«Формирование коммуникативных навыков у детей младшего возраста в процессе театрализованной деятельности» Перспективный план по самообразованию
методическая разработка (младшая группа)

Семенова Анна  Алексеевна

Создание условий для развития коммуникативных навыков у детей младшего возраста через театрализованную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: создание условий для развития коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Задачи:

Образовательные:

  • учить детей взаимодействовать друг с другом и взрослыми при помощи вербальных и невербальных средств общения, согласовывая свои действия с окружающими.

Развивающие:

  • развивать потребность в общении, психические процессы, мелкую моторику.

Воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Актуальность:

Детский сад – это первый опыт социализации ребенок. Каким он будет? Все зависит от нас педагогов. Мы хотим видеть наших воспитанников активными, умеющими общаться, действующими вместе со сверстниками и получающими радость от совместного общения.

Игра! Что может быть естественнее для малышей. Это главный вид деятельности в дошкольном возрасте, через который дети познают окружающий мир. Театрализованная игра – это та же игра. Она позволяет объединить детскую игру и театр, деятельность, наполненную эмоциями; является средством решения сложностей во взаимодействии детей друг с другом и со взрослыми. Театрализованная деятельность – это один из эффективных способов коррекционного взаимодействия.

Деятельность ребенка в театре, помогает ему стать открытым, общительным. В процессе театрализованной деятельности дети 2-3 лет общаются между собой как герои произведений. Они действуют больше эмоциями, мимикой, жестами, т.к. речевые навыки развиты еще недостаточно для активного общения. Это первая ступень общения.

Постепенно эти навыки переходят из игры в жизнь детей и помогают выстраивать контакты со сверстниками и взрослыми. Дети испытывают радость, удивление, интерес к деятельности, а после и к общению. Главное – создать между взрослыми и детьми отношение доброты, сердечности, любви. Это уже вторая ступень.

В театрализованной деятельности очень важно использовать двигательную активность, которую можно рассмотреть, как фактор, позитивно влияющий на психическое и соматическое здоровье детей. Игра, эмоции, движение – это третья ступень развития коммуникативных навыков младших дошкольников.

Мы используем в своей системе разные виды театра, что позволяет систематизировать, обогатить знания детей, лучше понять и освоить общение. Именно поэтому мы решили создать кукольный театр в группе детского сада, который отвечал бы всем возрастным особенностям детей. У нас есть успехи в этой области, мы видим результаты и хотим поделиться опытом своей работы.

Предполагаемый результат:

  • повышение качества собственной профессиональной,  научно-практической подготовки и уровня компетентности воспитателя в вопросах развития речи детей раннего возраста посредством использования театрализованной деятельности;
  • пополнение информационно-методической  и нормативно-правовой базы по исследуемой теме.
  • приобщение детей к театрализованной деятельности с раннего детства;
  • обогащение активного и пассивного словаря и активизирование речи детей раннего возраста;
  • совершенствование развивающей предметно-пространственной среды группы;
  • повышение уровня знаний родителей по теме «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего возраста». Совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Сроки реализации плана самообразования: сентябрь 2023г. – май 2025г.

Перспективный план работы  по самообразованию на 2023- 2025г

Содержание деятельности

Форма отчетности

Дата, сроки проведения

Методическая работа

Сбор информации по исследуемой проблеме: изучение научно-методической литературы,  опыта работы педагогов-практиков

Знакомство с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и интернет. Формирование электронной и методической библиотеки Составление картотеки использованной литературы. Составление плана работы с воспитанниками и  их семьями, на основе изученного материала. Подбор рабочего материала по теме.

Сентябрь-октябрь

Педагогический мониторинг  образовательной области «Развитие речи» в группе

Карта педагогического мониторинга. Анализ данных. Пути решения выявленных проблем. Рекомендации родителям.

Октябрь 2023г (первичный)

Май 2025г.(итоговый)

Разработка перечня необходимого оборудования для центра театрализации.

План организации и развития предметно-пространственной среды группы  на 2013 – 2024 учебный год

Сентябрь 2023г -2025г.

Оформление центра

речевого развития

Изготовление картотек по развитию речи, для развития мелкой моторики рук, дыхательной гимнастики, слухового внимания, звукоподражания, предметно – игровых действий, пальчиковой и артикуляционной гимнастики (в соответствии с возрастными особенностями детей 1,5-2 лет)

Октябрь 2023г

 по апрель 2025г.

Пополнение картотеки потешек и двигательно-речевых игр для детей раннего возраста

Картотеки двигательно-речевых игр и потешек.

Октябрь 2023 г

По май 2025г.

Оформление ширмы для театрализованной деятельности: кукольный  театр «Би-ба-бо».

Ширма для кукольного театра

Ноябрь 2023г

Изготовление театра настенного театра «Репка», оформление его на стену в доступности для детей

Настенный театр «Репка» для самостоятельной игры детей

Ноябрь 2023г

Разработка конспектов НОД  с использованием приемов театрализации «Репка»,  «Теремок», «Сказка про утят», «Заинька серенький», «Сидит белка на тележке»

Конспекты НОД

2023г-2025г

Пополнение центра театрализации различными видами театра: настольный, пальчиковый, театр на магнитах, теневой театр, перчаточный, настенный, театр на фланелеграфе, масочный театр

Пополнение центра театрализации настольными театрами «Волк и семеро козлят», «Кот и лиса»; картинными театрами: «Кот, лиса и петух», «Маша и медведь»; магнитным театром: «Три медведя», «Курочка Ряба»

2023г-2025г

Изготовление атрибутов для театральных игр, игр драматизаций, режиссёрских игр, театральных этюдов

Создание театрализованного уголка, изготовление масок,

Показ театра на фланелеграфе по русской народной сказке «Репка» 

Закрепление у  детей последовательности  героев сказки «Репка».

