«Дидактическая система Ф. Фребеля в работе с детьми дошкольного возраста»
презентация

Смирнова Людмила Владимировна

Современный мир ставит перед образованием непростые задачи: подготовить ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных способностей, направленных в первую очередь на работу с быстро меняющейся информацией. Развитие умений получать, перерабатывать и практически использовать полученную информацию и лежит в основе STEM-образования.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «Детский сад «Северная сказка» «Дидактическая система Ф. Фребеля в работе с детьми дошкольного возраста » Составили: Ахмерова Л.С. Смирнова Л.В. Воспитатели 2022-2023 учебный год

Слайд 2

Современный мир ставит перед образованием непростые задачи: подготовить ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных способностей, направленных в первую очередь на работу с быстро меняющейся информацией. Развитие умений получать, перерабатывать и практически использовать полученную информацию и лежит в основе STEM-образования.

Слайд 3

Если расшифровать данную аббревиатуру, то получится следующее: S — science , T — technology , E — engineering , M — mathematics : естественные науки, технология, инженерное искусство, математика. Именно поэтому сегодня система STEM развивается как один из основных трендов. STEM-образование основано на применении междисциплинарного и прикладного подхода, а также на интеграции всех четырёх дисциплин в единую схему.

Слайд 4

Взаимосвязь и тесное взаимодействие областей знаний, объединенных в понятии «STEM-образование», делает процесс развития разноплановым и многопрофильным и позволяет детям понять непростой и очень интересный окружающий нас мир во всем его многообразии: наука, очевидно присутствует в мире вокруг нас, технология неизбежно проникает во все аспекты нашей жизни, инженерия демонстрирует свои возможности в окружающих нас зданиях, дорогах, мостах и механизмах, и ни одна профессия, ни одно из наших каждодневных занятий в большей или меньшей степени не может обойтись без математики.

Слайд 5

STEM - подход дает детям возможность изучать мир системно, вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое, необычное и очень интересное. Ожидание знакомства с чем-то новым развивает любознательность и познавательную активность; необходимость самим определять для себя интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритм её решения, умение критически оценивать результаты - вырабатывают инженерный стиль мышления; коллективная деятельность вырабатывает навык командной работы. Все это обеспечивает кардинально новый, более высокий уровень развития ребенка и дает более широкие возможности в будущем при выборе профессии.

Слайд 6

Образовательный модуль «Дидактическая система Ф. Фребеля» решает такие образовательные задачи как: - экспериментирование с предметами окружающего мира; - освоение математической действительности путем действий с геометрическими телами и фигурами; - освоение пространственных отношений; - конструирование в различных ракурсах и проекциях.

Слайд 7

Образовательный модуль «Дидактическая система Ф. Фрёбеля» лежит в основе STEM-образования, так как теоретические позиции и практические разработки автора созвучны современным педагогическим идеям. Целью данного образовательного модуля является формирование естественнонаучной картины мира и развитие пространственного мышления у детей дошкольного возраста на основе дидактической системы Фридриха Фрёбеля.

Слайд 8

Ф. Фрёбелю принадлежит всем известная возрастная периодизация «младенчество, детство, отрочество, юность». Каждому периоду в ней соответствуют виды деятельности, оптимальные именно в это время для эффективного развития, и способы наиболее продуктивного влияния. Например, уход является ключевым воздействием на ребёнка в младенчестве, воспитание — в детстве, и обучение — в отрочестве. Также важно своевременно определить, с какими объектами ребёнок будет контактировать по мере развития. Надо создать вокруг него предметную среду, которая послужит делу развития личности, мотивации к постижению окружающей действительности. Исходя из этого принципа, Фрёбель создал систему «Даров». Изначально их было шесть.

Слайд 9

1 дар - Разноцветные текстильные мячики на веревочках (цвета радуги + белый) могут использоваться для игр с младенческого возраста. Они очень необычные, рельефные, приятные на ощупь. Их можно катать, опускать и поднимать, покачивать. Ребенок узнает, что такое «вверх», «вниз», «вокруг», «прямо», «вправо», «влево». Он знакомится со свойствами шара: отсутствием углов, неустойчивостью.

Слайд 10

2 дар – Основные тела (шар, куб, цилиндр). Ребенок знакомится с основными геометрическими фигурами. Он сравнивает их, находит общее и различное. Игрушки имеют металлические крючки, поэтому их можно подвесить на перекладину за веревочки.

Слайд 11

3 дар – Куб из кубиков . Куб, разделенный через центр на части, на 8 кубиков, из которых можно сложить один большой куб. Ребенок учится считать, понимать, что такое часть и целое, как из маленьких элементов сделать большой. Из кубиков можно строить башни.

