Консультация для педагогов «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Консультация для педагогов «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
Цель: познакомить педагогов с возможностями использования данного игрового набора в процессе реализации ООП ДО ДОУ; повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области использования педагогических технологий в работе с дошкольниками.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ
I Идеи Ф. Фрёбеля в контексте современных психолого-педагогических знаний
II Соотношение принципов ФГОС ДО и педагогики Фр1беля в решении задач системы дошкольного образования
III Основные характеристики игрового набора «Дары Фрёбеля»
IV Практическая работа с набором по образовательным областям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dary_frebelya.docx | 26.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Использование игрового набора «Дары Фребеля» в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
Цель: познакомить педагогов с возможностями использования данного игрового набора в процессе реализации ООП ДО ДОУ; повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области использования педагогических технологий в работе с дошкольниками.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ
I Идеи Ф. Фрёбеля в контексте современных психолого-педагогических знаний
II Соотношение принципов ФГОС ДО и педагогики Фр1беля в решении задач системы дошкольного образования
III Основные характеристики игрового набора «Дары Фрёбеля»
IV Практическая работа с набором по образовательным областям
«Игра есть естественная деятельность детства.
Задача первоначального образования состоит не в учении
в обыкновенном смысле этого слова,
а в организации игры».
Ф.Фрёбель
I Идеи Ф. Фрёбеля в контексте современных психолого-педагогических знаний
Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Именно игра является ведущей деятельностью ребенка в период дошкольного возраста. Более того, в связи с переходом в школу , игра не только не исчезает, но и пропитывает собой всю деятельность ученика. Поэтому игра в дошкольном возрасте является основой для возможности полноценного развития учебной деятельности в школьном возрасте.
Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали и педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребенка, был известный немецкий педагог XIX века Фридрих Фрёбель (1782-1852 г.). «Игра ребенка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение; заботься о ней, развивай ее мать! Береги, охраняй ее отец!...Игры этого возраста суть как бы почки всей будущей жизни, потому что в них развивается и проявляется весь человек в своих самых тончайших задатках, в своем внутреннем чувстве», - говорил он.
Ф. Фрёбель говорил о том что развитие тех или иных способностей , видов деятельности детей зависит от времени обучения (сенситивный (наиболее благоприятный) период).В его системе воспитания исходным являлось представление о деятельной природе ребенка-его подвижности, непосредственности, постоянном развитии физических си умственных сил, общительности и любознательности.
Фрёбель подчеркивал важность эмоционального взаимодействия с ребенком с самого рождения, приобщения его к родной культуре. Для этого он использовал музыку, особенно пение и танцы. Игры, проектирование, экспериментирование, наблюдение и изучение природы сопровождали стихотворные тексты.
Педагогическая прозорливость и научное предвидение Ф.Фрёбеля позволили ему выстроить определенную систему, созданную с учетом психического развития детей.
II Соотношение принципов ФГОС ДО и педагогики Фр1беля в решении задач системы дошкольного образования (практическое задание для педагогов-работа с таблицей)
В ФГОС ДО, действующего с 01.01.2014 года (Пр. Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. № 1155) отражены основные принципы
Принципы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО | Принципы педагогики Фрёбеля | Реализация принципов обеспечивает решение задач ФГОС ДО |
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного), обогащение (амплификация) детского развития; | - признание уникальности каждого ребенка; -признание целостности детства в его проявлениях | - охрана и укрепление психического и физического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; - обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (ООП ДО-ООП НО) |
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при которой сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования) | - выявление индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для их проявления в окружающей среде (природа и социум); - создание условий для развития внутреннего потенциала ребенка | - обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства, независимо отместа жительства, пола, начии, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ОВЗ); - создание благоприятных условий развития детей, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; -обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей. |
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; - сотрудничество Организации с семьей; - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. | - признание ребенка как части семьи и общества | - формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. |
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. | - целостный взгляд на развитие каждого ребенка | - формирование общей культуры личности детей, в том числе ценности ЗОЖ, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности. |
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); учет этнокультурной ситуации развития детей. | - единство воспитания и образования, социума и природы, следование природе ребенка, его внутренним законам. | - объединение воспитания и обучения в целостный образовательных процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. |
Реализация данных принципов возможна только с учетом выполнения определенных условий: психолого-педагогических, кадровых, материально-технических и финансовых. Эти условия должны обеспечить полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
III Основные характеристики игрового набора «Дары Фрёбеля»
Педагогические принципы Ф. Фрёбеля лежат в основе его подхода к выбору предметов-посредников, приобщающих ребенка к познанию окружающего мира. Фрёбель создал свой собственный набор учебных материалов, адаптированных к особенностям восприятия детей. Этот набор учебных материалов он назвал «дарами» как символические элементы Вселенной, составленные из основных геометрических фигур: шара, куба, цилиндра. Его «дары» помогают ребенку различать цвета и осваивать пространственные представления, знакомят с геометрическими телами, дают представление о целом и части, способствуют развитию конструирования.
