Главные вкладки
ФПМ -2025 2 Мухортова Т.А. Обобщение педагогического опыта
материал (подготовительная группа)
Обобщение педагогического опыта
Тема: «Формирование гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через доступные практики волонтерского движения»
В « Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025г.» приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества.
Одной из целевых установок Федерального государственного стандарта дошкольного образования является создание социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально – нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества с взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.
С 1 сентября 2023 года все детские сады работают по единой Федеральной образовательной программе, в которой одной из задач в области социально-коммуникативного развития для детей от 6 до 7 лет является: «знакомить детей с целями и доступными практиками волонтерства в России, включать детей при поддержке взрослых в социальные акции, волонтерские мероприятия в ДОО и населенном пункте»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ "Кетовский детский сад общеразвивающего вида №3"
Обобщение педагогического опыта
Тема: «Формирование гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через доступные практики волонтерского движения»
«Фестиваль педагогического мастерства - 2025»
Воспитатель первой категории:
Мухортова Татьяна Андреевна
Актуальность.
Современные дети живут и развиваются в совершенно других социально – культурных условиях, чем их ровесники 20 лет назад. Занятость родителей, разрыв поколений, технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей.
В « Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025г.» приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества.
Одной из целевых установок Федерального государственного стандарта дошкольного образования является создание социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально – нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества с взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.
С 1 сентября 2023 года все детские сады работают по единой Федеральной образовательной программе, в которой одной из задач в области социально-коммуникативного развития для детей от 6 до 7 лет является: «знакомить детей с целями и доступными практиками волонтерства в России, включать детей при поддержке взрослых в социальные акции, волонтерские мероприятия в ДОО и населенном пункте»
Формировать у детей гуманные представления с помощью замечаний, наставлений и порицаний невозможно. Важно воспитывать у детей способность видеть, понимать и разделять огорчения и радости других. Организации детского волонтерского движения привлекают внимание все больше педагогов и родителей.
Волонтерская деятельность дошкольника это:
- помощь в обеспечении экологического благополучия окружающего пространства;
- благотворительная деятельность в отношении различных категорий граждан: пожилые люди (дедушки и бабушки), воспитанники младших возрастных групп ДОО, товарищи по группе, дети с ограниченными возможностями здоровья;
- благотворительная помощь представителям животного мира, пропаганда милосердного отношения к ним.
Волонтерство основывается на добровольном труде, не требующем оплаты. Следовательно, его мотивы – не в материальном поощрении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей.
Новизна:
Организованы новые современные формы волонтерского движения:
- Разновозрастное общение. Старшие дети помогают младшим, например, учат их играть, одеваться, лепить, рисовать.
- Участие в акциях. Тематика акций может быть разнообразной, но она должна быть актуальна для самих детей, их родителей и социума.
- Событийное волонтёрство. Оказание помощи в подготовке и проведении мероприятий поселкового и районного уровней (участие в концертах, играх-соревнованиях, оформление подарков, памятных сувениров и др.)
- Социальное партнерство (формирование единого информационного образовательного пространства и налаживание конструктивного взаимодействия с социальными партнёрами: Кетовский районный дом культуры, Управление социальной защиты населения, Кетовская СОШ, Кетовский детско-юношеский центр).
- «Цифровое волонтерство» (В Контакте, Сферум). Посредством него у дошкольников появляется возможность виртуального общения с ребятами младшего возраста, возможность взаимодействовать с жителями села. Взаимодействие с родителями (акции, флешмобы, мини сюжеты по волонтерству, мастер-классы, буклеты, консультации).
Теоретическая обоснованность:
В разные периоды исследованием проблемы гражданско-патриотического воспитания занимались такие известные педагоги и исследователи, как К.Д. Ушинский («Человек как предмет воспитания»), С.А. Козлова, М.Ю. Новицкая («Родной дом»), Е.В.Соловьёва, Л.И. Царенко («Наследие»), Н.В. Алёшина («Патриотическое воспитание дошкольников»), Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова («Мы живём в России») и др. Именно идея патриотизма всегда являлась тем фундаментом, на котором во все времена консолидировались все слои российского общества.
Технология, разработанная Н. П. Гришаевой «Дети — волонтёры», предполагает развитие дошкольного волонтёрского движения в ДОУ, предполагает систематическое разновозрастное общение не только между детьми детского сада, а также школьниками и взрослыми волонтерами. Межгрупповое взаимодействие взаимно обогащает детей разных возрастов: младших продвигает в своём развитии, а старшим даёт возможность быть образцом для подражания.
