«Народная культура - как средство формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников»
методическая разработка (старшая группа)
Патриотические чувства не возникают сами по себе. Это довольно длительный и целенаправленный процесс. И начинать нужно с детства. Нельзя быть патриотом своей страны, не зная своего прошлого. Чувство любви и уважения к своей Родине хочется привить нашим дошкольникам. Для этого в нашем центре, была разработана и реализуется программа по патриотическому воспитанию дошкольников. Дошкольный возраст является благодатной почвой для формирования духовно-нравственных качеств. В этот период ребенок воспринимает окружающий его мир эмоционально, у него формируется устойчивый внутренний мир, закладываются предпосылки духовно-нравственных качеств. Но, к сожалению, современные дети испытывают дефицит знаний о национальной культуре, традициях, промыслах.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Матвеева Екатерина Алексеевна
Руководитель мини-музея: «Русская изба»
МБОУ «ЦО №32»
г. Тула
«Народная культура - как средство формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников»
Патриотические чувства не возникают сами по себе. Это довольно длительный и целенаправленный процесс. И начинать нужно с детства. Нельзя быть патриотом своей страны, не зная своего прошлого. Чувство любви и уважения к своей Родине хочется привить нашим дошкольникам. Для этого в нашем центре, была разработана и реализуется программа по патриотическому воспитанию дошкольников.
Дошкольный возраст является благодатной почвой для формирования духовно-нравственных качеств. В этот период ребенок воспринимает окружающий его мир эмоционально, у него формируется устойчивый внутренний мир, закладываются предпосылки духовно-нравственных качеств. Но, к сожалению, современные дети испытывают дефицит знаний о национальной культуре, традициях, промыслах.
Формирование духовно-нравственных качеств у дошкольников является одним из приоритетных направлений нашего ДОУ. В связи с этим на базе нашего ДОУ был организован мини-музей: «Русская изба»
Интерьер мини - музея составляют подлинные предметы русского быта: самовар, прялка, валек, лавки, чугунок, ухват, домотканые половики, лапти, изделия из бересты, деревянные изделия Хохломской росписи, изделия Гжель. Знакомство с традиционно-бытовой культурой русского народа позволяет обеспечить детям особый комплекс ощущений, пробуждающий интерес к русским традициям.
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания - создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М.Ю.Коваль, О.В.Дыбиной, Рыжовой Н.А., Логиновой А.И.)
Н.А. Рыжова выделяет следующие педагогические функции музеев:
• Образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к экологии и экологическим объектам;
• Развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;
• Просветительская, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;
• Воспитательная в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта.
Ведущая идея открытия музея - оpганизовать в дошкольном учреждении мини-музей, создающий особую pазвивающую предметно-пространственную среду, способствующую духовно-нpавственному pазвитию детей дошкольного возpаста и разpаботке педагогической системы работы с детьми сpедствами музейной педагогики (с учетом регионального компонента).
Концепция работы мини-музея основывается на программе кружковой работы, разработанной творческим коллективом МБОУ «ЦО №32»
Программа предполагает использование регионального компонента - краеведческого материала, в работе с дошкольниками. А также изменение содержания работы с ребенком методами и средствами музейной педагогики, создание в дошкольном учреждении развивающей предметно-пространственной среды.
Основной целью мини-музея (пpограммы кружковой работы) «Русская изба» в ДОУ является: - формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников средствами музейной педагогики.
Задачи мини-музея:
- собирание и хранение экспонатов, создание экспозиций мини-музея;
- обогащение pазвивающей предметно-пространственной среды в доу;
- участие в pеализации pегионального компонента в образовании;
- pазвитие интеpеса детей к культуре Тульского края;
- предоставление возможности для выявления в детях творческого потенциала через разработку и оформление экспозиций, поисковую и экспериментальную деятельность;
- развитие взаимодействия детей, родителей, дошкольным учреждением, учреждением культуры и досуга (библиотека, музей).
Принципы работы:
• Комфортность: атмосфера доброжелательности.
• Погружение в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
• Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.
• Постепенность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным.
• Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, материалов, техники и др.
• Индивидуальный подход: создание в творческом процессе атмосферу, которая стимулирует творческую активность ребенка. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка.
• Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности: общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе.
• Принцип интеграции: интегративный характер всех аспектов развития личности ребёнка дошкольного возраста: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных.
По итогам работы по программе ребенок:
- Знает основные литературные (фольклорные) жанры; краткое содержание прочитанных литературных произведений.
- Умеет рассказывать русские народные сказки, потешки и обыгрывать их; использует в игре предметы быта русского народа.
- Создаёт творческие работы по фольклорным произведениям.
Формы работы мини-музея: «Русская изба»
- Дидактические и народные игры;
- Беседы;
- Занятия;
- Развлечения;
- Мастер-классы по народным игрушкам;
- Театрализованные представления;
- Творческие мастерские;
- Оформление выставок;
- Организация выставок;
- Праздники;
- Проекты;
- Деловые игры;
- Целевые экскурсии;
- Рассматривание картин и составление рассказов;
- Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов;
- Экспериментирование;
- Сотрудничество с семьями воспитанников.
Знакомство с тpадициями я начинала с устного народного творчества. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, мысли и чувства наших предков. Есть у меня помощники – это наши русские народные сказки! Сколько сказок начинается со слов «Жили-были…» А чтобы узнать, как действительно жили, да были на Руси, приглашаю всех в путешествие в музей русского быта.
