Авторская разработка комплекта учебно-методических материалов "Искусство как средство развития: методическая система для маленьких художников"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Иркутской области «Институт развития образования Иркутской области»
Конкурс профессионального мастерства
«Лучшая методическая разработка»
Номинация: № 3 «Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов»
Тема конкурсных материалов: "Искусство как средство развития: методическая система для маленьких художников"
Автор разработки:
Долгова Елена Владимировна
Педагог дополнительного образования
МКДОУ детского сада № 5 г. Бирюсинска
Бирюсинск, 2024г.
Введение
Дошкольный возраст является критически важным периодом для развития творческих способностей ребенка. В данном методическом пособии рассматривается особый интерес к образовательным практикам, направленным на развитие художественного мышления и творческого самовыражения у детей старшего дошкольного возраста. Наша методическая разработка включает авторский комплект материалов, адаптированных для работы с детьми, который обеспечит комплексный подход к обучению через применение нетрадиционных техник рисования, изучение жанров живописи и декоративно-прикладного искусства.
Актуальность
В условиях современного образования актуальной является задача формирования у детей основ художественной грамотности, развития чувства прекрасного и эстетических навыков. Использование нетрадиционных методов рисования и изучение различных жанров живописи позволит детям не только развивать свои способности, но и учиться смотреть на мир через призму творчества.
Цели и задачи
Цель: Обеспечить целенаправленное развитие художественного восприятия и творческих навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Познакомить детей с основными жанрами живописи и известными художниками.
Привить интерес к декоративно-прикладному искусству.
Развивать умения использовать нетрадиционные техники рисования.
Формировать навыки цветосмешивания и сочетания цветов через практические упражнения.
Структура метода
Первый год обучения: Нетрадиционные техники рисования
Темы занятий:
- Печать и отпечатки (использование губки, картона, бумаги, природных материалов)
- Материалы: краски, журналы, картон, губки, мятая бумага, листья.
- Результат: создание уникальных отпечатков, обсуждение получившихся работ.
- Кляксография
- Материалы: акварельные краски, вода, коктейльные трубочки.
- Результат: создание оригинальных картин, обсуждение процесса.
- Смесь материалов (манка, соль, песок)
- Материалы: различные природные и искусственные вещества.
- Результат: совместное творчество, сочетание разных текстур.
- Граттаж
- Материалы: краски, картон, свеча, стека.
- Результат: создание оригинальных картин.
Дидактические материалы:
- Картотека по нетрадиционным техникам рисования: разработка картотеки, включающей разнообразные техники и примеры работ, которые могут быть использованы в процессе обучения.
- Видео мастер-классы: Предоставление видеоматериалов, демонстрирующих выполнение работ по нетрадиционным техникам и их применение в образовательном процессе.
Игра "Рисуй играя" — объединение игры и искусства. Использование игровой формы для развития творческих способностей, что подойдет как для индивидуального, так и группового обучения.
Второй год обучения:
Изучение жанров живописи: Темы занятий:
- Изучение жанров живописи (портрет, пейзаж, натюрморт)
- Материалы: альбомы, репродукции картин.
- Результат: создание собственных работ на основе изученных жанров.
- Знакомство с художниками
- Материалы: визуальные пособия
- Результат: представление о карьерах и стилях известных мастеров.
- Декоративно-прикладное искусство
- Материалы: заготовки для росписи, краски.
- Результат: создание уникальной работы, согласно собственному дизайну.
Дидактические материалы:
- Картотека по жанрам живописи, с примерами известных картин и краткими историями художников.
- Дидактическое пособие по декоративно-прикладному искусству "Матрёшка", для выполнения практических заданий по росписи и созданию декоративных изделий.
- Дидактическое пособие по цветосмешиванию «Пластилиша»: Включение задач на смешивание цветов и создание собственных палитр для рисования.
Разработка учебно-методических материалов нацелена на создание благоприятной среды для обучения, что позволяет:
- Развивать художественные навыки и творческое мышление.
- Повышать мотивацию к обучению через игровые и инновационные методы.
- Формировать у детей восприятие искусства как важной составляющей жизни.
Результативность
К внедрению нового комплекта учебных материалов мы ожидаем:
- Улучшение художественной грамотности детей.
- Повышение интереса к живописи и декоративно-прикладному искусству.
