Статья «Игровые способы решения детских конфликтов у дошкольников»
статья

Андрианова Ольга Леонидовна

Внедрение в практику детского сада таких технологий решения детских конфликтов как «мирилки» позволяют дошкольникам стать более общительным, приветливым, контактным, доброжелательным, понимать эмоциональное состояние другого, повысить самооценку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.75 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Игровые способы  решения детских конфликтов у дошкольников»

На сегодняшний день одной из основных задач является приобщение детей дошкольного возраста к социальному миру. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 № 1155г.) в требованиях к образовательной программе дошкольного образования определяет её, как программу психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста (п.2.3.).

Стандарт указывает на то, что в дошкольных образовательных организациях необходимо создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

В современном мире дети все чаще ощущают на себе трудности в общении со сверстниками. Настоящая дружба, дружеские взаимоотношения и нравственные ценности отходят на задний план, а ведь общение с точки зрения психологии в существенной мере пополняет чувственную сферу детей. Поэтому так важно, начиная с детского сада, научить маленького ребенка понимать чувства других, уметь сочувствовать и сопереживать.

По выражению С.Л. Рубинштейна, «От того, как человек научится строить товарищеские взаимоотношения в детстве, зависит его дальнейшее поведение в коллективе». Формирование у ребенка умения общаться со сверстниками, дружить является одной из важных психологических задач воспитания ребенка дошкольного возраста.

Дружеские отношения – это отношения, в которых ребенку надо быть общительным, вежливым, внимательным, радушным, уважать людей, заботиться о друзьях, делиться всем, что у тебя есть, разрешать конфликты мирным путем, уметь находить друзей. Благодаря формированию дружеских отношений дошкольника  можно научить воспринимать окружающих людей как заботливых, надежных, воспитать у него базовое доверие к социальному миру.

Наблюдения в работе с детьми показали, что не все дети умеют сотрудничать друг с другом. Детям, в силу своего возраста, еще трудно определить настроение другого человека, поэтому они не могут оказать поддержку тому ребенку, который в настоящий момент в ней нуждается, дети не способны сами, без помощи взрослых решать конфликты.

Отечественные исследователи, Я. Л. Коломинский и Б. П. Жизневский, выделили несколько  причин возникновения  детских конфликтов[2]:

- выбор общей темы игры;

- выбор состава участников игры;

- из-за распределения ролей;

- из-за выбора игрушек;

- из-за сюжетной линии игры;

- правильность игровых действий.

В дошкольном возрасте конфликтных ситуаций большое множество и многие детские ссоры обычно разрешаются сами собой. Небольшие противоречия - это естественные явления жизни, первые уроки взаимодействия со сверстниками, с окружающим миром.

Основная цель взрослых состоит в том, чтобы научить детей взаимодействию друг с другом, умению выражать свои желания, выслушивать желания другого, договариваться, поэтому в своей работе воспитателю следует применять различные методы профилактики детских конфликтов:

  • использование сюжетно-ролевые игры;
  • обыгрывание различных конфликтных ситуаций, а также моделирование выхода из них;
  • совместное чтение и обсуждение с детьми художественных произведений нравственного содержания;
  • просмотр и анализ фрагментов различных мультфильмов с последующим моделированием их новых версий;
  • беседы на морально - нравственные темы;
  • различные коммуникативные игры.

Если же избежать детских ссор не удалось, педагог, наблюдающий такую ситуацию должен придерживаться следующих правил:

  1. Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми. Не стоит мешать детям получать такой жизненно важный опыт. Однако если один из ссорящихся значительно младше или слабее другого участника конфликта и при этом они весьма близки к выяснению отношений кулаками, то нужно остановить их и постараться перевести ссору опять в «речевое» русло.
  2. Вмешиваясь в детский конфликт, никогда не занимайте сразу позицию одного из ребят, даже если вам кажется очевидным, кто здесь прав, а кто виноват.
  3. Дайте детям понять, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое.
  4. Помогая детям выйти из конфликта и освободиться от накопившейся обиды и злости, следите за тем, чтобы они не переходили на личности.
  5. Если вы стараетесь помочь урегулировать конфликт между двумя детьми, то приложите усилия, чтобы у ребят не возникло ощущения, что одного из них (кто оказался не виноват или чья вина меньше) вы любите больше.[1]

Каждый день педагоги сталкиваются с ситуациями, когда дети в группе ссорятся, ругаются и даже дерутся. Очень важно научить детей мириться друг с другом, жить дружно, вместе играть и быть доброжелательными. Чтобы быстро примирить и научить детей прощать друг друга можно использовать  игровые способы решения детских конфликтов.

Установить уважительные взаимоотношения между детьми в группе, сглаживать детские конфликты помогут действия с применением игрушек – «мирилок», игровые стихотворные «мирилки»[3].

