Главные вкладки
Детские конфликты между дошкольниками.
статья
Мотивы конфликтов между дошкольниками.Рекомендации для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 650.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Детские конфликты между
дошкольниками .
Мотивы конфликтов между дошкольниками
Вот какие мотивы чаще всего побуждают детей ссориться и конфликтовать друг с другом.
Мотив обладания. Ребенок хочет здесь и сейчас получить в свое распоряжение игрушку, инструмент или другой предмет. Этот мотив связан с потребностью подражать, и ребенок, видя, как кто-то играет с определенным предметом, хочет сделать то же самое.
Мотив доминирования. Этот мотив проистекает из соперничества между детьми, из стремления к лидерству.
Мотив признания. Он связан с желанием быть замеченным — как детьми, так и взрослыми. Ребенок хочет быть важным, ищет принятия другими людьми.
Мотив достижения. Ребенок хочет добиться успеха, реализовать личные устремления.
Мотив справедливости, уважения к правилам. Ребенок усвоил те или иные правила взаимодействия и ждет, что другие тоже будут действовать в соответствии с ними. Он ревностно следит за соблюдением другими правил и норм.
Мотив проверки собственных сил и способностей. Малыш хочет посмотреть, как отреагирует сверстник в ответ на определенное поведение.
Реакция на конфликты может быть разной
Уже в раннем возрасте дети придерживаются разных стратегий решения разногласий (или ухода от них):
- компромисс — поиск взаимных уступок, переговоры;
- конфронтация — конфликт усиливается в надежде, что оппонент отступит;
- обращение к авторитетам: в детском саду это воспитатель или сверстники, занимающие доминирующее положение в группе; на детской площадке или дома — родители;
- конфликт также может быть разрешен с помощью жалобы — психологи еще называют ее косвенной вербальной агрессией, потому что один ребенок представляет своего оппонента (другого ребенка) в невыгодном свете в глазах авторитетной фигуры (например, учителя).
Конфликты со сверстниками могут вызывать у ребенка враждебность, разочарование, страх межличностных контактов. Но, с другой стороны, конфликт создает условия для обретения навыков межличностной коммуникации, главными из которых являются умение договариваться и искусство компромиссов. И здесь важно оказывать ребенку эмоциональную поддержку, подводить к разрешению спорной ситуации и учить его правильно формировать межличностные отношения.
Как реагировать родителям
Взрослым желательно реагировать на детские конфликты спокойно и всегда поддерживать ребенка в поиске решения. Ведь нервная система дошкольника подвижна, а его чувства быстро меняются.
С трехлетками нужно как можно чаще играть вместе, и лучше избегать элементов соперничества, а вместо этого показывать важность сотрудничества, чтобы дети узнали, что у каждого из нас разные потребности и цели.
Четырехлетних детей целесообразно учить работать с различными эмоциональными состояниями. Например, сядьте вместе с малышом перед зеркалом и изображайте радость, грусть, гнев — пусть дети повторяют и называют эти чувства.
Для пяти- и шестилетних детей важно взаимодействие со сверстниками, но и конфликты в этом возрасте возникают чаще. Мальчики обычно дерутся и задирают друг друга, девочки выясняют отношения и формируют закрытый круг подруг. Чаще всего дети ссорятся из-за игрушки в ходе свободной игры, или причиной конфликта становится несоблюдение правил в командных играх.
В этом возрасте важно обеспечить детям как можно больше физических упражнений на свежем воздухе. Перед сеансом спортивной игры полезно напомнить всем правила. Если ситуация обостряется, нужно позволить детям решать вопрос самостоятельно — до тех пор, пока дело не дойдет до открытой агрессии.
Если перепалка все-таки произошла, необходимо разрешить ее таким образом, чтобы свести вероятность повторения ситуации к минимуму. В этом помогут пять шагов со стороны взрослых.
Научить слушать и понимать. В случае ссоры важно разобраться в первопричине конфликта. Попросите каждого участника спора объяснить свои желания, претензии и переживания. При этом обратите внимание каждого ребенка на слова оппонента, чтобы они смогли понять причины поведения друг друга.
Никогда не оставлять конфликт нерешенным. В конфликтной ситуации переключайте внимание малышей, дайте им остыть и только после этого вернитесь к обсуждению проблемы.
Взрослый не может быть заинтересованным лицом в конфликте. Постарайтесь ни в коем случае не занимать позицию того или иного ребенка — даже если это ваш собственный сын или дочь.
Дайте осмыслить происходящее. Задайте вопросы, которые заставят детей понять смысл случившегося. Как можно было избежать спора? Что нужно сделать, чтобы каждый получил желаемое и не обиделся? Как вы будете вести себя в следующий раз в такой ситуации?
Научите справляться с яростью. Главное — прийти к компромиссу и наглядно показать, что не бывает неразрешимых ситуаций.
Дети неизбежно будут переживать взлеты и падения в отношениях с друзьями, по мере того как они растут и меняются. Но если подготовить их к тому, как справляться с конфликтными ситуациями, они смогут преодолевать их и сохранять дружеские отношения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/03/picture-1078285-1546521390.jpg)
Консультация для родителей «Конфликты между родителями в детском саду»
Конфликты в детском саду – это неизбежный элемент общения в коллективе, но большинство родителей не любят подобные ситуации и бывают вовлечены в них помимо своей воли. Это довольно неприят...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/03/picture-1078285-1546521390.jpg)
Консультация для родителей «Конфликты между родителями в детском саду»
Конфликты в детском саду – это неизбежный элемент общения в коллективе, но большинство родителей не любят подобные ситуации и бывают вовлечены в них помимо своей воли. Это довольно неприят...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/16/picture-607317-1458138249.jpg)
Консультация для родителей «Конфликты между родителями в детском саду»
Как, как правильно поступить в той или иной ситуации?Учимся конструктивному общению, узнае...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/29/picture-645589-1435594340.png)
Статья «Игровые способы решения детских конфликтов у дошкольников»
Внедрение в практику детского сада таких технологий решения детских конфликтов как «мирилки» позволяют дошкольникам стать более общительным, приветливым, контактным, доброжелательным, пони...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/30/picture-1472301-1706597246.jpg)
МЕТОДЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ ВОСПИТАТЕЛЕМ И РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Интерес к вопросам, касающимся воспитания ребенка, начал усиливаться в конце XIX века, и фундаментальное изменение в пространстве исследований детства отмечено в двадцатом веке. Разгорелись дискуссии ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/30/picture-1472301-1706597246.jpg)
МЕТОДЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ ВОСПИТАТЕЛЕМ И РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Интерес к вопросам, касающимся воспитания ребенка, начал усиливаться в конце XIX века, и фундаментальное изменение в пространстве исследований детства отмечено в двадцатом веке. Разгорелись дискуссии ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/07/25/picture-1476053-1690249652.jpg)
Статья. Детская агрессия у дошкольников: причины и последствия (Рекомендации для родителей дошкольников)
"Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он ру...