Технология проектной деятельности как средство формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников.
проект на тему
Технология проектной деятельности как средство формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технология проектной деятельности как средство формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников.
Актуальность. Одной из основных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества» [11, с.4].
В связи с этим, нравственно–патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в дошкольном образовательном учреждении.
Современный подход к дошкольному образованию, в соответствии с ФГОС, предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольников и адаптации его к социальной жизни, но и, в первую очередь, сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности, обучение через совместный поиск решений, предоставление ребенку возможности самостоятельно овладеть нормами культуры.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектной деятельности.
Проектная деятельность – это форма организации совместной деятельности педагогов и воспитанников, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели, где цель – это решение конкретной проблемы, значимой для воспитанников и оформленной в виде некоего конечного продукта [1, с.3].
Реализация проектной деятельности в нашем дошкольном образовательном учреждении направлена на формирование у воспитанников нравственно-патриотических чувств, а также на развитие способностей, обладая которыми, они оказываются более приспособленными к изменяющимся условиям школьного обучения, могут ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.
В соответствие с вышеизложенным была поставлена цель: формирование нравственно–патриотических чувств у старших дошкольников посредством проектной деятельности.
Для достижения данной цели определены следующие задачи:
- ознакомление с историей семьи, родного города, края, страны;
- формирование представлений: о флоре и фауне, ценностях, этнокультурных традициях, ремеслах региона.
- воспитание чувства гордости за «малую Родину», людей, прославивших Сибирь, страну, а так же чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
- повышение компетентности родителей в решении задач, связанных с нравственно – патриотическим воспитанием дошкольников.
В ходе методической работы по реализации данной темы педагоги познакомились со способами разработки проектов: системная паутинка, «модель трех вопросов», образ «семь мы», метод мыслительных карт. Большое внимание было уделено стилю общения педагогов с детьми в ходе реализации проектной деятельности. Наиболее эффективными были признаны - диалоги, дискуссии. Педагогами была осознана необходимость задавать дошкольникам как можно больше поисковых, провокационных вопросов. Дать им возможность быть исследователями, первооткрывателями. А также были определены этапы проектной деятельности, которые характеризуются особенностями проведения:
- Подготовительный этап – выбор темы проекта, определение проблемы.
На данном этапе - главная роль отводится педагогу - ребёнка необходимо «наводить», помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Но при этом важно не переусердствовать с опекой, дать возможность детям самим изучать, обрабатывать нужные материалы.
- Организационный этап - планирование деятельности, поиск информации, выполнение проекта.
Особенности проведения организационного этапа - ведущая роль отводится ребёнку, если возникают затруднения - организуется сотрудничество взрослого с ребёнком. Во время работы над проектом педагог может занимать следующие позиции — руководителя, «режиссёра», выполнять функции одного из участников, быть экспертом, отслеживающим и оценивающим ход и результаты групповой работы, наблюдателем за работой группы. По ходу решения поставленных задач он помогает найти ребёнку необходимые для этого средства и способы, а зачастую знакомит детей с новым, ещё не изведанным ему. Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, чтение познавательной и художественной детской литературы, наблюдение, исследовательскую деятельность и др.
3.Заключительный этап - представление готового продукта, презентация.
На данном этапе - главная роль отводится ребенку (группе детей), который публично представляет продукт проектной деятельности. Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).
Результатом методической работы с педагогами по данному направлению стал перспективный план формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников посредством проектной деятельности, состоящий из трех блоков: «Моя семья», «Мы – усольчане и сибиряки», «Мы – россияне».
Каждый блок включает различные типы проектов исследовательско-творческие, ролево-игровые, информационно-практико-ориентированные, творческие [8, с.10]; определена продолжительность проектов и количество участников.
В ходе реализации проектов педагоги объединяют краеведческий, фольклорный, культурологический, исторический, литературный материал; используют разнообразные формы работы: занятия, акции, викторины, КВНы, праздники, экскурсии, игры; а также применяют различные методы работы, основополагающими из которых являются методы проблемного обучения.
Исследовательско-творческий проект «Родная природа», проводимый в рамках блока «Мы – усольчане и сибиряки» помог детям познакомиться с разнообразием природного мира, красотой и богатством нашего края.
Данный проект объединил следующие формы работы: экскурсии в Усольский музей природы и на станцию юных натуралистов, походы в лесополосу, рассматривание иллюстраций «Растения и животные нашего леса», гербариев «С какого дерева лист?», фотоальбомов и календарей: «Времена года», «Старик годовик», чтение художественной литературы и энциклопедий: «Удивительные растения», «Тайны нашей природы», «Что? Зачем? Почему?», «От осени до лета», «Рассказы – загадки о природе».
Знания, полученные во время экскурсий, цикла познавательных занятий дети отображают в творческих работах. В рамках данного проекта были получены следующие результаты: оформлена выставка детского изобразительного творчества «Золотая осень», проведены конкурсы «Что нам осень принесла» и «Кормушка для пичужки», акция «Покормите птиц зимой!». Педагоги, родители и дети приняли участие в муниципальном конкурсе «Сделаем город красивее и чище!», в которой стали лауреатами номинации «Самая красивая клумба».
