Программа развития социально - эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста "Я и другие"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) по теме
Программа развития социально -эмоциональной сферы предназначена для работы педагога - психолога с детьми старшего дошкольного возраста и рассчитана на два года: старшую и подготовительную группы. Программа направлена на развитие социально - эмоционального благополучия детей через формирование чувства внутренней устойчивости и произвольности, через развитие навыков эффективного взаимодействия друг с другом. С помощью данной программы и содержащегося в ней тематического плана, у ребенка формируются: чувство принадлежности к группе, умение слушать и договариваться, помогать другому, учитывать мнение партнера, подчиняться его требованиям; формируется способность к эмпатии, сопереживанию, ребенок учится понимать свои эмоции и эмоции других, учится контролировать негативные проявления.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 120» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению физического развития детей
ПРОГРАММА
Развития социально – эмоциональной сферы детей
старшего дошкольного возраста
на тему «Я и другие»
составитель:
педагог – психолог
Николаева О.В.
г.Дзержинск
2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка | 3 | |
1. | Психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста | 4 |
2. | Игровая деятельность как средство формирования навыков общения и создания эмоционального благополучия в детском коллективе | 4 |
3. | Цель и задачи игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста | 5 |
4. | Основные этапы программы | 5 |
5. | Календарно-тематическое планирование | 6 |
6. | Предполагаемый результат | 13 |
Список используемой литературы | 14 |
Среди глобальных проблем человечества, наиболее остро заявляющих о себе в XXI веке, особое место занимает психическое здоровье детей. Одним из факторов, влияющих на психическое здоровье детей, можно рассматривать эмоциональную сферу как сложноорганизованную систему регуляции поведения ребёнка. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей. Взрослые порой часто не знают, как побороть всё возрастающую детскую жестокость, агрессию, враждебность. Гнев, злоба, месть как формы проявления агрессивности разрушают общество. У детей дошкольного возраста агрессия зачастую становится защитным механизмом, что объясняется эмоциональной неустойчивостью. Многие годы дошкольное образование в России было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребёнком знаний, сколько в становлении базовых свойств его личности: эоционально-потребностной сферы. Эмоции ребёнка – это послание о его состоянии окружающим его взрослым. Дети трёх - пяти лет уже в состоянии ярко проявлять внутреннее эмоциональное состояние, распознавать эмоциональное состояние окружающих. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании взаимодействий и привязанностей. Детские эмоции влияют на будущее поведение человека. Эмоции способствуют социальному и нравственному развитию, которое начинается с известных вопросов «Что такое хорошо? Что такое плохо?». Кроме того, эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций – как положительных, так и отрицательных – пресна и бесцветна. Психологи попытались определить и классифицировать эмоции. Оказалось, что люди различают шесть основных эмоций: радость, гнев, грусть, удивление, отвращение, страх. Каждая эмоция, имеет своё мимическое выражение, одни распознаются легче, другие - труднее. Способность или умение правильно распознавать эмоциональное состояние другого человека – важный фактор в формировании отношений к людям. Эта способность, укрепляясь на протяжении детства, приводит в дальнейшем к адекватному восприятию другого человека. Одной из первостепенных задач является создание условий для того, чтобы у детей всегда было хорошее настроение, чтобы они чувствовали себя уверенно. Поэтому в совместной деятельности с детьми используются игры, направленные на развитие эмоциональной сферы детей, умение понимать своё эмоциональное состояние, распознавать чувства других. Данная программа рассчитана на 2 года и состоит из 37 занятий: в первый год 17 занятий по 20-25 минут, 1 раз в неделю, во второй год – 20 занятий, 1 раз в неделю по 25-30 минут. Количество детей в группе 10-12 человек. Занятия проводятся с октября / ноября месяца, после проведенного диагностического обследования. Программа составлена на основе программ развития эмоциональной сферы:
