Образовательный проект МБДОО Д/с № 35 «Инклюзивное образование в ДОУ»
методическая разработка

Елена Юрьевна Писаренко

Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивной модели образования, которая обеспечит возможность получения качественного образования детям с ограниченными возможностями здоровья.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_inklyuziya.docx44.75 КБ
Файл proekt_inklyuziya.docx44.75 КБ
Файл inklyuzivnoe_obrazovanie.docx16.57 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный проект МБДОО Д/с № 35

«Инклюзивное образование в ДОУ»

Пояснительная записка

Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивной модели образования, которая обеспечит возможность получения качественного образования детям с ограниченными возможностями здоровья.

Термин "инклюзия" в переводе с английского языка означает "включенность". Инклюзивное образование дает возможность всем воспитанникам (включая детей с ограниченными возможностями здоровья) в полном объеме участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения. ЮНЕСКО понимает инклюзию как “позитивную реакцию на разнообразие учащихся и восприятие их индивидуальных отличий не как проблемы, а как возможность обогатить учение». Инклюзия — это процесс интеграции детей в общеобразовательный процесс независимо от их половой, этнической и религиозной принадлежности, прежних учебных достижений, состояния здоровья, уровня развития, социально- экономического статуса родителей и других различий. Инклюзивное образование предполагает совместное обучение и доступность качественного образования для всех на основе создание образовательного пространства, соответствующего различным потребностям всех детей. В международной практике старый термин «интегрированное образование», описывающий данный процесс только в отношении детей с особенностями психофизического развития, был заменен термином «инклюзивное образование», описывающий данный процесс в отношении всех детей. Инклюзивное образование — подход, который стремится развить методологию, в центре которого находится ребенок и его разнообразные образовательные потребности.

Получив возможность выбора обучаться в соответствии со своими способностями и возможностями, в дальнейшем не все дети с тяжелыми нарушениями речи продолжают обучение в специализированных учреждениях, многие из них идут в общеобразовательную школу и успешно обучаются. Данный проект необходим, как шаг к решению ряда проблем, связанных с социализацией детей дошкольного возраста, гармонизации процесса личностного становления посредством развития социально-личностных умений детей. Реализация данного проекта поможет детям и их семьям, т.к. задачи, темы и содержание, виды деятельности планируются исходя из реальных возможностей, интересов и потребностей, при непосредственном активном участии детей и их родителей. Создавать определенные условия, способствующие равному участию детей с ОВЗ в общей системе, адаптировать образовательную и социальную среды к возможностям каждого ребенка, позволят нам использование разнообразных форм, методов и приемов образования. Ситуация развития ребенка станет более открытой, дети получат новый опыт эффективных социальных взаимоотношений.

В тоже время сам процесс включения детей с ограниченными возможностями в образовании оказывается очень сложным, поэтому необходимо создание адекватной модели и конкретных технологий психолого-педагогического сопровождения инклюзивных процессов в образовании, которые позволят сделать этот процесс максимально адаптивным и пластичным.

Необходимость разработки и внедрения модели инклюзивного образования обусловлена задачами государственной политики в сфере образования (Приложение1).

Актуальность

Введение инклюзивного образования обусловлено объективными факторами: рост инвалидизации населения в целом, и детей в частности. По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ 16% российских детей хронически больны, но интегрированы в образовательную среду по оценкам специалистов менее 50%.

На 2020-2021 учебный год в ДОО:

  • общее количество воспитанников – 241 детей;
  • детей с хроническими заболеваниями – 7,9%;
  • детей-инвалидов – 1,2%.

Особенности нозологического состава воспитанников:

  • ОНР I уровень – 8 чел.;
  • ОНР II уровень – 6 чел.;
  • ОНР II - III уровень – 4 чел.;
  • ОНР III уровень – 16 чел.;
  • ОНР III - IV уровень – 3 чел.;
  • ОНР IV уровень – 2 чел.;
  • ЗПР – 8 чел.

Инклюзия обеспечит полное вовлечение ребенка с особенностями развития в жизнь образовательного учреждения. Смысл инклюзии – не просто поместить ребенка в обычную группу на часть дня или полный день, а таким образом изменить организацию пространства учреждения, а также учебный процесс, чтобы полностью вовлечь необычного ребенка в социум.

Инклюзивное образование обеспечивает формирование у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как:

  • взаимное уважение;
  • терпимость;
  • осознание себя частью общества;
  • предоставление возможностей для развития навыков и талантов конкретного человека;
  • взаимопомощь;
  • возможность учиться друг у друга;
  • возможность помочь самим себе и людям в своем сообществе.

Основные цели выбора инклюзивного образования для семей с ребенком инвалидом:

  • больше возможностей перенять адекватные образцы для подражания;
  • больше возможностей развивать и упражнять базовые навыки, например, коммуникативные;
  • больше возможностей завязать дружеские и другие общественные отношения с типичными сверстниками;
  • возможность доступа к основной программе обучения;
  • доступ к многообразию способов обучения.

Современная система дошкольного образования предполагает дифференцированное обучение и воспитание различных категорий детей в зависимости от диагноза ребенка и его возможностей.

Восемь принципов инклюзивного образования:

  • ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • каждый человек способен чувствовать и думать;
  • каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • все люди нуждаются друг в друге;
  • подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  • для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  • разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Основные принципы работы в рамках проекта:

  • принцип комплексного подхода к организации образовательного процесса (необходимость участия разных специалистов, при этом необходимо не только наблюдение и консультации ребенка разными специалистами, но и «ведение» данной семьи);
  • принцип дифференцированной помощи (необходимость учета уровня мотивации, базового уровня знаний, степени готовности к сотрудничеству значимых взрослых);
  • принцип сотрудничества и равной ответственности (объединение целей педагогов и семьи, а также определение меры ответственности каждого);
  • деятельностный принцип (создание условий для повышения активности родителей, предполагается использование разных видов совместной деятельности);
  • принцип наличия обратной связи c родителями (законными представителями);
  • принцип уважения и признания партнеров;
  • принцип признания индивидуальности и уникальности каждого субъекта образовательного процесса;
  • принцип включенности (образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений).