В рамках блока «Мы – россияне» действует проект «Я помню! Я горжусь!». Он является краткосрочным - работа проводится в апреле-мае каждого учебного года. Цель проекта: привитие любви к Отечеству через знакомство с героическими подвигами русского народа в Великой Отечественной войне.
Для реализации данной цели использовались следующие формы работы: беседы с дошкольниками о самых тяжелых годах в истории России: о Великой Отечественной войне, знакомство с героическим прошлым нашего народа.
В нашем учреждении осуществлена подборка презентаций «Песни военных лет», «Вечная память героям», «Вспоминают наши деды», «Наша Армия». Созданы видеоролики «Великая Отечественная война», «День Победы». Данная подборка используется с целью формирования у детей первоначальных знаний по данной теме. Перед педагогами стоит важная задача – сформировать чувство гордости за Отечество и его защитников, отстоявших родную землю.
Особый интерес у детей вызывает посещение музея боевой славы «Искатели» муниципального Дворца культуры «Химик». Экскурсовод музея рассказывает о героях-усольчанах, сражавшихся на фронтах войны. Главной гордостью музея являются медали и наградные листы. Они молчаливые свидетели подвига и беспримерного мужества наших земляков. За каждой боевой наградой – тяжелая фронтовая судьба, где каждый день, час и даже мгновение стали подвигом! Дети имеют возможность не только услышать и увидеть памятные вещи тех лет, но и подержать их в руках.
Еще одной формой работы в рамках проекта является участие в акции: «Поздравь Ветерана!». Педагоги вместе с детьми изготавливают поздравительные открытки, придумывают текст поздравлений, пожеланий. Поздравительные открытки дети вручают ветеранам.
Обязательным ритуалом памяти для детей старшего дошкольного возраста является посещение мемориала «Вечного огня» в нашем городе. Дети чтят память о погибших в годы Великой Отечественной войны, возлагают к подножию вечного огня гвоздики.
Работа по данному проекту завершается праздником «День Победы», на который обязательно приглашается ветеран. Педагоги и дети готовят концерт: дошкольники читают стихотворения о войне и победе, вокальный ансамбль педагогов исполняет песни «Катюша», «А закаты алые», «В лесу прифронтовом», «Темная ночь». Настоящий патриот должен быть здоров и физически, и нравственно, поэтому дети, переодевшись в спортивную форму, в роли разведчиков, танкистов, летчиков, демонстрируют ловкость, быстроту, силу – качества, которые в дальнейшем помогут им стать защитниками Родины. И взрослые, и дети чтят память павших героев - минутой молчания.
Творческой группой педагогов был разработан оригинальный, кратковременный проект «Обереги России». В ходе реализации данного проекта дети получили знания об истории и традициях русского народа, познакомились с различными видами и назначениями народных оберегов, научились изготавливать обереги для дома, плести пояса – обереги из нитей. Изготовленные обереги вызвали положительные эмоции, чувство сопричастности к народному искусству.
В социально-значимую и общественную деятельность дети вовлекаются посредством реализации благотворительных проектов. Например, один из таких проектов «Стань моим дедом Морозом», включал ряд мероприятий, направленных на воспитание у детей чувств сострадания, милосердия. В рамках данного проекта осуществлялось взаимодействие с Управлением опеки и попечительства г.Усолье-Сибирское. Дети совместно с педагогами изготовили новогодние игрушки, елочки для детей-инвалидов и поздравили их с Новым годом.
Применение технологии проектной деятельности дало возможность сформировать у старших дошкольников: нравственно-патриотические чувства; умение самостоятельно задумывать, планировать и выполнять проект; развивать коммуникативные способности, способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью; осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Литература:
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008.
- Ветохина А. Я., Дмиренко З. С, Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов.-СПб.: «Детство – ПРЕСС».
- Доможакова Т. И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста: // «Управление ДОУ». – 2006. - № 8. – 80с.
- Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64с. – (Библиотека руководителя ДОУ).
- Комратова Н.Проектный метод в социо-культурном воспитании дошкольников.\\Дошкольное воспитание.2010 №8.
- Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике.// «Управление ДОУ» - М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
- Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. (Дошкольное воспитание и развитие).
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2011.
- Солодянкина О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении, методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2010.
- Тимофеева Л.Л. Проектный метод в обучении старших дошкольников.\\ Дошкольная педагогика. 2010 №1.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как средство формирования основ экологической культуры у старших дошкольников
описание проекта "Живи Земля" разделен на две презентации...
Проектная деятельность как средство формирования основ экологической культуры у старших дошкольников 2
вторая часть презентации проекта "Живи Земля"...
статья "Досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников"
В данной статье представлен один из подходов к работе по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста; рассказано об эффективности такой формы работы как досуговая деят...
Культурно-досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста
Описание опыта работы музыкального руководителяХарламовой Виктории Александровны по теме: "Культурно-досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических качеств у д...
Проект в старшей группе "Квест - технологии как средство формирования нравственно - патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста"
Презентация на тему " Квест - технологии"...
Культурно-досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность.Нравственно-патриотическое воспитание сегодня — одно из важных звеньев в системе воспитательной работы д...
Проектная деятельность как средство развития нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста
Информационно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Связь поколений через музыку Великой Победы»...