Система работы с детьми по нравственно – патриотическому воспитанию (из опыта работы).
рабочая программа на тему
Система работы с детьми по нравственно – патриотическому воспитанию (из опыта работы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.docx | 26.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Новомичуринский детский сад № 2»
Система работы с детьми
по нравственно – патриотическому воспитанию
(из опыта работы).
Воспитатель МДОУ
«Новомичуринский детский сад № 2»
Подосёнова Виктория Вячеславовна
2017 г.
Как растение не может прижиться
И расти на чужой земле,
Так и человек погибнет без своей родины.
(И.В.Мичурин)
Актуальность
Актуальность патриотического воспитания связна в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов и школ воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни.
В Законе «Об образовании» говорится о необходимости формирования уже в дошкольном возрасте начала самосознания ребенка, себя как члена семьи, гражданина города, как активного преобразователя окружающей и общественной среды.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Патриотизм – это сложное чувство, возникающее еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников неотъемлемая часть общей культуры государства. Человеческий фактор, поставленный в центр политической жизни нашей страны, делает актуальным поиск современных форм общения с ребенком-дошкольником и его родителями в нравственном направлении.
Всё начинается с детства, всё закладывается в детстве.
Со словом «Родина» у каждого человека связаны ассоциации с самым дорогим в его жизни. Это может быть населённый пункт, в котором родился и вырос, местная природа, предки.
В современном мире дети, имея общее представление о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут назвать президента, столицу, а населённые пункты своего района, уважаемых жителей, живущих с ними на одной улице, они не знают. Сведения краеведческого характера более близки и понятны детям и вызывают у них познавательный интерес, а в дошкольном возрасте они начинают усваивать ценности того общества, в котором живут. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.
Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлён в сознании образ, связанный с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что всё это – твоя Родина. Чтобы найти верный путь воспитания, многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться.
Углубленно работая над темой нравственно – патриотического воспитания в жизни детей, мною были сформулированы цель и задачи.
Цель: формирование основ патриотического воспитания дошкольников через приобщение к истории города, края, знакомство с настоящим и прошлым; приобщение к общечеловеческим ценностям.
В нашей группе сложилась система патриотического воспитания детей, которая включает целый комплекс задач:
• Воспитание у детей любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу, краю.
• Формирование бережного отношения к родной природе.
• Развитие интереса к национальным традициям и промыслам.
• Расширение представлений о России, о Рязанском крае, о Пронском районе, о родном городе Новомичуринске.
• Знакомство детей с символами государства: гербом, флагом гимном страны, области, района, города.
• Развитие чувства ответственности и гордости за достижения нашей Родины, уважительное отношение к ветеранам - участникам Великой Отечественной войны, героям труда, защитникам Отечества.
• Формирование чувства уважения к другим людям, народам и их традициям.
Работая в данном направлении, мною была составлена рабочая программа «России милый уголок» по воспитанию у детей патриотических чувств.
Основные направления работы по патриотическому воспитанию:
1. Духовно-нравственное.
2. Культурно – краеведческое (национально-региональный компонент).
3. Гражданско – патриотическое.
4. Экологическое воспитание.
При выстраивании педагогического процесса я руководствуюсь следующими принципами:
Принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). Это обусловлено отсутствием у дошкольников исторического сознания: они не могут представить историческую прямую времени, определить своё место на ней и проследить удалённость тех или иных событий.
Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий, для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьёй, библиотекой. Интеграция в педагогическом процессе рассматривается как фактор создания эмоционального благополучия ребёнка в детском саду, как важнейшее условие его целостного развития, первых творческих проявлений и становления индивидуальности. Ознакомление дошкольников с родным городом, краем может стать тем стержнем, вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности.
Выше перечисленные задачи принципы и направления решаются во всех видах детской деятельности:
- во время непосредственно образовательной деятельности
- в познавательно – исследовательской деятельности
- в художественно – творческой деятельности
- в играх
- на экскурсиях
- во время труда и в быту
- во взаимодействии с социумом
- в проектной деятельности
- в приобщении детей к духовному наследию народа.
Одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания я считаю метод проектов, позволяющий создать естественную ситуацию обучения и практическое взаимодействие детей и взрослых (включая родителей), предусматривающий поэтапную последовательность в организации воспитания и развития воспитанников. Работу по внедрению проектного метода в практику детского сада я начала два года назад.
Мною были разработаны и реализованы следующие проекты:
- «Наша родина – Россия»
- «День матери»
- «Дети России – за мир!»
- «Моя семья»
А.Ферсман писал: «Познай свою страну, свой край, колхоз, свою горушку или реченьку. Не смущайся тем, что малы эти горушки и реченьки – ведь из малого вырастает великое».
Новизна системы работы заключается в создании содружества и взаимодействия детского сада, детской библиотеки и ДК «Энергетик г. Новомичуринска с учетом содержания образовательной системы библиотеки, ДК и согласованной деятельности партнеров в ходе совместных мероприятий, способствующих повышению уровня сформированности патриотизма и гражданственности.