Специфика организации инклюзивной деятельности МБДОУ Д/с №35 заключается в реализации дорожной карты по созданию условий для детей с ОВЗ, детей-инвалидов (Приложение 2).

Возможности  ДОУ  для реализации инклюзивного образования:

  • наличие условий предметно-развивающей среды (кабинет педагога - психолога, кабинет учителя-логопеда; музыкальный зал, рабочая зона учителя-дефектолога  совмещена с физкультурным залом);
  • посещение ребенка ОВЗ на дому;
  • организация консультативного пункта;
  • наличие в ДОУ групп для детей с ТНР;
  • наличием «Программы инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации МБДОУ Д/с №35»;
  • наличие индивидуальных планов сопровождения детей ОВЗ;
  • наличие адаптированных образовательных программ (адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи; адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития; адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с особенностями психофизического развития; адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с умственной отсталостью; адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей со сложными дефектами; адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
  • наличие кадровых условий (высокий уровень – 40% педагогов, достаточный уровень – 48% педагогов) (Приложение 3);
  • востребованность.

78% педагогов ДОО владеют:

  • игровая  технология  интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет» В.Воскобовича;
  • «Развивающие игры» Ф.Фребеля;
  • «Социо-игровые подходы» Е.Шулешко, В.Букатова;
  • технология «ТРИЗ (РТВ)» М.Н.Шустерман;
  • технология «Нетрадиционные подходы в изодеятельности» В.А.Пантикова.

Проблемы:

  • недостаточное наличие учебно-методических комплексов и литературы в ДОО;
  • недостаточная оснащенность специальным оборудованием для профилактики нарушений зрения, слуха и др.;
  • необходимость изменения образовательной среды в соответствии с потребностями воспитанников.

Цель проекта: обеспечение доступного и качественного образования детям с ограниченными возможностями здоровья, с учетом их особых образовательных потребностей в условиях дошкольной образовательной организации.

 Система обучения и воспитания подстраивается под индивидуальные образовательные потребности ребенка, используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания.

В самом инклюзивном подходе заложена необходимость изменять образовательную ситуацию, создавать новые формы и способы организации образовательного процесса с учетом индивидуальных различий детей.

Направленность реализации модели инклюзии в ДОО состоит в том, чтобы раскрыть необходимость непрерывного психолого – педагогического сопровождения, разработки индивидуальных образовательных траекторий развития детей с ОВЗ, в том числе детей – инвалидов.

Задачи:

  • организовать РППС и безбарьерную среду ДОО, позволяющую детям с ОВЗ получить качественное дошкольное образование и воспитание;
  • организовать, на базе консультационного пункта, раннее выявление и сопровождение детей с ОВЗ;
  • создать условия для повышения профессиональной компетентности педагогов по проблеме;
  • вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников, посредством их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной практической деятельности, расширение круга их педагогических знаний и представлений;
  • содействовать изменению родительской позиции и вооружение родителей позитивными способами коммуникации, формированию толерантности у всех участников образовательного процесса;
  • создать условия для объединения родителей в сообщество, расширения социального пространства семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии;
  • способствовать повышению мотивации педагогической деятельности.

Инклюзивное образование в ДОО реализуется следующим образом:

1. Полная инклюзия – дети с ОВЗ посещают детский сад наряду со здоровыми сверстниками и обучаются по индивидуальному образовательному маршруту.

2. Частичная инклюзия – дети с ОВЗ частично включаются в общеразвивающую группу детского сада.

Формы реализации инклюзивного образования в ДОО Д/с №35:

  • индивидуальные занятия со специалистами;
  • активная деятельность в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, прогулки);
  • совместная деятельность и игра в микро-группах с другими детьми;
  • режимные моменты (прием пищи, дневной сон и др.);
  • фронтальные занятия;
  • детско-родительские группы;
  • праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня.

Нормативно-правовая база:

Основой для разработки и реализации проекта является нормативные документы (Приложение 4).

Материально-техническое обеспечение:

Создание специальных образовательных условий начинается с организации материально-технической базы, включающей архитектурную среду (внеучебное и учебное пространство) и специальное оборудование (Приложение 5).

В МБДОУ Д/с № 35 созданы следующие условия:

  • 11 групповых помещений;
  • 1 кабинет педагога-психолога;
  • 1 кабинет учителей-логопедов;
  • 1 рабочая зона учителя-дефектолога (оборудована на базе спортивного зала);
  • 1 спортивный зал;
  • 1 музыкальный зал;
  • 11 игровых площадок;
  • 1 спортивная площадка;
  • 1 медицинский кабинет.

Методическое обеспечение.

  • разработана система диагностики речевого развития детей с ОВЗ (ТНР);
  • разработана технология составления индивидуальных маршрутов развития для детей с ОВЗ.

Кадровое обеспечение (Приложение 6). 

Деятельность в рамках проекта:

  • организована работа консультативного пункта (по оказанию консультативной помощи родителям (законным представителям), воспитывающим детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение);
  • создана система комплексной коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ (две группы компенсирующей направленности и логопункт, для сопровождения детей с ТНР);
  • успешно реализуются разные формы интеграции;
  • организовано сопровождение детей ОВЗ педагогами и специалистами на дому.

Структура управления инклюзивным процессом:

  • совет ДОО;
  • педагогический совет;
  • методический совет ДОО;
  • психолого-педагогический консилиум (ППк) ДОО;
  • консультативный пункт;
  • творческие группы по разработке и внедрению программ инклюзивной практики;
  • педагогический коллектив инклюзивной группы;
  • родительский комитет инклюзивной группы.

Целевую группу составляют:

  • воспитанники ДОО (здоровые дети, дети ОВЗ, дети-инвалиды);
  • родители.

