Образовательный проект МБДОО Д/с № 35 «Инклюзивное образование в ДОУ»
методическая разработка
Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивной модели образования, которая обеспечит возможность получения качественного образования детям с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.75 КБ |
![]() | 44.75 КБ |
![]() | 16.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательный проект МБДОО Д/с № 35
«Инклюзивное образование в ДОУ»
Пояснительная записка
Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивной модели образования, которая обеспечит возможность получения качественного образования детям с ограниченными возможностями здоровья.
Термин "инклюзия" в переводе с английского языка означает "включенность". Инклюзивное образование дает возможность всем воспитанникам (включая детей с ограниченными возможностями здоровья) в полном объеме участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения. ЮНЕСКО понимает инклюзию как “позитивную реакцию на разнообразие учащихся и восприятие их индивидуальных отличий не как проблемы, а как возможность обогатить учение». Инклюзия — это процесс интеграции детей в общеобразовательный процесс независимо от их половой, этнической и религиозной принадлежности, прежних учебных достижений, состояния здоровья, уровня развития, социально- экономического статуса родителей и других различий. Инклюзивное образование предполагает совместное обучение и доступность качественного образования для всех на основе создание образовательного пространства, соответствующего различным потребностям всех детей. В международной практике старый термин «интегрированное образование», описывающий данный процесс только в отношении детей с особенностями психофизического развития, был заменен термином «инклюзивное образование», описывающий данный процесс в отношении всех детей. Инклюзивное образование — подход, который стремится развить методологию, в центре которого находится ребенок и его разнообразные образовательные потребности.
Получив возможность выбора обучаться в соответствии со своими способностями и возможностями, в дальнейшем не все дети с тяжелыми нарушениями речи продолжают обучение в специализированных учреждениях, многие из них идут в общеобразовательную школу и успешно обучаются. Данный проект необходим, как шаг к решению ряда проблем, связанных с социализацией детей дошкольного возраста, гармонизации процесса личностного становления посредством развития социально-личностных умений детей. Реализация данного проекта поможет детям и их семьям, т.к. задачи, темы и содержание, виды деятельности планируются исходя из реальных возможностей, интересов и потребностей, при непосредственном активном участии детей и их родителей. Создавать определенные условия, способствующие равному участию детей с ОВЗ в общей системе, адаптировать образовательную и социальную среды к возможностям каждого ребенка, позволят нам использование разнообразных форм, методов и приемов образования. Ситуация развития ребенка станет более открытой, дети получат новый опыт эффективных социальных взаимоотношений.
В тоже время сам процесс включения детей с ограниченными возможностями в образовании оказывается очень сложным, поэтому необходимо создание адекватной модели и конкретных технологий психолого-педагогического сопровождения инклюзивных процессов в образовании, которые позволят сделать этот процесс максимально адаптивным и пластичным.
Необходимость разработки и внедрения модели инклюзивного образования обусловлена задачами государственной политики в сфере образования (Приложение1).
Актуальность
Введение инклюзивного образования обусловлено объективными факторами: рост инвалидизации населения в целом, и детей в частности. По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ 16% российских детей хронически больны, но интегрированы в образовательную среду по оценкам специалистов менее 50%.
На 2020-2021 учебный год в ДОО:
- общее количество воспитанников – 241 детей;
- детей с хроническими заболеваниями – 7,9%;
- детей-инвалидов – 1,2%.
Особенности нозологического состава воспитанников:
- ОНР I уровень – 8 чел.;
- ОНР II уровень – 6 чел.;
- ОНР II - III уровень – 4 чел.;
- ОНР III уровень – 16 чел.;
- ОНР III - IV уровень – 3 чел.;
- ОНР IV уровень – 2 чел.;
- ЗПР – 8 чел.
Инклюзия обеспечит полное вовлечение ребенка с особенностями развития в жизнь образовательного учреждения. Смысл инклюзии – не просто поместить ребенка в обычную группу на часть дня или полный день, а таким образом изменить организацию пространства учреждения, а также учебный процесс, чтобы полностью вовлечь необычного ребенка в социум.
Инклюзивное образование обеспечивает формирование у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как:
- взаимное уважение;
- терпимость;
- осознание себя частью общества;
- предоставление возможностей для развития навыков и талантов конкретного человека;
- взаимопомощь;
- возможность учиться друг у друга;
- возможность помочь самим себе и людям в своем сообществе.
Основные цели выбора инклюзивного образования для семей с ребенком инвалидом:
- больше возможностей перенять адекватные образцы для подражания;
- больше возможностей развивать и упражнять базовые навыки, например, коммуникативные;
- больше возможностей завязать дружеские и другие общественные отношения с типичными сверстниками;
- возможность доступа к основной программе обучения;
- доступ к многообразию способов обучения.
Современная система дошкольного образования предполагает дифференцированное обучение и воспитание различных категорий детей в зависимости от диагноза ребенка и его возможностей.
Восемь принципов инклюзивного образования:
- ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- каждый человек способен чувствовать и думать;
- каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- все люди нуждаются друг в друге;
- подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Основные принципы работы в рамках проекта:
- принцип комплексного подхода к организации образовательного процесса (необходимость участия разных специалистов, при этом необходимо не только наблюдение и консультации ребенка разными специалистами, но и «ведение» данной семьи);
- принцип дифференцированной помощи (необходимость учета уровня мотивации, базового уровня знаний, степени готовности к сотрудничеству значимых взрослых);
- принцип сотрудничества и равной ответственности (объединение целей педагогов и семьи, а также определение меры ответственности каждого);
- деятельностный принцип (создание условий для повышения активности родителей, предполагается использование разных видов совместной деятельности);
- принцип наличия обратной связи c родителями (законными представителями);
- принцип уважения и признания партнеров;
- принцип признания индивидуальности и уникальности каждого субъекта образовательного процесса;
- принцип включенности (образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений).
