Конспект организованной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Музыка» на тему: «Путешествие по стране волшебных звуков» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)
Цель: Развитие музыкально-творческих способностей детей через исследование звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 31.77 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4 «Светлячок»
Конспект организованной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
раздел «Музыка»
на тему: «Путешествие по стране волшебных звуков»
для детей старшего дошкольного возраста
Составил:
музыкальный руководитель:
высшей квалификационной категории
Федосова Елена Александровна
г. Богородск
2023 г.
Цель: Развитие музыкально-творческих способностей детей через исследование звуков.
Задачи:
- Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, умение экспериментировать со звуками;
- Развивать навыки элементарной импровизации;
- Способствовать формированию представлений детей о простейших способах графической фиксации звуков.
Способы: совместные действия, обсуждения, объяснение, вопросы, поощрение, показ, упражнение, самостоятельные действия, решение проблемных ситуаций.
Средства:
- Мультимедийный видеопроектор, интерактивная доска, музыкальный центр;
- Презентации: коммуникативная игра, сказка – шумелка «Заяц в лесу», аудиозаписи шумов;
- Музыкально-дидактическая игра для интерактивной доски «Музыкальные и шумовые звуки»;
- Гусли;
- Бумажные цветные листы;
- Звуковые дорожки;
- Деревянная, пластмассовая и металлическая линейки.
Ход занятия:
Дети входят в зал, останавливаются полукругом у центральной стены.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Александровна. Я очень рада вас видеть на своём занятии. И сегодня я хочу вас пригласить в виртуальное путешествие по стране волшебных звуков. Вы согласны со мной путешествовать? (ответы детей) Тогда в путь! Давайте с вами возьмёмся за руки и отправимся в наше путешествие. (берёмся за руки)
Исполняется коммуникативная игра
«Здравствуй, солнце! Здравствуй, речка!»
(сл. и муз. М.Картушиной)
1 куплет.
По дорожке мы шагаем и друзей своих встречаем.
По дорожке мы шагаем и друзей своих встречаем.
Здравствуй, солнце! Здравствуй, речка!
Здравствуй, белая овечка! Здравствуй, козлик!
Здравствуй, кот, тот, что моет лапкой рот!
2 куплет.
По дорожке мы шагаем и друзей своих встречаем.
По дорожке мы шагаем и друзей своих встречаем.
Здравствуй, белка! Здравствуй, стриж!
Здравствуй, заинька-малыш! Здравствуйте, мои друзья!
Всех вас рада видеть я!
Музыкальный руководитель: Вот мы с вами, ребята, и очутились в стране, где живут волшебные звуки. Каждый звук это кусочек мира. В каждом звуке – целый мир. Звуки окружают нас повсюду с самого нашего рождения. А как вы думаете, какая бы была у нас жизнь, если бы из неё исчезли все-все-все звуки?
Дети отвечают: - Не интересной! - Не яркой! - Скучной!
Музыкальный руководитель: Ребята, а что вы знаете о звуках? Какие они бывают?
Дети отвечают:
- Звуки бывают громкие и тихие.
- Звуки высокие и низкие.
- Звуки имеют длительность. Они бывают короткие и длинные.
- Звуки бывают шумовыми и музыкальными. У музыкальных звуков есть
мелодия.
Музыкальный руководитель: Все ваши ответы – правильные. И я предлагаю вам поиграть в игру «Что звучит?» (Дети закрывают глаза, а музыкальный руководитель включает фонограммы звуков: моря, ветра, дождя, боя часов, пения птиц, человеческого голоса. Дети отгадывают, что звучит.)
Музыкальный руководитель: А теперь давайте распределим звуки на музыкальные и шумовые.
Интерактивная игра – вихрь «Музыкальные и шумовые звуки»
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! Вы очень много знаете о том, какие бывают звуки. Но кто – нибудь знает о том, что же такое – звук? Что бы ответить на этот вопрос я предлагаю вам немного поэкспериментировать. Согласны? (ответы детей)
Детям предлагается изобразить голосом, как звенит комар? (З-з-з.) Как жужжит пчела? (Ж-ж-ж.)
Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента (детская гитара или гусли) вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук.
Музыкальный руководитель: Что произошло? Почему звук прекратился? (Звук продолжается до тех пор, пока двигается струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает). Когда же возникает звук? (Педагог подводит детей к выводу, что звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад.) Такое быстрое движение воздуха называется колебаниями.
Музыкальный руководитель: Ребята, мы сейчас извлекали звук у музыкального инструмента. А как вы думаете, есть ли голос у деревянной линейки? Давайте попробуем. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному концу линейки хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется) Затем проделываем тоже с металлической линейкой.
Музыкальный руководитель: Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой). Значит, мы можем сделать вывод, что звук возникает только в тот момент, когда линейка дрожит, колеблется.
Музыкальный руководитель: Нарисуйте колебание линейки пальчиком в воздухе. На что похоже это колебание? (На волну) Совершенно верно. Звук – это волна.
Музыкальный руководитель: А теперь давайте попробуем нарисовать эту волну нашими голосами.
Пение по звуковым дорожкам
Музыкальный руководитель: Ребята, как вы думаете, мы сейчас с вами издавали музыкальные или шумовые звуки. (ответы детей) Правильно, музыкальные, потому, что музыкальные звуки меняются по высоте.