Реализация проекта предусматривает создание команды специалистов, осуществляющих «сопровождение» всех субъектов образовательной деятельности (родителей, педагогов, детей) (Приложение 7).

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

I ЭТАП (ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ) с 2020 по 2021г.г.

1. Изучить потребности в образовательных услугах ДОО для детей с ОВЗ. Выявить количество детей С ОВЗ, нуждающихся в создании специальных образовательных условий (направления ТППК, КППК).

2. Провести анализ условий:

  • материально-технических (выявить потребности в специальном оборудовании);
  • кадровых (определить состав педагогов, занятых в реализации проекта, скоординировать их деятельность; скорректировать график работы специалистов);
  • финансово-экономических;
  • научно-методических (систематизировать научно-методические рекомендации по проблеме, разработать маршрут психолого педагогического обеспечения образовательного процесса);
  • организовать РППС и безбарьерную среду ДОО, позволяющую детям с ОВЗ получить качественное дошкольное образование и воспитание;
  • приобрести специальное оборудование для профилактики нарушений зрения, слуха и др.

3. Привести нормативно-правовую базу ДОО в соответствии с Законодательством РФ об инклюзивном образовании:

  • скорректировать должностные обязанности персонала;
  • разработать модели, алгоритм (по показаниям) взаимодействия с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами, родителями (законными представителями);
  • пополнить методическую базу ДОО учебно-методическими комплексами и литературой по проблеме.

4. Программно-методическое обеспечение:

  • сформировать пакет диагностических методик.

5. Обеспечить включенность детей с разными возможностями здоровья в образовательный процесс ДОО:

II ЭТАП (ПРАКТИЧЕСКИЙ) с 2021 по 2024г.г.

Создание специальных образовательных условий.

1. Реализация АООП дошкольного образования.

  • проведение углубленной психолого-педагогической диагностики ребенка ОВЗ на протяжении всего периода его пребывания в ДОО;
  • диагностика индивидуальных особенностей личности, проектирование возможностей ее коррекции;
  • обеспечение общей и индивидуальной коррекционно-развивающей направленности воспитательно-образовательного процесса;
  • использование рекомендаций, учебных пособий и дидактических материалов (в соответствии с АООП);
  • индивидуальные и подгрупповые занятия со специалистами (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре);
  • создание климата психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.

2. Для выявления проблем в развитии ребенка организована работа ППк.

Цель работы ППк: определение и организация адекватных условий для развития, обучения и воспитания в соответствии с образовательными потребностями, возрастными особенностями, диагностированными индивидуальными возможностями воспитанников в зависимости от состояния соматического и нервно-психического здоровья.

Плановые ППк проводятся 3 раза в год (в начале уч. года, середине и в конце).

Задачи планового ППк:

  • определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии;
  • выработка согласованных решений по определению индивидуального образовательного коррекционно-развивающего маршрута ребенка;
  • динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы.

Внеплановые ППк – собираются по запросам участников образовательного процесса.

Задачи внепланового ППк: 

  • решение вопроса о принятии каких-либо экстренных мер по выявленным обстоятельствам;
  • изменение ранее проводимой коррекционно-развивающей программы в случае её неэффективности.

Прием детей на консилиум осуществляется

  • по запросу родителей;
  • по инициативе педагогов;
  • по медицинским показаниям.

Родители дают письменное согласие на обследование ребенка.

В состав ППк входят:

  • председатель ППк – заместитель заведующего по ВОР;
  • члены ППк:

- педагог-психолог;

- учитель-логопед;

- учитель-дефектолог;

- педагоги, работающие с детьми.

  • по приглашению:

- музыкальный руководитель;

- инструктор по физической культуре;

- медицинский работник.

Этапы работы ППк (Приложение 8).

3. Работа с родителями (законными представителями).

Основой является сотрудничество, полная интеграция всех специалистов, работающих с ребенком ОВЗ и родителей (законных представителей) в образовательный процесс ДОО. Модель сотрудничества с семьей (Приложение 9).

 4. Работа консультативного пункта.

Деятельность консультативного пункта направлена на оказание методической, психолого-педагогической, диагностической помощи родителям (законным представителям), чьи дети (от 2 месяцев до 7 лет) не посещают дошкольное учреждение.

Цель работы консультативного пункта: обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей), воспитывающих детей дошкольного возраста в форме семейного образования, поддержке всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательное учреждение.

Основные задачи консультативного пункта ДОО:

  • проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста;
  • оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) в обеспечении условий для развития, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста, не посещающего дошкольное учреждение;
  • информирование родителей (законных представителей), об оказании квалифицированной помощи ребенку в соответствии с его индивидуальными особенностями;
  • содействие в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольное образовательное учреждение;
  • обеспечение успешной адаптации детей при поступлении в дошкольное образовательное учреждение.

Принципы деятельности консультационного пункта:

  • личностно ориентированный подход к работе с детьми и родителями (законными представителями);
  • сотрудничество субъектов социально-педагогического пространства;
  • открытость системы воспитания.

Консультативный пункт работает 1 раз в неделю в утренние и вечерние часы согласно расписания и строится на основе интеграции деятельности специалистов. Общее руководство и координация деятельности консультативного пункта возлагаются на заместителя заведующего по воспитательно-образовательной работе.

Количество специалистов, привлекаемых к психолого-педагогической работе в консультативном пункте, определяется кадровым составом ДОО:

  • старший воспитатель;
  • учителя-логопеды;
  • учитель-дефектолог;
  • педагог-психолог;
  • педагоги;
  • музыкальные руководители;
  • инструктор по физической культуре;
  • медицинский работник.