С детьми были проведены экскурсии в детскую библиотеку, ДК «Энергетик», во время которых проводились КВНы, конкурсы, а также беседы о знаменитостях, достопримечательностях не только нашего города, но и края. Были показаны видео ролики об истории нашего города. Воспитанники нашей группы также принимали участие в городском фестивале «Новомичуринские самоцветы – 2016» с патриотической тематикой, стали победителями в творческом конкурсе, посвящённом 200-летию Архангельского храма.
В ходе работы по теме: «Новомичуринск – город детства», проводила экскурсии, целевые прогулки, занятие «Мой родной город», «В след за лучиком» и др., на которых знакомила детей с историей создания города, знаменитыми строителями, достопримечательностями нашего города. В группе оформлен альбом «Мой город – Новомичуринск». Изучая свой край, проводила с детьми игры – викторины: «Знатоки Рязанского края», «Колесо истории», «Путешествие по Новомичуринску». Была составлена картотека дидактических игр: «Волшебные ленты дороги», «Герб города», «Заколдованный город», «Сложи герб из фрагментов», «Знаешь ли ты?» и др.
При ознакомлении детей с Рязанским краем, страной, проводила беседы и занятия: «Наша родина Россия», «Большая и малая родина», «Русские богатыри». Использовала видео презентации, учебные фильмы. Дети выполняли творческие работы по темам: «Флаг России», «Рязанский Кремль», «Герб земли Пронской».
На следующем этапе работы я познакомила детей с русскими народными традициями и обычаями. Приобщала детей к истокам русского народного творчества. Виды народного творчества позволяют подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений и самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом. Я со своей стороны стараюсь знакомить ребят с календарно-обрядовыми праздниками: Рождество, Масленица, Пасха. Обрядовые праздники связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют наблюдение людей за характерными особенностями времен года. Они отражают свойственное обряду смешение языческих и христианских элементов, всегда связаны с игрой. Я считаю, что это народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям. Детям это интересно и они с интересом расписывают пасхальные яйца, изготавливают лоскутную куколку – масленицу, поют колядки.
Говоря о нравственно – патриотическом воспитании нельзя не затронуть родную природу. Важно, чтобы дети поняли, что задача человека – не разрушать мир природы, а по мере возможности оберегать его (подкармливать птиц, охранять муравейники, разводить леса, разбивать парки). На целевых прогулках знакомлю детей с трудом взрослых, которые активно принимают участие в уборке города, в его озеленении. Сами мы тоже внесли посильный вклад по озеленению нашего детского сада. С помощью родителей разбили клумбы на участке и под окном группы. Ежегодно сажаем цветы, ухаживаем за ними, собираем семена. Любовь к родной природе прививаю через художественное слово. Познакомила ребят с творчеством великого поэта Рязанского края Сергеем Есениным, читаем и заучиваем его стихи.
Анализ результативности опыта работы
Работа по патриотическому воспитанию даёт положительные результаты. У детей расширились знания об истории возникновения города, края, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края, страны. Появился стойкий интерес к прошлому, настоящему и будущему родного города, края, страны; чувство ответственности, гордости, любви и патриотизма. К тому же родители с большим интересом привлекаются к патриотическому воспитанию детей.
У дошкольников сформировались первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные на тематических утренниках и других мероприятиях знания, позволили подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа.
Поставленные задачи решались во всех видах детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкальная, художественно-творческая, которые проходили в совместной деятельности с взрослыми и со сверстниками, затем становились самостоятельной деятельностью дошкольников.
Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках.
Всё это способствовало расширению кругозора и повышение познавательной активности детей. Они стали проявлять интерес к родному краю и его жителям; задавать больше вопросов о природе, истории и достопримечательностях нашего посёлка, людях – тружениках.
Свою работу буду продолжать и дальше. Ведь очень важно, чтобы каждый ребёнок испытывал гордость за свою родину, восхищался её красотой, знал историю своего народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Взаимодействие с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию" из опыта работы
Из опыта работы...
"Система работы ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников"
Данная публикация является материалом общего родительского собрания. Доклад сопровождается презентацией....
Воспитательно – образовательная работа с детьми старшего дошкольного возраста (группа «Гномики») по нравственно-патриотическому воспитанию (из опыта работы воспитателя Головиновой М.А.)
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на в...
Консультация для педагогов на тему: «Нравственно – патриотическое воспитание» из опыта работы.
Детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.В.А.Сухомлинский. «Любовь к родном...
Работа с детьми старшего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию (из опыта работы)
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников – неотъемлемая часть общей культуры государства. Многие известные праздники отошли в прошлое, появились новые, в молодежной среде отмечаются фа...
Взаимодействие с семьями воспитанников по нравственно – патриотическому воспитанию (из опыта работы)
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка дошкольника — сложный педагогический процесс. В основе его лежит чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близки...
"Система работы ДОУ по нравственно патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста".
Одним из основных направлении реализации образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" отмечено патриотическое воспитание, где основной целью является позитивная социали...