План самообразования: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)
В материале раскрыта актуальность развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности, представлены задачи работы, ожидаемые результаты, составлен план реализации темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samorazvitiya_seryakovoy_o.s._2018.docx | 29.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №41 комбинированного вида
План самообразования
воспитателя первой кв. категории
Серяковой Ольги Сергеевны
2018 – 2019 учебный год
на тему:
«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста
посредством театрализованной деятельности».
г.о.г. Шахунья
2018 год
«Через сказку, фантазию, игру,
через неповторимое детское творчество –
верная дорога к сердцу ребенка.
Сказка, фантазия – это ключик,
с помощью которого можно открыть эти истоки,
и они забьют животворными ключами».
В.Сухомлинский
Процесс развития связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. В связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи.
Требования ФГОС ДО п.2.6: «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; ознакомление с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы».
Главной и отличительной чертой общества на данный момент является глобальное снижение общего уровня культуры; изменение процесса общения: технические средства заменили коммуникативные навыки и уменьшили личные визиты и встречи между людьми, наблюдается подмена живого человеческого общения общением через гаджеты. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Процесс развития связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. В связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. Особенности развития связной речи изучались Л. С. Выготским, С. Л. Рубинштейном, А. М. Леушиной, Ф. А. Сохиным и другими учеными. А. А. Леонтьев, рассматривая речь, пишет: «Связная речь- это не просто последовательность слов и предложений, это- последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях». Овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе.
Актуальность
Современные дети находятся под воздействием большого объема информации, рекламы, технических новинок, ярких игрушек. Поэтому важно использовать более эффективные, интересные, занимательные для детей методы и приемы. Проанализировав данную ситуацию и проведя диагностику развития речи детей, выяснила, что дети нашей группы испытывают затруднения в развитии связной речи. Передо мной стояла проблема, как помочь детям.
Возникает необходимость поиска эффективных путей развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. По мнению психологов и педагогов, театрализованная деятельность является наиболее эффективным и универсальным комплексным методом работы. Театрализованная деятельность – …не просто игра! Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей. Это и повлияло на мое решение развивать связную речь детей посредством театрализованной деятельности, что позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на детей, решая при этом обучающие и воспитательные задачи.
Хотелось, чтобы работа по развитию речи была плодотворной, интересной, доставляла удовольствие и детям, и педагогу, поэтому в своей работе стараюсь применять интерактивные методы, особенностью которых является взаимодействие воспитателя и детей, где взрослые и дети, равноправные участники воспитательно - образовательного процесса. Кроме того, выбранные методы должны быть адекватны возрастным возможностям детей.
Участники:
Дети, родители, педагоги ДОУ.
Цель: повышение своей профессиональной компетентности, теоретического и практического уровня для совершенствования системы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Чтобы добиться поставленной цели, поставила следующие задачи.
Задачи:
1. Подобрать и изучить научно-методические источники и передовой опыт по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить уровень сформированности связной речи у детей в начале и в конце учебного года.
3. Разработать перспективный план работы с детьми.
4. Изготовить пособия и систему работы по ним.
5. Пополнить методическую копилку.
6. Создать картотеку дидактических игр и упражнений.
7. Обогатить предметно-развивающую среду группы.
8. Взаимодействовать с родителями и педагогами – подготовить и провести консультации для родителей и педагогов.
В реализации плана саморазвития опиралась на принципы работы:
принцип комплексного подхода к организации педагогического процесса;
принцип единства диагностики и непосредственного педагогического процесса;
принцип сотрудничества между воспитателями детьми и родителями;
принцип учёта интересов всех участников педагогического процесса;
принцип дифференцированного подхода к дошкольникам в процессе развития у них связной речи.
Ожидаемые результаты:
Систематизация теоретических и практических знаний, позволяющих внести изменение в работу по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Подобран диагностический инструментарий по развитию связной речи.
Разработан перспективный план.
Пополнена медиатека.
Создана картотека дидактических игр и упражнений.
Обогащена развивающая предметно-игровая среда.
Проведены консультации с родителями и педагогами, изготовлены папки – передвижки.
