Мини-музей русского быта в МБДОУ детский сад №3 г. Лебедянь как средство формирование нравственно - патриотических чувств у детей.
статья на тему
Статья о работе мини - музея русского быта в условиях дошкольного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_muzey.docx | 19.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Мини-музей русского быта в МБДОУ детский сад №3 г. Лебедянь как средство формирование нравственно - патриотических чувств у детей.
Лопандина Надежда Павловна, руководитель музея русского быта, воспитатель высшей категории.
В условиях внедрения ФГОС дошкольного образования происходят позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях,истории,культуре.
Патриотизм-это чувство любви к Родине. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.
Русский народ не может терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи, именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Большое внимание нравственно – патриотическому воспитанию уделяется в детском саду №3 г.Лебедянь.
С 2010 года в ДОУ действует мини – музей русского быта.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот наш мини-музей можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции.
Использование регионального компонента в ДОУ при реализации образовательной программы с позиции ФГОС дошкольного образования предполагает деятельностный подход к приобщению детей к истории, культуре, народным традициям, быту, обычаям, фольклору, праздничному церковному календарю.
Музейная педагогика предполагает раскрыть через предметы русского быта, экспонаты выставки, экспозиции в доступной форме уникальную историю своей малой Родины, воспитывать любовь и привязанности к своей семье, дому, бережное отношение к культурному наследию своей страны, развивать чувство гордости за свой народ.
Изначально нами был сделан акцент на приобщение детей к русской национальной культуре, с целью социально-психологической адаптации детей к реалиям современной жизни путем воспитания на материале русской истории и культуры, традициях.
Музей русского быта - результат совместной работы педагогов , детей, родителей. Это большая поисковая деятельность, содержанием которой являются встречи с хранителями старинных вещей, работа с семейным архивом, семейными реликвиями. Дошкольники чувствуют свою причастность к музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят экспонаты.
В русской избе размещены предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках, потешках.
В музее воссозданы основные детали и обстановка русской избы. Особенностью экспозиции является её динамичность и многофункциональное использование.
Экспонаты русской избы используют для создания интерьера фольклорных праздников, образовательной деятельности.
Для удобства просмотра и восприятия вся экспозиция музея размещена по тематическим блокам:
«Красный угол»: православные иконы.
«Мебель»: стол, лавка, люлька.
«Как Марьюшка семью кормила»: миски, крынки, чаши, ложки деревянные.
«Хозяйкины помощники»: кочерга, ухват.
«Как Марьюшка бельё стирала и гладила»: рубель, жаровой утюг, коромысло.
«Кухонная утварь»: чугун, горшки, самовары, сковородник, решето, скалка.
«Одежда и обувь»: русский народный костюм, лапти.
«Освещение жилища»: свеча, лампа.
«Мастера и мастерицы»: прялка, веретено, плетеные, вязаные, тканые изделия) рушники, подзоры, скатерти.
«Изделия плетеные из бересты и лыка»: лукошко, корзина, плетень.
«Как Марьюшка да Иванушка детей растили»: люлька, народные игрушки.
Дошкольники любят занятия, которые проводятся в музее русской избы. Дети качают младенца в люльке и поют колыбельные песни, рассказывают о русской традиции встречи гостей. Дошколята выступают в роли экскурсоводов.
Работа, которая проводится по нравственно – патриотическому воспитанию средством музея способствует формированию у детей интереса к русской культуре, быту, традициям, устному народному творчеству, православным ценностям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников"
В данной статье представлен один из подходов к работе по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста; рассказано об эффективности такой формы работы как досуговая деят...
Технология проектной деятельности как средство формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников.
Технология проектной деятельности как средство формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников...
Консультация для педагогов "Театр - как средство формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников"
Театр, важный фактор патриотического воспитания личности ребенка. Он воздействует на эмоциональную сферу ребенка и меняет его внутренний мир. Поэтому театр можно использовать как средство в формирован...
«Мини-музей «Русского быта» как средство формирования нравственно - патриотических чувств у детей»
Русский народ не может терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом...
Квалификационная работа «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста».
создание условий для воспитания духовно – богатой личности, любящей свою Родину, бережно хранящей традиции своего народа при взаимодействии ДОУ и семьи. Чтобы реализовать эту цель, были по...
Презентация опыта работы по теме: «Мини-музей народных промыслов России как средство развития нравственно- патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»
Ознакомление дошкольников с традициями русской народной культуры....
Проект «Мини-музей народных промыслов России как средство развития нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»
Проект с использованием музейной педагогики...