Методическая разработка для педагогов и родителей
методическая разработка (подготовительная группа)
ИГРЫ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.92 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально.
Нервная система ребёнка дошкольного возраста далека от своего совершенства. Детям сложно контролировать процессы возбуждения и торможения нервной системы. Этим и объясняется неспокойный сон или проблемы с засыпанием после активных игр. Прежде всего, это касается активных деток. Но, несмотря на это, существуют игры, благодаря которым можно успокоить «разгулявшегося» ребёнка, сбросить излишки напряжения и восстановить равновесие. Этим мы будем способствовать сохранению здоровья наших детей!
1.Игра «Клоуны ругаются»
Цель: снятие вербальной агрессии.
Ход игры: дети превращаются в клоунов, которые ругаются друг на друга «овощами и фруктами». Например: «Ты, – говорит клоун, – капуста!» Дети могут выбрать пары, менять партнеров, «ругаться» вместе или по очереди, отругать всех детей.
Педагог руководит игрой, останавливает, если используются другие слова или физическая агрессия. Затем игра продолжается, изменяя эмоциональный настрой детей. Клоуны ласково называют друг друга цветами. Например: «Ты – колокольчик». Интонирование должно быть адекватным. Дети вновь разбиваются на пары и т.п. и ласково называют друг друга цветами.
2.Упражнение «Толкалки»
Цель: научить детей контролировать свои движения.
Ход игры: Дети разбиваются на пары и встают на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Затем они поднимают руки на высоту плеч и опираются ладонями о ладони своего партнера. По сигналу ведущего начинают толкать своего напарника, стараясь сдвинуть его с места. Если он сдвигает ребенка с места, он возвращается в исходное положение. Тот, кто устанет, может сказать: «Стоп». Время от времени можно вводить новые варианты игры: толкаться, скрестив руки; толкать партнера только левой рукой; толкаться спиной к спине.
3.Упражнение «Ласковый мелок»
Цель: развитие навыков общения, снятие агрессивности.
Ход игры: дети делятся на пары. Один ложится на пол. Другой – пальчиком на его спине рисует солнышко, цифру, дождик, букву. Первый должен догадаться, что нарисовано. После окончания рисования – нежным жестом руки «стереть» все нарисованное.
4.Упражнение «Золотая рыбка»
Цель: снятие агрессивности, развитие навыков общения.
Ход игры: все встают в круг, плотно прижавшись друг к другу плечами, бедрами, ногами, взявшись за руки. Это – сеть. Водящий – золотая рыбка стоит к кругу. Его задача - выбраться из круга, а задача остальных не выпустить рыбку. Если водящему долго не удается выбраться из сети, взрослый может попросить детей помочь рыбке.
5.Игра «Рубка дров»
Цель: помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» ее во время игры.
Педагог:
-Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны, находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: «Ха!».
Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.
6.Упражнение «Маленькое привидение»
Цель: научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев.
Педагог:
-Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение: (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши: Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!
7.Упражнение «Тух-тиби-дух»
Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.
Педагог:
-Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: «Тух-тиби-дух». Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами. В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.
8.Упражнение «Это я, узнай меня»
Цель: развитие эмпатии, снятие агрессивности.
Ход игры: один ребенок поворачивается спиной к остальным сидящим. Дети по очереди подходят к нему, гладят его по спинке и называют ласковым именем. Водящий пробует угадать, кто его погладил и назвал.
9.Упражнение «Апельсин (или Лимон)»
Цель: направлено на обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня личностной тревожности.
Ход игры: дети лежат на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Им предлагается представить, что к их правой руке подкатывается апельсин, пусть они возьмут его в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 сек.)
«Разожмите кулачок, откатите апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок) ручка теплая ..., мягкая ..., отдыхает...»
Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза (при этом поменять фрукты), если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями – достаточного одного раза (с левой и правой рукой).
10.Игра «Рычи лев, рычи; стучи, поезд, стучи»
Педагог: «Все мы львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание». «А кто может рычать еще громче? Хорошо рычите львы». Нужно попросить детей рычать, как можно громче, изображая при этом львиную стойку.
Затем все встают друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Это паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко, в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет по помещению в разных направлениях, то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры может произойти «крушение», и все валятся на пол.
11.Упражнение «Ласковые лапки»
Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым.
Педагог подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.
12.Игра «Щит»
Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности.
Ребенок прячется за «щит», который держит взрослый или другой ребенок и в который можно стучать игрушечным мечом, кулаком и так далее.
13.Пантомима «Кошка Добрая – Кошка Злая»
Педагог: «Я возьму волшебный колокольчик и, когда он зазвенит, мы превратимся в котят. Встаем на четвереньки и изображаем кошку Добрую (голова вверх, улыбаемся, спина вниз) и кошку Злую (голова вниз, спина выгнута, можно порычать)». Упражнение повторить несколько раз.
14.Упражнение «Коготки и лапки»
Педагог предлагает детям превратиться в котят и объясняет: «Если у котят хорошее настроение, то у них мягкие, расслабленные лапки. А если котята разозлились, то они выпускают коготки (ручки напряжены)». Ведущий предлагает помяукать котятам: ласково, показывая лапки, и – зло, показывая коготки.
15.Игра «Добрые волшебники»
Ход игры: дети садятся в круг, а педагог рассказывает им сказку: «В одной стране жил злой волшебник-грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, назвав его нехорошим словом. И все, кого он называл грубыми словами, переставали смеяться и не могли быть добрыми. Расколдовать такого несчастного ребенка можно было только добрыми, ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть у нас такие заколдованные дети?»
Многие дошкольники охотно берут на себя роли «заколдованных». Взрослый выбирает из них непопулярных, агрессивных детей и просит других помочь им: «А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, называя ласковым именем?»
Как правило, дети с удовольствием берут на себя роль добрых волшебников. По очереди они подходят к агрессивным детям и стараются назвать их ласковым именем.
16.Упражнение «Король Боровик не в духе»
Цель: выражение гнева.
Ведущий читает стихотворение, а ребенок действует согласно тексту.
Шел король Боровик, через лес напрямик. Он грозил кулаком и стучал каблуком. Был король Боровик не в духе; короля покусали мухи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Мини - сборник коллажей "ПЕДАГОГИ - ДЕТИ - РОДИТЕЛИ" (обзор профессиональной деятельности педагога - психолога)
В данном сборнике коллажей отражена работа педагога-психолога со всеми участниками образовательного процесса...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ, в условиях ФГОС ДО»
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, подд...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ»
Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом соче...

Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Представленные методические рекомендации основаны на взаимодействии науки и практики, что повышает качественный уровень образовательной деятельности дошкольного учреждения, а также призваны оказать ме...

М.о. на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПЕДАГОГА КАК ЦЕЛЬ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. Методическая разработка -показатель педагогического мастерства педагогов.Презентация методических разработок педагогов.
1-Презентация на тему: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПЕДАГОГА КАК ЦЕЛЬ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ.2- доклад к презентации ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ...

Программа «Сказочная гимнастика с элементами йоги» во второй младшей группе по методической разработке Е.Б. Болсуновой «Методические рекомендации для педагогов и родителей, Сказки о кролике Пики и его друзьях, 3-4 года»
Детская йога – это различные упражнения (асаны), дыхательные гимнастики, игры, которые позволяют укрепить здоровье детей....

Методика в оказании методической помощи педагогам и родителям «Коучинг-сессия»
Данная разработка поможет выявить маму ребенка ОВЗ, которой требуется психологическая помощь, поддержка...