Картотека игр по сенсорному развитию для детей с расстройством аутистического спектра
методическая разработка

Белова Татьяна Владимировна

                                     Банк игр с детьми с расстройствами аутистического спектра

                                                                 по сенсорному воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bank_igr_po_sensorike.docx34.97 КБ

Предварительный просмотр:

                         

                                          Картотека игр по сенсорному развитию для детей

с расстройством аутистического спектра

материалы деятельности инновационной площадки

Богородского муниципального округа

2024

                                     Банк игр с детьми с расстройствами аутистического спектра

                                                                 по сенсорному воспитанию

Название источника

Название игры

Средства

Ход игры

                                                               

Игры на зрительно - слуховое восприятие

1.

https://infourok.ru/kartoteka-sensornye-igry-dlya-detej-s-tmnr-6501017.html

   « Где ляля»

     Кукла

Педагог показывает детям куклу, называет её Ляля. Дети гладят куклу по голове и должны проговорить «Ляля, Ляля». Педагог дает детям возможность рассмотреть куклу, всячески привлекая к ней внимание. Затем ведет куклу по ковру , приговаривая – «Ляля топ- топ- топ». Дети должны следить за передвижение куклы. Взрослый внезапно прячет куклу, но так, чтобы она была видна детям , и спрашивает : «Где Ляля»?» дети должны поискать куклу глазами. Педагог сажает куклу на колени и радостно говорит «Вот Ляля!»

2.

https://infourok.ru/kartoteka-sensornye-igry-dlya-detej-s-tmnr-6501017.html

« Где звучит

игрушка»

      Бубен

Педагог показывает детям бубен, затем стучит по нему рукой  и напевает « ля-ля-ля». Берет ребенка за руку, побуждает его постучать по бубну, педагог привлекает внимание детей к звукоподражанию. Передвигаясь по группе, педагог учит детей следить за движущимся источником звуком.

3.

https://infourok.ru/kartoteka-sensornye-igry-dlya-detej-s-tmnr-6501017.html

      « Прятки»

 Цветные платки

Дети сидят на стульчиках..Педагог накрывает платочком голову ребенка , пряча его от остальных.

Обращается к детям: « Где Вова?», снимает платок и восклицает: « Вот Вова!»

4.

https://vk.com/away.php?utf=1&to=https%3A%2F%2Finfourok.ru%2Fmetodicheskie-rekomendacii-igry-na-sensornoe-razvitie-detej-s-tyazheloj-i-glubokoj-umstvennoj-otstalostyu-4392583.html

«Фонарик»

Фонарик

Педагог перемещает фонарик в зад и вперед, прикрывает фонарик красным или желтым полиэтиленом. Медленно водит им из стороны в сторону перед лежащим на спине ребенком. Сначала малыш должен задержать взгляд только на мгновение, но затем начнет следить за фонариком.

5.

https://multiurok.ru/index.php/files/sbornik-didakticheskikh-igr-napravlennykh-na-raz-2.html

«Найди маме деток»

Карточки с изображение диких и домашних животных, маленькие карточки с изображением детенышей этих животных.

Педагог показывает большие карточки с изображение диких или домашних животных. Затем показывает маленькие карточки с изображением детенышей и рассказывает кто на них нарисован, в игровой форме и методом рука в руке» учит подбирать маленькие карточки к большим.

Игры на зрительное восприятие формы

6.

https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2022/05/27/didakticheskie-igry-i-uprazhneniya-po

  « Найди свой стул»

Парные плоскостные картонные или пластмассовые формы одного цвета

Педагог кладет на своем столе три плоскостные формы. Вызывает детей и каждому дает по одной форме. Затем поднимает одну из форм и спрашивает, у кого такая же, помогает путем наложения на фигуру проверить правильность выбора детей. Раскладывает формы на стулья. Дети должны найти свои стулья по форме.

7.

https://infourok.ru/kartoteka-sensornye-igry-dlya-detej-s-tmnr-6501017.html

https://infourok.ru/kartoteka-sensornye-igry-dlya-detej-s-tmnr-6501017.html

« Кубик- шарик»

Детский поднос, кубики и шарики однотипные

1вариант:

Педагог показывает ребенку шарик и произносит: « Это шарик».Слово произносится несколько раз, побуждая ребенка повторить. Дает в руки шарик: « На шарик», учит ощупывать шарик, катает его по ладошке ребенка и между ладошками, давая ощутить, что шарик круглый. Помогает ребенку выполнить действие.

2 вариант:

Педагог показывает ребенку шарик и произносит: « Это кубик». Слово произносится несколько раз, побуждая ребенка повторить. Дает в руки кубик: « На кубик», учит ощупывать кубик, берет еще 2 кубика и строит башню вместе с ребенком. Показывает , что кубик катать нельзя, из них надо строить. Затем убирает 2 кубика, остаются кубик и шарик на подносе.

