Проект «Организация и содержание инклюзивного образования в дошкольном учреждении»
проект по психологии
Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися сверстниками, и таким образом, способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.odt | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Составитель проекта: педагог-психолог
Перевертова И.А.
«Организация и содержание инклюзивного образования в дошкольном учреждении»
Пояснительная записка.
Термин «инклюзия» введен в 1994г. декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями.
Инклюзивное (интегративное) образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех (в плане приспособления его к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями).
Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися сверстниками, и таким образом, способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.
Обязательным условием эффективности инклюзивного образования является организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации для широкого класса различных специалистов: педагогов, психологов, методистов, логопедов, дефектологов. Она направлена на овладение специальными знаниями и педагогическими технологиями, которые обеспечивают возможность квалифицированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в развитии. Такая специальная подготовка и переподготовка кадров должна носить регулярный устойчивый характер.
Еще одним условием эффективности инклюзивного образования является целенаправленное формирование в обществе позитивного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, популяризация идей интегративного образования.
Актуальность создания экспериментальной площадки.
В условиях модернизации российского образования разработка механизмов адаптивных стратегий для детей с особыми образовательными потребностями является закономерным этапом, связанным с переосмыслением обществом и государством своего отношения к людям с особыми образовательными потребностями, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая дошкольное образование. В МБДОУ "Детский сад комбинированного вида «Яблонька» число лиц дошкольного возраста, имеющих те или иные ограничения здоровья, достигает примерно 2 % от общего состава дошкольников.
Опираясь на прогнозирование, число дошкольников с ограниченными возможностями здоровья будет увеличиваться. Успешность включения детей с отклонениями в развитии зависит не только от характера и степени, имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности учитывающих эти нарушения при организации и содержании среды, в которой будут находиться дошкольники.
Краткая аннотация проекта.
Целью данного проекта является создание модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Яблонька» г. Мичуринск. Данный проект позволит удовлетворить потребности общества в инклюзивном образовании путем включения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду дошкольного учреждения. В результате реализации проекта педагоги дошкольного учреждения освоят технологию создания организации и содержания среды для детей с особыми образовательными потребностями.
Родители (законные представители) ребенка получат возможность обучения своих детей в общеобразовательном дошкольном учреждении по индивидуальной программе обучения, успешной их социализации к школе. Дошкольники получат социальный опыт толерантного поведения, гуманного отношения к личности, при правильной организации и содержании окружающей их среды. Проект будет реализован через вовлечение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в систему индивидуальной помощи, коррекционных занятий, специальных, оздоровительных мероприятий, с использованием психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся по средствам создания вокруг дошкольников соответствующей среды и условий.
Реализовывать проект будет инициативная группа педагогов дошкольного учреждения, в состав которой войдут администрация дошкольного учреждения, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели группы. Всего в проекте будут принимать участие 6 педагогов и 2 дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Длительность проекта определяется медицинскими показаниями дошкольников, индивидуальной траекторией обучения. Предложенную нами модель инклюзивного образования можно будет использовать в других дошкольных образовательных учреждениях.
В будущем, это поможет в решении возникшей российской проблеме постепенного повсеместного перехода к инклюзивному образованию, как к более гуманному, адекватному способу интеграции дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в школу, а дальнейшем в современное общество.
Актуальность проекта.
Детский сад «Яблонька» посещает 225 детей в возрасте от 1.5 до 7 лет. Из них 2 – ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Все 2 дошкольников обучаются интегрировано в группе по общеобразовательной программе + блок образовательной программы для компенсирующей группы детей с ОВЗ, разработанной « Детский сад комбинированного видеа «Яблонька», на основе программы «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо в полном объёме создать условия для реализации образовательных потребностей. На начальном этапе создан дошкольный психолого- медико-педагогический консилиум (ПМПк) из трёх педагогов дошкольного учреждения, медицинской сестры и психолога. Из узких специалистов в дошкольном учреждении работает психолог и учитель-логопед. Специалисты работают по программе психокоррекции речевой коррекции для дошкольников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений соответствующего вида. Специалисты находится в штате. Ведутся дневники сопровождения, работает психолог с обучающимися.
