Программа развития социально - эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста "Я и другие"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) по теме
Программа развития социально -эмоциональной сферы предназначена для работы педагога - психолога с детьми старшего дошкольного возраста и рассчитана на два года: старшую и подготовительную группы. Программа направлена на развитие социально - эмоционального благополучия детей через формирование чувства внутренней устойчивости и произвольности, через развитие навыков эффективного взаимодействия друг с другом. С помощью данной программы и содержащегося в ней тематического плана, у ребенка формируются: чувство принадлежности к группе, умение слушать и договариваться, помогать другому, учитывать мнение партнера, подчиняться его требованиям; формируется способность к эмпатии, сопереживанию, ребенок учится понимать свои эмоции и эмоции других, учится контролировать негативные проявления.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 120» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению физического развития детей
ПРОГРАММА
Развития социально – эмоциональной сферы детей
старшего дошкольного возраста
на тему «Я и другие»
составитель:
педагог – психолог
Николаева О.В.
г.Дзержинск
2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка | 3 | |
1. | Психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста | 4 |
2. | Игровая деятельность как средство формирования навыков общения и создания эмоционального благополучия в детском коллективе | 4 |
3. | Цель и задачи игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста | 5 |
4. | Основные этапы программы | 5 |
5. | Календарно-тематическое планирование | 6 |
6. | Предполагаемый результат | 13 |
Список используемой литературы | 14 |
Среди глобальных проблем человечества, наиболее остро заявляющих о себе в XXI веке, особое место занимает психическое здоровье детей. Одним из факторов, влияющих на психическое здоровье детей, можно рассматривать эмоциональную сферу как сложноорганизованную систему регуляции поведения ребёнка. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей. Взрослые порой часто не знают, как побороть всё возрастающую детскую жестокость, агрессию, враждебность. Гнев, злоба, месть как формы проявления агрессивности разрушают общество. У детей дошкольного возраста агрессия зачастую становится защитным механизмом, что объясняется эмоциональной неустойчивостью. Многие годы дошкольное образование в России было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребёнком знаний, сколько в становлении базовых свойств его личности: эоционально-потребностной сферы. Эмоции ребёнка – это послание о его состоянии окружающим его взрослым. Дети трёх - пяти лет уже в состоянии ярко проявлять внутреннее эмоциональное состояние, распознавать эмоциональное состояние окружающих. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании взаимодействий и привязанностей. Детские эмоции влияют на будущее поведение человека. Эмоции способствуют социальному и нравственному развитию, которое начинается с известных вопросов «Что такое хорошо? Что такое плохо?». Кроме того, эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций – как положительных, так и отрицательных – пресна и бесцветна. Психологи попытались определить и классифицировать эмоции. Оказалось, что люди различают шесть основных эмоций: радость, гнев, грусть, удивление, отвращение, страх. Каждая эмоция, имеет своё мимическое выражение, одни распознаются легче, другие - труднее. Способность или умение правильно распознавать эмоциональное состояние другого человека – важный фактор в формировании отношений к людям. Эта способность, укрепляясь на протяжении детства, приводит в дальнейшем к адекватному восприятию другого человека. Одной из первостепенных задач является создание условий для того, чтобы у детей всегда было хорошее настроение, чтобы они чувствовали себя уверенно. Поэтому в совместной деятельности с детьми используются игры, направленные на развитие эмоциональной сферы детей, умение понимать своё эмоциональное состояние, распознавать чувства других. Данная программа рассчитана на 2 года и состоит из 37 занятий: в первый год 17 занятий по 20-25 минут, 1 раз в неделю, во второй год – 20 занятий, 1 раз в неделю по 25-30 минут. Количество детей в группе 10-12 человек. Занятия проводятся с октября / ноября месяца, после проведенного диагностического обследования. Программа составлена на основе программ развития эмоциональной сферы:
