Выбор образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы
статья на тему

Для достижения высоких результатов в воспитании, обучении и развитии детей, наше ДОУ выбрало примерную программу "От рождения до школы" под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vybor_obrazovatelnoy_programmy_i_komplekta_uchebno.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выбор образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы.

Для достижения высоких результатов в воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста, наше ДОУ выбрало примерную программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.- М.: Мозаика - Синтез,2014 г. в соответствии с ФГОС ДО. Примерная Программа «От рождения до школы» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ (ООП).

Я подошла к освоению и реализации данной программы основательно и выделила ряд ее существенных преимуществ.

К преимуществам программы «От рождения до школы», безусловно, следует отнести то, что она охватывает все возрастные периоды физического и психического развития детей. Весь программный материал по раннему возрасту (от рождения до 2-х лет) выделен в отдельный раздел. Это обусловлено важностью этого возрастного периода для развития ребенка.

Преимуществом Программы можно считать и наличие отдельного раздела по развитию игровой деятельности. В действующем ФГОС ДО, в отличие от ФГТ, игровая деятельность не включена ни в одну из образовательных областей. Это объясняется тем, что в дошкольном возрасте игра—ведущий вид деятельности и должна присутствовать во всей психолого-педагогической работе, а не только в одной из областей. Признавая исключи тельную важность развития игровой деятельности дошкольника, авторы дополнили Программу отдельной главой, посвященной игре. В этой главе раскрывается содержание психолого-педагогической работы по развитию игровой деятельности для каждого возрастного периода, что позволяет педагогу комплексно видеть все аспекты игровой деятельности в поступательном развитии.

Программа подчеркивает ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников. В разделе «Взаимодействие детского сада с семьей» описаны основные формы работы с родителями воспитанников, использование которых позволяет педагогам успешно реализовать общеобразовательную программу дошкольного образования. Важным преимуществом Программы является то, что она обеспечена пособиями для занятий с ребенком дома — книгами серии «Школа Семи Гномов».

Удобство в использовании программы состоит и в наличии приложений с подробными перечнями. В современном издании Программы все примерные перечни вынесены в Приложение. Это существенно сокращает содержательную часть Программы и облегчает ее восприятие. Кроме того, такое построение Программы позволяет видеть, как содержание примерных перечней изменяется в зависимости от возраста детей. Например, теперь легко увидеть и проанализировать, что рекомендуется для чтения детям в каждой из возрастных групп.

В структуре программы произошли изменения. В соответствии с требованиями ФГОС ООП включает в себя три основных раздела: целевой, содержательный, организационный, дополнительный. Каждый из основных разделов должен включать обязательную часть (это программа «От рождения до школы») и часть, формируемую участниками образовательных отношений, в которой отражаются специфика Организации и приоритетные направления работы.

В целевой раздел включены: пояснительная записка, в которой раскрываются цели и задачи реализации ООП ДО, принципы и подходы к формированию ООП ДО и планируемые результаты освоения ООП ДОО.

В новой программе планируемые результаты освоения Программы представлены в ФГОС в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры рассматриваются как социально-нормативные характеристики возможных достижений ребёнка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых. Целевые ориентиры Программы «От рождения до школы» базируются на ФГОС ДО и целях и задачах, обозначенных в пояснительной записке к Программе. Целевые ориентиры образования даются для детей раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту) и для старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).

В данном разделе также идёт речь о системе оценки результатов освоения Программы. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Данная Программа предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики.

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально-организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики-карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребёнка входе:

-коммуникации со сверстниками и взрослыми

-игровой деятельности

-познавательной деятельности

-проектной деятельности

-художественной деятельности

-физического развития

В организационном разделе представлен распорядок дня для всех возрастных групп. Следует отметить, что в программе внесены некоторые изменения в режим дня, в том числе выделено время для второго завтрака. Изменены и приведены в соответствие с ФГОС названия возрастных периодов (вторая группа раннего возраста от2до3 лет  младшая группа,  от 3-до4 лет средняя, увеличилось время прогулки). В данном разделе представлены особенности организации режимных моментов:

- раздел культурно-досуговая деятельность, в котором приведены примерные перечни возможных событий, праздников, мероприятий для каждой возрастной группы;

- физкультурно-оздоровительная работа; проектирование воспитательного и образовательного процесса;

- особенности организации предметно-пространственной развивающей, образовательной среды;

- новый раздел-кадровые условия реализации программы, в котором освещены требования к квалификации управленческих и педагогических кадров, а также профессиональные обязанности педагогов ДОУ.

В содержательном разделе представлены возрастные особенности психофизического развития детей 2-7 лет (возрастные особенности детей от рождения до 2-х лет даны в отдельном разделе «Воспитание и обучение детей в возрасте до 2-х лет») а также формы, способы, методы и средства реализации программы. Эта часть соответствует разделу «Психолого-педагогические условия реализации Программы» примерной Программы «От рождения до школы».Содержание психолого-педагогической работы излагается в программе по пяти образовательным областям:

1. социально-коммуникативное развитие;

2. познавательное развитие;

3. речевое развитие;

4. художественно-эстетическое;

5. физическое развитие

Содержание психолого-педагогической работы в образовательных областях изложено по тематическим блокам, внутри которых материал представлен по возрастным группам. Например, в образовательной области«Социально-коммуникативное развитие» выделены тематические блоки:

- «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание»,

-«Ребёнок в семье и сообществе, патриотическое воспитание»,

-«Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание»,

-«Формирование основ безопасности»

В образовательной области«Познавательное развитие» следующие тематические блоки:

-«Развитие познавательно-исследовательской деятельности» (первичные представления об объектах окружающего мира, сенсорное развитие, проектная деятельность, дидактические игры),

- «Приобщение к социокультурным ценностям»,

-«Формирование элементарных математических представлений»,

-«Ознакомление с миром природы».