С детьми с ограниченными возможностями здоровья в 2020- 2021 учебном году будут работать 6 педагогов. 50% педагогического коллектива понимают и принимают ситуацию. 50% коллектива не видят перспективы такого образования, в связи с тем, что отсутствует видение результата, возникает вопрос: как дети смогут обучаться в школе. В связи с этим необходима помощь не только в подготовке педагогического коллектива к работе в условиях инклюзии, но и создании условий. Таким образом, в проекте участвуют 6 педагогов, они же члены команды. Обязанности распределены между членами команды. Необходимым остается квалифицированная помощь не только в составлении рабочих программ, но и в качественном ведении консилиума. Ранее консилиум проходил в режиме совещания. Анализ организации и создания условий обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья доказывает актуальность и обоснованность реализации проекта инклюзивного образования. Инклюзия дошкольников с ОВЗ в образовательное пространство сада скажется положительно на формировании толерантного поведения дошкольников, будет способствовать развитию гуманной личности, способной к сопереживанию. Инклюзия учитывает потребности, которые необходимы дошкольникам и педагогам для достижения успеха. Дошкольное учреждение реализует следующие программы обучения: общеобразовательная программа + блок образовательной программы для компенсирующей группы детей с ОВЗ, разработанной «Детский сад комбинированного вида «Яблонька», на основе программы «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева.
Дошкольника со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие дети в саду в процессе реализации его особых образовательных потребностей. В плане воспитательной работы для всех обучающихся (в том числе для детей с ОВЗ) организована кружковая работа различной направленности. В ходе реализации проекта по созданию организации и условий окружающей среды таких дошкольников планируется:
- создание индивидуальных программ обучения (образовательных маршрутов);
- повышение квалификации педагогов посредствам курсовой подготовки с проведением семинаров и приглашением специалистов отделения коррекционной педагогики;
- распространение опыта работы планируется рассматривать на кустовых семинарах, конференциях, через стажировки.
Цельи задачи программы.
Цель: Создать и внедрить в практику эффективную современную модель инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада комбинированного вида.
Задачи проекта:
1. Содействовать повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах инклюзивного образования.
2. Разработать нормативно-правовую базу по инклюзивному образованию.
3. Совершенствовать материально-техническую базу, обеспечивающую эффективное внедрение инновационного проекта.
4. Разработать и внедрить модель индивидуаль- ного образовательного маршрута для детей с ОВЗ.
5. Разработать и внедрить адаптированную образовательную программу ДОУ.
Ресурсное обеспечение проекта.
Обеспечение успешности реализации «Модели дошкольного учреждения инклюзивного образования» определяется следующими имеющимися оптимальными условиями:
- материально-техническая база:
- здание кирпичное двухэтажные, рассчитанное на 250 воспитанников. Имеются следующие функциональные группы помещений: вестибюль; помещения:
- общего образования, включающие игровые комнаты со спальными кроваьтями для воспитанников, полностью оборудованы и укомплектованы.
- кабинеты, оснащенные информационными технологиями и техникой;
-физкультурно-оздоровительный (спортивный зал, оснащенный гимнастическими снарядами). Оборудована спортивная площадка и зона отдыха;
- административно – бытовые (кабинет заведующего, старшего воспитателя, делопроизводителя);
- хозяйственного обслуживания.
Во всех основных помещениях предусмотрено естественное боковое левое освещение, а также дополнительный верхний свет в актовом зале.
Санузлы оборудованы закрывающимися кабинками с санитарными приборами: по 2 унитаза для мальчиков и девочек, 4 умывальника.
В здании имеется автоматическая пожарная сигнализация, на путях эвакуации предусмотрено эвакуационное освещение.
Для того чтобы в полной мере реализовать проект необходимо оборудование:
- учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Дошкольное учреждение обеспечено в полном объёме учебно-методическим комплексом для реализации специальной (коррекционной) и общеобразовательной программ, согласно Федеральному перечню на 2020-2021 учебный год.
- кадровый состав.
Укомплектованность педагогическими кадрами – 100%. Имеют: Высшее образование – 90 %, среднее специальное – 10%. Из них: С высшей категорией – 30% , с первой категорией – 60 %, соответствуют должности– 10 %. Запланирована курсовая подготовка по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Стратегия достижения поставленной цели. Контроль над реализацией проекта осуществляет администрация дошкольного учреждения в рамках внутрисадовского контроля и инициативная группа.
Отчет о работе заслушивается на педсоветах (два раза в год), заседаниях МО воспитателей (два раза в год), заседаниях инициативной группы.
Стратегия достижения поставленной цели.
Реализация проекта и апробации модели рассчитана на 1 год и будет проходить в 3 этапа:
- Первый этап (с 08.05.2020-31.07.2021) - создание инициативной группы воспитателей, разработка проекта, сбор информации по инклюзивному образованию.