У меня, как педагога-воспитателя, сформируются:
умение анализировать научно-методическую литературу;
умение применять полученные знания на практике;
умение применять разнообразные формы работы с детьми и родителями.
Реализация плана саморазвития на 2018 – 2019 г.
Сроки | Содержание работы | Цель | Практический выход | |
Сентябрь – октябрь Подготовительный этап Ноябрь – апрель (2018 – 2019) Практический этап Май - 2019 Обобщающий этап | Анализ своей деятельности, самоизучение, осознание своих успехов и неудач. Заполнение тестов и оценочных листов. Изучение требований ФГОС ДО. Изучение методической литературы, дидактических игр, методики и технологий педагогов по данной проблеме: Алексеева М.М, Яшина В.И. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников»; Бородич А.М. «Методика развития речи детей»; Гвоздев А.Н. «Вопросы изучения детской речи»; Смольникова Н. Г., Смирнова Е. А. «Методика выявления особенностей развития связной речи у дошкольников»; Сомкова О.Н.«Образовательная область «Речевое развитие»; Сохин Ф.А. «Развитие речи детей дошкольного возраста»; Ушакова О.С «Теория и практика развития речи дошкольника»; Ушакова О.С. «Программа развития речи дошкольников»; Антипина, Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии», Артемова, Л.В. «Театрализованные игры дошкольников», Маханева, М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду», Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр». Знакомство с опытом работы педагогов-новаторов округа, ДОУ и педагогов сетевых педагогических сообществ по данной проблеме, их увлеченностью, позицией, основными идеями. Подбор дидактических игр. Овладеть способами педагогической диагностики на развитие связной речи; овладеть способами проектирования; разработка перспективного плана; составление системы работы; создание проекта; разработка конспектов ООД; составление картотек (игр, ситуаций, упражнений); подбор материала для планирования работы с семьёй и реализации плана. Выступление с опытом работы на педсовете. Оформление материала для публикации материалов в интернетсообществах. Оформление сборника консультаций для родителей. Проведение итоговой диагностики детей. Разработка плана по самообразованию на новый учебный год: определение перечня игр для детей подготовительной группы. Перспективно-тематическое планирование. | Выявить «пробелы», «слабые места» в работе. Сформировать представление о значении сказок для развития связной речи детей, принципах и подходах к планированию работы; разработать перспективное планирование в старшей группе; овладевать способами проектирования и реализации развивающего воспитательно-образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО (вовлекая в этот процесс родителей); обогатить педагогическую копилку. Демонстрация новых способов работы с детьми и родителями среди коллег; отрефлексировать степень реализации целей, оценить результаты саморазвития; определить перспективы и направления саморазвития на следующий год. | Результаты самодиагностики затруднений в профессиональной деятельности; постановка целей на саморазвитие, план саморазвития Система планирования Оформление дидактических игр по данной теме. Создание картотеки дидактических игр и упражнений. Посещение методических объединений. Оформление папок передвижек на тему: Консультации «Почему необходимо рассказывать и читать детям сказки?», «Какие сказки читать детям на ночь?», «Как подружить ребенка с книгой?». Участие родителей в изготовлении пособий, декораций, масок, костюмов. Консультация для педагогов «Использование театрализованной деятельности для развития связной речи». Разработка и серия конспектов ООД с детьми. Паспорт проекта. Выступление на ММО и семинарах с презентацией. Сообщение на родительском собрании по итогам года. Материал для публикации статьи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей старшего дошкольного через использование приемов мнемотехники».
Цель:Развитие связной речи детей с помощью приемов мнемотехники, повышение уровня речевой активности детей.Задачи:-Изучить педагогические условия использования приемов мнемотехники как средства развит...
Самообразование: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План содержит работу с педагогами, родителями, учащимися...
План самообразования «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План самообразования «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
Самообразование "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста"
Актуальность,цели и задачи...
План по самообразованию «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми. Задачи: - совершенствовать диалогическую форму речи;-развивать монологическую форму речи;- учить связно, последовательно и выразит...
План по самообразованию «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование приемов мнемотехники»
laquo;Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование приемов мнемотехники»...