Специфика организации инклюзивной деятельности МБДОУ Д/с №35 заключается в реализации дорожной карты по созданию условий для детей с ОВЗ, детей-инвалидов (Приложение 2).
Возможности ДОУ для реализации инклюзивного образования:
- наличие условий предметно-развивающей среды (кабинет педагога - психолога, кабинет учителя-логопеда; музыкальный зал, рабочая зона учителя-дефектолога совмещена с физкультурным залом);
- посещение ребенка ОВЗ на дому;
- организация консультативного пункта;
- наличие в ДОУ групп для детей с ТНР;
- наличием «Программы инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации МБДОУ Д/с №35»;
- наличие индивидуальных планов сопровождения детей ОВЗ;
- наличие адаптированных образовательных программ (адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи; адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития; адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с особенностями психофизического развития; адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с умственной отсталостью; адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей со сложными дефектами; адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
- наличие кадровых условий (высокий уровень – 40% педагогов, достаточный уровень – 48% педагогов) (Приложение 3);
- востребованность.
78% педагогов ДОО владеют:
- игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет» В.Воскобовича;
- «Развивающие игры» Ф.Фребеля;
- «Социо-игровые подходы» Е.Шулешко, В.Букатова;
- технология «ТРИЗ (РТВ)» М.Н.Шустерман;
- технология «Нетрадиционные подходы в изодеятельности» В.А.Пантикова.
Проблемы:
- недостаточное наличие учебно-методических комплексов и литературы в ДОО;
- недостаточная оснащенность специальным оборудованием для профилактики нарушений зрения, слуха и др.;
- необходимость изменения образовательной среды в соответствии с потребностями воспитанников.
Цель проекта: обеспечение доступного и качественного образования детям с ограниченными возможностями здоровья, с учетом их особых образовательных потребностей в условиях дошкольной образовательной организации.
Система обучения и воспитания подстраивается под индивидуальные образовательные потребности ребенка, используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания.
В самом инклюзивном подходе заложена необходимость изменять образовательную ситуацию, создавать новые формы и способы организации образовательного процесса с учетом индивидуальных различий детей.
Направленность реализации модели инклюзии в ДОО состоит в том, чтобы раскрыть необходимость непрерывного психолого – педагогического сопровождения, разработки индивидуальных образовательных траекторий развития детей с ОВЗ, в том числе детей – инвалидов.
Задачи:
- организовать РППС и безбарьерную среду ДОО, позволяющую детям с ОВЗ получить качественное дошкольное образование и воспитание;
- организовать, на базе консультационного пункта, раннее выявление и сопровождение детей с ОВЗ;
- создать условия для повышения профессиональной компетентности педагогов по проблеме;
- вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников, посредством их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной практической деятельности, расширение круга их педагогических знаний и представлений;
- содействовать изменению родительской позиции и вооружение родителей позитивными способами коммуникации, формированию толерантности у всех участников образовательного процесса;
- создать условия для объединения родителей в сообщество, расширения социального пространства семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии;
- способствовать повышению мотивации педагогической деятельности.
Инклюзивное образование в ДОО реализуется следующим образом:
1. Полная инклюзия – дети с ОВЗ посещают детский сад наряду со здоровыми сверстниками и обучаются по индивидуальному образовательному маршруту.
2. Частичная инклюзия – дети с ОВЗ частично включаются в общеразвивающую группу детского сада.
Формы реализации инклюзивного образования в ДОО Д/с №35:
- индивидуальные занятия со специалистами;
- активная деятельность в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, прогулки);
- совместная деятельность и игра в микро-группах с другими детьми;
- режимные моменты (прием пищи, дневной сон и др.);
- фронтальные занятия;
- детско-родительские группы;
- праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня.
Нормативно-правовая база:
Основой для разработки и реализации проекта является нормативные документы (Приложение 4).
Материально-техническое обеспечение:
Создание специальных образовательных условий начинается с организации материально-технической базы, включающей архитектурную среду (внеучебное и учебное пространство) и специальное оборудование (Приложение 5).
В МБДОУ Д/с № 35 созданы следующие условия:
- 11 групповых помещений;
- 1 кабинет педагога-психолога;
- 1 кабинет учителей-логопедов;
- 1 рабочая зона учителя-дефектолога (оборудована на базе спортивного зала);
- 1 спортивный зал;
- 1 музыкальный зал;
- 11 игровых площадок;
- 1 спортивная площадка;
- 1 медицинский кабинет.
Методическое обеспечение.
- разработана система диагностики речевого развития детей с ОВЗ (ТНР);
- разработана технология составления индивидуальных маршрутов развития для детей с ОВЗ.
Кадровое обеспечение (Приложение 6).
Деятельность в рамках проекта:
- организована работа консультативного пункта (по оказанию консультативной помощи родителям (законным представителям), воспитывающим детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение);
- создана система комплексной коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ (две группы компенсирующей направленности и логопункт, для сопровождения детей с ТНР);
- успешно реализуются разные формы интеграции;
- организовано сопровождение детей ОВЗ педагогами и специалистами на дому.
Структура управления инклюзивным процессом:
- совет ДОО;
- педагогический совет;
- методический совет ДОО;
- психолого-педагогический консилиум (ППк) ДОО;
- консультативный пункт;
- творческие группы по разработке и внедрению программ инклюзивной практики;
- педагогический коллектив инклюзивной группы;
- родительский комитет инклюзивной группы.
Целевую группу составляют:
- воспитанники ДОО (здоровые дети, дети ОВЗ, дети-инвалиды);
- родители.
Реализация проекта предусматривает создание команды специалистов, осуществляющих «сопровождение» всех субъектов образовательной деятельности (родителей, педагогов, детей) (Приложение 7).
