Обучение грамоте Тема: Звук Л-Р
план-конспект занятия (подготовительная группа)

1.Образовательные: формировать умение различать звуки [л] и [р]  по акустическим и 

артикуляционным признакам; учить детей дифференцировать на слух звуки [л] и [р]  изолированно, в слогах, в словах; формирование навыков звукового анализа, определять место изучаемых звуков в слове; Определять на слух нужные звуки и соединить с картинками. Познакомить с графическим образом букв Л и Р.

2.Развивающие: развивать фонематическое восприятие; фонематический слух. Развивать слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, мышление, воображение; развитие артикуляционной, мелкой ручной моторики.

3. Воспитательные: ­ воспитывать умение слушать друг друга. Формировать активность и самостоятельность на занятии. Прививать внимание и интерес к красивой и правильной устной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Звук: Л-Р19.02 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте.

Тема: Звук Р-Л.

1.Образовательные: формировать умение различать звуки [л] и [р]  по акустическим и 

артикуляционным признакам; учить детей дифференцировать на слух звуки [л] и [р]  изолированно, в слогах, в словах; формирование навыков звукового анализа, определять место изучаемых звуков в слове; Определять на слух нужные звуки и соединить с картинками. Познакомить с графическим образом букв Л и Р.

2.Развивающие: развивать фонематическое восприятие; фонематический слух. Развивать слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, мышление, воображение; развитие артикуляционной, мелкой ручной моторики.

3. Воспитательные:  воспитывать умение слушать друг друга. Формировать активность и самостоятельность на занятии. Прививать внимание и интерес к красивой и правильной устной речи.

Оборудование: «Закрась фигуру с буквой Р», «Определи место звука в слове», цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, цветные карандаши.

Ход занятия

1.Организационный момент

В. Собрались все дети в круг,

Я –твой друг и ты –мой друг

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

В. Дети, за парту сядет тот, кто правильно ответит на мой вопрос.

Скажи, где в слове ракета звук [р]? В начале, в середине или в конце?

Дети. Ответы детей.

В.  Хорошо, а в слове молоко, где звук  [л]? В начале, в середине или в конце?

Дети. Ответы детей.

Словарный материал:  лёд, рисунок, вертолёт, лыжи, лисёнок, радость, фонарь, король, лак, мотор.

В. Послушайте:      

У улитки маленькие рожки

Похожи на чайные ложки.  (В. Ковшиков)

В.   Какие слова похожи по звучанию?

Дети. Рожки-ложки.

В.  С какого звука начинается слово РОЖКИ?

Дети. Со звука [р] .

В.  С какого звука начинается слово ЛОЖКИ?

Дети. Со звука [л].

В.  Вы догадались, с какими звуками мы сегодня будем работать?

Дети. Со звуками  [р] и [л].

В.  Правильно. Сегодня мы с вами будем учиться различать звуки [р] и [л].

В.  Дети, давайте вспомнить, как правильно произносится звук Р:

Дети. Когда мы произносим звук [р].Кончик языка касается бугорков за верхними зубами. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Форма языка напоминает ложечку. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос). 

В.  А как правильно произносится звук [л]?

Дети. Посмотрите, когда мы произносим звук [л]. Губы растянуты в улыбке. Кончик языка упирается в верхние зубы или бугорки за верхними зубами. Средняя часть спинки языка опущена, задняя часть спинки языка поднята, боковые края языка опущены. Форма языка напоминает седло. Выдыхаемый воздух проходит по бокам языка. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос). 

В.  Чем эти звуки похожи?

Дети. Согласные, звонкие, бывают мягкими и твердыми.

В.  Предлагаю поиграть в игру: «Поймай звук».

Если буду произносить звук [р] и [рь], то вы покажите руками, как заводится мотор, а если вы услышите звук  [л] и [ль], то покажите руками букву Л в виде крыши домика.

Л М Н Р К Л П Р В М Л Д Б Р Н П Л

РА ЛА НО МУ РУ ДО ЛО РИ НИ ЛИ МУ РУ ДУ ЛУ

Школа, брюки, стол, лыжи, руки, лес, астры, колесо, люстра.

