ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
методическая разработка (подготовительная группа)

Майкова Екатерина Геннадьевна

В статье отражен опыт применения проектной деятельности в рамках работы по патриотическому воспитанию дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ctatya_maykova_e.g.docx26.85 КБ

Предварительный просмотр:

УДК

Майкова Екатерина Геннадьевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 47 «Чудо-остров», г. Йошкар-Ола

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация: В статье отражен опыт применения проектной деятельности в рамках работы по патриотическому воспитанию дошкольников.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, метод проектов, новизна, качество.

Работа по патриотическому воспитанию в современном дошкольном образовании занимает особое место. Нужно отметить, что её актуальность повышается с каждым годом, ведь дети всё больше отдаляются от своих корней, всё больше нуждаются в чувстве принадлежности к определённому народу. Это чувство способствует гармонизации психологического состояния дошкольников. Ребёнок, понимающий, что он часть определённого народа со своей богатой историей, традициями, обычаями, культурой, чувствует себя уверенно, спокойно, ощущает некую защищённость, а значит, он тратит большое количество своей энергии и внимания на собственное разностороннее развитие.

Безусловно, работу по формированию у дошкольников патриотических чувств лучше всего вести комплексно, беря в расчёт все виды детской деятельности. [1, с. 14]

При подборе форм взаимодействия с детьми нужно обратить внимание на их индивидуальные особенности: специфику развития, актуальные потребности и интересы. Только в этом случае педагог сможет спланировать деятельность дошкольников таким образом, что эффективность будет максимальная.

Личный педагогический опыт показал, что одной из инновационных технологий по воспитанию у детей дошкольного возраста патриотических чувств может выступать проектная деятельность.

Проектная деятельность в ДОУ – это деятельность, направленная на обдумывание, подбор, организацию и проведение педагогического процесса в рамках определённой темы. Результаты проекта, как правило, имеют высокую социальную ценность и направлены на то, чтобы удовлетворять определённый социальный запрос к дошкольному образованию от современного общества. Такой целью, например, может быть воспитание достойных граждан, любящих и уважающих свою страну. [3, с. 26]

Основная идея организации проектов по патриотическому воспитанию – обозначение направления познавательной деятельности дошкольников, нацеливание воспитанников на достижение определённого результата. Как правило, результат достигается в процессе совместной работы педагога и детей над поставленной проблемой.

Конечно, при таком подходе качество работы с воспитанниками быстро растёт, ведь в процессе реализации проекта ребёнок активно узнаёт различные факты о своей стране. В подготовительной группе для повышения качества работы по патриотическому воспитанию нами были проведены следующие проекты: «Русская осень», «Традиции Нового года и Рождества», «Кто защищает Отечество?», «Встречаем весну - красну», «Кто был в космосе первым?», «Поэты о России», «Народные подвижные игры и забавы». Работа в данных проектах проходила посредством следующих форм взаимодействия с воспитанниками: беседы, ситуативные разговоры, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализация, экскурсии, чтение художественной литературы, художественный труд, пение и танец, участие в праздниках, викторинах, досугах, мероприятиях, народные подвижные игры и т.д.

В каждом проекте присутствовала какая-то новизна, все мероприятия в нём объединяла общая идея, которая как нить проходила через все активности, что создавала у детей общее впечатление по теме.

В проекте «Русская осень» ребята находили в группе красивый осенний листок, сделанный из бумаги, на нём было написано задание, подводка к теме, интересный факт и т.д.

Проект «Традиции Нового года и Рождества» был очень ярким, т.к. дети каждый раз переодевались в костюмы: традиционные сарафаны и рубахи, костюмы животных, русских народных героев, например, костюм Петрушки.

Проект «Кто защищает Отечество?» был уникален тем, что проходил с помощью активного использования технологии «Гость группы». В группу приходили папы, дедушки, дяди, старшие братья воспитанников, чтобы рассказать об их опыте службы в армии и специфике занятий тех или иных войск в ней. Гости показывали фотографии, пытались заинтересовать ребят интересными историями, отвечали на вопросы воспитанников.

В проекте «Народные подвижные игры и забавы» детей поиграть приглашал Петрушка (кукла-марионетка). Дети с восторгом наблюдали за движениями героя, с интересом слушали правила игры из его «уст». С большим воодушевлением принимали участие в народных подвижных играх.

Видов деятельности, которые можно запланировать и провести в рамках проекта по патриотическому воспитанию настолько много, что у детей непременно возникнет внутренний отклик, появится чувство восхищения родиной, ведь каждый сможет найти для себя что-то действительно уникальное, необычное, красивое (вид искусства, роспись, песню, стихотворные строки о России, написанные великими русскими поэтами). Конечно, подобранные мероприятия и формы работы должны соответствовать возрасту детей, быть понятными и доступными. [2, с. 75]

Одно из важнейших условий, без которого невозможно осуществление полноценной работы по патриотическому воспитанию детей – грамотная организация предметно-развивающей среды. В группах необходимо создавать центры по патриотическому воспитанию, иметь методическую литературу по нравственно-патриотическому воспитанию, специальную литературу по ознакомлению детей с народным творчеством, природой родного края, подборку альбомов с образцами народного художественного творчества, картотеки дидактических игр, физкультминуток, пальчиковых игр и т.д.

Ни для кого не секрет, что результативность работы по патриотическому воспитанию зависит от участия в ней семей воспитанников. Именно поэтому необходимо просвещать родителей о важности формирования у детей чувства любви к Родине в дошкольном возрасте на родительских собраниях, консультациях, беседах, родительских клубах. Конечно, нужно привлекать семьи к участию в тематических мастер-классах, праздниках, досугах, открытых занятиях, приглашать в качестве гостей группы, устраивать совместные экскурсии к значимым местам города. Все это позволит вовлечь родителей в образовательный процесс, повысить уровень их компетентности в вопросах обучения, развития и воспитания детей, а также поможет сплотить членов семьи.

В заключение хотелось бы подвести итог и отметить, что проектная деятельность – это прекрасный педагогический инструмент, способствующий повышению качества работы по патриотическому воспитанию и реализации ФГОС и ФОП ДО на базе современных дошкольных учреждений.

Список использованных источников:

1. Алешина, Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной / Н. В. Алешина. - М.: Перспектива, 2022.

2. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников / В. А. Деркунская. – М.: Центр педагогического образования, 2018.

3. Писарева, А. Живем в «Ладу». Патриотическое воспитание в ДОУ / А. Писарева. - М.: ТЦ «Сфера», 2021.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы тема:"Создание системы работы по патриотическому воспитанию через ознакомление с родной страной"

Создание системы работы по патриотическому воспитанию через ознакомление с родной страной...

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию патриотических представлений через проектную деятельность.

Одной из основных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в программе обучения и воспитания в детском саду, является патриотическое воспитание детей, воспитание в подрастающем по...

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию патриотических представлений через проектную деятельность.

Одной из основных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в программе обучения и воспитания в детском саду, является патриотическое воспитание детей, воспитание в подрастающем по...

Формирование основ патриотического воспитания через проектную деятельность

Опыт проектной деятельности в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

Статья посвящена взаимодействию с семьей по патриотическому воспитанию через проектную деятельность....

«Формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников старшего возраста через проектную деятельность»

Актуальность формирования нравственно-патриотических качеств личности дошкольников старшего возраста заключается в противостоянии внутреннего мира ребенка и следовании общепринятым нормам и правилам п...