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I ЭТАП (ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ) с 2020 по 2021г.г.
1. Изучить потребности в образовательных услугах ДОО для детей с ОВЗ. Выявить количество детей С ОВЗ, нуждающихся в создании специальных образовательных условий (направления ТППК, КППК).
2. Провести анализ условий:
- материально-технических (выявить потребности в специальном оборудовании);
- кадровых (определить состав педагогов, занятых в реализации проекта, скоординировать их деятельность; скорректировать график работы специалистов);
- финансово-экономических;
- научно-методических (систематизировать научно-методические рекомендации по проблеме, разработать маршрут психолого педагогического обеспечения образовательного процесса);
- организовать РППС и безбарьерную среду ДОО, позволяющую детям с ОВЗ получить качественное дошкольное образование и воспитание;
- приобрести специальное оборудование для профилактики нарушений зрения, слуха и др.
3. Привести нормативно-правовую базу ДОО в соответствии с Законодательством РФ об инклюзивном образовании:
- скорректировать должностные обязанности персонала;
- разработать модели, алгоритм (по показаниям) взаимодействия с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами, родителями (законными представителями);
- пополнить методическую базу ДОО учебно-методическими комплексами и литературой по проблеме.
4. Программно-методическое обеспечение:
- сформировать пакет диагностических методик.
5. Обеспечить включенность детей с разными возможностями здоровья в образовательный процесс ДОО:
II ЭТАП (ПРАКТИЧЕСКИЙ) с 2021 по 2024г.г.
Создание специальных образовательных условий.
1. Реализация АООП дошкольного образования.
- проведение углубленной психолого-педагогической диагностики ребенка ОВЗ на протяжении всего периода его пребывания в ДОО;
- диагностика индивидуальных особенностей личности, проектирование возможностей ее коррекции;
- обеспечение общей и индивидуальной коррекционно-развивающей направленности воспитательно-образовательного процесса;
- использование рекомендаций, учебных пособий и дидактических материалов (в соответствии с АООП);
- индивидуальные и подгрупповые занятия со специалистами (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре);
- создание климата психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.
2. Для выявления проблем в развитии ребенка организована работа ППк.
Цель работы ППк: определение и организация адекватных условий для развития, обучения и воспитания в соответствии с образовательными потребностями, возрастными особенностями, диагностированными индивидуальными возможностями воспитанников в зависимости от состояния соматического и нервно-психического здоровья.
Плановые ППк проводятся 3 раза в год (в начале уч. года, середине и в конце).
Задачи планового ППк:
- определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии;
- выработка согласованных решений по определению индивидуального образовательного коррекционно-развивающего маршрута ребенка;
- динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы.
Внеплановые ППк – собираются по запросам участников образовательного процесса.
Задачи внепланового ППк:
- решение вопроса о принятии каких-либо экстренных мер по выявленным обстоятельствам;
- изменение ранее проводимой коррекционно-развивающей программы в случае её неэффективности.
Прием детей на консилиум осуществляется
- по запросу родителей;
- по инициативе педагогов;
- по медицинским показаниям.
Родители дают письменное согласие на обследование ребенка.
В состав ППк входят:
- председатель ППк – заместитель заведующего по ВОР;
- члены ППк:
- педагог-психолог;
- учитель-логопед;
- учитель-дефектолог;
- педагоги, работающие с детьми.
- по приглашению:
- музыкальный руководитель;
- инструктор по физической культуре;
- медицинский работник.
Этапы работы ППк (Приложение 8).
3. Работа с родителями (законными представителями).
Основой является сотрудничество, полная интеграция всех специалистов, работающих с ребенком ОВЗ и родителей (законных представителей) в образовательный процесс ДОО. Модель сотрудничества с семьей (Приложение 9).
4. Работа консультативного пункта.
Деятельность консультативного пункта направлена на оказание методической, психолого-педагогической, диагностической помощи родителям (законным представителям), чьи дети (от 2 месяцев до 7 лет) не посещают дошкольное учреждение.
Цель работы консультативного пункта: обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей), воспитывающих детей дошкольного возраста в форме семейного образования, поддержке всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательное учреждение.
Основные задачи консультативного пункта ДОО:
- проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста;
- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) в обеспечении условий для развития, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста, не посещающего дошкольное учреждение;
- информирование родителей (законных представителей), об оказании квалифицированной помощи ребенку в соответствии с его индивидуальными особенностями;
- содействие в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольное образовательное учреждение;
- обеспечение успешной адаптации детей при поступлении в дошкольное образовательное учреждение.
Принципы деятельности консультационного пункта:
- личностно ориентированный подход к работе с детьми и родителями (законными представителями);
- сотрудничество субъектов социально-педагогического пространства;
- открытость системы воспитания.
Консультативный пункт работает 1 раз в неделю в утренние и вечерние часы согласно расписания и строится на основе интеграции деятельности специалистов. Общее руководство и координация деятельности консультативного пункта возлагаются на заместителя заведующего по воспитательно-образовательной работе.
Количество специалистов, привлекаемых к психолого-педагогической работе в консультативном пункте, определяется кадровым составом ДОО:
- старший воспитатель;
- учителя-логопеды;
- учитель-дефектолог;
- педагог-психолог;
- педагоги;
- музыкальные руководители;
- инструктор по физической культуре;
- медицинский работник.
Основными видами деятельности консультативного пункта являются:
- просвещение родителей (законных представителей) – информирование родителей, направленно на повышение психолого-педагогического уровня и формирование педагогической культуры родителей с целью объединения требований к ребенку в воспитании со стороны всех членов семьи, формирование положительных взаимоотношений в семье;
- диагностика развития ребенка – психолого-педагогическое и логопедическое изучение ребенка, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, потенциальных возможностей, а также выявление причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации, разработка рекомендаций по дальнейшему развитию и воспитанию ребенка;
- консультирование (психологическое, социальное, педагогическое) – информирование родителей о физиологических и психологических особенностях развития их ребенка, основных направлениях воспитательных воздействий, преодолении кризисных ситуаций.
