Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Путешествие в страну волшебных слов для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа)
Цель: Развитие нравственных представлений, чувств посредствам расширения и углубления знаний детей о «добрых словах».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Путешествие в страну волшебных слов для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Развитие нравственных представлений, чувств посредствам расширения и углубления знаний детей о «добрых словах».
Задачи:
Обучающие:
- Углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека;
- Способствовать формированию и развитию нравственных, эстетических качеств личности.
- Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей), навыки культурного общения со сверстниками;
- Способствовать активизации словарного запаса детей по теме «Добрые слова».
Развивающие:
- Развитие диалогической речи на основе общения с педагогом в процессе работы;
- Развитие зрительного и слухового внимания, восприятия;
- Развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением;
Воспитательные:
- Воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям.
Предварительная работа;
- Чтение В.Осеевой «Волшебное слово»;
- Заучивание наизусть пословиц и поговорок о добрых делах;
- Заучивание стихотворений.
Формы и приемы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей.
Материалы и оборудование: презентация, магнитофон, сердечко-светильник, мольберт, сердечки по количеству детей(вырезанные из самоклеящейся пленки), большое сердце(нарисованное на ватмане.)
Ход занятия:
I. Вводная часть-3 минуты.
-Здравствуйте ребята! Сегодня нас с вами ждет увлекательное путешествие, а какое вы сейчас сами узнаете. Давайте встанем в круг и возьмемся за рук закроем глаза.(Воспитатель включает запись на магнитофоне для погружения в сказку). Слайд1
-Ребята, посмотрите нас встречает сказочный герой- житель волшебной страны. Давайте, с вами поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Сказочный герой: Добрый день!
-Ребята, посмотрите наш сказочный житель чем-то расстроен. Давайте с вами узнаем, что произошло.(Дети: Почему Вы расстроены? Что случилось?)
Сказочный герой: я скучаю по своим друзьям.
Дети: А где они?
Сказочный герой: Они переехали.
Дети: Почему?
Сказочный герой: Когда-то на ул. Пословиц и поговорок жили мои друзья, но из-за сильного урагана они переехали в другой город. Мне очень хочется, чтоб они вернулись поскорее. Я очень надеюсь на вашу помощь, без вас мне не справиться.
-Ребята мы поможем?
Дети: Да!
Сказочный житель: Нужно выполнить все задания, которые ждут нас впереди. (Слайд2)
-Готовы?
Дети: Да!
II. Основная часть-20 минут
-Давайте, начнем! Перед нами улица Мудрости. Нужно назвать пословицы и поговорки о добрых словах. Какие вы знаете?
Дети: Доброе слово окрыляет. Доброе слово лечит-злое калечит. Слово горы ворочает.(Слайд2)
-Молодцы! Посмотрите на слайд, что вы видите?( Слайд 3)
Дети: Пословицы.
-Давайте их прочитаем.
1 ЗАДАНИЕ
Доброе слово дороже богатства.
Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.
Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
«Теплая одежда согревает тело, теплым словом согревают душу»
Доброе слово дом построит, а злое разрушит.
-А сможете ли вы объяснить мне их значение?
Дети: Сможем!
- Доброе слово дороже богатства
Дети: Когда вы делаете что-то хорошее для кого-то, ваши слова могут оказать еще большее влияние, чем деньги или подарки.
-Верно! Похвала, поддержка и забота, выраженные словами, имеют большую ценность, чем материальные блага.
- Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.
Дети: Сказанные слова уже не вернуть и не забрать обратно.
-Молодцы! Прежде чем что-либо говорить, следует хорошо подумать о последствиях и не высказывать первое, что придёт в голову, ведь вырвавшиеся слова могут сильно ранить человека.
- Доброе слово человеку, что дождь в засуху
Дети: Затрудняемся в ответе.
- Добрые слова и выражения дарят людям радость и поддержку, особенно когда они испытывают трудности, подобно тому, как дождь приносит облегчение засушливой почве.
- «Теплая одежда согревает тело, теплым словом согревают душу».
Дети: Для человека важно услышать нужные подбадривающие слова, так же как и важно тепло одеться.
-Правильно! Приятные тёплые слова согревают душу человека изнутри.
- Доброе слово дом построит, а злое разрушит.
Дети: Любое сказанное слово может рассорить людей так, что они всю жизнь разговаривать не будут.
-Хорошо! На добрых словах, отношениях все строится, а на злом все ломается, даже дружба порой становиться просто грязью.
-Ребята послушайте внимательно и скажите, что общего в этих пословицах?
- Доброе слово окрыляет
- Ласковое слово и ласковый вид и свирепого зверя к рукам приманивают.
- Хорошие слова всегда к месту
- Дети: Они говорят о слове.
-Молодцы!