Константин Дмитриевич Ушинский является известным педагогом, создателем основ Русской педагогики. Неоспорима огромная роль в развитии идей нравственного, патриотического воспитания. Он требовал, чтобы дети, начиная с раннего возраста, усваивали элементы народной культуры, овладевали родным языком, через знакомство с произведениями устного народного творчества.
В нашем детском саду разработан педагогический проект «ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ДОУ "БУМЕРАНГ ДОБРА». Где участвуют все старшие и подготовительные группы. В декабре 2024 года присвоен статус инновационной площадки ГАОУ ДПО ИРОСТ «Волонтерское движение в ДОО «Бумеранг добра» посредством новых форм взаимодействия»
Вашему вниманию хочу представить свой опыт работы по теме: «Формирование гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через доступные практики волонтерского движения»
Цель: Формирование основ гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через обретение духовного опыта, основанного на традициях добровольческой и благотворительной деятельности.
Задачи:
1.Приобщать детей к общечеловеческим, духовно – нравственным ценностям;
2.Дать детям практические навыки участия в волонтерском движении (проявлять заботу и оказывать помощь тем, кто в ней нуждается)
3. Развивать коммуникативные навыки
4. Воспитывать ответственность, инициативность, самостоятельность, доброжелательность
5.Вовлекать родителей в образовательную деятельность по гражданско-патриотическому воспитанию детей.
Ожидаемые результаты:
- У детей старшего дошкольного возраста и родителей выражено стремление заниматься социально значимой деятельностью.
- У детей сформирована способность понимать свои переживания и переживания окружающих людей.
- Участие детей в волонтерстве помогло им освоить коммуникативную компетентность.
- Развиты духовно-нравственные ценности у детей старшего дошкольного возраста.
- Сформирована мотивация родителей к систематическому сотрудничеству, а также участию в образовательном процессе, в различных акциях и мероприятиях проекта волонтерского движения.
- Организовано и реализовано взаимодействие с социальными партнерами.
Какая же работа проведена в рамках этой темы:
Опросила детей и родителей – хотели бы они заняться волонтерской деятельностью? И дети, и родители проявили познавательный интерес и был дан однозначный ответ – да, тогда я составила перспективный план работы на год, где описала виды совместной деятельности с высоким воспитательным потенциалом.
Для педагогов проведены консультация «Формирование основ гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через волонтерское движение в ДОО», семинар-практикум «Дидактические игры по развитию гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста», мастер-класс «Экология в детском саду». Вместе с педагогами изучаем методическую литературу, что позволяет черпать интересные сведения, методические рекомендации, отслеживать положительный опыт работы других образовательных учреждений.
На организационном этапе познакомила детей с понятиями «волонтер», «волонтерское движение». С детьми были проведены беседы «Где живет доброта?», «Как сохранить добро»», «Мы - защитники малышей», «Гости в дом - радость в нем», «Кого мы называем – хороший человек», «Заботимся о животных», «День пожилого человека» и др.
Были просмотрены мультипликационные фильмы по произведениям В. Катаев «Цветик – семицветик»; К. Чуковский «Айболит»; В. Сутеев «Палочка-выручалочка», «Мешок яблок», «Под грибом» и др.
Прочитали с детьми художественные произведения: В. Осеев «Что легче?», «Просто старушка», «Сыновья», «Волшебное слово»; В.Сухомлинский «Скупой»; Л. Кон «Друг»; С. Маршак «Ежели вы вежливы»; В. Митт «Шарик в окошке» Г.Х. Андерсен «Девочки со спичками» и др.
В рамках волонтерского движения дети подготовительной группы 1 раз в неделю приходят к малышам, чтобы сделать доброе дело: помочь одеться на прогулку, поиграть в игры, участвуют в праздниках и развлечениях, показывают спектакли по сказкам и др. В группе оформлен информационный стенд «Календарь добрых дел», в котором фиксируются «добрые дела воспитанников».