Огромную любовь проявляют дети к сказкам. Дети с удовольствием слушают сказки, рассматривают иллюстрации к ним, драматизируют их. Совместно с родителями проводим тематические выставки.
Русские народные игрушки (яркие матрешки, неваляшки, свистульки) приносят детям большую радость, поскольку они не только очень красочны, но и занимательны. С целью развития интереса к этой теме в нашем музее была организована выставка «Игрушки из бабушкиного сундучка». Все дети по природе своей – творцы. В музее работает творческая мастерская, где дети, начиная с младшего возраста, знакомятся с народно-прокладным искусством.
В своей педагогической практике я широко использую инновационный метод проектов. Он позволяет наиболее эффективно сформировать у детей дошкольного возраста интерес к народным традициям и обычаям. Результаты оформляем в виде стендов, газет, выставок, альбомов.
За время работы нашего музея были реализованы следующие проекты:
- «Читаем сказки детям»
- «Тула – Родина моя!»
- «Тульский кремль- 500 лет»
- «Волшебный сундучок домовенка Кузьки»
- «Мы едины, наш дом- Земля!»
- «Матрешка»
- «Куколки из бабушкиного сундучка»
- «Моя семья»
- «Бабушкино рукоделие»
- «Светлый праздник – Пасха»
- «Времена года»
- «Филимоновская игрушка»
- «Во саду ли в огороде»
- «Добрый ангел»
Опыт показал, что лучше всего детьми воспринимаются праздничные мероприятия. Детский праздник – важная часть жизни ребенка. Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству. Поэтому широко использую в своей практике знакомство детей с народными праздниками.
За время работы мини-музея: «Русская изба» педагогами разработаны и проведены такие праздники, как:
- «Покров»
- «Осенины»
- «Рождество»
- «Благовещение»
- «Пасха»
- «Кудесы-день рождения домового»
- «Масленица»
- «Троица»
- «Яблочный Спас»
- «Хлебный спас»
Народные праздники - это особые праздники. Предварительно детям разъясняю подробно некоторые традиции, обычаи, слова, связанные непосредственно с данным праздником. К празднику вместе с детьми и родителями мастерим поделки, учим стихи, песни и танцы. В совместной деятельности дети легче осознают правила доброй жизни.
Особое место занимает формирование бережного и уважительного отношения детей к своим родным: папам, мамам, бабушкам и дедушкам, а также сёстрам и братьям.
Возрождение традиции празднования православных праздников содействует пониманию роли мужчины и женщины в мире.
Участие родителей в жизни музея вместе с детьми очень гармонично и положительно влияет на формирование семейных ценностей. Участвуя в праздниках, дети знакомятся обрядами, соприкасаются с народным духом, проникаются уважением к древним народным традициям.
В своей деятельности по формированию духовно-нравственных чувств у дошкольников мне не приходится ограничиваться рамками детского сада, так как я стараюсь наладить связь детей с социумом.
Дети с удовольствием приняли участие в городских конкурсах: «Фестиваль цветов» в музее П.И. Крылова 1 место; в конкурсах музея: «Тульские древности» мы принимали активное участие и занимали призовые места, участвуем в различных библиотечных акциях.
Свой педагогический опыт я стремлюсь распространить:
- выступление на МО;
- участие в конкурсах;
- трансляция в СМИ.
Исходя из вышеизложенного, делаю следующие выводы: проведенная мной комплексная работа позволяет:
- сформировать у детей патриотические чувства и любовь к Родине, своему народу, к традициям и культуре;
- расширить знания о многообразии народных праздников и традиций;
- сформировать первые представления о культуре своего народа, народных промыслах Тульской области»
- обогатить словарный запас народным фольклором (дети знают потешки, заклички, пословицы и поговорки, народные сказки и песни);
- сформировать представления о морально-нравственных ценностях: доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваге;
- развить коммуникативные навыки.
Основными необходимыми моментами считаю: укрепление взаимодействия с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию и пополнение развивающей среды в группе.
Поскольку, и в дальнейшем я планирую продолжить работу по теме «Народная культура как средство формирования нравственно патриотических чувств у дошкольников» подводить итоги моей деятельности еще рано.
Я считаю, что моя работа — это не просто попытка вернуться к нашей старине. Это возможность формировать духовные ценности, лучшие качества русского народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников"
В данной статье представлен один из подходов к работе по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста; рассказано об эффективности такой формы работы как досуговая деят...
Технология проектной деятельности как средство формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников.
Технология проектной деятельности как средство формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников...
Культурно-досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста
Описание опыта работы музыкального руководителяХарламовой Виктории Александровны по теме: "Культурно-досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических качеств у д...
«Культурно - досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических качеств у детей младшего дошкольного возраста».
В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. Россия переживает один из не простых исторических периодов. За последние годы в стране произошли большие перем...
Физическое развитие дошкольников, как средство формирования нравственно-патриотических качеств личности
Как писал Антон Павлович Чехов – «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», а учитывая то, что именно в дошкольном возрасте у каждого ребенка начинает...
Культурно-досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность.Нравственно-патриотическое воспитание сегодня — одно из важных звеньев в системе воспитательной работы д...
Организация интерактивных экскурсий «Виртуальная Россия» как средство формирования нравственно-патриотических качеств дошкольного возраста.
Опыт работы - методика, виды формы....