Взрослый просит показать, где шарик, где кубик.  проговаривает: « Вот шарик», « Вот кубик»

8.

9.

https://infourok.ru/kartoteka-sensornye-igry-dlya-detej-s-tmnr-6501017.html

« Квадрат - кружок»

Плоскостные геометрические фигуры (круги, квадраты)

Педагог выкладывает на стол геометрические фигуры, показывает ребенку, называет их: « Это кружок»- дает потрогать его, обводит по кругу его рукой. Аналогично с квадратом..Просит ребенка показать, где круг, а где квадрат.

10.

https://infourok.ru/kartoteka-sensornye-igry-dlya-detej-s-tmnr-6501017.html

« Что принесла нам кукла»

Кукла, мешок, знакомые игрушки

Педагог просит ребенка подойти к мешку, не заглядывать туда, а руками выбирать себе игрушку. Педагог просит показать игрушку и назвать ее по возможности.

11.

https://infourok.ru/kartoteka-sensornye-igry-dlya-detej-s-tmnr-6501017.html

« Найди предмет такой же формы»

Геометрические фигуры, предметы круглой, квадратной. треугольной. овальной формы

Разложить на две кучки геометрические формы и предметы. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть предметы, затем педагог показывает фигуру и просит ребенка показать такой же предмет. Если он не показывает. педагог предлагает обследовать предмет  руками методом « рука в руке»

12.

https://infourok.ru/kartoteka-sensornye-igry-dlya-detej-s-tmnr-6501017.html

« Разложи       правильно»

Коробки,     однотипные кубики и шарики

На столе стоят две коробки. В одной лежит кубик, в другой шарик. Педагог берет из коробки кубик и говорит: « Это кубик», кладет обратно. То же проделывает с шариком..Ставит перед ребенком коробки с шариками и кубиками. и просит разложит по коробочкам к шарику и кубику. Во время выполнения действия педагог просит ребенка называть фигуры.

Практическое выделение формы

13.

https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2022/05/27/didakticheskie-igry-i-uprazhneniya-po

«Что катится, что не катится»

Воротца, шарик и кубик из одного материала и одного цвета.

Педагог ставит на столе воротца и на некотором расстоянии от них проводит черту. Предлагает двоим прокатить через воротца до ленточки два предмета: одному – кубик, другому – шарик. Затем доги обмениваются предметами. Естественно, они начинают понимать, что шар катится, а кубик нет. После этого детям предлагают выбрать тот предмет, который можно прокатить

через воротца. Те, кто понял зависимость результата от формы предмета, выбирает шар. Педагог, заканчивая игру, говорит: «Шар катится, а кубик не катится».


Зрительное восприятие величины

14.

https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2022/05/27/didakticheskie-igry-i-uprazhneniya-po

«Спрячь шарик в ладошках»

Шарики одного цвета, но двух контрастных размеров (большой и маленький), поднос

Педагог кладет на стол два шарика – большой и маленький. Показывает детям, как спрятать шарик в ладошке. Потом вызывает кого-либо и предлагает взять любой из двух шариков и так же спрятать его. Если ребенок берет маленький шарик, он сможет выполнить задание, если же большой, то шарик остается видимым. Педагог говорит, что шарик не спрятался, его видно, потому что он большой. Затем раздает всем детям разные шарики и просит спрятать их в ладошках. Результаты выполнения задания педагог обсуждает с детьми. После этого снова раздает детям шарики, на этот раз предоставляя им выбор

15.

https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2022/05/27/didakticheskie-igry-i-uprazhneniya-po

«Спрячь игрушки»

Зайчики, мишки (игрушки большие и маленькие), коробки двух размеров по числу детей.

Педагог раздает детям по две коробки с крышками (двух размеров) и по две игрушки – большую и маленькую. Просит детей спрятать игрушки в коробочки и закрыть крышками. Обращает внимание на то, что, если крышка не закроется, значит, игрушка не подходит для этой коробки – ее надо спрятать в другую, а то придет волк и увидит зайчика. Таким образом он побуждает детей пробовать

16.

https://infourok.ru/kartoteka-sensornye-igry-dlya-detej-s-tmnr-6501017.html

«Большой- маленький»

2 однотипных кубика разных по величине

Взрослый ставит на стол 2 кубика. Обращает внимание ребенка на их различия: «Это большой кубик , это маленький кубик. Покажи где большой кубик». Ребенок с помощью взрослого показывает. Педагог просит ребенка: «Дай мне большой кубик» (также с маленьким кубиком)

17.

https://infourok.ru/kartoteka-sensornye-igry-dlya-detej-s-tmnr-6501017.html

«Пирамидка»

Пирамидки из

3-5 колец разной величины.