Воспитанники вместе с родителями участвуют в акциях и флешмобах: «Посади дерево», «Коробка добра» «Синичкин день», «Поможем дворнику собрать листья на участке», «Заботимся о животных» дети, воспитатель и родители вместе посетили страусиную ферму д. Лукино, подарили животным овощи, фрукты, резиновые игрушки; «Поможем бездомным животным» дети с родителями приготовили подарки для животных и другие различные акции. В ходе таких мероприятий у детей воспитывается заботливое и бережное отношение к природе, проявляется осознанная забота об окружающем мире, о людях, нуждающихся в нашей поддержке, формируется милосердие, сострадание, волевые и нравственные качества.
Родители вместе с детьми приняли активное участие в благотворительной осенней ярмарке, представили свои товары на продажу и купили, кому что понравилось. Перед ярмаркой прошла большая подготовка: дети разучивали русские народные хороводы, играли в игры, сходили на экскурсию «Русская матрешка». Проводя такие мероприятия, мы воспитываем гражданско-патриотические чувства, уважительное отношение к Родине, интерес к культуре и обычаям, событиям настоящего и прошлого. На вырученные деньги, были закуплены книги для Луганской народной республики.
Сотрудничество с социальной сферой: в декабре дети участвовали в акции, проводимой в ДК «Плетем маскировочные сети для воинов СВО»- посмотрели видео с разными способами плетения, а затем сами плели се, а в феврале приняли участие в акциях «С праздником воины СВО» - собирали посылки с продуктами и теплыми вещами; «Сладкое письмо солдату», дети на нарисованную свою ладошку прикрепляли сердечко и шоколадку. В марте дети вместе с воспитателем и родителями приняли участие в акции «Свеча воину» вместе со взрослыми дети изготавливали блиндажные свечи. Цель таких акций – гражданско-патриотическое воспитание детей. На базе социальной защиты населения с.Кетово дети с музыкальным руководителем приготовили благотворительный концерт «Песня добра» и подарили открытки для ветеранов труда к дню пожилого человека.
Традиционными стали акции: «Убирая мусор – сохраним природу», «Крышки собираем - природу защищаем», «Бумагу собираем – лес защищаем», «Покормим птиц зимой», «Сохраним дерево», «Берегите природу», «Подарим книжке вторую жизнь – спасем дерево». Цель таких акций – привлечение внимания к проблеме экологии, повышение экологической культуры воспитанников, педагогов, родителей и окружающего социума.
Ежегодно в детском саду проходит акция «Свеча памяти». Через привлечение подрастающего поколения к патриотическим мероприятиям сохраняется наследие русской воинской славы, воспитывается гражданин своего Отечества.
Наши родители активные участники во всех проводимых мероприятиях – они наши незаменимые помощники. Для родителей провела консультации: «Как воспитать ребенка любящего природу», «Научите детей делать добро»; оформлены папки- передвижки «Правила добрых и вежливых поступков», «Как воспитать маленького патриота», фотостенды: «Помогаем малышам», «Мы артисты», «Наши добрые дела», «Мы заботимся о птицах», «Юные защитники Отечества», «Великий праздник – день Победы». С родителями проведены родительские собрания на темы: «Юные волонтеры», «Волонтер в каждой семье», разработаны буклеты по теме «Волонтерское движение в ДОО».
Активно участвуем в цифровом волонтерстве. Дети подготовительной группы записывают короткие видео сообщения для детей младших групп: «Собираемся на прогулку», «Правила мытья рук», «Правила группы», «Играем вместе» и другие. Выставляем на платформе вконтакте различные акции, в которых могут поучаствовать все желающие нашего детского сада и села: «Покорми птиц зимой», «Синичкин день», «Поможем нашим воинам СВО» и другие.
Материалы о работе волонтерского движения размещаем на сайте ДОО, в группе ДОО в Контакте, на сайте nsportal.ru. Опубликованы материалы на сайте всероссийского электронного журнала «Фонд образовательной и Научной Деятельности 21 века», в журнале «Педагогическое Зауралье» вышла статья «Осенняя благотворительная ярмарка в ДОО».
За сотрудничество с ГБУ «ЦСО№ 9» детский сад получил благодарственное письмо 2023, 2024 год, грамоту за 1 место в муниципальной экологической акции «Каждой пичужке – наша кормушка», 2023 год. От управления образования Администрации Кетовскоко муниципального округа Курганской области получили грамоту за 1 место в экологической неделе «Планета в наших руках» 2024год, грамоту за 1 место в муниципальной экологической акции «Синичкин день» 2024 год.