Музыкальный руководитель: Ребята, а если в нашей стране волшебных звуков несколько музыкальных инструментов будут издавать одновременно свои звуки, то что получится? (ответы детей: оркестр) Правильно, оркестр. А как вы думаете, может ли получится оркестр из бумаги? (ответы детей)
Музыкальный руководитель: Давайте с вами проведём ещё один эксперимент? Согласны? (ответы детей) Перед вами обыкновенные листы цветной бумаги. Посмотрите на них внимательно, что вы можете сказать о них? (ответы детей: все они одинаковые по форме и размеру) Верно, они одинаковые по размеру. Вам интересно послушать, как они звучат? Возьмите листочки и по очереди постучите по ним. Слушайте внимательно, какие звуки издают ваши листочки? (Дети стучат по листочкам, прислушиваясь к издаваемым звукам.) Что вы можете сказать об услышанных звуках? (ответы детей: звуки звучат одинаково). Теперь предлагаю продолжить эксперимент, попробуем изменить звук. Ребята, возьмите листочки и помашите ими вверху. Дети, что можно сказать сейчас? (ответы детей: издаваемый звук другой, не похожий на предыдущий).
Музыкальный руководитель: Правильно, мы листочками и пошумели, и пошуршали. Звук отличался не по высоте звучания, а по технике исполнения: в одном случае мы ударяли по листочку, а в другом ими махали. Если листочки издавали не мелодию, а шум, значит какой от них был звук шумовой или музыкальный? (ответы детей: шумовой). Молодцы, ребята! И сейчас я предлагаю вам с помощью бумаги исполнить музыкальный номер. Внимательно смотрим на меня и повторяем за мной.
Исполняется «Оркестр с бумажными листами»
(муз. В. Селиванова)
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! Хороший бумажный оркестр у нас с вами получился. А сейчас я попрошу вас вспомнить тех животных, каких мы с вами встретили по пути, когда шли в страну волшебных звуков. (ответы детей. Подвести их к зайчику) Сейчас я вам предлагаю показать интересную сказку. Мы будем изображать героев сказки различными шумовыми музыкальными инструментами. Как мы с вами выяснили сегодня, что даже бумага может быть шумовым музыкальным инструментом. Поэтому предлагаю вам выбрать любой инструмент, лежащий на столе. (дети выбирают сами себе инструменты)
Зайку изображают – перчатки или варежки с пришитыми пуговицами;
Ёжика – бумага;
Дятла – грецкие орехи;
Сову – небольшой кусок ткани;
Лягушек – хлопки ладонями по коленкам.
Исполняется сказка – шумелка «Заяц в лесу»
Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся.
Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах! (Шуршим бумагой)
Испугался заяц и бежать. (хлопаем в ладоши, на которых надеты перчатки или варежки с пришитыми пуговицами (быстро)
Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!
(Стучим грецкими орехами)
Бросился заяц бежать. (хлопаем в ладоши, на которых надеты перчатки или варежки с пришитыми пуговицами (быстро)
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает. (Натягиваем руками ткань)
Побежал заяц из леса к речке (хлопаем в ладоши, на которых надеты перчатки или варежки с пришитыми пуговицами (быстро)
А на берегу лягушки сидели.
Увидели они зайца - и скок в воду. (Шлепаем ладонями по ногам)
Тут заяц остановился и говорит:
- А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!
Сказал так и смело поскакал обратно в лес. (хлопаем в ладоши, на которых надеты перчатки или варежки с пришитыми пуговицами (быстро)
Музыкальный руководитель: На этом, ребята, наше путешествие по стране волшебных звуков заканчивается. И я хочу у вас спросить:
- Понравилось ли вам наше путешествие?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что больше всего запомнилось?
Музыкальный руководитель: А ещё, я предлагаю вам взять себе на память карточку с ноткой. Дети, которым было интересно берут «весёлую» нотку, а дети, которым было не интересно – «грустную». (по настроению)
- Ребята, спасибо вам за вашу работу! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Музыка» для детей старше-подготовительной группы на тему «Волшебные краски зимы»
Цель: Развитие музыкальности и творческих способностей; приобщение к национальной и мировой культуре через любовь к родной природе....
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по освоению образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (раздел театрализованная деятельность) Тема: «День рождения медвежонка Маши» средняя группа
Конспектнепосредственно организованнойобразовательной деятельностипо освоению образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»(раздел театрализованная деятельность)Тема: «День рожд...
Рабочая программа музыкального руководителя по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Музыка» для детей с ТНР
Рабочая программа музыкального руководителя (далее Программа) для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности для детей с ТНР разработана и утверждена в структуре Адаптированной основной образов...
Презентация на тему: " Реализация образовательной области" Художественно - эстетическое развитие"раздел " Музыка" в соответствии с ФГОС в дошкольном учреждении.
презентация выполнена как зачетная работа на курсах повышения квалификации музыкальных руководитетей в ДОУ....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (Рисование) для детей старшего дошкольного возраста Тема «Быть здоровыми хотим» «Раз микроб, два микроб».
Знакомство детей с нетрадиционной техникой изображения предмета – кляксографией....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в средней группе Тема НОД: "Открытка к празднику 9 мая"
Аппликация с элементами рисования....
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Раздел: «Изобразительная деятельность» Тема: «Мое родное село Усть-Кокса»
Конспект организованной образовательной деятельностиОбразовательная область «Художественно-эстетическое развитие»Раздел: «Изобразительная деятельность»Тема: «Мое родное с...
- Мне нравится (1)