Основными видами деятельности консультативного пункта являются:

  • просвещение родителей (законных представителей) – информирование родителей, направленно на повышение психолого-педагогического уровня и формирование педагогической культуры родителей с целью объединения требований к ребенку в воспитании со стороны всех членов семьи, формирование положительных взаимоотношений в семье;
  • диагностика развития ребенка – психолого-педагогическое и логопедическое изучение ребенка, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, потенциальных возможностей, а также выявление причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации, разработка рекомендаций по дальнейшему развитию и воспитанию ребенка;
  • консультирование (психологическое, социальное, педагогическое) – информирование родителей о физиологических и психологических особенностях развития их ребенка, основных направлениях воспитательных воздействий, преодолении кризисных ситуаций.

III ЭТАП (ИТОГОВЫЙ) 2025г.

Благодаря реализации проекта, ожидается получение следующих результатов, часть из которых уже достигнуты.

Ожидаемые результаты.

В МБДОУ Д/с №35 системно ведется работа с детьми с речевыми нарушениями. Дети с нарушениями речи обучаются как в компенсирующих, так и в комбинированных группах с возможностью интеграции в общеобразовательные группы. После выпуска из детского сада воспитанники продолжают обучение в общеобразовательных школах города.

В работе ДОО:

  • введение модели инклюзии в процесс совместного обучения и воспитания детей с ОВЗ;
  • устойчивое продвижение детей с ОВЗ за счет вариативности организационных форм сопровождения в системе дошкольного образования;
  • разработка методических рекомендаций по содержанию разделов индивидуальных программ реабилитации для детей с ОВЗ и межведомственному сопровождению по ее внедрению;
  • разработка программно-методического обеспечения и сопровождения детей с ОВЗ;
  • расширение работы методической службы ДОО;
  • повышение профессионального уровня и методической компетентности педагогов;
  • повышение качества образовательного процесса;
  • повышение конкурентоспособности ДОО на рынке образовательных услуг;
  • обобщение инновационного опыта работы по проблеме инклюзивного образования.

В работе с семьей:

  • повышение уровня «воспитательной» компетентности родителей, их активности в образовательном процессе; 
  • позитивные изменения в характере детско-родительских отношений; 
  • стойкое продвижение детей в развитии; 
  • возникновение родительского сообщества, расширение социального пространства семьи.

В работе с педагогами:

  • повышение профессиональной компетентности в работе с детьми с разными возможностями; 
  • повышение мотивационной готовности к сотрудничеству; 
  • результативность самообразования - обобщение и позиционирование опыта работы по проблеме.

Индикаторы результативности:

1. Результаты опросов, тестирования, анкетирования родителей и педагогов (аналитические материалы).

2. Результаты диагностики (диаграммы, графики, сводные таблицы, результаты продуктивной деятельности):

- развития детей,

- уровня детско-родительских отношений,

- личностного  развития родителей и педагогов.

3. Востребованность родителями психолого - педагогических мероприятий

( журналы посещаемости, книги отзывов).

4. Повышение рейтинга учреждения.

Модель (Приложение 10).



Предварительный просмотр:

Образовательный проект МБДОО Д/с № 35

«Инклюзивное образование в ДОУ»

Пояснительная записка

Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивной модели образования, которая обеспечит возможность получения качественного образования детям с ограниченными возможностями здоровья.

Термин "инклюзия" в переводе с английского языка означает "включенность". Инклюзивное образование дает возможность всем воспитанникам (включая детей с ограниченными возможностями здоровья) в полном объеме участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения. ЮНЕСКО понимает инклюзию как “позитивную реакцию на разнообразие учащихся и восприятие их индивидуальных отличий не как проблемы, а как возможность обогатить учение». Инклюзия — это процесс интеграции детей в общеобразовательный процесс независимо от их половой, этнической и религиозной принадлежности, прежних учебных достижений, состояния здоровья, уровня развития, социально- экономического статуса родителей и других различий. Инклюзивное образование предполагает совместное обучение и доступность качественного образования для всех на основе создание образовательного пространства, соответствующего различным потребностям всех детей. В международной практике старый термин «интегрированное образование», описывающий данный процесс только в отношении детей с особенностями психофизического развития, был заменен термином «инклюзивное образование», описывающий данный процесс в отношении всех детей. Инклюзивное образование — подход, который стремится развить методологию, в центре которого находится ребенок и его разнообразные образовательные потребности.

Получив возможность выбора обучаться в соответствии со своими способностями и возможностями, в дальнейшем не все дети с тяжелыми нарушениями речи продолжают обучение в специализированных учреждениях, многие из них идут в общеобразовательную школу и успешно обучаются. Данный проект необходим, как шаг к решению ряда проблем, связанных с социализацией детей дошкольного возраста, гармонизации процесса личностного становления посредством развития социально-личностных умений детей. Реализация данного проекта поможет детям и их семьям, т.к. задачи, темы и содержание, виды деятельности планируются исходя из реальных возможностей, интересов и потребностей, при непосредственном активном участии детей и их родителей. Создавать определенные условия, способствующие равному участию детей с ОВЗ в общей системе, адаптировать образовательную и социальную среды к возможностям каждого ребенка, позволят нам использование разнообразных форм, методов и приемов образования. Ситуация развития ребенка станет более открытой, дети получат новый опыт эффективных социальных взаимоотношений.

В тоже время сам процесс включения детей с ограниченными возможностями в образовании оказывается очень сложным, поэтому необходимо создание адекватной модели и конкретных технологий психолого-педагогического сопровождения инклюзивных процессов в образовании, которые позволят сделать этот процесс максимально адаптивным и пластичным.

Необходимость разработки и внедрения модели инклюзивного образования обусловлена задачами государственной политики в сфере образования (Приложение1).

Актуальность

Введение инклюзивного образования обусловлено объективными факторами: рост инвалидизации населения в целом, и детей в частности. По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ 16% российских детей хронически больны, но интегрированы в образовательную среду по оценкам специалистов менее 50%.

На 2020-2021 учебный год в ДОО:

  • общее количество воспитанников – 241 детей;
  • детей с хроническими заболеваниями – 7,9%;
  • детей-инвалидов – 1,2%.