С детьми постоянно участвуем в олимпиадах и конкурсах, таких как: всероссийский конкурс «Окна победы», всероссийская олимпиада «Эколята – молодые защитники природы», всероссийская викторина «Любимые сказки», всероссийский конкурс «Родина» в номинации нравственно -патриотическое воспитание» диплом за 1 место, всероссийский конкурс кормушек «Синичкин день», всероссийская онлайн-викторина «Повсюду звери», «Все о природе», «Народы мира», «Птицы в мультфильмах», «Зимние сказки» и другие. А также в других различных конкурсах на разные темы: международная олимпиада «Юный поваренок», всероссийский конкурс рисунков «Спортивный калейдоскоп», всероссийский конкурс рисунков палочками Кюизинера», всероссийская онлайн-викторина «Что такое осень», международная олимпиада «Пиратская находка» и другие.
Районный конкурс по пожарной безопасности «Неопалимая Купина», получили призовое место и дипломы за участие.
Принимаю участие постоянно действующих семинарах от ГАОУ ДПО ИРОСТ: «Актуальные направления реализации ФОП Дои развития качества ДОО», «Познавательное развитие дошкольников в соответствии с ФОП ДО». Постоянно действующие вебинары от ИД «Методист»: «Духовно-развивающая направленность программ по сказкотерапии и ее использование в условиях дошкольного образования», «Методические аспекты реализации нравственно-патриотического воспитания, через дополнительные образовательные программы», «Новые форматы сопровождения всех участников образовательных отношений в реализации ФОП ДО», «Профессии бедующего-детям дошкольного возраста» и другие.
Реализовала индивидуальный образовательный маршрут по теме: «Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности».
Участвовала во всероссийском форуме «Педагоги России», получила диплом участника курса «Использование игровых технологий в рамках ФОП ДО».
Участвовала в XII всероссийском конкурсе «Воспитатели России» в номинации «Молодые профессионалы» регионального этапа, заняла 1 место и получила диплом за участие всероссийского уровня.
Для определения уровня наших достижений и результатов, проведены диагностики и анкетирования.
Анкета вовлеченности родителей в волонтерскую деятельность: на вопрос хотели бы в заниматься волонтерской деятельностью, в 2023 году 20% ответили да, нет-20%, не знаю- 60%; в 2024 году 60% ответили да, 10% нет и 30% не знаю.
Диагностика уровня воспитанности по методике М.И. Шиловой для детей старшего дошкольного возраста. В 2023 году высокий уровень воспитанности был у 27%, средний у 53%, низкий у 18%, уровень невоспитанности-2%; в 2024 году высокий уровень у 50%, средний – 50%, низкий 0 %.
Определение коммуникативной компетентности ребенка в общении со сверстниками по методике «Картинки» (по Е.О. Смирновой). В 2023 году слабая степень выраженности у 40%, средняя выраженность качества у 32% детей, сильная выраженность качества у 28%. В 2024 году слабая степень выраженности у 15%, средняя выраженность качества у 18% детей, сильная выраженность качества у 67% детей подготовительной группы.
Считаю свою работу актуальной, востребованной и результативной.
В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что через волонтерское движение и партнерские отношения у детей формируются общечеловеческие ценности: забота о младших, уважение к старшим, доброта, милосердие, самостоятельность, инициатива. Воспитывается экологическая культура, патриотические чувства, уважение к труду, любовь к своей Родине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта работы МДОУ д/с "Ромашка" по правилам дорожного движения
Материал содержит разработки педагогов сада по правилам дорожного движения. Раскрывая духовный и творческий потенциал детей, педагоги нашего ...

Обобщение педагогического опыта «Условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста».
Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы с...

Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"
Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"...

Обобщение педагогического опыта "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"
Обобщение педагогического опыта "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"...

Обобщение педагогического опыта.Презентация: "Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках ФГОС".
Обобщение педагогического опыта.Презентация: "Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках ФГОС"....

Б А З О В А Я М О Д Е Л Ь ОБОБЩЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА Тема опыта: Использование информационно - коммуникационных технологий при организации образовательного процесса ДОУ
Использование компьютерных технологий для расширения интеллектуальных возможностей ребенка....

Приказ об утверждении итогов педагогического совета №3 от 17.03.2022г. (обобщение педагогического опыта работы)
Приказ об обобщении педагогического опыта на тему: «Развитие и обогащение словарного запаса через лексические игры детей подготовительной группы с ФФНР»...