В.  Следующая игра: «Речевая разминка». Слушаем меня и четко повторяем.

Ра – ра – ра – высокая гора,            

Ро – ро – ро – новое ведро,            

Ру – ру – ру – скачет кенгуру,        

Ры – ры – ры – Рома видит рыб.  

Ал – ал – ал – наш малыш упал,

Ол – ол – ол – это я пришёл,

Ул – ул – ул – наш малыш уснул,

ыл – ыл – ыл – суп уже остыл

Молодцы, справились с заданием. Следующая игра замени звук  [р] и [л].

Ром – лом,

рак – лак,

рад – лад,

раз – лаз,

рама – лама,

розы – лозы,

рожь – ложь,

рожки - ложки

Пора нам немного отдохнуть.

Физкультминутка.

Мы играем на гармошке.                                    Наши ножки: топ – топ.

Громко хлопаем в ладошки.                              Наши ручки: хлоп – хлоп!

Головой слегка качаем.                                      Вниз ладошки опускаем,

Руки к верху поднимаем.                                    Отдыхаем, отдыхаем.

В. Следующее задание, перед вами лежать карточки. Возьмите и посмотрите. Вам нужно определить, где звуки  [р] или [л] в словах и нарисовать там круг.

Дети. Работа с раздаточным материалом.

В. А теперь поменяйтесь карточками и проверьте друг друга.

Дети. Проверяют друг друга.

В. А теперь посмотрите на картинку. Закрасьте синим цветом фигуры с буквой Р.

Дети. Дети работают с раздаточным материалом. 

В. Что у вас получилось?

Дети. Ракета.

Правильно. Составьте схему этого слова. Закрасьте кружочки нужными цветами.

р    [р] — согласный, звонкий, твёрдый, обозначаем синим цветом.
а    [а] — гласный, безударный, обозначаем красным цветом.
к    [к’] — согласный, глухой мягкий, обозначаем зеленым цветом.
е    [э] — гласный, ударный,  обозначаем красным цветом.
т    [т] — согласный, глухой твёрдый, обозначаем синим цветом.
а    [а] — гласный, безударный, обозначаем красным цветом.
А теперь я предлагаю придумать предложение со словом ракета.

Дети. Предложения детей.

Итог:

Давайте вспомним, какие звуки мы сегодня сравнивали?

Дети. Звуки [л] и [р].  

Какие это звуки?

Дети. Согласные.

Чем они похожи?

Дети. Оба звука согласные, твердые, обозначаются фишкой синего цвета, у них есть мягкая пара и обозначается зеленым цветом.

Правильно. Чем мы еще сегодня занимались?

Дети. Ответы детей.

Вы сегодня справились со всеми заданиями. Молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

По обучение грамоте.Тема: «Звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Обобщающее понятие: гласные звуки. Буквы А, О, И, У, Э, Ы.».

Повторить произношение и артикуляцию звуков [а], [о], [и], [у], [э], [ы] умение слышать звуки в слове в различной позиции: начало, середина, конец слова и голосом выделять звук в слове. Учить придум...

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.

Данный конспект отражает систему занятий по обучению грамоте детей с ОНР, которая построена так , чтобы подвести ребёнка к осмыслению способа чтения, сформировать внимание к словам, их фонетике, морфо...

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.

   Данный конспект отражает систему зантятий по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи, которая построено так, чтобы подвести ребенка к осмыслению способов чтения, сформиро...

Коррекционная НОД для детей 6-7 лет по формированию звукового анализа и обучению грамоте. Тема : «Звук [ЙОТ]. Буква «Й».

Уважаемые коллги!Предлагаю Вашему вниманию конспект коррекционной НОД для детей 6-7 лет, посещающих подготовительную к школе группу для детей с ТНР. Форма организации: фронтальная....

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: «Звуки и буква Д»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использование ЭОР....

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) Тема: Звук [К]. Звук [К\']

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко»Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) группы номер 8 «Мозаика» общераз...