III ЭТАП (ИТОГОВЫЙ) 2025г.
Благодаря реализации проекта, ожидается получение следующих результатов, часть из которых уже достигнуты.
Ожидаемые результаты.
В МБДОУ Д/с №35 системно ведется работа с детьми с речевыми нарушениями. Дети с нарушениями речи обучаются как в компенсирующих, так и в комбинированных группах с возможностью интеграции в общеобразовательные группы. После выпуска из детского сада воспитанники продолжают обучение в общеобразовательных школах города.
В работе ДОО:
- введение модели инклюзии в процесс совместного обучения и воспитания детей с ОВЗ;
- устойчивое продвижение детей с ОВЗ за счет вариативности организационных форм сопровождения в системе дошкольного образования;
- разработка методических рекомендаций по содержанию разделов индивидуальных программ реабилитации для детей с ОВЗ и межведомственному сопровождению по ее внедрению;
- разработка программно-методического обеспечения и сопровождения детей с ОВЗ;
- расширение работы методической службы ДОО;
- повышение профессионального уровня и методической компетентности педагогов;
- повышение качества образовательного процесса;
- повышение конкурентоспособности ДОО на рынке образовательных услуг;
- обобщение инновационного опыта работы по проблеме инклюзивного образования.
В работе с семьей:
- повышение уровня «воспитательной» компетентности родителей, их активности в образовательном процессе;
- позитивные изменения в характере детско-родительских отношений;
- стойкое продвижение детей в развитии;
- возникновение родительского сообщества, расширение социального пространства семьи.
В работе с педагогами:
- повышение профессиональной компетентности в работе с детьми с разными возможностями;
- повышение мотивационной готовности к сотрудничеству;
- результативность самообразования - обобщение и позиционирование опыта работы по проблеме.
Индикаторы результативности:
1. Результаты опросов, тестирования, анкетирования родителей и педагогов (аналитические материалы).
2. Результаты диагностики (диаграммы, графики, сводные таблицы, результаты продуктивной деятельности):
- развития детей,
- уровня детско-родительских отношений,
- личностного развития родителей и педагогов.
3. Востребованность родителями психолого - педагогических мероприятий
( журналы посещаемости, книги отзывов).
4. Повышение рейтинга учреждения.
Модель (Приложение 10).
Предварительный просмотр:
Образовательный проект МБДОО Д/с № 35
«Инклюзивное образование в ДОУ»
Пояснительная записка
Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивной модели образования, которая обеспечит возможность получения качественного образования детям с ограниченными возможностями здоровья.
Термин "инклюзия" в переводе с английского языка означает "включенность". Инклюзивное образование дает возможность всем воспитанникам (включая детей с ограниченными возможностями здоровья) в полном объеме участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения. ЮНЕСКО понимает инклюзию как “позитивную реакцию на разнообразие учащихся и восприятие их индивидуальных отличий не как проблемы, а как возможность обогатить учение». Инклюзия — это процесс интеграции детей в общеобразовательный процесс независимо от их половой, этнической и религиозной принадлежности, прежних учебных достижений, состояния здоровья, уровня развития, социально- экономического статуса родителей и других различий. Инклюзивное образование предполагает совместное обучение и доступность качественного образования для всех на основе создание образовательного пространства, соответствующего различным потребностям всех детей. В международной практике старый термин «интегрированное образование», описывающий данный процесс только в отношении детей с особенностями психофизического развития, был заменен термином «инклюзивное образование», описывающий данный процесс в отношении всех детей. Инклюзивное образование — подход, который стремится развить методологию, в центре которого находится ребенок и его разнообразные образовательные потребности.
Получив возможность выбора обучаться в соответствии со своими способностями и возможностями, в дальнейшем не все дети с тяжелыми нарушениями речи продолжают обучение в специализированных учреждениях, многие из них идут в общеобразовательную школу и успешно обучаются. Данный проект необходим, как шаг к решению ряда проблем, связанных с социализацией детей дошкольного возраста, гармонизации процесса личностного становления посредством развития социально-личностных умений детей. Реализация данного проекта поможет детям и их семьям, т.к. задачи, темы и содержание, виды деятельности планируются исходя из реальных возможностей, интересов и потребностей, при непосредственном активном участии детей и их родителей. Создавать определенные условия, способствующие равному участию детей с ОВЗ в общей системе, адаптировать образовательную и социальную среды к возможностям каждого ребенка, позволят нам использование разнообразных форм, методов и приемов образования. Ситуация развития ребенка станет более открытой, дети получат новый опыт эффективных социальных взаимоотношений.
В тоже время сам процесс включения детей с ограниченными возможностями в образовании оказывается очень сложным, поэтому необходимо создание адекватной модели и конкретных технологий психолого-педагогического сопровождения инклюзивных процессов в образовании, которые позволят сделать этот процесс максимально адаптивным и пластичным.
Необходимость разработки и внедрения модели инклюзивного образования обусловлена задачами государственной политики в сфере образования (Приложение1).
Актуальность
Введение инклюзивного образования обусловлено объективными факторами: рост инвалидизации населения в целом, и детей в частности. По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ 16% российских детей хронически больны, но интегрированы в образовательную среду по оценкам специалистов менее 50%.
На 2020-2021 учебный год в ДОО:
- общее количество воспитанников – 241 детей;
- детей с хроническими заболеваниями – 7,9%;
- детей-инвалидов – 1,2%.
Особенности нозологического состава воспитанников:
- ОНР I уровень – 8 чел.;
- ОНР II уровень – 6 чел.;
- ОНР II - III уровень – 4 чел.;
- ОНР III уровень – 16 чел.;
- ОНР III - IV уровень – 3 чел.;
- ОНР IV уровень – 2 чел.;
- ЗПР – 8 чел.
