Практика реализации инклюзивного образования в дошкольной организации (из опыта работы МБДОУ № 76 «Ветерок» г. Набережные Челны Республики Татарстан)
статья на тему
Описан практический опыт системы работы дошкольной организации по формированию доступной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Практика реализации инклюзивного образования в дошкольной организации (из опыта работы МБДОУ № 76 «Ветерок» г. Набережные Челны Республики Татарстан)
Синичкина Н. А.,
ГБДОУ №125 Невского района,
Санкт - Петербург, Россия,
Загумённова Е. Н.
МБДОУ № 76
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Долгое время наиболее распространенной формой получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в мире, и в России, в частности, являлось специальное (коррекционное) образование в специализированных образовательных организациях.
В 1994 г. Саламанкской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями введен новый термин «инклюзия» («инклюзия» (калька с англ. inclusion) – включение, добавление, прибавление, присоединение).
29 декабря 2012 года в Российской Федерации принят федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273, в котором нашло отражение не только понятие «инклюзивное образование», но и раскрыто содержание этого направления образования. Так, обозначено, что «инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» (гл. 1, ст. 2, п. 27).
В соответствии с требованиями Закона и современности, образовательные организации от интеграции (включение в образовательное пространство детей с ОВЗ) перешли к инклюзии – совместному обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей.
На сегодняшний день в практике применения принципа инклюзии в образовательных организациях выявились определенные проблемы:
1. Психологическая неготовность части педагогов к реализации педагогической деятельности по образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. Отчасти, это вызвано тем, что проблематика применения полученных знаний и специальной подготовки педагогических работников ДОУ не вписывается в стандартные, выработанные годами, методы, приемы и условия работы дошкольных организаций.
2. Проблема недостаточного материально-технического оснащения учреждений.
Решение этих проблем имеет особое значение при целенаправленном внедрении принципа инклюзии в образовательном пространстве.
На данном этапе сложилось несколько вариантов инклюзии в дошкольных организациях.
В частности, Приказом МО и Н РФ от 30 августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», п.13, определено, что совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) возможно в группах комбинированной направленности при условии, что образовательная деятельность осуществляется в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной с учетом особенностей детей с ОВЗ, их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида № 76 «Ветерок» города Набережные Челны Республики Татарстан успешно реализуется инклюзивная практика совместного воспитания здоровых детей и детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (в т.ч., дети-инвалиды) и детей с множественными нарушениями (одним из которых является нарушение опорно-двигательного аппарата). Можно выделить несколько направлений реализации:
- Решая проблему отхода от традиционных практик работы с детьми, на базе МБДОУ Набережночелнинским государственным педагогическим университетом проведен курс повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Ключевые аспекты реализации инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС ДО». Обучение прошли все педагоги и специалисты организации.
- Проблема психологической неготовности части педагогов разрешается через организацию системы работы МБДОУ: от совместного обсуждения особенностей развития детей с ОВЗ (работа психолого-медико-педагогического консилиума МБДОУ) до проработки и реализации детальных индивидуальных планов и программ индивидуальной работы педагогов групп и специалистов ДОО.
- Решение проблемы неготовности общества (в лице родителей здоровых воспитанников) отражено в годовом плане работы МБДОУ. Планируется и проводится работа по реализации инклюзивного образования через мероприятия, отражающие систему взаимодействия участников образовательных отношений – педагогов, воспитанников и их родителей.
- В штатное расписание МБДОУ наряду с общепринятыми, введены ставки педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога и инструктора по лечебной физической культуре. Эти специалисты проводят консультативную работу с педагогами и родителями воспитанников, коррекционно-развивающую работу в группах детей и индивидуально, каждый в соответствии со своей спецификой и в тесном взаимодействии между собой.
- Организовано сетевое взаимодействие с городской психолого-медико-педагогической комиссией, Центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Результатом этого взаимодействия является разработка комплекта документации (планирование, адаптированные программы – основная образовательная, рабочие программы педагогов и специалистов; характеристики на детей и т.д.), системы обследования детей с ОВЗ (определен набор стандартизированных методик), разработка образцов индивидуальных образовательных маршрутов, программ и планов, адаптированных к индивидуальным особенностям детей с ОВЗ (физическим, психологическим).
Таким образом, разрешилась проблема планирования деятельности, постановки целей и задач включения детей с ОВЗ в систему образовательной работы дошкольной организации.
- Наиболее уязвимой остается проблема недостаточности созданных материально-технических условий. Тем не менее, частично реализовано требование создания доступной среды:
- центральный вход оборудован пандусом с атравматичным покрытием каучуковой крошкой, такой же крошкой покрыт велотрек спортивной площадки.
- вход оборудован кнопкой вызова вспомогательного персонала.
- расширены дверные проемы для маломобильных групп населения.
- все двери и оборудование санузла оснащены дополнительными поручнями, - саноборудование размещено на доступной высоте, в соответствии с требованиями СанПиН.
- дорожки для прогулок заасфальтированы с учетом уклона не более 5°, в местах спуска убран поребрик.
- по всей территории расположены скамьи для отдыха.
- для стимуляции двигательной активности на асфальте нанесена игровая разметка.
Проблемой остается переоборудование остальных помещений типового здания дошкольной организации под нужды детей с ОВЗ.
Список литературы
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015)
- Постановление от 10 июля 2015 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
- Приказ МО и Н РФ от 30 августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
- Шмидт В. Р. Социальная эксклюзия и инклюзия в образовании. Учебно-методическое пособие. – М., 2006.
- Семаго Н. Я. Инклюзивный детский сад. Деятельность специалистов, М., «Сфера», 2012 г.
- Ратнер Ф. Л., Юсупов А. Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. – М.: ВЛАДОС, 2006.
- Инклюзивная практика в дошкольном образовании. (Пособие для педагогов дошкольных учреждений под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой), М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011
- Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. Выпуск 4. М, Центр «Школьная книга», 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация инклюзивного образования в дошкольной организации: проблемы, перспективы.
Доклад для педагогов....
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период Бережновой Светланы Анатольевны, воспитателя МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 22 «Колокольчик» города Набережные Челны Республики Татарстан на 2011 - 2016 год
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период...
Статья "Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной организации (из опыта работы)".
Перед нами педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности активности инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать пол...
статья "Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной организации (из опыта работы)"
разработка информационного проекта, совместно с детьми, родителями и воспитателями...
Карта лучшей практики по организации инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении, совершенствования работы с воспитанниками с особыми образовательными возможностями.
Опыт работы по внедрению вариативных форм дошкольного образования...
"Реализация инклюзивного образования детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
В новых условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ становится все больше и больше. Поэтому педагогам необходимо повышать свой профессиональный уровень в сфере специального образования, учиться рабо...
Консультация "Трудности реализации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации
Цель инклюзивного образования - достижение всеми детьми определённого общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Это относится к детям с особенностями развития....