  

2. Выявить уровень сформированности связной речи у детей в начале и в конце учебного года.

3. Разработать перспективный план работы с детьми.

4. Изготовить пособия и систему работы по ним.

5. Пополнить методическую копилку.

6. Создать картотеку дидактических игр и упражнений.

7. Обогатить предметно-развивающую среду группы.

8. Взаимодействовать с родителями и педагогами – подготовить и провести консультации для родителей и педагогов.

В реализации плана саморазвития опиралась на принципы работы:

принцип комплексного подхода к организации педагогического процесса;

принцип единства диагностики и непосредственного педагогического процесса;

принцип сотрудничества между воспитателями детьми и родителями;

принцип учёта интересов всех участников педагогического процесса;

принцип дифференцированного подхода к дошкольникам в процессе развития у них связной речи.

Ожидаемые результаты:

Систематизация теоретических и практических знаний, позволяющих внести изменение в работу по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.  

Подобран диагностический инструментарий по развитию связной речи.

Разработан перспективный план.

Пополнена медиатека.

Создана картотека дидактических игр и упражнений.

Обогащена развивающая предметно-игровая среда.

Проведены консультации с родителями и педагогами, изготовлены папки – передвижки.

У меня, как педагога-воспитателя, сформируются:

умение анализировать научно-методическую литературу;

умение применять полученные знания на практике;

умение применять разнообразные формы работы с детьми и родителями.

Реализация плана саморазвития на 2018 – 2019 г.

Сроки

Содержание работы

Цель

Практический выход

Сентябрь – октябрь

Подготовительный этап

Ноябрь – апрель (2018 – 2019)

Практический этап

Май - 2019

Обобщающий этап

Анализ своей деятельности, самоизучение, осознание своих успехов и неудач. Заполнение тестов и оценочных листов.   Изучение требований ФГОС ДО.                             Изучение методической литературы, дидактических игр, методики и технологий педагогов по данной проблеме: Алексеева М.М,  Яшина В.И. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников»; Бородич А.М. «Методика развития речи детей»; Гвоздев А.Н. «Вопросы изучения детской речи»; Смольникова Н. Г., Смирнова Е. А. «Методика выявления особенностей развития связной речи у дошкольников»; Сомкова О.Н.«Образовательная область «Речевое развитие»;

Сохин Ф.А. «Развитие речи детей дошкольного возраста»; Ушакова О.С «Теория и практика развития речи дошкольника»;

Ушакова О.С. «Программа развития речи дошкольников»;

 Антипина, Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии», Артемова, Л.В. «Театрализованные игры дошкольников»,

Маханева, М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду», Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр».

Знакомство с опытом работы педагогов-новаторов округа, ДОУ и педагогов сетевых педагогических сообществ по данной проблеме, их увлеченностью, позицией, основными идеями.        Подбор дидактических игр. Овладеть способами педагогической диагностики на развитие связной речи; овладеть способами проектирования;       разработка перспективного плана;                     составление системы работы; создание проекта;                      разработка конспектов ООД;  составление картотек (игр, ситуаций, упражнений); подбор материала для планирования работы с семьёй и реализации плана. Выступление с опытом работы на педсовете.          Оформление материала для публикации материалов в интернетсообществах. Оформление сборника консультаций для родителей.

Проведение итоговой диагностики детей.

Разработка плана по самообразованию на новый учебный год: определение перечня игр для детей подготовительной группы.

Перспективно-тематическое планирование.

Выявить «пробелы», «слабые места» в работе.

Сформировать представление о значении сказок для развития связной речи детей, принципах и подходах к планированию работы;

разработать перспективное планирование в старшей группе; овладевать способами проектирования и реализации развивающего воспитательно-образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО (вовлекая в этот процесс родителей);   обогатить педагогическую копилку. Демонстрация новых способов работы с детьми и родителями среди коллег; отрефлексировать степень реализации целей, оценить результаты саморазвития; определить перспективы и направления саморазвития на следующий год.

Результаты самодиагностики затруднений в профессиональной деятельности; постановка целей на саморазвитие, план саморазвития

Система планирования Оформление дидактических игр по данной теме. Создание картотеки дидактических игр и упражнений.   Посещение методических объединений. Оформление папок передвижек на тему: Консультации «Почему необходимо рассказывать и читать детям сказки?», «Какие сказки читать детям на ночь?», «Как подружить ребенка с книгой?». Участие родителей в изготовлении пособий, декораций, масок, костюмов.   Консультация для педагогов «Использование театрализованной деятельности для  развития связной речи».                    Разработка и серия конспектов ООД с детьми.                 Паспорт проекта.      Выступление на ММО и семинарах с презентацией. Сообщение на родительском собрании по итогам года. Материал для публикации статьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей старшего дошкольного через использование приемов мнемотехники».

Цель:Развитие связной речи детей с помощью приемов мнемотехники, повышение уровня речевой активности детей.Задачи:-Изучить педагогические условия использования приемов мнемотехники как средства развит...

Самообразование: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План содержит работу с педагогами, родителями, учащимися...

План самообразования «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План самообразования «Развитие связной речи детей  старшего дошкольного возраста»...

План по самообразованию «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми. Задачи: - совершенствовать диалогическую форму речи;-развивать монологическую форму речи;- учить связно, последовательно и выразит...

План по самообразованию «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование приемов мнемотехники»

laquo;Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование приемов мнемотехники»...