Последователи идей Фрёбель-педагогики развили и продолжают развивать систему элементов его «даров» и в настоящий момент игровой набор «Даров Фрёбеля» представляет систему из 14 модулей.
IV Структура и содержание комплекта методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля»
Игровой набор «Дары Фрёбеля» рассматривается только в единстве с методическими рекомендациями к нему как единый комплекс.
Комплект методических пособий по работе с игровым набором состоит из 6 частей: методические рекомендации по работе с игровым набором и 5 методичек по образовательным областям (согласно ФГОС ДО) с комплектами карточек-игр.
Игровой набор «Дары Фрёбеля» соответствует требованиям ФГОС ДО по обеспечению психолого-педагогических условий для реализации программы дошкольного образования. Его использование помогает выполнить условие стандарта по созданию ситуации развития детей дошкольного возраста такие как:
-эмоциональное благополучие ребенка через эмоциональное взаимодействие взрослого и ребенка во время игровой и других видов деятельности…(п.3.2.5 ФГОС ДО);
- поддержку индивидуальности и инициативы ребенка путем предоставления выбора игрового материала, вида деятельности с игровым набором, возможность играть с ним самостоятельно;
- установление правил взаимодействия в разных ситуациях, когда в процессе совместной деятельности со взрослыми и сверстником ребенку необходимо принять на себя роль или найти способ выхода из игровой пробелы/ситуации;
- построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослыми и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (зона ближайшего развития). Многие игры набора предполагаю учет индивидуальных возможностей ребенка, предоставляют выбор содержания игры и др.;
- взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения из в образовательную деятельность совместные проекты). ИДидактический материал, представленный в наборе можно использовать в домашних условиях , он привлекателен и прост для понимания родителей, мотивирует на проведение семейных занятий с детьми, вовлекает в образовательную деятельность в условиях детского сада.
В карточках, входящих в комплект игрового набора включены игры с фиксированными, открытыми правилами. Большинство карточек сопровождается художественным словом, иллюстрациями что помогает наглядно понять суть предложенной игры. Подбор игровых заданий осуществлен таким образом что по каждой образовательной области педагог сможет решить те или иные основные задачи. Подобранные игры задают ориентиры/векторы развития ребенка, являются базой для развития и совершенствования ключевых компетенций ребенка в каждой области.
Содержание карточки:
- название ОО;
- направление ОО;
- название игры или игрового упражнения;
- содержание работы;
- возможное стихотворно-песенное сопровождение;
- используемы модули набора «Дары Фрёбнля» и другие материалы;
- возраст участников;
- количество участников;
- интеграция с другими ОО;
- описание хода игры;
- возможные модификации игры;
- иллюстрация в виде схемы, рисунка или фотографии.
Игровой набор соответствует принципу календарно-тематического планирования (объединение детской деятельности вокруг какой либо темы недели) который помогает сделать жизнь детей интересной и связать ее с окружающей действительностью.
Поддержать интерес детей к освоению новых знаний можно только в игровой деятельности и только тогда, когда сам педагог позитивно настроен на игру, когда он сам любит играть с детьми.
Игровой набор «Дары Фрёбеля» может использоваться в образовательной деятельности для реализации ФГОС ДО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с дошкольниками»
В соответствии с ФГОС ДО образовательного процесса должен строиться на эффективных формах работы с детьми дошкольного возраста. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом д...
Консультация для педагогов "Использование игрового набора "Дары Фребеля" в речевом развитии детей дошкольного возраста.
Консультация для воспитателей детских садов....
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Использование игрового набора «Дары Фребеля» в работе с детьми средней группы.
Приоритетным направлением системы образования является технологизация образовательного процесса. Освоение детьми технических наук требует определенной подготовки. Включение технического творчества в о...
Консультация для педагогов «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
Консультация для педагогов «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»...
Консультация для педагогов: Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.
Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста - важное условие у...
Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в работе с детьми дошкольного возраста
Важная составная часть педагогической системы Ф. Фребеля - методика воспитания ребенка в семье и детском саду. Для образовательновоспитательных занятий с детьми Фребель придумал шесть «даров&ra...
Консультация-собрание для родителей «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Цель консультации - развитие компетенций родителей по использованию игрового набора "Дары Фребеля". Представлен теоретический и практический материал...