Первый этап- педагог ставит перед ребенком пирамидку из 5 колец. Проводит рукой по ее поверхности сверху донизу. Предлагает ребенку тоже провести рукой по пирамидке, чтобы ощутить как она расширяется книзу.

На втором этапе ребенок начинает складывать пирамидку самостоятельно, или с небольшой помощью взрослого.

18.

https://infourok.ru/kartoteka-sensornye-igry-dlya-detej-s-tmnr-6501017.html

«Положи правильно»

Две дощечки ,на одной наклеен большой круг , на другой круг меньшего размера

Педагог кладет дощечки вплотную друг к другу , чтобы ребенку было легче соотносить предметы по величине.

Сенсомоторное воспитание. Развитие хватания

19.

https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2022/05/27/didakticheskie-igry-i-uprazhneniya-po

«Поймай мяч»

Надувной мяч яркой расцветки, веревка, леска для подвешивания мяча

Ребенок сидит на стуле, над ним опускают мяч привязанный к веревке, конец который держит педагог, мяч постепенно опускают и просят малыша поймать его, не вставая со стула. Ребенок должен схватить мяч двумя руками.

20.

https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2022/05/27/didakticheskie-igry-i-uprazhneniya-po

«Переложи игрушки»

Мелкие предметы( фишки, пуговицы, мозаика), под носики, высокий  сосуд.

Ребенок сидит за столом. Перед ним сосуд и справа на небольшом подносе лежат мелкие предметы, такие же предметы на столе у педагога. Педагог берет предметы и бросает их в сосуд .Потом просит ребенка делать также.

21.

https://www.maam.ru/detskijsad/sbornik-digr-dlja-detei-s-umstvenoi-otstalostyu.html

«Мозаика»

Набор мозаики, мелкие сюжетные игрушки

Педагог показывает детям доску для мозаики, обращает внимание на дырочки. Берет один элемент мозаики и дает рассмотреть шляпку и штырек, показывает как вставлять форму в отверстие доски. Предлагает вставить элементы в дырочки. Учит брать форму щепотью.

                                                                     

Развитие соотносящих действий

22.

https://multiurok.ru/index.php/files/sbornik-didakticheskikh-igr-napravlennykh-na-raz-2.html

« Пирамидка»

Пирамидки разной величины и формы.

Педагог раздает пирамидки, разбирает ее и просит ребенка сделать так же. Затем показывает, как надеть колечки на стержень.

Ребенок  надевает при помощи педагога.

23.

https://www.maam.ru/detskijsad/sbornik-digr-dlja-detei-s-umstvenoi-otstalostyu.html

«Прокати шарики»

Желоб для скатывания, цветные шарики в коробке, корзина.

Педагог показывает как брать шарики щепотью и класть их на верхний конец желоба. Обращает внимание, что шарик катится по желобу в корзину. Затем ребенок повторяет действия педагога.

Развитие движения пальцев.

24.

https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2022/05/27/didakticheskie-igry-i-uprazhneniya-po

«Заборчик»

Готовые маленькие домики из конструктора

Педагог дает ребенку домик, и говорит, что в нем живет маленький котенок. Вокруг дома нужно построить забор. Строить забор последовательно, соединяя элементы конструктора. Затем ребенок также строит.

25.

https://multiurok.ru/index.php/files/sbornik-didakticheskikh-igr-napravlennykh-na-raz-2.html

« Ежик»

Вырезанный из картона ежик, прищепки разных цветов.

Педагог показывает ежа ребенку, как снимаются и прикрепляются иголки (прищепки)

Тактильное восприятие

26.

https://infourok.ru/kartoteka-sensornye-igry-dlya-detej-s-tmnr-6501017.html 

« Поймай киску»

Мягкая игрушка кошки

Педагог касается мягкой игрушкой разных частей тела ребенка, а ребенок должен определит, где киса.

27.

https://infourok.ru/kartoteka-sensornye-igry-dlya-detej-s-tmnr-6501017.html 

« Чудесный мешочек»

Непрозрачный мешочек, различные по фактуре предметы.

В непрозрачный мешочек кладутся предметы разной величины, фактуры. Ребенку предлагается на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

28.

https://infourok.ru/kartoteka-sensornye-igry-dlya-detej-s-tmnr-6501017.html 

« Догадайся, что за предмет»

Предметы разной фактуры

На столе разложены различные предметы и игрушки, которые накрыты непрозрачной салфеткой. Педагог предлагает ребенку через салфетку на ощупь определить, что за предмет.

                                                                                         

Восприятие цвета

29.

https://znanio.ru/media/formirovanie-sensornyh-etalonov-tsveta-u-detej-s-umerennoj-i-tyazhyoloj-umstvennoj-otstalostyu-2787583

« Посадим красные цветочки»

Мозаика

Педагог выбирает мозаику красного цвета и втыкает ее в игровое поле: « сажает цветок», побуждая ребенка к совместным действиям.

