Народные праздники как средство формирования нравственно-патриотических чувств дошкольников.
статья (подготовительная группа)
Патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Народные праздники как средство формирования нравственно-патриотических чувств дошкольников.
Возрождение традиций национальной культуры является актуальной задачей воспитания подрастающего поколения. В соответствии с ФГОС ДОО образовательная программа включает изучение регионального компонента. Дети получают больше возможностей ощутить, прочувствовать красоту родного края, особенности национальной культуры и традиций, благодаря изучению регионального компонента, что помогает в формировании гражданских чувств и воспитании юных граждан России.
Детский сад формирует у ребёнка интерес к истории своей страны, родного края, семьи и прививает чувства патриотизма. В нашем детском саду одной из главных задач является нравственно -патриотическое воспитание подрастающего поколения. Ощущение себя неотъемлемой частью Отечества - это чувство, возникает ещё в дошкольном детстве. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина, Русь, гордость за свою страну.
Чувство патриотизма выражается во многом: в гордости за свой народ, в любови к родным местам, в желании сохранить, приумножить богатство своей страны.
В нашем обществе происходят изменения, которые заставляют нас по-новому взглянуть на народные праздники, традиции, а именно: важно поддержать свою национальную культуру, сконцентрировать в себе характер народа, воспитать достойную личность. В нашем детском саду развитие детей на традициях народной культуры является одним из главных направлений общего художественно - эстетического воспитания.
Лучшими днями жизни в детском саду должны быть праздники, насыщенные яркими впечатлениями. Народные праздники – это проявление всех форм культуры общества, начиная от норм поведения, этикета, заканчивая элементами народных костюмов, это прекрасная школа культурной традиции, к которой молодое поколение приобщается через непосредственное участие в торжествах. Праздники - неизменные спутники народной жизни. Они обладают способностью группового воздействия, утверждают стабильные стереотипы поведения, соответствующие общественным отношениям нормы нравственности и ценностные ориентиры.
Для детей праздники играют в жизни большую роль. Детский праздник - один из наиболее ярких, запоминающихся моментов. Народные праздники духовно обогащают ребёнка, расширяют его знания об окружающем мире, кругозор, знакомят с традициями, объединяют и побуждают к творчеству, рождают в душе ребёнка светлые чувства, воспитывают умение жить в коллективе, духовно обогащают ум и сердце.
Народные календарно - обрядовые праздники, традиции, обряды занимают важное место в приобщении детей к родной культуре. Цель этих праздников - доставить детям радость, воспитывать добрые чувства в их душах, научить детей доброжелательному отношению друг к другу, своим родным, людям пожилого возраста, и самое главное, - воспитать патриота, достойного гражданина своей страны. Задачи календарно -обрядового праздника - воспитывать любовь и уважение к русским народным традициям, к русскому фольклору, развивать интерес к настоящему и прошлому родной страны, родного края. В основе каждого праздника лежит определённая воспитательная идея, которую необходимо донести до каждого ребёнка. Эта идея должна проходить через всё содержание праздника, раскрытию её служат стихи, музыка, песни, игры, хороводы, инсценировки, костюмы, художественное оформление.
Без познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры невозможно воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину.
Приобщение к народным праздникам и традициям - одна из составляющих патриотического воспитания дошколят. Знакомство с ними помогает детям почувствовать себя частичкой своего народа, приобщиться к ценностям своей культуры. С помощью народных календарно - обрядовых праздников воспитывается интерес к народному творчеству, традициям и обрядам русского народа: Проводы Зимы, Колядки, Масленица, прилёт птиц, праздник Троицы и т. д. Раскрывая тему народного праздника необходимо обращать внимание детей не только на обрядовые действия, но на их нравственную основу. Сколько существует прекрасных русских праздников. На Руси всегда умели хорошо работать и отмечать праздники от всей души. Уже сейчас можно утверждать, что в традиционной народной культуре отдых от физического труда, веселье никогда не понимались как безделье, как полностью свободное, ничем не занятое время. Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек наиболее остро ощущал себя одновременно личностью и членом коллектива, внутри праздника осуществлял контакт и свободное общение, без которого невозможна нормальная жизнедеятельность человека. Праздник является проявлением всех форм и видов культуры определённого коллектива, начиная от принятых форм поведения, кончая демонстрацией нарядов и использованием традиционных песен.
Таким образом, система педагогического воздействия: подготовка к празднику, проведение, понимание (обсуждение после праздника) – положительно влияет на воспитание нравственного поведения дошкольников.
Участие детей в русском народном празднике позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами.
Детство – это период рассвета жизни человека и поэтому наша задача, как взрослых, привить детям любовь к прекрасному, любовь к родине, привить такие качества как доброта, товарищество и благородство. Народный фольклор является кладезем для воспитания всех этих качеств, и мы будем продолжать работу в этом направлении и на примере народных праздников
воспитывать все эти качества в детях.
Литература:
1.›detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/…
#1041;аландина Г. А. Традиции и инновации в организации досуга молодых семей в учреждениях культуры - Культура и образование: науч.-информ. жур. вузов культуры и искусств. — 2014. — №4.
#1055;окидова А. М. Патриотическое воспитание дошкольников посредством государственных и календарно-обрядовых праздников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: //
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников"
В данной статье представлен один из подходов к работе по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста; рассказано об эффективности такой формы работы как досуговая деят...

Технология проектной деятельности как средство формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников.
Технология проектной деятельности как средство формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников...

Мини-музей русского быта в МБДОУ детский сад №3 г. Лебедянь как средство формирование нравственно - патриотических чувств у детей.
Статья о работе мини - музея русского быта в условиях дошкольного учреждения....

Консультация для педагогов "Театр - как средство формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников"
Театр, важный фактор патриотического воспитания личности ребенка. Он воздействует на эмоциональную сферу ребенка и меняет его внутренний мир. Поэтому театр можно использовать как средство в формирован...

«Народная культура - как средство формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников»
Патриотические чувства не возникают сами по себе. Это довольно длите...

Доклад из опыта работы тема: «Танец - как средство формирования нравственно-патриотических чувств дошкольников»
Доклад из опыта работы тема: «Танец - как средство формирования нравственно-патриотических чувств дошкольников»Патриотизм не заложен в генах, это не природное, ...

Танец - как средство формирования нравственно-патриотических чувств дошкольников.
Развитие понимания Родины детьми тесно связано с конкретными представлениями о том, что ему близко и дорого. Очень важно донести всё это до каждого воспитанника в доступной форме, приобщая его к духов...