Инклюзия обеспечит полное вовлечение ребенка с особенностями развития в жизнь образовательного учреждения. Смысл инклюзии – не просто поместить ребенка в обычную группу на часть дня или полный день, а таким образом изменить организацию пространства учреждения, а также учебный процесс, чтобы полностью вовлечь необычного ребенка в социум.
Инклюзивное образование обеспечивает формирование у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как:
- взаимное уважение;
- терпимость;
- осознание себя частью общества;
- предоставление возможностей для развития навыков и талантов конкретного человека;
- взаимопомощь;
- возможность учиться друг у друга;
- возможность помочь самим себе и людям в своем сообществе.
Основные цели выбора инклюзивного образования для семей с ребенком инвалидом:
- больше возможностей перенять адекватные образцы для подражания;
- больше возможностей развивать и упражнять базовые навыки, например, коммуникативные;
- больше возможностей завязать дружеские и другие общественные отношения с типичными сверстниками;
- возможность доступа к основной программе обучения;
- доступ к многообразию способов обучения.
Современная система дошкольного образования предполагает дифференцированное обучение и воспитание различных категорий детей в зависимости от диагноза ребенка и его возможностей.
Восемь принципов инклюзивного образования:
- ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- каждый человек способен чувствовать и думать;
- каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- все люди нуждаются друг в друге;
- подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Основные принципы работы в рамках проекта:
- принцип комплексного подхода к организации образовательного процесса (необходимость участия разных специалистов, при этом необходимо не только наблюдение и консультации ребенка разными специалистами, но и «ведение» данной семьи);
- принцип дифференцированной помощи (необходимость учета уровня мотивации, базового уровня знаний, степени готовности к сотрудничеству значимых взрослых);
- принцип сотрудничества и равной ответственности (объединение целей педагогов и семьи, а также определение меры ответственности каждого);
- деятельностный принцип (создание условий для повышения активности родителей, предполагается использование разных видов совместной деятельности);
- принцип наличия обратной связи c родителями (законными представителями);
- принцип уважения и признания партнеров;
- принцип признания индивидуальности и уникальности каждого субъекта образовательного процесса;
- принцип включенности (образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений).
Специфика организации инклюзивной деятельности МБДОУ Д/с №35 заключается в реализации дорожной карты по созданию условий для детей с ОВЗ, детей-инвалидов (Приложение 2).
Возможности ДОУ для реализации инклюзивного образования:
- наличие условий предметно-развивающей среды (кабинет педагога - психолога, кабинет учителя-логопеда; музыкальный зал, рабочая зона учителя-дефектолога совмещена с физкультурным залом);
- посещение ребенка ОВЗ на дому;
- организация консультативного пункта;
- наличие в ДОУ групп для детей с ТНР;
- наличием «Программы инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации МБДОУ Д/с №35»;
- наличие индивидуальных планов сопровождения детей ОВЗ;
- наличие адаптированных образовательных программ (адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи; адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития; адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с особенностями психофизического развития; адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с умственной отсталостью; адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей со сложными дефектами; адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
- наличие кадровых условий (высокий уровень – 40% педагогов, достаточный уровень – 48% педагогов) (Приложение 3);
- востребованность.
78% педагогов ДОО владеют:
- игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет» В.Воскобовича;
- «Развивающие игры» Ф.Фребеля;
- «Социо-игровые подходы» Е.Шулешко, В.Букатова;
- технология «ТРИЗ (РТВ)» М.Н.Шустерман;
- технология «Нетрадиционные подходы в изодеятельности» В.А.Пантикова.
Проблемы:
- недостаточное наличие учебно-методических комплексов и литературы в ДОО;
- недостаточная оснащенность специальным оборудованием для профилактики нарушений зрения, слуха и др.;
- необходимость изменения образовательной среды в соответствии с потребностями воспитанников.
Цель проекта: обеспечение доступного и качественного образования детям с ограниченными возможностями здоровья, с учетом их особых образовательных потребностей в условиях дошкольной образовательной организации.
Система обучения и воспитания подстраивается под индивидуальные образовательные потребности ребенка, используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания.
В самом инклюзивном подходе заложена необходимость изменять образовательную ситуацию, создавать новые формы и способы организации образовательного процесса с учетом индивидуальных различий детей.
Направленность реализации модели инклюзии в ДОО состоит в том, чтобы раскрыть необходимость непрерывного психолого – педагогического сопровождения, разработки индивидуальных образовательных траекторий развития детей с ОВЗ, в том числе детей – инвалидов.
Задачи:
- организовать РППС и безбарьерную среду ДОО, позволяющую детям с ОВЗ получить качественное дошкольное образование и воспитание;
- организовать, на базе консультационного пункта, раннее выявление и сопровождение детей с ОВЗ;
- создать условия для повышения профессиональной компетентности педагогов по проблеме;
- вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников, посредством их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной практической деятельности, расширение круга их педагогических знаний и представлений;
- содействовать изменению родительской позиции и вооружение родителей позитивными способами коммуникации, формированию толерантности у всех участников образовательного процесса;
- создать условия для объединения родителей в сообщество, расширения социального пространства семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии;
- способствовать повышению мотивации педагогической деятельности.
Инклюзивное образование в ДОО реализуется следующим образом:
1. Полная инклюзия – дети с ОВЗ посещают детский сад наряду со здоровыми сверстниками и обучаются по индивидуальному образовательному маршруту.
2. Частичная инклюзия – дети с ОВЗ частично включаются в общеразвивающую группу детского сада.