- Развитие умений использовать различные техники рисования.
Оптимальность подбора дидактических средств
Важно, чтобы используемые дидактические материалы были как можно более разнообразными, что обеспечит комплексный подход к обучению. Подбор инструментов, таких как карточки, видео и пособия, будет способствовать визуализированию информации и активному вовлечению детей в процесс.
Воспроизводимость
Материалы могут быть легко адаптированы для использования как в групповых, так и в индивидуальных занятиях. Дидактические игры, карточки и пособия могут быть многократно использованы в разных контекстах, что делает данный комплект максимально эффективным и удобным для педагогов.
Оценка результатов
Для оценки прогресса детей я использую:
- Портфолио творческих работ, где дети собирают свои достижения.
- Опросы и анкеты для родителей, чтобы получить обратную связь о наблюдениях за развитием творческих способностей.
- Проведение выставок, которые дадут возможность детям демонстрировать свои работы и получать признание.
Заключение
Данная методическая разработка представляет собой эффективный инструмент для формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к искусству и развитию их творческих навыков. Использование нетрадиционных методов рисования, знакомство с различными жанрами живописи и декоративно-прикладным искусством позволит детям не только научиться делать художественные работы, но и лучше понимать и ценить окружающий мир. Главное — это создать атмосферу, в которой каждый ребенок сможет раскрыть свои таланты и стать частью чудесного мира искусства.
Список литературы
Бенедиктова, Н. А. "Методы и приемы изобразительной деятельности в детском саду."
Синицын, П. В. "Искусство и творческий процесс в дошкольном образовании."
Носов, Д. А. "Основы художественного образования для детей дошкольного возраста."
Комплект учебно-методических материалов
№ | Методический материал | Ссылка |
1 | Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Юный художник» | https://disk.yandex.ru/i/me_TALn-ACD7QA
|
2 | Видео мастер-классы | |
3 | Видео презентация дидактической игры «Пластилиша» | https://vk.com/video-223714482_456239019?list=78f0d9e1b38fa1650b |
4 | Дидактическое пособие по декоративно-прикладному искусству "Матрёшка" | https://vk.com/video-223714482_456239026?list=7ebf374565aab06bea |
5 | Картотека по жанрам живописи, с примерами известных картин и краткими историями художников | |
6 | Картотека по нетрадиционным техникам рисования | |
7 | Игра «Рисуй играя» | |
8 | Конспекты занятия по художественно-эстетическому развитию Тема: Знакомство с декоративно-прикладным творчеством с помощью технологии «Река времени» |
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2025/01/28/izobrazhenie_2023-09-13_084558880.png)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выбор образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы
Для достижения высоких результатов в воспитании, обучении и развитии детей, наше ДОУ выбрало примерную программу "От рождения до школы" под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/07/picture-275701-1457347457.jpg)
Обоснование выбора образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы.
В настоящее время приоритетами образования признаны идеалы развивающего обучения индивидуальный прогресс ребенка в эмоциональной, социальной, познавательной сферах....
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/07/picture-976272-1623070852.jpg)
Выбор образовательной программы, комплекта учебно-методической литературы
Выбор образовательной программы...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/09/picture-1048926-1533804696.jpg)
Комплект учебно - методической литературы.
Комплект учебно - методической литературы инструтора по физической культуре....
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/15/picture-649179-1436949395.jpg)
Обоснование выбора образовательной программы, комплекта учебно- методической литературы
Обоснование выбора образовательной программы, комплекта учебно- методической литературы , используемых образовательных технологий....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/21/picture-1356852-1634830876.jpg)
Авторский продукт цифрового учебно-методического комплекта: Итоговое мероприятие (видео-ролик) в группе № 48 по теме недели «Твоя безопасность- Правила дорожного движения»
Цель: обобщение ПДД с дошкольниками, подвести к осознанию необходимости соблюдения Правил дорожного движения и сохранности жизни. Данный видео-ролик разработан с участием родителей и...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/09/picture-847040-1478687669.jpg)
Комплект учебно-методических материалов по разработке индивидуальной адаптированной образовательной программы на ребенка дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра
В комплект учебно-методических материалов входит: психолого-педагогическая характеристика дошкольника с РАС, подбор методик для педагогической оценки особенностей развития ребенка с РАС, индивидуальна...