Слайд 12

4 дар – Куб из брусков . 8 брусков, имеющих определенную величину, равновесие, устойчивость и тяжесть. Ребенок наблюдает, как из одной фигуры, можно собрать совершенно другую – куб. Можно собирать не только башни, но и более сложные конструкции, сравнивать их между собой.

Слайд 13

5 дар – Кубики и призмы. Куб, разделенный на 27 частей, некоторые из которых разделены по диагонали. Предназначается для детей старшего дошкольного возраста. В играх с ними происходит усвоение математических понятий, понятий углов многоугольника.

Слайд 14

6 дар – Кубики, столбики и кирпичики. Куб, разделенный на 27 частей разной формы (цилиндры и половинки цилиндров). Это открывает большие возможности для конструирования. Ребенок знакомится с новыми фигурами. При помощи этого дара, ребенок познает понятие «делимое» и «неделимое».

Слайд 15

Последователи Фрёбеля увеличили это число до 14, однако оригинальная традиция является самой признанной в мировой педагогике. 7 дар – Цветные фигуры. Плоские фигуры: треугольники, квадраты, круги и полукруги. Они выполнены в разных цветах и отличаются маленькими размерами. Из этих элементов можно собрать разные рисунки. Их используют в качестве счетного материала.

Слайд 16

8 дар – Палочки. Они отличаются по длине, а также по цвету. Есть неокрашенные детали. Предметы используются не только для создания рисунков, но и обучения счету, решению задач.

Слайд 17

9 дар – Кольца и полукольца. Из тонких колец и полуколец можно выстраивать разные рисунки. Ребенок создает узоры, таким образом, осваивая письмо и рисование. Предусмотрены окрашенные и неокрашенные элементы. Они отличаются между собой и по диаметру.

Слайд 18

10 дар – Фишки. 9 разных цветов. Их можно смешивать и разбирать, наглядно иллюстрировать примеры и задачи. Развивается мелкая моторика, логическое мышление.

Слайд 19

11 дар – Цветные тела. Бусины сделаны в виде разных геометрических фигур: шаров, цилиндры, половинок цилиндра, треугольных и четырехугольных призм, параллелепипедов. Они отличаются и по цвету. Их можно нанизывать на веревочку, решать таким образом разные задачи. Фигурки достаточно крупные и легко удерживаются в детской ручке. Ребенок может сортировать их. Это хороший счетный материал.

Слайд 20

12 дар – Мозаика, шнуровка. Оригинальная мозаика от Фребеля отличается наличием цветных веревочек, которыми можно соединять разные фишки. Из них можно собрать разные изображения: от простых до сложных. Детали отличаются округлыми формами, поэтому безопасны. Они плотно вставляются в основу и не выпадают из нее. Можно соединять веревочками только одинаковые по цвету фишки или создавать с их помощью рисунок.

Слайд 21

13 дар – Башенки. В комплекте 27 деталей. Они сделаны в виде мелких кирпичиков и кубиков, половинок цилиндров и т.д. Если сложить все детали, они образуют куб. Сложность набора заключается в разной форме элементов. Детали не окрашены. Они приятные на ощупь.

Слайд 22

14 дар – Арки и цифры. Ребенок знакомится с необычными фигурами, из которых можно собрать круг разного диаметра. Он сравнивает размеры, усваивает понятие «пропорция».

Слайд 23

Игры с дарами имели у Ф. Фребеля филосовскую основу. Он считал, что через них ребенок понимает единство и многообразие мира и его божественное начало, философские законы построения Вселенной. И шар, куб и цилиндр существовали в его играх не сами по себе, а как определенные символы, которые ребенок постигает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование системы приёмов "Мнемотехника" в работе с детьми дошкольного возраста.

Использование системы приёмов "Мнемотехника" в работе с детьми дошкольного возраста....

Система планирования воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста по воспитанию у них интереса к истории и культуре Санкт-Петербурга.

Данный материал представляет собой аппробированный опыт работы с детьми 4 - 5 лет по знакомству с Санкт-Петербургом....

Консультация для родителей на тему:«Игра в системе оздоровительной и воспитательной работы с детьми дошкольного возраста"

Важнейшими особенностями воспитательно-оздоровительной работы в ДОУ является организация всех режимных моментов соответственно возрасту детей (питание, сон, бодрствование) и формирование предметной ср...

Система планирования воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста по воспитанию у них интереса к истории и культуре Санкт-Петербурга.

Система планирования воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста по воспитанию у них интереса к истории и культуре Санкт-Петербурга....

Консультация для педагогов «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Консультация для педагогов «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»Цель: познакомить педагогов с возможнос...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ДАРОВ» Ф.ФРЕБЕЛЯ в работе с детьми дошкольного возраста»

Использование Даров Ф.Фрёбеля в работе с детьми дошкольного возраста....

Консультация для педагогов «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Консультация для педагогов «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»...