Особенности нозологического состава воспитанников:

  • ОНР I уровень – 8 чел.;
  • ОНР II уровень – 6 чел.;
  • ОНР II - III уровень – 4 чел.;
  • ОНР III уровень – 16 чел.;
  • ОНР III - IV уровень – 3 чел.;
  • ОНР IV уровень – 2 чел.;
  • ЗПР – 8 чел.

Инклюзия обеспечит полное вовлечение ребенка с особенностями развития в жизнь образовательного учреждения. Смысл инклюзии – не просто поместить ребенка в обычную группу на часть дня или полный день, а таким образом изменить организацию пространства учреждения, а также учебный процесс, чтобы полностью вовлечь необычного ребенка в социум.

Инклюзивное образование обеспечивает формирование у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как:

  • взаимное уважение;
  • терпимость;
  • осознание себя частью общества;
  • предоставление возможностей для развития навыков и талантов конкретного человека;
  • взаимопомощь;
  • возможность учиться друг у друга;
  • возможность помочь самим себе и людям в своем сообществе.

Основные цели выбора инклюзивного образования для семей с ребенком инвалидом:

  • больше возможностей перенять адекватные образцы для подражания;
  • больше возможностей развивать и упражнять базовые навыки, например, коммуникативные;
  • больше возможностей завязать дружеские и другие общественные отношения с типичными сверстниками;
  • возможность доступа к основной программе обучения;
  • доступ к многообразию способов обучения.

Современная система дошкольного образования предполагает дифференцированное обучение и воспитание различных категорий детей в зависимости от диагноза ребенка и его возможностей.

Восемь принципов инклюзивного образования:

  • ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • каждый человек способен чувствовать и думать;
  • каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • все люди нуждаются друг в друге;
  • подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  • для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  • разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Основные принципы работы в рамках проекта:

  • принцип комплексного подхода к организации образовательного процесса (необходимость участия разных специалистов, при этом необходимо не только наблюдение и консультации ребенка разными специалистами, но и «ведение» данной семьи);
  • принцип дифференцированной помощи (необходимость учета уровня мотивации, базового уровня знаний, степени готовности к сотрудничеству значимых взрослых);
  • принцип сотрудничества и равной ответственности (объединение целей педагогов и семьи, а также определение меры ответственности каждого);
  • деятельностный принцип (создание условий для повышения активности родителей, предполагается использование разных видов совместной деятельности);
  • принцип наличия обратной связи c родителями (законными представителями);
  • принцип уважения и признания партнеров;
  • принцип признания индивидуальности и уникальности каждого субъекта образовательного процесса;
  • принцип включенности (образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений).

Специфика организации инклюзивной деятельности МБДОУ Д/с №35 заключается в реализации дорожной карты по созданию условий для детей с ОВЗ, детей-инвалидов (Приложение 2).

Возможности  ДОУ  для реализации инклюзивного образования:

  • наличие условий предметно-развивающей среды (кабинет педагога - психолога, кабинет учителя-логопеда; музыкальный зал, рабочая зона учителя-дефектолога  совмещена с физкультурным залом);
  • посещение ребенка ОВЗ на дому;
  • организация консультативного пункта;
  • наличие в ДОУ групп для детей с ТНР;
  • наличием «Программы инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации МБДОУ Д/с №35»;
  • наличие индивидуальных планов сопровождения детей ОВЗ;
  • наличие адаптированных образовательных программ (адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи; адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития; адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с особенностями психофизического развития; адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с умственной отсталостью; адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей со сложными дефектами; адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
  • наличие кадровых условий (высокий уровень – 40% педагогов, достаточный уровень – 48% педагогов) (Приложение 3);
  • востребованность.

78% педагогов ДОО владеют:

  • игровая  технология  интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет» В.Воскобовича;
  • «Развивающие игры» Ф.Фребеля;
  • «Социо-игровые подходы» Е.Шулешко, В.Букатова;
  • технология «ТРИЗ (РТВ)» М.Н.Шустерман;
  • технология «Нетрадиционные подходы в изодеятельности» В.А.Пантикова.

Проблемы:

  • недостаточное наличие учебно-методических комплексов и литературы в ДОО;
  • недостаточная оснащенность специальным оборудованием для профилактики нарушений зрения, слуха и др.;
  • необходимость изменения образовательной среды в соответствии с потребностями воспитанников.

Цель проекта: обеспечение доступного и качественного образования детям с ограниченными возможностями здоровья, с учетом их особых образовательных потребностей в условиях дошкольной образовательной организации.

 Система обучения и воспитания подстраивается под индивидуальные образовательные потребности ребенка, используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания.

В самом инклюзивном подходе заложена необходимость изменять образовательную ситуацию, создавать новые формы и способы организации образовательного процесса с учетом индивидуальных различий детей.

Направленность реализации модели инклюзии в ДОО состоит в том, чтобы раскрыть необходимость непрерывного психолого – педагогического сопровождения, разработки индивидуальных образовательных траекторий развития детей с ОВЗ, в том числе детей – инвалидов.

Задачи:

  • организовать РППС и безбарьерную среду ДОО, позволяющую детям с ОВЗ получить качественное дошкольное образование и воспитание;
  • организовать, на базе консультационного пункта, раннее выявление и сопровождение детей с ОВЗ;
  • создать условия для повышения профессиональной компетентности педагогов по проблеме;
  • вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников, посредством их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной практической деятельности, расширение круга их педагогических знаний и представлений;
  • содействовать изменению родительской позиции и вооружение родителей позитивными способами коммуникации, формированию толерантности у всех участников образовательного процесса;
  • создать условия для объединения родителей в сообщество, расширения социального пространства семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии;
  • способствовать повышению мотивации педагогической деятельности.

Инклюзивное образование в ДОО реализуется следующим образом:

1. Полная инклюзия – дети с ОВЗ посещают детский сад наряду со здоровыми сверстниками и обучаются по индивидуальному образовательному маршруту.