|
5. Календарно-тематическое планирование
1 год:
Дата | Тема | Программное содержание | Методические приемы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Ноябрь | Робость | Повышение у детей уверенность в себе; Сплочение группы; Знакомство с чувством робости |
|
Радость 1 | Знакомство с чувством радости; Развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние; Развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого человека; |
| |
Радость 2 |
| ||
Декабрь | Радость 3 |
| |
Радость 4 | Закрепление знаний о чувстве радости |
| |
Январь | Страх 1 | Знакомство с чувством страха; Изучение выражения эмоциональных состояний в мимике |
|
Страх 2 | Продолжение знакомства с чувством страха, поиск путей преодоления страха, развитие эмпатии, умения сопереживать другим |
| |
Февраль | Страх 3 | Учить детей узнавать чувство страха по его проявлениям; развивать умение справляться с чувством страха; учить детей выражать чувство страха в рисунке |
|
Страх 4 | Продолжение знакомства с чувством страха |
| |
Удивление | Знакомство с чувством удивления; Закрепление мимических навыков |
| |
Март | Самодовольство | Знакомство с чувством самодовольства |
|
Закрепление знаний о чувствах | Закрепление умения различать чувства |
| |
Злость | Знакомство с чувством злости; тренировка умения различать эмоции |
| |
Стыд, вина | Знакомство с чувством вины |
| |
Апрель | Отвращение, брезгливость | Знакомство с чувством отвращения |
|
Взлохмаченные человечки | Закрепление полученных знаний, развитие умения передавать эмоции художественными средствами. | Творческая мастерская: Создание портретов. | |
Русские горки | Творческая мастерская: Вагончики с ребятами у которых разное настроение. |
2 год:
№ п/п | Тема | Программное содержание | Методические приемы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Октябрь | Каждый привлекателен по своему | Осознание ребенком отношения к себе, собственной внешности, своим особенностям и способностям. Осознание собственной неповторимости, физических особенностей |
Цель: развивать позитивное самовосприятие. Ход: ребенок называет себя именами, которые ему нравятся, так, как называют его дома. Дети повторяют.
|
Октябрь | Развитие репертуара телесных ощущений, обучение использованию тактильного контакта как способа выражения симпатии друг к другу |
Цель: развитие умения выражать свое отношение к другому через слово, действие.
Цель: развитие тактильного контакта детей группы, преодоление барьеров в общении Ход: на пол кладется газета, на ней должно поместиться 4 ребенка, затем газета сворачивается пополам, потом еще. Задача детей – как можно ближе стать друг к другу, чтобы поместиться на газете | |
Я+Ты=Мы | Развитие чувства принадлежности к группе. Получение опыта позитивного взаимодействия. |
| |
Ноябрь |
Ход: дети бегают по комнате. При слове «молекула» все собираются в кучу, плотно прижимаясь друг к другу
| ||
Ход: дети стоят в плотном кругу, один ребенок посередине. Он раскачивается из стороны в сторону, остальные его поддерживают.
| |||
Создание коллажа «Наша группа» | |||
Декабрь | Волшебные средства понимания | Знакомство с интонированием речи, имимикой и пантомимикой. Развитие внимания к эмоциональным состояниям других. Развитие отрицательного отношения к безучастному отношению к проблемам других. Развитие умения принимать настроение других людей |
Ход: детям раздаются карточки с изображением различных эмоций. Ребенок называет нарисованное чувство и говорит, когда он его испытывает.
|
Ход: ребенок, одев маску, передает настроение этой маски | |||
Ход: дети работают в парах. Ведущий предлагает: познакомиться руками, поссориться руками, помириться руками
| |||
Январь | Настроение | Описание своего настроения, обогащение опыта самоконтроля. Осознание настроения другого. Обогащение способами выражения своего настроения. Влияние настроения на взаимоотношения людей |
|
| |||
Волшебная линия | Обогащение опыта отреагирования эмоций. Упражнение в регулировании эмоций |
| |
Февраль |
| ||
Я – хороший, я – плохой | Осознание и принятие себя, своих черт. Развитие адекватной самооценки. Нахождение способов преодоления отрицательных черт характера |
Ход: дети сидят в кругу, тот, кому кинули мяч, называет противоположное качество: добрый – злой.
