Сообощение из опыта работы.Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
статья на тему
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, которые не казались бы ребенку чрезмерно назидательными. Главной целью дошкольного учреждения в патриотическом воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми. Работа по нравственно-патриотическому воспитанию следует проводить регулярно и в системе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сообщение из опыта работы.
«Современные подходы
к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»
Нравственно - патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина. Чувство Родины.... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. В.А.Сухомлинский говорит: « Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».
И хотя многие впечатления еще не осознаны детьми глубоко но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, которые не казались бы ребенку чрезмерно назидательными. Главной целью дошкольного учреждения в патриотическом воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию следует проводить регулярно и в системе. Большая роль отводится созданию в группе предметно-развивающей среды патриотической направленности. Необходимо оборудовать центр ""Моя родина - Россия"; подобрать дидактические игры (Защитники Отечества", Военная техника", Найди флаг России", Космос"); оформить папки для рассматривания "Моя семья", " Русская матрешка", " Мой любимый город Осинники", "Осинники и его достопримечательности", «Государственная символика», «Природа нашего края»; изготовить атрибуты к с-р играм "Пограничники", "Моряки", "Космонавты"; создать макеты "Улица Победы", "Мой город", "Шорский улус", "Угольное дерево"; изготовить государственную символику России, города; подобрать методическую, художественную литературу, через которую дети расширят знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии.
Одной из наиболее эффективных, интересных и целесообразных форм нравственно-патриотического воспитания является проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Проектная деятельность сочетает интересы всех участников проекта:
-педагог имеет возможность самореализации и проявление творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;
-родители становятся активными участниками нравственно-патриотического воспитания детей;
-дети организовываются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.
Планирование проектной деятельности происходит с учетом возрастных возможностей дошкольников, их психических и индивидуальных особенностей. С детьми средней группы проекты носят краткосрочный характер, к подготовительной группе проекты уже исследовательские и имеют долгосрочный характер, при реализации которых дети совместно с педагогами и родителями собирают исторические факты и события.
Предлагаем реализовать систему работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, организованную по принципу " от простого к сложному", состоящую из следующих тематических блоков:
-" Моя семья", где можно предложить проекты "Моя родословная", "Герб моей семьи"; фотовыставки " Моя семья", "Мамы всякие нужны, мамы всякие важны"
-" Мой город ", проект, в рамках которого рекомендуется составление экскурсионных маршрутов по улицам города, организация выставок детских рисунков "Город будущего", "Город моего детства"; проведение интеллектуальной викторины "Юные знатоки города"; конкурса чтецов - «Поэты в городе Осинники», "Милый сердцу уголок"; акции по благоустройству территории д/с "Любимый город - чистый город" .
- " Родная природа" реализуется в проекте "Красная книга Кузбасса", где предполагается создание коллекции природных материалов родного края, посещение краеведческого музея.
- «Культура и традиции» предполагает проведение православных праздников «Рождество», «Пасха»; интерактивной игры «В гостях у Марьи - искусницы»; развлечение «Детские забавы на Руси»; выставка детских работ «Диво-дивное» (народные промыслы); работу фольклорного плана: разрисовку глиняных игрушек, народное плетение.
- «Защитники Отечества», блок дает возможность организовать проект "Этих дней не смолкнет слава", выставку рисунков " Былинные богатыри", "Военные баталии"; соревнование - эстафету "Самый ловкий"; целевые прогулки к памятным местам города; возложение цветов к обелиску, физкультурное развлечение "Защитники Отечества", изготовление подарков для ветерана, встречу с ветераном ВОВ; создание экспозиции "Никто не забыт и ничто не забыто". На этапе завершения проекта можно порекомендовать такие формы работы, как презентация книги памяти «Наследие героев - правнукам Победы», просмотр видеофильма «Моя родина Россия, моя родина Кузбасс»; постановка музыкально - театрализованного представления «Сказание о земле Кузнецкой»; открытие мини-музея «Слава героям», «Кладовая сибирской природы», где каждый ребенок имеет возможность осветить интересные факты.