2. Частичная инклюзия – дети с ОВЗ частично включаются в общеразвивающую группу детского сада.

Формы реализации инклюзивного образования в ДОО Д/с №35:

  • индивидуальные занятия со специалистами;
  • активная деятельность в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, прогулки);
  • совместная деятельность и игра в микро-группах с другими детьми;
  • режимные моменты (прием пищи, дневной сон и др.);
  • фронтальные занятия;
  • детско-родительские группы;
  • праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня.

Нормативно-правовая база:

Основой для разработки и реализации проекта является нормативные документы (Приложение 4).

Материально-техническое обеспечение:

Создание специальных образовательных условий начинается с организации материально-технической базы, включающей архитектурную среду (внеучебное и учебное пространство) и специальное оборудование (Приложение 5).

В МБДОУ Д/с № 35 созданы следующие условия:

  • 11 групповых помещений;
  • 1 кабинет педагога-психолога;
  • 1 кабинет учителей-логопедов;
  • 1 рабочая зона учителя-дефектолога (оборудована на базе спортивного зала);
  • 1 спортивный зал;
  • 1 музыкальный зал;
  • 11 игровых площадок;
  • 1 спортивная площадка;
  • 1 медицинский кабинет.

Методическое обеспечение.

  • разработана система диагностики речевого развития детей с ОВЗ (ТНР);
  • разработана технология составления индивидуальных маршрутов развития для детей с ОВЗ.

Кадровое обеспечение (Приложение 6). 

Деятельность в рамках проекта:

  • организована работа консультативного пункта (по оказанию консультативной помощи родителям (законным представителям), воспитывающим детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение);
  • создана система комплексной коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ (две группы компенсирующей направленности и логопункт, для сопровождения детей с ТНР);
  • успешно реализуются разные формы интеграции;
  • организовано сопровождение детей ОВЗ педагогами и специалистами на дому.

Структура управления инклюзивным процессом:

  • совет ДОО;
  • педагогический совет;
  • методический совет ДОО;
  • психолого-педагогический консилиум (ППк) ДОО;
  • консультативный пункт;
  • творческие группы по разработке и внедрению программ инклюзивной практики;
  • педагогический коллектив инклюзивной группы;
  • родительский комитет инклюзивной группы.

Целевую группу составляют:

  • воспитанники ДОО (здоровые дети, дети ОВЗ, дети-инвалиды);
  • родители.

Реализация проекта предусматривает создание команды специалистов, осуществляющих «сопровождение» всех субъектов образовательной деятельности (родителей, педагогов, детей) (Приложение 7).

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

I ЭТАП (ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ) с 2020 по 2021г.г.

1. Изучить потребности в образовательных услугах ДОО для детей с ОВЗ. Выявить количество детей С ОВЗ, нуждающихся в создании специальных образовательных условий (направления ТППК, КППК).

2. Провести анализ условий:

  • материально-технических (выявить потребности в специальном оборудовании);
  • кадровых (определить состав педагогов, занятых в реализации проекта, скоординировать их деятельность; скорректировать график работы специалистов);
  • финансово-экономических;
  • научно-методических (систематизировать научно-методические рекомендации по проблеме, разработать маршрут психолого педагогического обеспечения образовательного процесса);
  • организовать РППС и безбарьерную среду ДОО, позволяющую детям с ОВЗ получить качественное дошкольное образование и воспитание;
  • приобрести специальное оборудование для профилактики нарушений зрения, слуха и др.

3. Привести нормативно-правовую базу ДОО в соответствии с Законодательством РФ об инклюзивном образовании:

  • скорректировать должностные обязанности персонала;
  • разработать модели, алгоритм (по показаниям) взаимодействия с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами, родителями (законными представителями);
  • пополнить методическую базу ДОО учебно-методическими комплексами и литературой по проблеме.

4. Программно-методическое обеспечение:

  • сформировать пакет диагностических методик.

5. Обеспечить включенность детей с разными возможностями здоровья в образовательный процесс ДОО:

II ЭТАП (ПРАКТИЧЕСКИЙ) с 2021 по 2024г.г.

Создание специальных образовательных условий.

1. Реализация АООП дошкольного образования.

  • проведение углубленной психолого-педагогической диагностики ребенка ОВЗ на протяжении всего периода его пребывания в ДОО;
  • диагностика индивидуальных особенностей личности, проектирование возможностей ее коррекции;
  • обеспечение общей и индивидуальной коррекционно-развивающей направленности воспитательно-образовательного процесса;
  • использование рекомендаций, учебных пособий и дидактических материалов (в соответствии с АООП);
  • индивидуальные и подгрупповые занятия со специалистами (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре);
  • создание климата психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.

2. Для выявления проблем в развитии ребенка организована работа ППк.

Цель работы ППк: определение и организация адекватных условий для развития, обучения и воспитания в соответствии с образовательными потребностями, возрастными особенностями, диагностированными индивидуальными возможностями воспитанников в зависимости от состояния соматического и нервно-психического здоровья.

Плановые ППк проводятся 3 раза в год (в начале уч. года, середине и в конце).

Задачи планового ППк:

  • определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии;
  • выработка согласованных решений по определению индивидуального образовательного коррекционно-развивающего маршрута ребенка;
  • динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы.

Внеплановые ППк – собираются по запросам участников образовательного процесса.

Задачи внепланового ППк: 

  • решение вопроса о принятии каких-либо экстренных мер по выявленным обстоятельствам;
  • изменение ранее проводимой коррекционно-развивающей программы в случае её неэффективности.

Прием детей на консилиум осуществляется

  • по запросу родителей;
  • по инициативе педагогов;
  • по медицинским показаниям.

Родители дают письменное согласие на обследование ребенка.

В состав ППк входят:

  • председатель ППк – заместитель заведующего по ВОР;
  • члены ППк:

- педагог-психолог;

- учитель-логопед;

- учитель-дефектолог;

- педагоги, работающие с детьми.