Ход: дети изображают собак. Педагог спрашивает о том, какие это собаки | |
Ход: дети сидят в кругу. Ведущий кидает каждому мяч. Ребенок называет как можно больше того, что он умеет (и хорошее, и плохое)
Ход: детям предлагается представить цветочную поляну, найти свой цветок и хорошо его рассмотреть
| |||
Март | Любимые сказки | Развитие понимания себя и других. Преодоление барьеров в общении. Отреагирование собственных чувств |
Ход: ведущий называет черту характера, дети подбирают к ней героя сказки
Ход: поменять героев местами, придумать, что они теперь будут делать
|
Вместе веселее | Расширение опыта позитивного взаимоействия. Развитие умения соотносить свои желания с желаниями и действиями других |
Ход: сразу оговорить, что дети после занятия убирают. Затем предполагается начать. Дети стоят в кругу, у каждого запас бумаги. Разорванные кусочки складывают в одну кучку. Когда она станет достаточно большой, детям предлагается всем вместе подбрасывать бумагу вверх | |
| |||
Апрель | Развитие доверия к окружающим детям и взрослым. Развитие потребности в общении, взаимодействии |
| |
| |||
|
6. Предполагаемый результат Критерием эффективности проведенной работы с детьми служит:
|
Список используемой литературы
- Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? Учебно - методическое пособие.2-е изд. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009.- 283с.
- Алябъева Е.А. Занятия по психогимнастика с дошкольниками: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 160с.
- Белопольская И.Л. и др. Азбука настроений. Развивающая эмоционально – коммуникативная игра для детей 4-10 лет. – М.: Когито – центр, 1994
- Выготский Л.C. Вопросы детской психологии. - СПб.: СОЮЗ. 1997.
- Выготский Л.C. История развития высших психических функций: В 6 т.
Т 3. М.: Педагогика. 1983.
- Выготский JI.C. Психология. М.: Апрель-Пресс. 2000.
- Коррекционно-развивающие занятия и мероприятия: комплекс мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессии/сост. С.В. Лесина, Г.П.Попова, Т.А. Снисаренко. - Волгоград : Учитель, 2008. - 164 с.
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис, 2007
- Лук А.Н. Эмоции и личность . – М.: Знание, 1982
- Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями / авт. - сост. О.В. Москалюк, Л.В. Погонцева. - Волгоград: Учитель, 2010. - 123с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: в 2 кн. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - Кн.2 Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. - 480с.: ил.
- Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников. - М.: АРКТИ. - 2008. - 72с.
- Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет: диагностика, тренинги, занятия / авт. - сост. Е.В. Коробицына. - Волгоград: Учитель, 2009. - 133с.
- ХухлаеваО.В Тропинка к своему Я. М.. Генезис. 2006.
- Хухлаева О.В. Лесенка радости. – М.: Совершенство, 1998
- Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, Владос, 1995
- Шипицина Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками - ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2010. - 384с.
- Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога / Г.А. Широкова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 382 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста "Радуга эмоций"
Дошкольный возраст - благоприятный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стр...

Программа по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами природы
В программе представлена система игр и упражнений на развитие эмоциональной и коммуникативной сферы, эмпатии, творческого воображения, воспитание основ нравственности....
Формирования эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста как средство социально – коммуникативного развития.
В статье представлены цель, предмет, объект, задачи исследования по формированию эмоциональной сферы дошкольников....

Программа «Волшебный песок» Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами песочной терапии
Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами песочной терапии...

Программа развития социально-коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста «Познаем себя и других» (в соответствии с ФГОС ДО)
В дошкольном возрасте происходит одно из важнейших «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии – расширяется круг общения. Помимо мира взрослых дошкольник «открывает» для себя мир сверстнико...
Развивающая программа «Сказочный мир эмоций» (по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) посредством сказок)
Отличительной особенностью данной развивающей программы является то, что художественное слово сказок (народных и авторских) используется как инструмент эмоционального развития дете...

План самообразования «Развитие социально-эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста»
Самообразование воспитателя...