Хотелось бы подчеркнуть немаловажную роль сотрудничества с социально значимыми учреждениями нашего города в формировании нравственно - патриотического сознания.
Посещение краеведческого музея открывает возможность проникновения в историю быта родного края.
Литературная гостиная в детской библиотеке способствует расширению кругозора дошкольников, повышает общекультурный уровень. Организация концертов в музыкальной школе и школе искусств прививает любовь к русской народной музыке, приобщает к народному творчеству. Созерцание произведений художников Кузбасса в выставочном зале открывает красоту окружающего мира, помогает относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно. В доме детского творчества знакомят с народно – декоративным искусством, способствуют развитию творческого потенциала. Все это позволяет стимулировать развитие активной гражданской позиции, сопричастности к судьбе малой родины. В системе работы по нравственно - патриотическому воспитанию придается особое значение музыкально-театрализованной деятельности, как средству эмоционально - нравственного развития дошкольников, где происходит формирование различных сторон личности. Наиболее содержательными и интересными являются народные праздники, как средство выражения национального характера посредством песенной, танцевальной, театральной, игровой деятельности. Оптимальным для нравственного и патриотического воспитания в д/с является проведение сезонных музыкально-театрализованных праздников "Осенины", "Рождество", "Масленица", "Именины березки". Через театрализованную деятельность дети вместе со взрослыми приобщаются к культурному наследию и испытывают чувство сопричастности к народной культуре и быту. Народное искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, хороводом, поэтому оно так близко ему и понятно.
Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. В законе " Об образовании" указано: родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка. Признание приоритета семейного воспитания требует таких форм взаимодействия семьи и д/с которые способствуют созданию необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьям воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. Проблема нравственно- патриотического воспитания в современном мире, актуальна и сложна. Она может быть успешно реализована только во взаимодействии семьи и педагогического коллектива. Исходя из этого, в решении задач нравственно-патриотического воспитания до школьников первостепенное значение приобретает эффективное налаживание целенаправленного взаимодействия между субъектами воспитательно-образовательного процесса.
Мы предлагаем создать детско-родительский клуб с целью развития в ДОУ перспективных форм сотрудничества с родителями; провести КВН "Люби и знай свой край родной", посиделки "Семья и родной дом", "От счастья ключи в семье ищи"; конкурсы "Герб нашей семьи", "Папа, мама, я – спортивная семья", "Самая читающая семья", выставки "Семейные реликвии", походы "Вижу чудное раздолье"; игровые программы "Вперед к победе"; мастер-класс "С чего начинается Родина?" Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных связей. Прикосновение к истории своей семьи, родного края вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание дошкольников - сложный длительный процесс, требующий постоянных усилий педагогов, систематической и планомерной работы, эффективность которой прослеживается в следующих результатах:
-наличие у детей знаний об истории своей страны, ее природных богатствах, социально-экономической значимости;
-возникновение стойкого интереса к русской народной культуре, традициям и обычаям русского народа, осознанное употребление в активной речи русского фольклора (пословиц, поговорок, закличек, потешек) ;
-воспитание патриотических чувств через изучение государственной символики России;
-привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей и участие в образовательном процессе детского сада (совместные проекты, акции, конкурсы, заседания семейного клуба).
-участие детей и родителей в конкурсах по патриотическому воспитанию разного уровня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников через познавательное развитие.
Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников через познавательное развитие. Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России...
«Современные подходы к нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО»
Обобщение опыта педагогической работы по теме: «Современные подходы кнравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО»...
«Современные подходы к нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО»
Обобщение опыта педагогической работы по теме: «Современные подходы кнравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО»...
«Современные подходы к нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО»
Обобщение опыта педагогической работы по теме: «Современные подходы кнравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО»...
Поэтапно-творческий план по самообразованию "Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через искусство"
Поэтапно-творческий план по самообразованию воспитателя подготовительной группы....
Сообщение из опыта работы«Современные подходы к организации математического развития дошкольников»
Практика работы дошкольных образовательных учреждений, современное состояние науки и техники, культуры предъявляет высокие требования к человеку, его образованию. Обучению дошкольников началу математи...
Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.
Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...