Декабрь 2023г.

Изготовление необходимых атрибутов для организации новогодних игр

Новогодние атрибуты: шапочки снеговиков, маски снегирей, снежки из поролона, домик Деда Мороза

Декабрь 2023 г

Показ фланелеграфного театра «Теремок» детям»

Знакомство детей со сказкой «Теремок»

Январь  2024г

Изготовление шапочек по сказке «Репка» для театрализованного представления

Подготовка к  театрализованному представлению для воспитанников младшей группы  по сказке «Репка»

Февраль 2024г

Чтение народных сказок, стихов, потешек, прибауток с  использованием театральных атрибутов

Приобщение детей к театрализованной деятельности, снижение тревожности, преодоление застенчивости

Март

2024г

Изготовление дидактических игр по сказкам

Пополнение картотеки дидактических игр «Сказка в гости нас зовет»

Апрель - май 2024г.

Постановка и повторение театров

Непосредственное участие детей в театрализации

Май

Работа с родителями

Анкетирование родителей на тему: «Театр и дети»

Консультация для родителей «Как поддержать интерес ребенка к театру?»

Октябрь 2023г

Конкурс с участием родителей «Театр своими руками»

Участие в конкурсе, пополнение центра театрализации новыми видами театров в группе

Декабрь

2023г

Оформление консультаций для родителей по исследуемой теме

Консультации: «Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребёнка», «Средство домашнего воспитания – кукольный театр», «Театральные игры как средство

всестороннего развития ребёнка», «Как интересно провести досуг в кругу семьи», «Что такое театр?», «Развитие речи детей в семье»

2023- 2025г

Индивидуальные беседы с родителями по развитию речи детей

Индивидуальная работа

Май 2024г,

 май 2025г.

Работа с детьми

Разработка конспектов: игр, индивидуальной работы с детьми, постановочные игры, театрализованные игры.

Сентябрь

Разучивание игры со стихотворным сопровождением

«Идет бычок качается»

Русская народная потешка 

 «Заинька серенький»

Вызывать желание повторять отдельные фразы вместе с педагогом и самостоятельно.

Продолжать развивать двигательную активность детей в играх со стихотворным сопровождением

Октябрь

Театрализованные игры:

 «Лисичка и зайчики», «Волк зубастый», «Солнышко и дождик», «Кошка и мышки».

Побуждать наблюдать за действием педагога с резиновой игрушкой, вызывать желание играть с ней, подражать полёту птички.

Развивать интерес к устному народному творчеству, стремление понять содержание потешки.

        Ноябрь

Настольный театр

«Репка», «Колобок»

Учить детей принимать участие в рассказывании сказки, перемещая фигурки настольного театра.

Декабрь

Настольный театр

«Теремок»

Побуждать детей внимательно следить за развитием действия в народной сказке, понимать содержание, уметь отвечать на вопросы педагога.

         Январь 

Инсценировка сказки 

«Репка»

Настольный театр

«Репка»

Учить детей принимать участие в рассказывании сказки, перемещая фигурки настольного театра.

Февраль

Чтение народных сказок, стихов, потешек.

Побуждать детей принимать участие в игре со стихотворным сопровождением.

Март

Чтение народных сказок          «Волк и семеро козлят»,

«Маша и медведь»

«Смоляной бычок»

Настольный театр

«Колобок», «Репка»;

Прививать любовь к русскому фольклору. Вызывать желание участвовать в игре, выполняя движения руками по показу педагога.

Апрель

Настольный театр

«Маша и медведь»

Развивать интерес к устному народному творчеству.

Май

Работа с педагогами

Участие в дистанционных конкурсах профессионального мастерства воспитателей и педагогов ДОУ

Наградные документы.  

Оформление портфолио педагога.

В течении года

      Консультация

«Театр как средство  развития воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Участие в неделе открытых занятиях с постановкой сказки.

Открытое занятие для педагогов с элементами театрализации по сказке

Март

Используемые источники:

1.  Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991.

3. Берёзкин В. И. Искусство оформления спектакля-М-1986г.

4. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно- эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.

5. Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. – М.: Вентана – Граф, 2015.

6. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.

7. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.

8. Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам.- М.: Просвещение, 1969.

9. Карпов А.В. Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – СПб.: Речь, 2008.

10. Маханёва М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду» - М.: ТЦ «Сфера», 2013

11. Методическая разработка «Театрализованная деятельность в младшем дошкольном возрасте» Райло И. М.

12. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. «Кукольный театр для самых маленьких»(театр, занятия с детьми от 1 года до 3 лет) — М.: Линка-Пресс, 2009.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с детьми по теме «Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»

Перспективный план работы с детьми по теме «Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности» ...

Перспективный план работы с детьми по теме «Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»

Перспективный план работы с детьмипо теме «Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ ЯВЛЯЕТСЯ УНИКАЛЬНЫМ ПЕРИОДОМ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ, ИМЕННО В ЭТО ВРЕМЯ ЗАКЛАДЫВАЮТСЯ ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ И ХАРАКТЕРА У РЕБЕНКА....

Формирования коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности

Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка дошкольного возраста. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.Отечественные...

Семинар-практикум для педагогов на тему «Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Основной целью семинара является повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через театрализо...

«Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста через театрализованную деятельность».

слайд 1Тема: «Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста через театрализованную деятельность».слайд 2Детский сад – это первый опыт социализации ребенка. Каким он б...