Формы реализации инклюзивного образования в ДОО Д/с №35:
- индивидуальные занятия со специалистами;
- активная деятельность в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, прогулки);
- совместная деятельность и игра в микро-группах с другими детьми;
- режимные моменты (прием пищи, дневной сон и др.);
- фронтальные занятия;
- детско-родительские группы;
- праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня.
Нормативно-правовая база:
Основой для разработки и реализации проекта является нормативные документы (Приложение 4).
Материально-техническое обеспечение:
Создание специальных образовательных условий начинается с организации материально-технической базы, включающей архитектурную среду (внеучебное и учебное пространство) и специальное оборудование (Приложение 5).
В МБДОУ Д/с № 35 созданы следующие условия:
- 11 групповых помещений;
- 1 кабинет педагога-психолога;
- 1 кабинет учителей-логопедов;
- 1 рабочая зона учителя-дефектолога (оборудована на базе спортивного зала);
- 1 спортивный зал;
- 1 музыкальный зал;
- 11 игровых площадок;
- 1 спортивная площадка;
- 1 медицинский кабинет.
Методическое обеспечение.
- разработана система диагностики речевого развития детей с ОВЗ (ТНР);
- разработана технология составления индивидуальных маршрутов развития для детей с ОВЗ.
Кадровое обеспечение (Приложение 6).
Деятельность в рамках проекта:
- организована работа консультативного пункта (по оказанию консультативной помощи родителям (законным представителям), воспитывающим детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение);
- создана система комплексной коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ (две группы компенсирующей направленности и логопункт, для сопровождения детей с ТНР);
- успешно реализуются разные формы интеграции;
- организовано сопровождение детей ОВЗ педагогами и специалистами на дому.
Структура управления инклюзивным процессом:
- совет ДОО;
- педагогический совет;
- методический совет ДОО;
- психолого-педагогический консилиум (ППк) ДОО;
- консультативный пункт;
- творческие группы по разработке и внедрению программ инклюзивной практики;
- педагогический коллектив инклюзивной группы;
- родительский комитет инклюзивной группы.
Целевую группу составляют:
- воспитанники ДОО (здоровые дети, дети ОВЗ, дети-инвалиды);
- родители.
Реализация проекта предусматривает создание команды специалистов, осуществляющих «сопровождение» всех субъектов образовательной деятельности (родителей, педагогов, детей) (Приложение 7).
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I ЭТАП (ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ) с 2020 по 2021г.г.
1. Изучить потребности в образовательных услугах ДОО для детей с ОВЗ. Выявить количество детей С ОВЗ, нуждающихся в создании специальных образовательных условий (направления ТППК, КППК).
2. Провести анализ условий:
- материально-технических (выявить потребности в специальном оборудовании);
- кадровых (определить состав педагогов, занятых в реализации проекта, скоординировать их деятельность; скорректировать график работы специалистов);
- финансово-экономических;
- научно-методических (систематизировать научно-методические рекомендации по проблеме, разработать маршрут психолого педагогического обеспечения образовательного процесса);
- организовать РППС и безбарьерную среду ДОО, позволяющую детям с ОВЗ получить качественное дошкольное образование и воспитание;
- приобрести специальное оборудование для профилактики нарушений зрения, слуха и др.
3. Привести нормативно-правовую базу ДОО в соответствии с Законодательством РФ об инклюзивном образовании:
- скорректировать должностные обязанности персонала;
- разработать модели, алгоритм (по показаниям) взаимодействия с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами, родителями (законными представителями);
- пополнить методическую базу ДОО учебно-методическими комплексами и литературой по проблеме.
4. Программно-методическое обеспечение:
- сформировать пакет диагностических методик.
5. Обеспечить включенность детей с разными возможностями здоровья в образовательный процесс ДОО:
II ЭТАП (ПРАКТИЧЕСКИЙ) с 2021 по 2024г.г.
Создание специальных образовательных условий.
1. Реализация АООП дошкольного образования.
- проведение углубленной психолого-педагогической диагностики ребенка ОВЗ на протяжении всего периода его пребывания в ДОО;
- диагностика индивидуальных особенностей личности, проектирование возможностей ее коррекции;
- обеспечение общей и индивидуальной коррекционно-развивающей направленности воспитательно-образовательного процесса;
- использование рекомендаций, учебных пособий и дидактических материалов (в соответствии с АООП);
- индивидуальные и подгрупповые занятия со специалистами (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре);
- создание климата психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.
2. Для выявления проблем в развитии ребенка организована работа ППк.
Цель работы ППк: определение и организация адекватных условий для развития, обучения и воспитания в соответствии с образовательными потребностями, возрастными особенностями, диагностированными индивидуальными возможностями воспитанников в зависимости от состояния соматического и нервно-психического здоровья.
Плановые ППк проводятся 3 раза в год (в начале уч. года, середине и в конце).
Задачи планового ППк:
- определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии;
- выработка согласованных решений по определению индивидуального образовательного коррекционно-развивающего маршрута ребенка;
- динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы.
Внеплановые ППк – собираются по запросам участников образовательного процесса.
Задачи внепланового ППк:
- решение вопроса о принятии каких-либо экстренных мер по выявленным обстоятельствам;
- изменение ранее проводимой коррекционно-развивающей программы в случае её неэффективности.
Прием детей на консилиум осуществляется
- по запросу родителей;
- по инициативе педагогов;
- по медицинским показаниям.
Родители дают письменное согласие на обследование ребенка.
В состав ППк входят:
- председатель ППк – заместитель заведующего по ВОР;
- члены ППк:
- педагог-психолог;
- учитель-логопед;
- учитель-дефектолог;
- педагоги, работающие с детьми.
- по приглашению:
- музыкальный руководитель;
- инструктор по физической культуре;
- медицинский работник.
Этапы работы ППк (Приложение 8).
3. Работа с родителями (законными представителями).