Образовательная область «Речевое развитие» включает следующие блоки:

-«Развитие речи»(развивающая речевая среда, формирование словаря, связная речь)

- «Приобщение к художественной литературе».

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» включает:

-«Приобщение к искусству»

-«Изобразительная деятельность»,

-«Конструктивно-модельная деятельность»(приобщение к конструированию),

-«Музыкальная деятельность».

Образовательная область «Физическое развитие» включает:

-«Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»

-«Физическая культура».

Благодаря тому, что в Примерной программе «От рождения до школы» вся содержательная часть изложена по тематическим блокам, дошкольная организация может легко ввести свою вариативную часть, заменив один или несколько тематических блоков на свои парциальные программы.

Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет органично вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.

Следует отметить патриотическую направленность Программы, а также направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей (социокультурный компонент, на сохранение и укрепление здоровья детей).

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребёнку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

Очевидным преимуществом Программы является и то, что она обеспечена полным учебно-методическим комплектом, включающим методические пособия по всем линиям и направлениям развития ребенка, комплексно-тематическое планирование, наглядные пособия и рабочие тетради.

 

Программное  методическое обеспечение

1. «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.- М.: Мозаика - Синтез,2014 г.- 336с.

2. Интеграция образовательных  областей в педагогическом процессе ДОУ. Под ред. Дыбиной. – М.: Мозаика - Синтез,2012 г.- 80 с.

3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Развитие ребёнка в дошкольном детстве».- М.: Мозаика Синтез-, 2009г.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

4. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников.- М.: Мозаика-Синтез, 2011 г.-64с

5. Саулина Т.Ф. Три сигнала Светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет.- Мозаика-Синтез,2009 г.-112с.

6.  Авдеева Н.Н., О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Маханева. Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста /– М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2009 г.

7. Шорыгина Т.А. Правила пожарной безопасности детей 5-8 лет. – М.: Сфера, 2010 г.

8. Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников (конспекты занятий) -М.: Перспектива, 2008г.

9. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.

10. Куцакова Л.В. «Творим и мастерим» ».-М.: Мозаика-синтез, 2008-2010 г.

11. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью.-М.: ЦГЛ, 2010г.

12. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 2009г.

13. Комарова Т. С, Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в детском саду. — М.; Мозаика-Синтез, 2010г.

14.  Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2013г.

15. Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду, — М.: Мозаика-Синтез, 2013г.

Образовательная область «Познавательное развитие»

16Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.-М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.

17. Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада.- М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.

18. Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2010г.

19. Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. — М.: Мозаика-Синтез, 2010г.

20. Дыбина О. Б. Предметный мир как средство формирования творчества детей.- М., 2009 г.

21.  Дыбина О. Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. Конспекты занятий.— М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.

22. Волчкова В.Н., Н.В.Степанова «Конспекты занятий. Познавательное развитие»

23.Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие»,  г. Воронеж: ИП Лакоцетин С.С., 2010 г.

24. ФГОС Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4-7 лет) Веракса Н. Е., Веракса А. Н. 2014г

Образовательная область «Речевое развитие»

25. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2014г.

26. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2014 г.

27. Максакова А.И. , Г.А. Тумакова Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет.сада.-2-е изд., испр. И доп.-М.: Просвещение,2009 г. (методическое пособие)

28.  Швайко Г.С.  Игры и игровые упражнения для развития речи.: Кн. Для воспитателя дет.сада: Из опыта работы /Под ред. В.В. Гербовой.-2-е изд., испр.-М.: Просвещение 2009 г.(методические рекомендации)

29. Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5-6 лет» М: ТЦ Сфера,2014г.

30. Ушакова О.С. ,Гавриш Н.В, «Знакомство детей с литературой», 2014г.

31. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. — М.: Мозаика-Синтез, 2012 г.

32.  Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 5-7лет /Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук и др. - М., 2009 г.

Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»

33. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.

34. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. — М.: Мозаика-Синтез, |К-2010г.

35.Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество (Конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией): Пособие для воспитателей дет.сада.- М.: Просвещение, 2009 г.

Образовательная область «Физическое развитие»

36. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. Система работы в старшей группе. - М.: Мозаика-Синтез, 2012 г.-112с.

37. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду.Старшая группа - М.: Мозайка-Синтез, 2010 г.-112с.

38. Степаненкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр. Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.

39. Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр. Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обоснование выбора образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы.

В настоящее время приоритетами образования признаны идеалы развивающего обучения индивидуальный прогресс ребенка в эмоциональной, социальной, познавательной сферах....

Комплект учебно - методической литературы.

Комплект учебно - методической литературы инструтора по физической культуре....

Обоснование выбора образовательной программы, комплекта учебно- методической литературы

Обоснование выбора образовательной программы, комплекта учебно- методической литературы , используемых образовательных технологий....

«Комплект учебно-методических материалов для проведения коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ОВЗ в образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Задачи коррекционно-развивающей работыФормировать умения преодолевать трудности.Формировать умение, вести себя организованно, в соответствии с принятыми нормами и правилами в обществе.Развивать долгов...

Комплект учебно-методических материалов по разработке индивидуальной адаптированной образовательной программы на ребенка дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра

В комплект учебно-методических материалов входит: психолого-педагогическая характеристика дошкольника с РАС, подбор методик для педагогической оценки особенностей развития ребенка с РАС, индивидуальна...

Обоснование выбора используемых образовательных технологий и комплекта учебно-методической литературы.

Обоснование выбора используемых образовательных технологий и комплекта учебно-методической литературы....