- Второй этап (с 01.08.2020-30.10.2021) – диагностические мероприятия, создание группы воспитанников с ОВЗ, разработка индивидуальной траектории обучения, разработка пакета документов, регламентирующих инклюзивное образование, локальные акты внутри дошкольного учреждения, курсовая подготовка участников эксперимента, информирование общественности по внедрению инновации.
- Третий этап (с 31.10.2020-28.05.2020) - проведение коррекционных, индивидуальных занятий, реализация программ обучения по инклюзии воспитателей, использование здоровьесберегающих технологий, работа специалистов по устранению и коррекции нарушений в развитии ребенка. Работа методической службы по созданию условий для процесса инклюзивного обучения и воспитания. Сбор материала для мониторинга результатов обучения воспитанников данной категории.
План реализации проекта «Организация и содержание инклюзивного образования в дошкольном учреждении» МБДОУ "Детский сад комбинированного вида «Яблонька» на 2020-2021учебный год.
Мероприятия проекта направлены на реализацию модели инклюзивного образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и содержат следующие направления деятельности:
1. повышение квалификации педагогов по инклюзивному образованию с ограниченными возможностями здоровья;
2. материально-техническое и организационное обеспечение;
3.создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
4. создание в дошкольном общеобразовательном учреждении толерантной среды.
Дошкольное образовательное учреждение с инклюзивной группой решает следующие задачи:
- создание единой психологически комфортной образовательной среды для дошкольников, имеющих разные стартовые возможности;
- обеспечение диагностирования эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации дошкольников с особенностями развития на этапе дошкольного воспитания и обучения;
- организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;
- преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешную деятельность;
- постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;
- охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья дошкольников;
- социально-трудовая адаптация дошкольников с особыми образовательными потребностями.
№/№ | Мероприятия | Исполнители | 2020\21 |
1. | Внесение изменений в уставы и локальные акты дошкольного учреждения | Администрация | Август 2020 |
2. | Внесение изменений в штатное расписание ДОУ | Заведующий | Август 2020 |
3. | Разработка и совершенствование блока «Инклюзивное образование» в программе развития дошкольного образовательного учреждения | Администрация | Август 2020 |
4. | Создание компьютерной базы данных дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детях-инвалидах. Корректировка базы 3 раза в год | Администрация | Сентябрь 2020 |
5. | Разработка перспективного плана повышения квалификации педагогов ДОУ | Старший воспитатель | Сентябрь 2020 |
6. | Создание сетевого взаимодействия ДОУ с ЦВР, разработка планов совместной работы ДОУ, заключение договоров | Администрация ДОУ | Сентябрь-декабрь 2020 |
7. | Составление индивидуальных учебных планов и маршрутов развития дошкольников, нуждающихся в инклюзивном образовании | Старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед | 2020-2021 уч. год |
8. | Создание и организация работы творческой группы по инклюзивному образованию | Администрация, педагогический коллектив | Май- август 2020 |
9. | Организация и проведения педагогических советов «Система компетенций детей с особыми образовательными потребностями», «Современные возможности организации инклюзивного образования в дошкольном общеобразовательной учреждении», 7 мастер-классов по вопросам инклюзивного образования «Особенности работы с семьёй ребёнка, имеющего особые образовательные потребности, при организации воспитательно-образовательного процесса» | Администрация, педагоги группы «Кораблик», педагог-психолог, учитель-логопед | январь- май 2021 |
10. | Изучение и обобщение опыта работы воспитателей по системе инклюзивного образования | Администрация, воспитатели. | 2020-2021 уч. год |
11. | Проведение заседаний дошкольных методических советов по вопросам организации и реализации инклюзивного образования в ДОУ | Администрация, руководители МО | 2020-2021 уч. год |
12. | Организация досуговой деятельности с детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детей-инвалидов (кружковая работа) | Педагоги ДОУ | 2020-2021 уч. год |
13. | Анализ годового плана ДОУ с целью корректировки деятельности педагогического коллектива по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детьми-инвалидами. | Администрация, руководители МО, воспитатели | Март 2020 |
14. | Укрепление материально-технической базы дошкольного образовательного учреждения для реализации программы инклюзивного образования | Администрация | 2020-2021уч. год |
15. | Разработка и принятие ежегодных планов сетевого взаимодействия с учреждениями и организациями | Администрация, педагоги, педагог-психолог, учитель-логопед | Сентябрь 2020 |