30.

https://znanio.ru/media/formirovanie-sensornyh-etalonov-tsveta-u-detej-s-umerennoj-i-tyazhyoloj-umstvennoj-otstalostyu-2787583

« Разноцветная коробочка»

Коробочка и разноцветные шарики

В коробочке находятся шарики разных цветов. Педагог достает красный шарик и просит ребенку достать такой же

31.

https://znanio.ru/media/formirovanie-sensornyh-etalonov-tsveta-u-detej-s-umerennoj-i-tyazhyoloj-umstvennoj-otstalostyu-2787583

« Цветное мороженое»

Разноцветные чашечки и шарики

педагог предлагает ребенку разложить в разноцветные чашечки мороженое ( шарики такого же цвета) и угостить игрушки.

32.

https://znanio.ru/media/formirovanie-sensornyh-etalonov-tsveta-u-detej-s-umerennoj-i-tyazhyoloj-umstvennoj-otstalostyu-2787583

« Разноцветные салфетки»

2 цвета салфеток, игрушки аналогичных цветов.

На столе перед ребенком разложены две салфетки различных цветов и коробка, в которой находятся предметы аналогичных цветов. Ребенку предлагается разложить эти предметы на соответствующую по цвету салфетку.

33.

Коррекционно- развивающее обучение детей в процессе дидактических игр

Е.А. Стребелева,

Москва, ООО « Издательский центр

« Владос»  2021 г.

« Привяжи ленточки к шарикам»

Воздушные шары трех цветов, цветные ленточки, поднос для ленточек, бубен.

На столе под салфеткой лежат ленточки и бубен. педагог вносит воздушные шарики. Ребенок должен выбрать ленточку для шарика такого же цвета.

Развитие обонятельной чувствительности

34.

https://multiurok.ru/index.php/files/sbornik-didakticheskikh-igr-napravlennykh-na-raz-2.html

«Кисель»

Апельсин и лимон.

Круговыми движениями руки педагог имитирует размешивание, совместно с ребенком. «Тили-тили, тили тель, варим вкусный мы кисель с апельсинами для Тимоши (нюхают апельсин), а с лимонами для Кирюши».

Действия по показу и образцу

35.

Коррекционно- развивающее обучение детей в процессе дидактических игр

Е.А. Стребелева,

Москва, ООО « Издательский центр

« Владос»  2021 г.

« Домик для зайчика».

Пластмассовые зайчики, плоские палочки одного цвета.

Педагог показывает пластмассового зайчика, что ему надо построить домик, строит и показывает ребенку. С помощью педагога ребенок выполняет задание.

36.

Коррекционно- развивающее обучение детей в процессе дидактических игр

Е.А. Стребелева,

Москва, ООО « Издательский центр

« Владос»  2021 г.

« Лесенка для мишки»

Пластмассовые мишки, наборы кубиков одного цвета

Педагог показывает мишку, строит лесенку из кубиков, обыгрывает постройку- поднимается по лесенке: « топ – топ - топ» и спускается :

« топ - топ- топ». Ребенок повторяет.

37.

https://multiurok.ru/index.php/files/sbornik-didakticheskikh-igr-napravlennykh-na-raz-2.html

« Построим домик»

Лист с изображением домика с отверстиями, в которые продевается шнурок,  2 шнурка

Рассматривают домик, отдельно крышу, заборчик. окно. Игра с использованием шнуровки: по показу, по образцу. по подражанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брошюра : "Организация окружающей среды для социализации и развития ребёнка с расстройствами аутистического спектра".

Практические рекомендации родителям как организовать окружающую среду для социализации и развития ребенка с расстройствами аутистического спектра....

Выступление на педагогическом часе на тему: «Сенсорное воспитание дошкольников, имеющими расстройства аутистического спектра»

Сенсорное воспитание дошкольников, имеющими расстройства аутистического спектра (РАС) – это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование умственного познания и соверш...

Программа по развитию социальной перцепции у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) и расстройством аутистического спектра (РАС)

Данная программа направлена на развивитие навыков социального взаимодействия у детей с задержкой психического развития и расстройством аутистического спектра. Ребенка необходимо научить просить предм...

СЕНСОРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА СТРАТЕГИИ ПОМОЩИ Методическое пособие

Сенсорная система – это совокупность периферических и центральных структур нервной системы, ответственных за восприятие сигналов различных модальностей из окружающей или внутренней среды....

Использование сенсорных игр для развития детей с расстройствами аутистического спектра

Сенсорными называются игры, которые нагружают (илиразгружают) каналы восприятия и дают ребенку возможностьполучить новые чувственные ощущения:Все сведения об окружающем мире и о себе самом человек пол...