|
5. Календарно-тематическое планирование
1 год:
Дата | Тема | Программное содержание | Методические приемы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Ноябрь | Робость | Повышение у детей уверенность в себе; Сплочение группы; Знакомство с чувством робости |
|
Радость 1 | Знакомство с чувством радости; Развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние; Развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого человека; |
| |
Радость 2 |
| ||
Декабрь | Радость 3 |
| |
Радость 4 | Закрепление знаний о чувстве радости |
| |
Январь | Страх 1 | Знакомство с чувством страха; Изучение выражения эмоциональных состояний в мимике |
|
Страх 2 | Продолжение знакомства с чувством страха, поиск путей преодоления страха, развитие эмпатии, умения сопереживать другим |
| |
Февраль | Страх 3 | Учить детей узнавать чувство страха по его проявлениям; развивать умение справляться с чувством страха; учить детей выражать чувство страха в рисунке |
|
Страх 4 | Продолжение знакомства с чувством страха |
| |
Удивление | Знакомство с чувством удивления; Закрепление мимических навыков |
| |
Март | Самодовольство | Знакомство с чувством самодовольства |
|
Закрепление знаний о чувствах | Закрепление умения различать чувства |
| |
Злость | Знакомство с чувством злости; тренировка умения различать эмоции |
| |
Стыд, вина | Знакомство с чувством вины |
| |
Апрель | Отвращение, брезгливость | Знакомство с чувством отвращения |
|
Взлохмаченные человечки | Закрепление полученных знаний, развитие умения передавать эмоции художественными средствами. | Творческая мастерская: Создание портретов. | |
Русские горки | Творческая мастерская: Вагончики с ребятами у которых разное настроение. |
2 год:
№ п/п | Тема | Программное содержание | Методические приемы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Октябрь | Каждый привлекателен по своему | Осознание ребенком отношения к себе, собственной внешности, своим особенностям и способностям. Осознание собственной неповторимости, физических особенностей |
Цель: развивать позитивное самовосприятие. Ход: ребенок называет себя именами, которые ему нравятся, так, как называют его дома. Дети повторяют.
|
Октябрь | Развитие репертуара телесных ощущений, обучение использованию тактильного контакта как способа выражения симпатии друг к другу |
Цель: развитие умения выражать свое отношение к другому через слово, действие.
Цель: развитие тактильного контакта детей группы, преодоление барьеров в общении Ход: на пол кладется газета, на ней должно поместиться 4 ребенка, затем газета сворачивается пополам, потом еще. Задача детей – как можно ближе стать друг к другу, чтобы поместиться на газете | |
Я+Ты=Мы | Развитие чувства принадлежности к группе. Получение опыта позитивного взаимодействия. |
| |
Ноябрь |
Ход: дети бегают по комнате. При слове «молекула» все собираются в кучу, плотно прижимаясь друг к другу
| ||
Ход: дети стоят в плотном кругу, один ребенок посередине. Он раскачивается из стороны в сторону, остальные его поддерживают.
| |||
Создание коллажа «Наша группа» | |||
Декабрь | Волшебные средства понимания | Знакомство с интонированием речи, имимикой и пантомимикой. Развитие внимания к эмоциональным состояниям других. Развитие отрицательного отношения к безучастному отношению к проблемам других. Развитие умения принимать настроение других людей |
Ход: детям раздаются карточки с изображением различных эмоций. Ребенок называет нарисованное чувство и говорит, когда он его испытывает.
|
Ход: ребенок, одев маску, передает настроение этой маски | |||
Ход: дети работают в парах. Ведущий предлагает: познакомиться руками, поссориться руками, помириться руками
| |||
Январь | Настроение | Описание своего настроения, обогащение опыта самоконтроля. Осознание настроения другого. Обогащение способами выражения своего настроения. Влияние настроения на взаимоотношения людей |
|
| |||
Волшебная линия | Обогащение опыта отреагирования эмоций. Упражнение в регулировании эмоций |
| |
Февраль |
| ||
Я – хороший, я – плохой | Осознание и принятие себя, своих черт. Развитие адекватной самооценки. Нахождение способов преодоления отрицательных черт характера |
Ход: дети сидят в кругу, тот, кому кинули мяч, называет противоположное качество: добрый – злой.
