Обобщение педагогического опыта "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"
статья на тему
Обобщение педагогического опыта "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_ped-go_opyta.docx | 23.54 КБ |
Предварительный просмотр:
«Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя»
Актуальность исследования стилевых особенностей педагогической деятельности воспитателя значительно возрастает в связи с модернизацией ОП, одним из направлений которой является изменение содержания подготовки педагогов с учетом обновления содержания и технологий общего образования. Процессы в современном образовании происходят на основе реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
Стремительное развитие системы образования, введение ФГОС нового поколения обусловили изменение и повышение требований к уровню профессиональной подготовки участников образовательного процесса. В связи с этим устойчива потребность в высококвалифицированном, одарённом и находящемся в творческом поиске педагоге, способном обновлять содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения, применения достижений науки и педагогического опыта. Постоянно усложняющееся современное образовательное пространство требует изменения содержания и технологий педагогической деятельности, раскрытия собственной индивидуальности, поиска способов самореализации, проявляющихся в индивидуальном стиле.
Понятия «индивидуальный стиль педагогической деятельности» -система (совокупность) действий (приемов, способов) деятельности педагога, обеспечивающая ее наилучшее осуществление. В то же время исследуемое понятие, в отечественной науке рассматривалось как тесно связанное, с одной стороны, с категорией индивидуальности педагога (З. Н. Вяткина, Л. Н. Макарова и др.), с другой – с категорией деятельности (А. К. Маркова, А. Я. Никонова, О. А. Слепичева, Н. И. Щелихова и др.).
Основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности. Он проявляется:
- в темпераменте (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость);
- в характере реакций на те или иные педагогические ситуации;
- в выборе методов обучения;
- в подборе средств воспитания,
- в стиле педагогического общения;
- в реагировании на действия н поступки детей;
- в манере поведения;
- в предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний;
- в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.
А.К. Маркова и А.Я. Никонова рассматривают три группы характеристик индивидуального стиля педагогической деятельности:
1) содержательные,
2) динамические
3) результативные характеристики.
Среди важнейших содержательных характеристик ученые указывают такие, как:
- преимущественная ориентация педагога: на процесс обучения, процесс и результаты обучения, только на результаты обучения;
- адекватность-неадекватность планирования учебно-воспитательного процесса;
- оперативность-консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности;
- рефлексивность-интуитивность.
При анализе индивидуального стиля, помимо его содержательных и динамических характеристик, необходимо также, учитывать результативность педагогической деятельности воспитателя (см. таблицу 1).
Таблица 1
Индивидуальный стиль педагогической деятельности воспитателя
Содержательные характеристики индивидуального стиля | Динамические характеристики индивидуального стиля | Результативность педагогической деятельности |
1) преимущественная ориентация учителя на результаты обучения — на процесс обучения — на процесс и результаты обучения, 2) адекватность — неадекватность планирования учебно-воспитательного процесса, 3) оперативность — консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности, 4) рефлексивность — интуитивность | 1) гибкость — традиционность, 2) импульсивность — осторожность, 3) устойчивость — неустойчивость по отношению к изменяющейся ситуации, 4) стабильное эмоционально-положительное — неустойчивое эмоциональное отношение к учащимся, 5) наличие — отсутствие личностной тревожности, 6) направленность рефлексии в неблагоприятной ситуации на себя — на обстоятельства — на других | 1) уровень знаний воспитанников, 2) характер развития интереса дошкольников данному направлению, 3) сформированность у дошкольников навыков учения |
Выбор названий индивидуальных стилей осуществлен по ряду оснований. Составляющие содержательных характеристик определяют такое качество педагога, как методичность (или противоположное ему — импровизационность). В составляющих динамических характеристик проявляется такая индивидуально-личностная черта педагога, как рассудительность (или противоположная ей — эмоциональность).
Определение понятия «индивидуальный стиль педагогической деятельности» отражает систему излюбленных приемов, определенный склад мышления, манера общения, способы предъявления требований, неразрывно связанные с системой взглядов и убеждений.
Список использованной литературы
- Демидова И. Д. Педагогическая психология: Учебное пособие.- Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2003. - 224 с.
- Кан-Калик., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество.- М.: изд-во «Педагогика», 1990. - 144 с.
- Роботова А. С., Леонтьева Т. В. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений.- М.: Издательский центр « Академия», 2000. - 208 с.
- Столяренко Л. Д. Педагогическая психология: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2003. - 544 с.
- Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя.- М.: изд-во «Просвещение», 1991. - 288 с.
Чернявская А. П. Педагогическая техника в работе учителя. - М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный маршрут профессиональной деятельности воспитателя в условиях ДОУ компенсирующего вида
В работе представлен индивидуальный маршрут профессиональной деятельности воспитателя в условиях ДОУ компенсирующего вида как вариант методического сопровождения педагога....
Особенности индивидуального психолого- педагогического консультирования родителей воспитанников ДОУ
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что максимальное внимание уделяется освещению проблем психолого-педагогического консультирования школьников, их родителей, взрослых людей разн...
Презентация к педагогической гостиной "Психологические особенности детей 3-4 лет"
Материал предназначен для родителей детей младшего дошкольного возраста , сопровождается конкретными примерами из жизни группы....
Выступление на педагогическом совете. Тема: «Особенности организации художественно-изобразительной деятельности с детьми с нарушением зрения. Зрительные упражнения»
Данный материал позволит повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах организации художественно-изобразительной деятельности с детьми с нарушением зрения....
«Модель методической поддержки развития индивидуального стиля педагогической деятельности педагога МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 175»
Проблема и актуальность проекта.Изменения в социокультурной и экономической жизни российского общества и реформа системы образования требуют качественного преобразования деятельности педагогов в ...
индивидуальная траектория профессиональной деятельности воспитателя в межаттестационный период
Индивидуальный план профессиональной деятельности воспитателя в межаттестационный период...
Педагогический проект « Использование камешков Марблс в образовательной деятельности воспитателя в младшей группе»
Цель проекта: развитие у детей познавательного интереса, интеллектуального развития детей; развитие моторики рук, мышления и речи детей, применяя игры с камешками Марблс....