«Мирилки» развивают навыки вербального и невербального общения, помогают сосредоточить внимание детей на сверстнике, настроить на совместную групповую деятельность, самостоятельно помириться после ссоры, стимулируют создание доброжелательной атмосферы в группе

Сглаживать детские конфликты очень помогают «мирилки» – добрые стишки, которые произносят поссорившиеся малыши.

Важно рассказать детям, что с помощью «мирилок» очень удобно мириться с друзьями. Есть дети, которым сложно сделать первый шаг и принести извинения. «Мирилоки» в игровой форме помогут превратить процесс примирения в увлекательную историю, снимут эмоциональное напряжение, сохранят доброжелательные отношения друг к друг в течение всего дня.

Задача воспитателя заключается в умении вовремя рассказать и показать, как нужно мириться.

  1. Необходимо совместно выбрать 2-5 «мирилки», которые нравятся не только педагогу, но и детям, и выучить их. Педагог и сам должен  использовать  «мирилки», если вдруг кого-то обидел.  Тогда и дети станут тоже использовать «мирилки» в общении с людьми.
  2. Необходимо очень бережно отнестись к самому тексту, которые мы – взрослые – читаем детям. Ведь эти тексты дают детям образцы поведения в жизни и реакции на жизненные ситуации. Не используйте «мирилки», в которых детям надо мириться под угрозой наказания взрослого. Например, такие: «Мирись, мирись, Больше не дерись. А то бабушка придет, Тебе уши надерет».  Такие «мирилки» нарушают саму суть «мирилки» – помириться не ради того чтобы избежать наказания, а для того, чтобы самим было лучше, веселее жить. Да и образ бабушки дается не самый лучший и явно отрицательный. Вместо того чтобы разобраться с причиной ссоры и научить детей выходить из нее, бабушка из такого текста сразу же наказывают. В тексте должны быть заложены позитивные варианты поведения взрослых и детей.
  3. Избегайте негатива в «мирилках», например: «если ты не будешь, то мы (тебя игнорируем, т. е. не будем играть, водиться и т. д.). Принятие человека, прощение, это очень важно – и это самое главное в «мирилках»!

К стихам-«мирилкам» можно предложить детям нетрадиционные атрибуты, такие как:

  • «Коробка-мирилка»

Коробка, ярко и красиво украшенная. По обеим сторонам коробки делаются два отверстия для рук. Ребята соприкасаются ладошками или сцепляются мизинцами, при этом произносят слова-мирилки. Известно, что тактильные прикосновения ладошками способствует снятию мышечного и психоэмоционального напряжения. Испытывая дополнительно тактильные ощущения от соприкосновения рук, дети не только забывают обиды и злость, но и стараются скорее начать играть вместе.

  • «Варежка-мирилка»

При возникновении конфликтных ситуаций, поссорившиеся дети засовывают с разных сторон руки в варежку и произносят разные стихи – мирилки.

  • «Коврик мира»

Коврик постоянно находится в игровой зоне, и по мере необходимости дети его берут, раскладывают, садятся на него и обсуждают возникшие проблемы, ссоры. Затем дети мирятся, произнося «мирилку».

  • Кукла «Мирилка».

Поссорившиеся дети берут с разных сторон руки куклы, произносят разные стихи-«мирилки». От куклы дети испытывают дополнительно тактильные ощущения и не только забывают обиды, но стараются с ней поиграть.

Наиболее продуктивно ребенок усваивает то, что ему интересно, что затрагивает его эмоции, выучив простые короткие стихи, ребенок сможет без наличия взрослого возобновить дружбу с другим ребенком.

Таким образом, внедрение в практику детского сада таких технологий решения детских конфликтов как «мирилки» позволяют дошкольникам стать более общительным, приветливым, контактным, доброжелательным, понимать эмоциональное состояние другого, повысить самооценку.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Игровая деятельность как средство социализации дошкольника"

Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации....

Статья в сборнике "Детский фитнес для дошкольников".

Детский фитнес для коррекции опорно-двигательного аппарата....

Статья "Сказки – польза детских сказок для дошкольников"

Сказки – польза детских сказок для дошкольниковДаже повзрослев, многие помнят сюжеты любимых сказок, которые читали им родители. Сказки нравятся всем детям без исключения. Однако, они являются н...

Статья. Особенности разрешения детских конфликтов в образовательном процессе ДОУ.

В статье описываются детские конфликты и способы из разрешения...

Статья "Как разрешить детские конфликты?"

Практические советы по разрешению детских конфликтов....

Статья «Игровые технологии в познавательном развитии дошкольников» на тему «Использование технологии «дидактический синквейн» в работе с дошкольниками.»

Одним из эффективных   интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность  и способствует  развитию речи, является работа над созданием нерифмованного...