Ход: дети изображают собак. Педагог спрашивает о том, какие это собаки | |
Ход: дети сидят в кругу. Ведущий кидает каждому мяч. Ребенок называет как можно больше того, что он умеет (и хорошее, и плохое)
Ход: детям предлагается представить цветочную поляну, найти свой цветок и хорошо его рассмотреть
| |||
Март | Любимые сказки | Развитие понимания себя и других. Преодоление барьеров в общении. Отреагирование собственных чувств |
Ход: ведущий называет черту характера, дети подбирают к ней героя сказки
Ход: поменять героев местами, придумать, что они теперь будут делать
|
Вместе веселее | Расширение опыта позитивного взаимоействия. Развитие умения соотносить свои желания с желаниями и действиями других |
Ход: сразу оговорить, что дети после занятия убирают. Затем предполагается начать. Дети стоят в кругу, у каждого запас бумаги. Разорванные кусочки складывают в одну кучку. Когда она станет достаточно большой, детям предлагается всем вместе подбрасывать бумагу вверх | |
| |||
Апрель | Развитие доверия к окружающим детям и взрослым. Развитие потребности в общении, взаимодействии |
| |
| |||
|
6. Предполагаемый результат Критерием эффективности проведенной работы с детьми служит:
|
Список используемой литературы
- Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? Учебно - методическое пособие.2-е изд. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009.- 283с.
- Алябъева Е.А. Занятия по психогимнастика с дошкольниками: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 160с.
- Белопольская И.Л. и др. Азбука настроений. Развивающая эмоционально – коммуникативная игра для детей 4-10 лет. – М.: Когито – центр, 1994
- Выготский Л.C. Вопросы детской психологии. - СПб.: СОЮЗ. 1997.
- Выготский Л.C. История развития высших психических функций: В 6 т.
Т 3. М.: Педагогика. 1983.
- Выготский JI.C. Психология. М.: Апрель-Пресс. 2000.
- Коррекционно-развивающие занятия и мероприятия: комплекс мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессии/сост. С.В. Лесина, Г.П.Попова, Т.А. Снисаренко. - Волгоград : Учитель, 2008. - 164 с.
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис, 2007
- Лук А.Н. Эмоции и личность . – М.: Знание, 1982
- Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями / авт. - сост. О.В. Москалюк, Л.В. Погонцева. - Волгоград: Учитель, 2010. - 123с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: в 2 кн. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - Кн.2 Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. - 480с.: ил.
- Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников. - М.: АРКТИ. - 2008. - 72с.
- Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет: диагностика, тренинги, занятия / авт. - сост. Е.В. Коробицына. - Волгоград: Учитель, 2009. - 133с.
- ХухлаеваО.В Тропинка к своему Я. М.. Генезис. 2006.
- Хухлаева О.В. Лесенка радости. – М.: Совершенство, 1998
- Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, Владос, 1995
- Шипицина Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками - ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2010. - 384с.
- Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога / Г.А. Широкова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 382 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/07/picture-56817.jpg)
Программа развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста "Радуга эмоций"
Дошкольный возраст - благоприятный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стр...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-199759-1516805257.jpg)
Программа по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами природы
В программе представлена система игр и упражнений на развитие эмоциональной и коммуникативной сферы, эмпатии, творческого воображения, воспитание основ нравственности....
Формирования эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста как средство социально – коммуникативного развития.
В статье представлены цель, предмет, объект, задачи исследования по формированию эмоциональной сферы дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/15/picture-996354-1571127526.jpg)
Программа «Волшебный песок» Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами песочной терапии
Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами песочной терапии...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/17/picture-347149-1384704397.jpg)
Программа развития социально-коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста «Познаем себя и других» (в соответствии с ФГОС ДО)
В дошкольном возрасте происходит одно из важнейших «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии – расширяется круг общения. Помимо мира взрослых дошкольник «открывает» для себя мир сверстнико...
Развивающая программа «Сказочный мир эмоций» (по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) посредством сказок)
Отличительной особенностью данной развивающей программы является то, что художественное слово сказок (народных и авторских) используется как инструмент эмоционального развития дете...
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/26/picture-1403235-1658822303.jpg)
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Предлагаемый цикл коррекционно-развивающих занятий построен в игровой форме, так как ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, создающей наиболее благоприятные условия для психического и личностног...