  • по приглашению:

- музыкальный руководитель;

- инструктор по физической культуре;

- медицинский работник.

Этапы работы ППк (Приложение 8).

3. Работа с родителями (законными представителями).

Основой является сотрудничество, полная интеграция всех специалистов, работающих с ребенком ОВЗ и родителей (законных представителей) в образовательный процесс ДОО. Модель сотрудничества с семьей (Приложение 9).

 4. Работа консультативного пункта.

Деятельность консультативного пункта направлена на оказание методической, психолого-педагогической, диагностической помощи родителям (законным представителям), чьи дети (от 2 месяцев до 7 лет) не посещают дошкольное учреждение.

Цель работы консультативного пункта: обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей), воспитывающих детей дошкольного возраста в форме семейного образования, поддержке всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательное учреждение.

Основные задачи консультативного пункта ДОО:

  • проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста;
  • оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) в обеспечении условий для развития, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста, не посещающего дошкольное учреждение;
  • информирование родителей (законных представителей), об оказании квалифицированной помощи ребенку в соответствии с его индивидуальными особенностями;
  • содействие в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольное образовательное учреждение;
  • обеспечение успешной адаптации детей при поступлении в дошкольное образовательное учреждение.

Принципы деятельности консультационного пункта:

  • личностно ориентированный подход к работе с детьми и родителями (законными представителями);
  • сотрудничество субъектов социально-педагогического пространства;
  • открытость системы воспитания.

Консультативный пункт работает 1 раз в неделю в утренние и вечерние часы согласно расписания и строится на основе интеграции деятельности специалистов. Общее руководство и координация деятельности консультативного пункта возлагаются на заместителя заведующего по воспитательно-образовательной работе.

Количество специалистов, привлекаемых к психолого-педагогической работе в консультативном пункте, определяется кадровым составом ДОО:

  • старший воспитатель;
  • учителя-логопеды;
  • учитель-дефектолог;
  • педагог-психолог;
  • педагоги;
  • музыкальные руководители;
  • инструктор по физической культуре;
  • медицинский работник.

Основными видами деятельности консультативного пункта являются:

  • просвещение родителей (законных представителей) – информирование родителей, направленно на повышение психолого-педагогического уровня и формирование педагогической культуры родителей с целью объединения требований к ребенку в воспитании со стороны всех членов семьи, формирование положительных взаимоотношений в семье;
  • диагностика развития ребенка – психолого-педагогическое и логопедическое изучение ребенка, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, потенциальных возможностей, а также выявление причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации, разработка рекомендаций по дальнейшему развитию и воспитанию ребенка;
  • консультирование (психологическое, социальное, педагогическое) – информирование родителей о физиологических и психологических особенностях развития их ребенка, основных направлениях воспитательных воздействий, преодолении кризисных ситуаций.

III ЭТАП (ИТОГОВЫЙ) 2025г.

Благодаря реализации проекта, ожидается получение следующих результатов, часть из которых уже достигнуты.

Ожидаемые результаты.

В МБДОУ Д/с №35 системно ведется работа с детьми с речевыми нарушениями. Дети с нарушениями речи обучаются как в компенсирующих, так и в комбинированных группах с возможностью интеграции в общеобразовательные группы. После выпуска из детского сада воспитанники продолжают обучение в общеобразовательных школах города.

В работе ДОО:

  • введение модели инклюзии в процесс совместного обучения и воспитания детей с ОВЗ;
  • устойчивое продвижение детей с ОВЗ за счет вариативности организационных форм сопровождения в системе дошкольного образования;
  • разработка методических рекомендаций по содержанию разделов индивидуальных программ реабилитации для детей с ОВЗ и межведомственному сопровождению по ее внедрению;
  • разработка программно-методического обеспечения и сопровождения детей с ОВЗ;
  • расширение работы методической службы ДОО;
  • повышение профессионального уровня и методической компетентности педагогов;
  • повышение качества образовательного процесса;
  • повышение конкурентоспособности ДОО на рынке образовательных услуг;
  • обобщение инновационного опыта работы по проблеме инклюзивного образования.

В работе с семьей:

  • повышение уровня «воспитательной» компетентности родителей, их активности в образовательном процессе; 
  • позитивные изменения в характере детско-родительских отношений; 
  • стойкое продвижение детей в развитии; 
  • возникновение родительского сообщества, расширение социального пространства семьи.

В работе с педагогами:

  • повышение профессиональной компетентности в работе с детьми с разными возможностями; 
  • повышение мотивационной готовности к сотрудничеству; 
  • результативность самообразования - обобщение и позиционирование опыта работы по проблеме.

Индикаторы результативности:

1. Результаты опросов, тестирования, анкетирования родителей и педагогов (аналитические материалы).

2. Результаты диагностики (диаграммы, графики, сводные таблицы, результаты продуктивной деятельности):

- развития детей,

- уровня детско-родительских отношений,

- личностного  развития родителей и педагогов.

3. Востребованность родителями психолого - педагогических мероприятий

( журналы посещаемости, книги отзывов).

4. Повышение рейтинга учреждения.

Модель (Приложение 10).



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 35»

Описание модели инклюзивного образования.

 

Целью инклюзивной практики - является обеспечение доступного и качественного образования детям с ограниченными возможностями здоровья, с учетом их особых образовательных потребностей в условиях дошкольной образовательной организации.

 Система обучения и воспитания подстраивается под индивидуальные образовательные потребности ребенка, используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания.

В самом инклюзивном подходе заложена необходимость изменять образовательную ситуацию, создавать новые формы и способы организации образовательного процесса с учетом индивидуальных различий детей.

Направленность реализации модели инклюзии в ДОО состоит в том, чтобы раскрыть необходимость непрерывного психолого – педагогического сопровождения, разработки индивидуальных образовательных траекторий развития детей с ОВЗ, в том числе детей – инвалидов.