Основой является сотрудничество, полная интеграция всех специалистов, работающих с ребенком ОВЗ и родителей (законных представителей) в образовательный процесс ДОО. Модель сотрудничества с семьей (Приложение 9).
4. Работа консультативного пункта.
Деятельность консультативного пункта направлена на оказание методической, психолого-педагогической, диагностической помощи родителям (законным представителям), чьи дети (от 2 месяцев до 7 лет) не посещают дошкольное учреждение.
Цель работы консультативного пункта: обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей), воспитывающих детей дошкольного возраста в форме семейного образования, поддержке всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательное учреждение.
Основные задачи консультативного пункта ДОО:
- проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста;
- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) в обеспечении условий для развития, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста, не посещающего дошкольное учреждение;
- информирование родителей (законных представителей), об оказании квалифицированной помощи ребенку в соответствии с его индивидуальными особенностями;
- содействие в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольное образовательное учреждение;
- обеспечение успешной адаптации детей при поступлении в дошкольное образовательное учреждение.
Принципы деятельности консультационного пункта:
- личностно ориентированный подход к работе с детьми и родителями (законными представителями);
- сотрудничество субъектов социально-педагогического пространства;
- открытость системы воспитания.
Консультативный пункт работает 1 раз в неделю в утренние и вечерние часы согласно расписания и строится на основе интеграции деятельности специалистов. Общее руководство и координация деятельности консультативного пункта возлагаются на заместителя заведующего по воспитательно-образовательной работе.
Количество специалистов, привлекаемых к психолого-педагогической работе в консультативном пункте, определяется кадровым составом ДОО:
- старший воспитатель;
- учителя-логопеды;
- учитель-дефектолог;
- педагог-психолог;
- педагоги;
- музыкальные руководители;
- инструктор по физической культуре;
- медицинский работник.
Основными видами деятельности консультативного пункта являются:
- просвещение родителей (законных представителей) – информирование родителей, направленно на повышение психолого-педагогического уровня и формирование педагогической культуры родителей с целью объединения требований к ребенку в воспитании со стороны всех членов семьи, формирование положительных взаимоотношений в семье;
- диагностика развития ребенка – психолого-педагогическое и логопедическое изучение ребенка, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, потенциальных возможностей, а также выявление причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации, разработка рекомендаций по дальнейшему развитию и воспитанию ребенка;
- консультирование (психологическое, социальное, педагогическое) – информирование родителей о физиологических и психологических особенностях развития их ребенка, основных направлениях воспитательных воздействий, преодолении кризисных ситуаций.
III ЭТАП (ИТОГОВЫЙ) 2025г.
Благодаря реализации проекта, ожидается получение следующих результатов, часть из которых уже достигнуты.
Ожидаемые результаты.
В МБДОУ Д/с №35 системно ведется работа с детьми с речевыми нарушениями. Дети с нарушениями речи обучаются как в компенсирующих, так и в комбинированных группах с возможностью интеграции в общеобразовательные группы. После выпуска из детского сада воспитанники продолжают обучение в общеобразовательных школах города.
В работе ДОО:
- введение модели инклюзии в процесс совместного обучения и воспитания детей с ОВЗ;
- устойчивое продвижение детей с ОВЗ за счет вариативности организационных форм сопровождения в системе дошкольного образования;
- разработка методических рекомендаций по содержанию разделов индивидуальных программ реабилитации для детей с ОВЗ и межведомственному сопровождению по ее внедрению;
- разработка программно-методического обеспечения и сопровождения детей с ОВЗ;
- расширение работы методической службы ДОО;
- повышение профессионального уровня и методической компетентности педагогов;
- повышение качества образовательного процесса;
- повышение конкурентоспособности ДОО на рынке образовательных услуг;
- обобщение инновационного опыта работы по проблеме инклюзивного образования.
В работе с семьей:
- повышение уровня «воспитательной» компетентности родителей, их активности в образовательном процессе;
- позитивные изменения в характере детско-родительских отношений;
- стойкое продвижение детей в развитии;
- возникновение родительского сообщества, расширение социального пространства семьи.
В работе с педагогами:
- повышение профессиональной компетентности в работе с детьми с разными возможностями;
- повышение мотивационной готовности к сотрудничеству;
- результативность самообразования - обобщение и позиционирование опыта работы по проблеме.
Индикаторы результативности:
1. Результаты опросов, тестирования, анкетирования родителей и педагогов (аналитические материалы).
2. Результаты диагностики (диаграммы, графики, сводные таблицы, результаты продуктивной деятельности):
- развития детей,
- уровня детско-родительских отношений,
- личностного развития родителей и педагогов.
3. Востребованность родителями психолого - педагогических мероприятий
( журналы посещаемости, книги отзывов).
4. Повышение рейтинга учреждения.
Модель (Приложение 10).
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 35»
Описание модели инклюзивного образования.
Целью инклюзивной практики - является обеспечение доступного и качественного образования детям с ограниченными возможностями здоровья, с учетом их особых образовательных потребностей в условиях дошкольной образовательной организации.
Система обучения и воспитания подстраивается под индивидуальные образовательные потребности ребенка, используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания.
В самом инклюзивном подходе заложена необходимость изменять образовательную ситуацию, создавать новые формы и способы организации образовательного процесса с учетом индивидуальных различий детей.
Направленность реализации модели инклюзии в ДОО состоит в том, чтобы раскрыть необходимость непрерывного психолого – педагогического сопровождения, разработки индивидуальных образовательных траекторий развития детей с ОВЗ, в том числе детей – инвалидов.
Инклюзивное образование в ДОО реализуется следующим образом:
1. Полная инклюзия – дети с ОВЗ посещают детский сад наряду со здоровыми сверстниками и обучаются по индивидуальному образовательному маршруту.
2. Частичная инклюзия – дети с ОВЗ частично включаются в общеразвивающую группу детского сада.