16. | Взаимодействие с отделом социальной защиты населения, органами опеки и попечительства с целью выверки списков детей-инвалидов, состоящих на учёте | Администрация | 2020-2021 уч. год |
17. | Участие педагогической и родительской общественности в мероприятиях «Дружба», «Подари улыбку другу», «Вместе весело шагать» в рамках программы инклюзивного образования | Администрация, воспитатели, инструктор по физической культуре | 2020-2021 уч. год |
18. | Организация работы совета учреждения, родительской общественности по формированию и развитию толерантного отношения к процессам интеграции и инклюзии. | Администрация, педагоги, педагог-психолог, учитель-логопед | 2020-2021 уч. год |
19. | Проведение родительских собраний по вопросам охраны здоровья, правового просвещения родителей в вопросах интегрированного и инклюзивного образования | Администрация, педагоги | 2020-2021 уч. год |
20. | Организация работы по информированию родителей о создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами | Администрация, педагоги, педагог-психолог, учитель-логопед | Декабрь 2020- апрель 2021 |
21. | Обеспечение курсовой подготовки и переподготовки педагогических кадров по организации и обеспечения инклюзивного образования | Администрация | 2020-2021 уч. год |
22. | Организация работы дошкольного психолого- медико-педагогического консилиума (ПМПк) с целью выявления особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания индивидуальной консультативной помощи обучающимся и их родителям | Администрация, педагоги, педагог-психолог, учитель-логопед, мед. сестра | 2020-2021 уч. год |
23. | Участие в конкурсах творчества воспитанников на различных уровнях. | Старший воспитатель | 2020-2021 уч. год |
24. | Составление индивидуальных программ сопровождения воспитанников с особенностями психофизического развития. | Педагоги, педагог-психолог, учитель-логопед | Август – сентябрь 2020 |
25. | Проведение коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов | Педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели | 2020-2021 уч. год |
26. | Ознакомление родителей с особенностями организации коррекционно-педагогической помощи их детям, индивидуальными программами сопровождения, расписанием коррекционных занятий. | Педагог-психолог, учитель-логопед, | Сентябрь 2020 – январь 2021 |
Внутренний мониторинг планируется проводить через социологические, педагогические и психологические анкеты по итогам полугодий с целью диагностики и динамики развития воспитанников. В практической деятельности планируется взаимодействие с дошкольными учреждениямиг. Мичуринск и методистами ресурсного центра г. Мичуринск.
Практическая значимость результатов проекта.
1. Проведенная работа позволит детям с ОВЗ получить образование в условиях дошкольного общеобразовательного учреждения.
2. Педагоги получат опыт работы с воспитанниками с ОВЗ.
3. Общество получит полноценно развитых личностей из числа детей с ОВЗ, максимально социализированных, к дальнейшему обучению в школе.
4. Обучение станет более доступным для дошкольников, испытывающих проблемы в здоровье.
5. Родители смогут быть активными участниками образовательного и воспитательного процесса.
6. Воспитанники дошкольного учреждения приобретут ценный опыт общения, участия в судьбе другого человека, сострадания и толерантного поведения, гуманного отношения к людям с недостатками развития и здоровья.
Списки использованной литературы, а также рекомендуемой для самостоятельного изучения по инклюзивному образованию.
1.Ахутина, Т. В., Нейропсихолог в школе. Индивидуальный подход к детям с трудностями обучения в условиях общего образования / Т. В. Ахутина, И. О. Камардина, Н. М. Пылаева.–М.: МГППУ, 2013.–56 с.
2. Варенова Т. В., Коррекция развития детей с особыми образовательными потребностями: учебно-метод. пособие / Т. В. Варенова. – М.: Форум, 2012. – 272 с.
3. Голиков Н. А., Ребёнок-инвалид: обучение, развитие, оздоровление. Дети с особой миссией / Н. А. Голиков. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 428 с.
4. Головчак Е. В., Дистанционное обучение детей с особенностями развития / Е.В. Головчак, Т. А. Строкова // Народное образование,2011.-№7.-С. 175-182.
5. Дубровская Т. А., Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: учеб. пособие / Т. А. Дубровская, М. В. Воронцова, В. С. Кукушин.–М.: РГСУ, 2014.–364 с.
6.Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Современный образовательный стандарт / Т. В. Волосовец, А. М. Казьмин, В. Н. Ярыгин.–М.: МозаикаСинтез, 2011.–144 с.
7. Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт / Авт.-сост. Л. В. Голубева.–Волгоград: Учитель, 2011.–96 с.
8. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: учеб.-метод. пособие / М. С. Староверова, Е. В. Ковалев, А. В. Захарова. – М.: Владос, 2014.–168 с.
9.Инновационные процессы в системе реабилитации инвалидов и модель её дальнейшего развития/ А. В. Иванов // Отечественный журнал социальной работы, 2011.№3.–С. 78-85.
10. Интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс. Начальная школа / Авт.-сост. Л. В. Годовникова, И. В. Возняк. – Волгоград: Учитель, 2011.–87 с.
11. Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт / Авт.-сост. А. А. Наумов, В. Р. Соколова, А. Н. Седегова. – Волгоград: Учитель, 2012.–146 с.
12. Крыжановская Л. М., Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования: учеб. пособие / Л. М. Крыжановская.–М.: Владос, 2014.–142 с.
13. Леонгард Э. И., Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования: метод. пособие / Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсонова, Е. А. Иванова. – М.: МГППУ, 2011. – 278 с.
14. Нефедова Е., Путь в страну «Инклюзия»/ Е. Нефедова // Учитель, 2011.-№4.– С. 69-71.
15. ПастороваА. Ю.,Инклюзивное образование: исследования и практика в СанктПетербурге: монография / А. Ю. Пасторова. – СПб.: Издательство СПбГУ, 2012. – 250 с. – ISBN 978-5-288-05364-1.
16. Приступа Е. Н., Социальная работа с лицами с ограниченными возможностями здоровья: учеб. пособие / Е. Н. Приступа. – М.: Инфра-М: Форум, 2015. – 160 с. – ISBN 978-5-91134-974-5.
17. Программа коррекционной работы. Работаем по ФГОС основного общего образования: метод. пособие / Е. Л. Черкасова, А. В. Лагутина, А. С. Павлова, Ж. И. Журавлева, Е. Н.Моргачева.–М.: Перспектива, 2015.–88 с.–ISBN 978-5-98594-523-2.
18. Программа коррекционной работы. Рекомендации по разработке. Начальная школа. ФГОС / Ю. Ю. Баранова, М. И. Солодкова, Г. В. Яковлева. – М.: Просвещение, 2014.–126 с.–ISBN 978-5-09-030566-2
19. Современный урок в коррекционном классе / Авт.-сост. Т. И. Нелепенко; под ред. Л. Е. Гринина, А. В. Перепелкиной. – Волгоград: Учитель, 2014. – 130 с. – ISBN 9785-7057-3315-6.
- Спирина Н. П., Подготовка детей с ОВЗ к школьному обучению: учеб. пособие / Н. П. Спирина, Л. Ю. Александрова. – М.: Владос, 2014. – 96 с. – ISBN 978-5-691-020230.
21. Староверова М. С., Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы: учеб. пособие / М. С. Староверова, О. И. Кузнецова.–М.: Владос, 2014.–144 с.–ISBN 978-5-691-01919-7.
22. Сухих В. Г., Особые потребности семей с детьми-инвалидами (по результатам мониторинга в Красноярском крае) / В. Г. Сухих, С. В. Чеха // Социологические исследования,2011.-№2.–С. 140-143.
23. Токарь И. Е., Инклюзивное образование: опыт и перспективы развития / И. Е. Токарь // Социальная педагогика,2011.-№5.–С. 93-105.
24.Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с особыми образовательными потребностями. ФГОС / Авт.-сост. Т. В. Калабух, Е. В. Клейменова; под ред. Л. Е. Гринина, Н. Е. Волковой-Алексеевой. – Волгоград: Учитель, 2014.–100 с.
25. Хохлова Н., Организация работы по социальной адаптации дошкольников в процессе интегрированного обучения дошкольников и младших школьников / Н. Хохлова // Дошкольное воспитание,2011.-№8.–С. 115-122.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в дошкольном учреждении
В статье рассматриваются основные принципы сопровождения инклюзивного образования в ДОУ, а также роль педагога-психолога ДОУ, реализующего инклюзивное образование.Также рассмотрены проблемы интеграции...
Возможности инклюзивного образования в дошкольном учреждении
Основная задача состоит в том,чтобы педагоги в таких группах научили детей видеть в других людях равных себе независимо от их особенностей....
Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении: «Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»
Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении «Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»...
Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении «Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»
для педагогов ДОУ...
«Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»
Инклюзивное (интегративное) образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех (в плане приспособления его к различным нуждам всех дете...
Организация инклюзивного образования в дошкольном учреждении - возможности и проблемы.
Мир «особого» ребёнка - интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка - безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт. Мир ...
Организация инклюзивного образования в дошкольных учреждениях возможности и проблемы
Актуальность тумы:Количество детей с ОВЗ в России по данным Росстата за последние 30 лет значительно выросло и продолжает расти.Дети с ОВЗ — оказывались изолированы и, соответственно, ли...