Выступление на V Районном фестивале «Воспитать человека» Из опыта работы МБДОУ «Солнышко» по нравственно-патриотическому воспитанию
презентация к уроку (средняя, старшая, подготовительная группа)

Виктория Алексеевна Парамоненко

С целью формирования у детей представлений об истории России, ее героическом прошлом, а также с целью расширения представлений детей о народах, населяющих Россию, мы проводим цикл мероприятий, посвященных празднованию Дня народного единства.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Выступление на V Районном фестивале «Воспитать человека»

Из опыта работы МБДОУ «Солнышко»

по нравственно-патриотическому воспитанию

Проблема патриотического воспитания является одной из приоритетных задач и обусловлена высокой степенью необходимости в современном мире. Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие высших моральных чувств. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и уважения национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Эти чувства начинаются с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Поэтому нравственно-патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших направлений воспитательной работы. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и уважительного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общественным праздникам. Перед педагогом встаёт необходимость в формировании у детей первичных ценностных представлений о своей стране: дать детям знания о символике страны, о богатствах России, о природном и животном мире, прививать детям чувство любви к Родине, уважения к родителям, старшим, сверстникам.

Важной составной частью работы по патриотическому воспитанию дошкольников является приобщение их к традициям и обычаям народа, страны, к национальному искусству. Дети должны не только узнать о традициях, но и участвовать в них, принимать их, привыкать к ним.

Не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но, если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, играть в народные игры, знать традиции и обряды на доступном ему уровне, то можно считать, что задача выполнена в пределах доступных дошкольному возрасту.

Любой край, где бы человек ни жил, неповторим. У каждого места на земле есть своя история.

Я хочу рассказать вам о том, как в нашем детском саду проходит празднование Дня народного единства. Этот день занимает особое место среди государственных праздников современной России. Это праздник единства всех людей, проживающих на территории нашей страны. Праздник является символом уважения и гордости за великое прошлое нашего государства, дает нам возможность осознать себя единым народом с общей исторической судьбой и общим будущим.
С целью формирования у детей представлений об истории России, ее героическом прошлом, а также с целью расширения представлений детей о народах, населяющих Россию, мы проводим цикл мероприятий, посвященных празднованию Дня народного единства.

Традиционно этому празднику в нашем детском саду посвящён большой, насыщенный, яркий и многогранный проект под названием «Хоровод дружбы», включающий в себя познавательную, исследовательскую, продуктивную, творческую деятельность, который знаменуется торжественным открытием – праздником с участием детей и взрослых, привлечением родителей. А завершается проект выставками детских работ и ярким развлечением. А что же происходит между «открытием» и «завершение» проекта? Каждый год наш «Хороводы дружбы» не похож на предыдущие, ведь мы стараемся находить новые интересные для детей темы и формы проведения. Это и игры народов, живущих на территории Росси, и народные сказки, и знакомство с национальными костюмами, и знакомство с традициями национальной кухни, и погружение в особенности быта и культуры. Нам очень повезло жить в многонациональном городе, где живут представители около 17 народов нашей большой страны. Наш детский сад посещают дети- представители разных национальностей. И, конечно, главными нашими помощниками являются родители наших воспитанников. Ведь они являются носителями своей самобытной неповторимой культуры и с удовольствием активно вовлекаются в нашу работу

2 СЛАЙД

3 СЛАЙД

Ежегодный традиционный педагогический проект стартует в канун Дня народного единства и длится в течении недели. Начинается он с праздничного открытия в музыкальном зале. Как правило, ведущие этого мероприятия одеты в народные костюмы. В ходе праздника мы говорим о государственной символике страны, о том, что Россия- самая большая страна на карте мира, рассказываем о людях, прославивших Россию, показываем красоту Родины во всём её многообразии, подчеркивая, что главное богатство страны – это люди, народы, её населяющие.

4 СЛАЙД

А затем работа продолжается в группах. Во время проведения утреннего круга дети обсуждают, о каком народе они хотели бы больше узнать. Здесь выясняется, что в группе есть дети- представители того или иного народа. И, чаще всего, выбирается именно эта национальность. Дети знакомятся с картой нашей страны, гербом, гимном, флагом. А также находят на карте, где проживают представители выбранной национальности, рассматривают флаг, герб, знакомятся с особенностями климата, растительным и животным миром. Большой интерес у детей вызывает знакомство с бытом, национальным жилищем, традициями, национальными костюмами, орнаментами, традиционными промыслами. В ходе знакомства пополняется развивающая среда: появляются макеты, рисунки, поделки, лепбуки. На протяжении всей тематической недели дети ходят друг к другу в гости, рассказывая о том, что нового они узнали.