-Как вы думаете почему эта улица так называется?
Дети: В пословицах и поговорках всегда много мудрости и заключается смысл.
-Молодцы! Правильно!
- Какие бывают слова?
Дети: Хорошие и плохие, обидные, добрые, …
- Богат и прекрасен наш русский язык. Много в нем замечательных слов: добрых и ласковых, надежных и торжественных, суровых и ясных. Но есть особые самые нужные и самые важные для каждого человека.
-Как можно назвать эти слова, если они необычные и их приятно слышать каждому?
Дети: «Волшебные слова».
-Верно, ребята! Их называют волшебными словами, потому что они дарят людям радость, тепло, доброту и любовь, то есть творят волшебство. Ведь все эти чувства не купишь, не за какие деньги. Поэтому нужно чаще говорить волшебные слова. Даже маленькому ребенку будет приятно, если сказать ему волшебное слово.
2 ЗАДАНИЕ
- Мы переходим на следующую улицу Доброты. (Слайд 4)
- Давайте, разделим эти слова на группы и назовём их:
Слова – приветствия
Слова-просьбы
Слова – благодарности
Слова - пожеланий
Слова-извинения
Слова-прощания(Дети называют)Слайд 5
-Давайте поговорим о каждой из этих групп.(Слайд 6)
-Слова - приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.
- Когда вы говорите эти слова?
Дети: Когда мы здороваемся или приветствуем кого.
- Послушайте стихи об этих «волшебных» словах. (Заранее читают подготовленные дети).
- Солнышко ясное встало,
-Доброе утро!- сказало.
- Доброе утро!- кричу я прохожим,
Весёлым прохожим,
На утро похожим.
Но, если проснёшься, а дождик в окно
Стучит да стучит,
А без солнца темно?
- Доброе утро, друзья, всё равно!
Придумано мудро- Доброе утро!
- Добрый день! - тебе сказали.
- Добрый день! - ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и Доброты.
- Что такое
Лучшее из слов.
Потому что
Значит – будь здоров.
Правило запомни
Знаешь – повтори
Старшим это слово
Первым говори.
- Вечером расстались
Встретились с утра
Значит, слово «здравствуй» говорить пора.
-Здравствуйте!- ты скажешь человеку.
-Здравствуй!- улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.
-Слова - благодарности: спасибо, большое спасибо, благодарю вас.
- Какие слова благодарности говорите вы?
Дети: Спасибо, благодарю.
- Кто не забывает говорить эти слова?(Ответы детей)
(Читают подготовленные дети)
За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что сделали для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
За что сказали, сколько раз.
-Слова - пожеланий: всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути.
- Когда вы говорите эти слова?
Дети: Когда желаем удачного дня, крепкого здоровья, сладких снов.
- Кто маме с папой желает всегда «спокойной ночи»?
Дети: Мы!
-Слова-извинения: простите, пожалуйста; извините, пожалуйста.
- Когда мы говорим эти слова-извинения?
Дети: Когда кого-то обидели или были не правы.
- Почему человек должен уметь извиняться?
Дети: Уметь признать свою ошибку.
Простите! - я больше не буду
Нечаянно бить посуду
И взрослых перебивать.
И что обещал – забывать.
А если я всё же забуду-
-Простите, я больше не буду (Ребенок зачитывает стих).
-Слова-просьбы: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас. Когда вы говорите эти слова?
Дети: Когда что-то просим.
-Слова-прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте….
- Когда говорите слова-прощания?
Дети: Когда прощаемся, чтобы увидеться вновь.
-Ребята, молодцы!
- Почему эту улицу так назвали?
Дети: Потому что там живут добре слова.
-Правильно! Следующая улица «Малышата». (Слайд 7) Здесь живит самые крохотные жители города. Они просят помощи у вас, для этого вам нужно назвать слова ласково, чтоб они уменьшились.
Дети: Лиса-лисичка
Заяц –зайчик
Солнце-солнышко
Медведь- медвежонок(Слайд 9)
-А кого могут так звать?
Дети: Родители могут назвать нас ласково.
-Изменяются слова? А смысл меняется?
Дети: Да, делаем слова ласково, нежно, изменяем форму слова, становиться меньше.
-Умнички! Мы используем уменьшительно-ласкательную форма слова, изменяю форму слова меняется значение. ( Слайд 8)
3 ЗАДАНИЕ ПЕРЕУЛОК-ПОЖАЛУЙСТА ( Слайд 9)
-Давайте немного отдохнём и поиграем в игру «Не ошибись, пожалуйста!»
-Я буду давать команды, но выполнять вы будете только те, в которых есть «волшебное» слово.
-Итак, начали! Не ошибитесь, пожалуйста!
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки.