Чтобы повысить качество образовательного процесса на базе ДОО организован Психолого педагогический консилиум (ППк), куда входят следующие специалисты: зам. заведующего по ВОР, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, старший воспитатель, воспитатель. Медицинский работник, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре (по согласованию).
Специалисты консилиума регулярно проводят заседания, на которых обсуждают динамику в развитии ребенка с ОВЗ, особенности его поведения, корректируют индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) ребенка-инвалида, план работы воспитателя и группы в целом. Заседания ППк ДОО проходят в соответствии с планом работы ДОО (в начале уч. года, середине и в конце), так и внепланово (по запросу).
Содержание инклюзивного образования реализуется в различных формах:
- индивидуальные занятия со специалистами;
- активная деятельность в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, прогулки);
- совместная деятельность и игра в микро-группах с другими детьми;
- режимные моменты (прием пищи, дневной сон и др.);
- фронтальные занятия;
- детско-родительские группы;
- праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня.
Управление ДОО в условиях инклюзии.
Управление инклюзивными процессами реализуется через командные формы работы, диагностику и мониторинг инклюзивных процессов, согласование интересов разных участников образовательного процесса (дошкольников, родителей, педагогов, администрации).
Основной принцип управления инклюзивным детским садом - принцип комплексного подхода к организации образовательного процесса (необходимость участия разных специалистов, совместное принятие решения всеми участниками образовательного процесса и ответственность за его выполнение, при этом необходимо не только наблюдение и консультации ребенка разными специалистами, но и «ведение» данной семьи). На основе данного принципа определяется структура управления инклюзивным процессом:
- совет ДОО;
- педагогический совет;
- методический совет ДОО;
- психолого-педагогический консилиум (ППк) ДОО;
- консультативный пункт;
- творческие группы;
- педагогический коллектив инклюзивной группы;
- родительский комитет инклюзивной группы.
Одним из важных условий организации инклюзивного процесса является командная работа сотрудников. Управленческая команда – это группа специалистов, объединенная пониманием перспективы развития ДОО и проводящая в коллективе единую политику по достижению поставленных целей. Функционирование и развитие инклюзивного ДОО зависит от обмена информацией и способности людей совместно решать проблемы и задачи. Командная работа способствует:
- более успешной работе ДОО;
- быстрой адаптации образовательной системы к изменениям во внешней среде, четкому реагированию на изменение образовательного запроса;
- модернизации организационной системы управления при переходе от функционально-линейной организационной структуры к матричной структуре, в которой сочетаются вертикальная и горизонтальная системы управления.
Совет ДОО – рассматривает проблемы воспитанников, утверждает направления деятельности по инклюзивному образованию.
Педагогический совет – решает оперативные задачи, осуществляет стратегическое планирование деятельности инклюзивного ДОО. В состав педагогического совета входят: администрация, педагоги и специалисты ДОО.
Методический совет – руководит методическим обеспечением образовательного процесса, разрабатывает концепцию развития инклюзивной практики в ДОО, годовой план; определяет направления разработки и план внедрения новых технологий дошкольного образования; обобщает имеющийся опыт в области инклюзивной практики; определяет перечень необходимых научно-практических материалов.
Психолого-педагогический консилиум (ППк) ДОО – определяет необходимые условия для развития, обучения и воспитания в соответствии с образовательными потребностями, возрастными особенностями, диагностированными индивидуальными возможностями воспитанников в зависимости от состояния соматического и нервно-психического здоровья.
Консультативный пункт - обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей), воспитывающих детей дошкольного возраста в форме семейного образования, поддержке всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательное учреждение.
Творческие группы - разработка программ инклюзивной практики в ДОО.
Педагогический коллектив инклюзивной группы - реализация программ инклюзивной практики в ДОО. Организация детско-взрослой общности как социальной модели, в которой каждый человек является ресурсом для другого человека.
Перспективы инклюзивного образования: реализация идеи инклюзивного образования; обобщение инновационного опыта работы по проблеме инклюзивного образования.
Проблемы инклюзивного образования:
- недостаточное наличие учебно-методических комплексов и литературы в ДОО;
- недостаточная оснащенность специальным оборудованием для профилактики нарушений зрения, слуха и др.;
- необходимость изменения образовательной среды в соответствии с потребностями воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированный проект «Вместе в жизнь» (Инклюзивное образование и социальная адаптация детей с ОВЗ)
Инклюзивное образование и социальная адаптация детей с ОВЗ...

Методическая разработка «Я ПОЗНАЮ МИР» Проект по социальной адаптации детей с ОВЗ с учетом инклюзивного образования дошкольников. По реализации основной образовательной программы Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детског
Пояснительная запискаИнклюзия (включение) – процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии.Интеграция детей - инвалидов в общест...

Практика реализации инклюзивного образования в дошкольной организации (из опыта работы МБДОУ № 76 «Ветерок» г. Набережные Челны Республики Татарстан)
Описан практический опыт системы работы дошкольной организации по формированию доступной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья....
Социально-образовательный проект МБДОУ д/с №23 «Музей – детям»
Презентация социально-образовательного проекта МБДОУ д/с №23 «Музей – детям»...
Представление социально-образовательного проекта МБДОУ д/с №23 «Музей – детям»
Представление социально-образовательного проекта МБДОУ д/с №23 «Музей – детям» на конкурсе проектов "Эхо памяти". Проект стал победипелем в двух номинациях...

Проект «Организация и содержание инклюзивного образования в дошкольном учреждении»
Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения дет...

участие в рабочей группе по разработке инновационного образовательного проекта МБДОУ детский сад «Колокольчик» на 2018-2020 год
участие в рабочей группе по разработке инновационного образовательного проекта МБДОУ детский сад «Колокольчик» на 2018-2020 год...