Инклюзивное образование в ДОО реализуется следующим образом:

1. Полная инклюзия – дети с ОВЗ посещают детский сад наряду со здоровыми сверстниками и обучаются по индивидуальному образовательному маршруту.

2. Частичная инклюзия – дети с ОВЗ частично включаются в общеразвивающую группу детского сада.

Чтобы повысить качество образовательного процесса на базе ДОО организован Психолого педагогический консилиум (ППк), куда входят следующие специалисты: зам. заведующего по ВОР, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, старший воспитатель, воспитатель. Медицинский работник, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре (по согласованию).

Специалисты консилиума регулярно проводят заседания, на которых обсуждают динамику в развитии ребенка с ОВЗ, особенности его поведения, корректируют индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) ребенка-инвалида, план работы воспитателя и группы в целом. Заседания ППк ДОО проходят в соответствии с планом работы ДОО (в начале уч. года, середине и в конце), так и внепланово (по запросу).

Содержание инклюзивного образования реализуется в различных формах:

- индивидуальные занятия со специалистами;

- активная деятельность в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, прогулки);

- совместная деятельность и игра в микро-группах с другими детьми;

- режимные моменты (прием пищи, дневной сон и др.);

- фронтальные занятия;

- детско-родительские группы;

- праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня.

Управление ДОО в условиях инклюзии.

Управление инклюзивными процессами реализуется через командные формы работы, диагностику и мониторинг инклюзивных процессов, согласование интересов разных участников образовательного процесса (дошкольников, родителей, педагогов, администрации).

Основной принцип управления инклюзивным детским садом - принцип комплексного подхода к организации образовательного процесса (необходимость участия разных специалистов, совместное принятие решения всеми участниками образовательного процесса и ответственность за его выполнение, при этом необходимо не только наблюдение и консультации ребенка разными специалистами, но и «ведение» данной семьи). На основе данного принципа определяется структура управления инклюзивным процессом:

- совет ДОО;

- педагогический совет;

- методический совет ДОО;

- психолого-педагогический консилиум (ППк) ДОО;

- консультативный пункт;

- творческие группы;

- педагогический коллектив инклюзивной группы;

- родительский комитет инклюзивной группы.

Одним из важных условий организации инклюзивного процесса является командная работа сотрудников. Управленческая команда – это группа специалистов, объединенная пониманием перспективы развития ДОО и проводящая в коллективе единую политику по достижению поставленных целей. Функционирование и развитие инклюзивного ДОО зависит от обмена информацией и способности людей совместно решать проблемы и задачи. Командная работа способствует:

- более успешной работе ДОО;

- быстрой адаптации образовательной системы к изменениям во внешней среде, четкому реагированию на изменение образовательного запроса;

- модернизации организационной системы управления при переходе от функционально-линейной организационной структуры к матричной структуре, в которой сочетаются вертикальная и горизонтальная системы управления.

Совет ДОО – рассматривает проблемы воспитанников, утверждает направления деятельности по инклюзивному образованию.

Педагогический совет – решает оперативные задачи, осуществляет стратегическое планирование деятельности инклюзивного ДОО. В состав педагогического совета входят: администрация, педагоги и специалисты ДОО.

Методический совет – руководит методическим обеспечением образовательного процесса, разрабатывает концепцию развития инклюзивной практики в ДОО, годовой план; определяет направления разработки и план внедрения новых технологий дошкольного образования; обобщает имеющийся опыт в области инклюзивной практики; определяет перечень необходимых научно-практических материалов.

Психолого-педагогический консилиум (ППк) ДОО – определяет необходимые условия для развития, обучения и воспитания в соответствии с образовательными потребностями, возрастными особенностями, диагностированными индивидуальными возможностями воспитанников в зависимости от состояния соматического и нервно-психического здоровья.

Консультативный пункт - обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей), воспитывающих детей дошкольного возраста в форме семейного образования, поддержке всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательное учреждение.

Творческие группы - разработка программ инклюзивной практики в ДОО.

Педагогический коллектив инклюзивной группы - реализация программ инклюзивной практики в ДОО. Организация детско-взрослой общности как социальной модели, в которой каждый человек является ресурсом для другого человека.

Перспективы инклюзивного образования: реализация идеи инклюзивного образования; обобщение инновационного опыта работы по проблеме инклюзивного образования.

Проблемы инклюзивного образования:

- недостаточное наличие учебно-методических комплексов и литературы в ДОО;

- недостаточная оснащенность специальным оборудованием для профилактики нарушений зрения, слуха и др.;

- необходимость изменения образовательной среды в соответствии с потребностями воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Я ПОЗНАЮ МИР» Проект по социальной адаптации детей с ОВЗ с учетом инклюзивного образования дошкольников. По реализации основной образовательной программы Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детског

Пояснительная запискаИнклюзия (включение) – процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии.Интеграция детей - инвалидов в общест...

Практика реализации инклюзивного образования в дошкольной организации (из опыта работы МБДОУ № 76 «Ветерок» г. Набережные Челны Республики Татарстан)

Описан практический опыт системы работы дошкольной организации по формированию доступной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья....

Социально-образовательный проект МБДОУ д/с №23 «Музей – детям»

Презентация социально-образовательного проекта МБДОУ д/с №23 «Музей – детям»...

Представление социально-образовательного проекта МБДОУ д/с №23 «Музей – детям»

Представление социально-образовательного проекта МБДОУ д/с №23 «Музей – детям» на конкурсе проектов "Эхо памяти". Проект стал победипелем в двух номинациях...

Проект «Организация и содержание инклюзивного образования в дошкольном учреждении»

Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения дет...

участие в рабочей группе по разработке инновационного образовательного проекта МБДОУ детский сад «Колокольчик» на 2018-2020 год

участие в рабочей группе по разработке инновационного образовательного проекта   МБДОУ детский сад  «Колокольчик» на 2018-2020  год...