Поднимите, пожалуйста, руки!
Будьте добры, похлопайте!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста!
Тихо сядьте.
Тихо сядьте, пожалуйста!( Выполняют упражения)
4 ЗАДАНИЕ
-Ребята у нас с вами осталась последняя улица Загадочная. ( Слайд 10)
Жители сказочный страны просят им помочь отгадать загадки. Давайте не останемся равнодушными и поможем им!
Наш мир от зла устал,
Чтоб он добрее стал,
Нам говорить не лень
При встрече … (Добрый день)
Неуклюжий песик
Костик Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…» (Извини!)
Девочка Рита возле дорожки
Стол накрывает собаке и кошке.
Плошки расставив, скажет им Рита «Ешьте!
Приятного вам …» (аппетита!)
-Какие вы молодцы все угадали!
-А сейчас, чтобы попасть на площадь, нам нужно дополнить фразу и тогда мы узнаем как она называется.
Это нежность, это дружба,
Это счастье, красота…
Это чувство, всем нам нужно —
Без него пожить нельзя.
Дети:Любовь.
-Верно!
III. Заключительная часть.
-Площадь Любви. Здесь всегда жители признавались в любви, говорили друг другу добрые слова, признавались в чувствах, но она опустела. Посмотри на наше сердце.( Слайд 11)Какое оно?
Дети: Пустое.
-Ребята, поможете мне заполнить пустое сердце?
Дети: Да!
(На мольберте прикреплено большое сердце, которое нужно заполнить. Каждый ребенок должен приклеить маленькое сердечко на большое пустое сердце, называя по одному доброму слову).
-Нужно сказать что-то доброе, светлое своему товарищу/ сделать комплимент и приклеить сердечко к большому сердце на мольберте.
-Ребята, посмотрите наше сердечко растаяло от ваших теплых волшебных слов. Доброе слово может растопить даже такое ледяное сердце.(Слайд 12) Это сердечко останется у нас в группе, чтобы напоминать нам о важности волшебных слов.
-Сказочный герой: «Огромное спасибо вам!» Не забывайте о волшебных словах и говорите их как можно чаще друг другу. Жители города благодарят вас, и дарят вам сладкий сюрприз.( Воспитатель раздает конфеты в виде сердечек детям).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Доброе слово дороже богатства Слово-не воробей, вылетит- не поймаешь Доброе слово человеку, что дождь в засуху Теплая одежда согревает тело, теплым словом согревают душу Доброе слово дом построит, а злое разрушит
Слова – приветствия Слова-просьбы Слова – благодарности Слова - пожеланий Слова-извинения Слова-прощания
Слова - приветствия: здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день, добрый вечер . Слова - благодарности: спасибо, большое спасибо, благодарю вас . Слова-извинения: простите, пожалуйста, извините, пожалуйста. Слова-просьбы: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас .
Лиса Заяц Солнце Медведь Лисёнок Зайчонок Солнышко Медвежонок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/11/picture-357913-1418321752.jpg)
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ТЕМУ: “ПУТЕШЕСТВИЕ”
Вид деятельности: интегрированная (продуктивная, игровая).Образовательная область: “Социализация”, “Познание”, “Коммуникация”, “Музыка”. ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.1. Учить де...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/12/picture-280300-1528781197.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи на тему «Составление рассказа о лопате будущего» для детей старшего дошкольного возраста
1. Продолжать учить детей составлять рассказ, используя типовые приемы фантазирования.2. Формировать целостное представление объектов с помо...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/10/picture-665274-1441898188.jpg)
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи на тему «Путешествие в сказочный лес» во второй младшей группе
Занятие с использованием пальчиковых игр. Цель: систематизировать знания детей о диких животных. Тема:"Путешествие в сказочный лес"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/18/picture-768155-1613675648.jpg)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Путешествие в мир сказок».
Цель: расширить представления детей о сказках.Задачи: Формировать интерес к устному народному творчеству,Воспитывать интерес к сказкам.Воспи...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/11/picture-1136396-1554992301.jpg)
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Путешествие в страну Красивой речи» для детей старшей группы.
Правильно формулировать своё отношение к друзьям, родителям. Воспитание в детях добрых чувств, взаимопомощи и сопереживания в сложившейся ситуации; Воспитывать доброжелательность, отзы...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/22/picture-1291769-1606042494.jpg)
Презентация к непосредственно образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Как много в мире профессий» для детей старшего дошкольного возраста.
Данная методическая разработка (презентация) поможет расширить и обобщить предствление детей о профессии, развить коммуникативные навыки , связную речь, воображение и память....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/25/picture-538923-1416940492.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Музыка» на тему: «Путешествие по стране волшебных звуков» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Развитие музыкально-творческих способностей детей через исследование звуков....