10 СЛАЙД

«Шкатулка самоцветов» - так мы назвали один из этапов нашего проекта – знакомство с литературным наследием народов. Ведь из сказок, легенд, стихов дети узнают о традициях, героях народа.

11, 12, 13,14 СЛАЙД

Литературный день

15 СЛАЙД

Знакомство детей с национальной кухней.

Родители принимают самое активное участие.

16, 17, 18, 19 СЛАЙД

20 СЛАЙД

Национальные игры

К детям приходят гости и знакомят их с национальными играми.

21, 22, 23 СЛАЙД

25 СЛАЙД

Завершение проекта – это большой праздник, где дети делятся впечатлениями, играют в игры, рассказывают о том, что они узнали за прошедшую неделю.

28, 29, 30 СЛАЙД

Итог проекта – презентация, выполненная педагогами групп.

Наш «Хоровод дружбы» состоялся и в условиях ограничений в связи с пандемией COVID-19. Темой его стала «История чаепития моего народа». Дети вместе с родителями в режиме онлайн рассказывали о традициях чаепития, чайных церемониях, традиционных сладостях и лакомствах, подаваемых к чаю. Большой интерес вызвало разнообразие посуды для традиционного чаепития у представителей разных народов.

Завершить своё выступление я хочу старинной легендой о ценности каждого человека, о важности внимания и понимания со стороны окружающих нас людей.

«Мы люди одной планеты»

Встретились однажды белый человек и чернокожий. Белый сказал: «Как ты уродлив! Как будто весь сажей вымазан! Черный презрительно сморщился и сказал: «Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули белой бумагой!» Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому: «Посмотри, как красив твой черный брат! Он черен, как южная ночь, и в ней, подобно звездам, сияют его глаза…» Затем мудрец обратился к черному: «А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его цвета солнца…» Черный человек и белый человек устыдились своего спора и помирились. А мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина: «…Кружатся в веселом хороводе, танцуя и распевая песни, белые, черные, желтые люди. С любовью смотрят друг на друга. И перекрывают звуки музыки и песен чей-то молодой голос: «Как хорошо, что все мы разные! А то жить было бы так скучно!»

Конечно, совсем непросто научиться жить с непохожими людьми, но это одна из реальных возможностей уменьшить количество конфликтов вокруг нас. Для этого нужно просто оглянуться вокруг себя, восхититься многообразием мира и людей вокруг и не забывать о том, что сохранение этого разнообразия зависит от уважительного и терпимого отношения каждого из нас. Уважающая себя семья должна уважать, принимать, ценить культуру и традиции не только своей национальности, но и других этнических групп. Знаем ли мы и умеем ли понимать культуру и традиции других народов? Мы надеемся, что в ваших семьях сохраняются традиции, воспитывается уважение к своему народу и людям других национальностей.

Мы воспитываем у наших детей понимание главного - сильна Россия только тогда, когда она едина! Именно Единение спасло Россию в трудный час!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки из опыта работы МБДОУ д/с № 12 по реабилитации детей с ОВЗ посредством экологического воспитания. Географическая площадка «Здравствуй, солнышко!»

Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детскому саду компенсирующего вида № 12 г. Белгорода уже почти полвека, и за эти годы руками педагогического коллектива создан настоящ...

Из опыта работы по формированию основ нравственно - патриотического воспитания дошкольников

Работа предназначена для расширения представлений педагогов по формированию основ нравственно-патриотического воспитания дошкольников...

Сообощение из опыта работы.Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, которые не казались бы ребенку чрезмерно назидательными.  Главной целью дошк...

Система работы с детьми по нравственно – патриотическому воспитанию (из опыта работы).

Система работы с детьми по нравственно – патриотическому воспитанию (из опыта работы)....

Сообщение из опыта работы «Краеведение как средство нравственно- патриотического воспитания дошкольников»

Сообщение из опыта работы "Краеведение как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников"...