Обобщение педагогического опыта "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"
статья на тему

Гырбу Светлана Михайловна

Обобщение педагогического опыта "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_ped-go_opyta.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя»

Актуальность исследования стилевых особенностей педагогической деятельности воспитателя значительно возрастает в связи с модернизацией ОП, одним из направлений которой является изменение содержания подготовки педагогов с учетом обновления содержания и технологий общего образования. Процессы в современном образовании происходят на основе реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

Стремительное развитие системы образования, введение ФГОС нового поколения обусловили изменение и повышение требований к уровню профессиональной подготовки участников образовательного процесса. В связи с этим устойчива потребность в высококвалифицированном, одарённом и находящемся в творческом поиске педагоге, способном обновлять содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения, применения достижений науки и педагогического опыта. Постоянно усложняющееся современное образовательное пространство требует изменения содержания и технологий педагогической деятельности,  раскрытия собственной индивидуальности, поиска способов самореализации,  проявляющихся в индивидуальном стиле.

Понятия «индивидуальный стиль педагогической деятельности» -система (совокупность) действий (приемов, способов) деятельности педагога, обеспечивающая ее наилучшее осуществление. В то же время исследуемое понятие, в отечественной науке рассматривалось как тесно связанное, с одной стороны, с категорией индивидуальности педагога (З. Н. Вяткина, Л. Н. Макарова и др.), с другой – с категорией деятельности (А. К. Маркова, А. Я. Никонова, О. А. Слепичева, Н. И. Щелихова и др.).

 Основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности. Он проявляется:

- в темпераменте (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость);

- в характере реакций на те или иные педагогические ситуации;

- в выборе методов обучения;

- в подборе средств воспитания,

- в стиле педагогического общения;

- в реагировании на действия н поступки детей;

- в манере поведения;

- в предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний;

- в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.

А.К. Маркова и А.Я. Никонова  рассматривают три группы характеристик индивидуального стиля педагогической деятельности:

1) содержательные,

2) динамические

 3) результативные характеристики.

Среди важнейших содержательных характеристик ученые указывают такие, как:

- преимущественная ориентация педагога: на процесс обучения, процесс и результаты обучения, только на результаты обучения;

- адекватность-неадекватность планирования учебно-воспитательного процесса;

- оперативность-консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности;

- рефлексивность-интуитивность.

При анализе индивидуального стиля, помимо его содержательных и динамических характеристик, необходимо также, учитывать результативность педагогической деятельности воспитателя (см. таблицу 1).

Таблица 1

   Индивидуальный стиль педагогической деятельности воспитателя

Содержательные характеристики индивидуального стиля

Динамические характеристики индивидуального стиля

Результативность педагогической деятельности

1) преимущественная ориентация   учителя  на результаты   обучения   —  на   процесс  обучения  — на процесс и результаты обучения,

2)  адекватность   —    неадекватность  планирования    учебно-воспитательного процесса,

3) оперативность — консервативность  в  использовании   средств   и   спо­собов         педагогической деятельности,

4) рефлексивность — интуитивность

1) гибкость — традиционность,

2) импульсивность  — осторожность,

3) устойчивость   —   неустойчивость по отношению к изменяющейся ситуации,

4) стабильное     эмоционально-положительное — неустойчивое        эмоциональное     отношение     к учащимся,

5) наличие   —   отсутствие   личностной   тревожности,

6)    направленность   рефлексии   в   неблагоприятной ситуации   на себя — на обстоятельства — на других

1) уровень знаний воспитанников,

2)   характер    развития         интереса дошкольников данному направлению,

3) сформированность   у   дошкольников   навыков   учения

Выбор названий индивидуальных стилей осуществлен по ряду оснований. Составляющие содержательных характеристик определяют такое качество педагога, как методичность (или противоположное ему — импровизационность). В составляющих динамических характеристик проявляется такая индивидуально-личностная черта педагога, как рассудительность (или противоположная ей — эмоциональность).

Определение понятия «индивидуальный стиль педагогической деятельности» отражает систему излюбленных приемов, определенный склад мышления, манера общения, способы предъявления требований, неразрывно связанные с системой взглядов и убеждений.

Список использованной литературы

  1. Демидова И. Д. Педагогическая психология: Учебное пособие.- Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2003. - 224 с.
  2. Кан-Калик., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество.- М.: изд-во «Педагогика», 1990. - 144 с.
  3. Роботова А. С., Леонтьева Т. В. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений.- М.: Издательский центр « Академия», 2000. - 208 с.
  4. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2003. - 544 с.
  5. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя.- М.: изд-во «Просвещение», 1991. - 288 с.

Чернявская А. П. Педагогическая техника в работе учителя. - М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный маршрут профессиональной деятельности воспитателя в условиях ДОУ компенсирующего вида

В работе представлен индивидуальный маршрут профессиональной деятельности воспитателя в условиях ДОУ компенсирующего вида как вариант методического сопровождения педагога....

Особенности индивидуального психолого- педагогического консультирования родителей воспитанников ДОУ

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что максимальное внимание уделяется освещению проблем психолого-педагогического консультирования школьников, их родителей, взрослых людей разн...

Презентация к педагогической гостиной "Психологические особенности детей 3-4 лет"

Материал предназначен для родителей детей  младшего дошкольного возраста , сопровождается конкретными примерами из жизни группы....

Выступление на педагогическом совете. Тема: «Особенности организации художественно-изобразительной деятельности с детьми с нарушением зрения. Зрительные упражнения»

     Данный материал позволит повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах организации художественно-изобразительной деятельности с детьми с нарушением зрения....

«Модель методической поддержки развития индивидуального стиля педагогической деятельности педагога МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 175»

Проблема и актуальность проекта.Изменения в социокультурной и экономической жиз­ни российского общества и реформа системы образования требуют качественного преобразования деятельности педагогов в ...

индивидуальная траектория профессиональной деятельности воспитателя в межаттестационный период

Индивидуальный план профессиональной деятельности воспитателя в межаттестационный период...

Педагогический проект « Использование камешков Марблс в образовательной деятельности воспитателя в младшей группе»

Цель проекта: развитие у детей познавательного интереса, интеллектуального развития детей; развитие моторики рук, мышления и речи детей, применяя игры с камешками Марблс....