Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи.
статья по развитию речи (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
syuzhetno-rolevaya_igra_kak_sredstvo_svyaznoy_rechi.docx | 23.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи.
Дошкольный возраст – это возраст игры. Одной из первых детской игровой деятельности является сюжетно - ролевая игра. Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Дети постепенно осваивают игровые умения и навыки, испытывают эмоциональный комфорт, реализуя свои игровые замыслы, приобретают опыт общения со сверстниками и с взрослыми. Большой прогресс происходит в развитии диалогического общения.
Речь — одна из важных линий развития речи ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем. Речь — чудесный дар природы — не дается человеку от рождения. Должно пройти время. Чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками), снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми отклонениями становится «сложным» собеседником; ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведения, а значит, и на формировании личности в целом.
Сюжетно – ролевая игра способствует формированию связной речи, так как в процессе игры дети накапливают необходимый запас слов, приобретают умение выражать свои мысли наиболее полно и связно, учатся правильно использовать в своей речи грамматические формы.
Игра является особой формой общественной жизни дошкольников, в которой они объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы. Игровая деятельность способствует психическому и физическому развитию ребенка воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей. Именно поэтому советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Элементы ролевой игры начинают развиваться еще в раннем детстве. В среднем дошкольном возрасте в игровой деятельности детей появляются первые ролевые взаимоотношения. Они указывают на то, что в психике детей 4–5 лет возникают качественные изменения, дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Игра в этом возрасте выполняет роль школы мышления, а творчество и фантазия, проявляющиеся в ней, становятся, ничем иным, как фазами эволюции мыслительного процесса. Значительное развитие у детей среднего возраста получает и речевая деятельность, улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Игра в силу своих характеристик — лучший способ добиться развития творческих и других способностей ребёнка без использования методов принуждения. Для того, чтобы способствовать умственному и, в частности, речевому развитию детей, ученые призывают уделять большое внимание игровой деятельности, содействовать ребенку в играх, обучать им. Из всего вышесказанного ясно, какую роль должна занимать игра в современном воспитательном процессе и насколько важно стремиться активизировать игровую деятельность дошкольников. Отсюда постоянная важность и актуальность рассмотрения теории применения игры в воспитании и развитии ребёнка, становлении у него творческих способностей.
На четвертом году жизни у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчетливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: названия игрушек, посуды, одежды, мебели. Шире начинают использовать, кроме существительных и глаголов, другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. В речи преобладают простые, но уже распространенные предложения, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения дети употребляют, но очень редко. Инициатива к общению все чаще и чаще исходит от ребенка. Четырехлетние дети не могут самостоятельно вычленить в слове звуки, но они легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников. Речь детей, в основном, носит ситуативный характер, она еще недостаточно точна в словарном, и совершенна в грамматическом отношении, со стороны произношения еще недостаточно чиста и правильна. В этом возрасте происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата: становятся более координированными движения мышц, принимающих участие в образовании звуков (языка, губ, нижней челюсти). В этом возрасте ребенок еще не всегда может управлять своим голосовым аппаратом, менять громкость, высоту голоса, темп речи. Совершенствуется речевой слух ребенка. К концу года произношение детей значительно улучшается, закрепляется правильное произношение свистящих звуков, начинают появляться шипящие. У детей, особенно ярко проявляются индивидуальные различия в формировании произносительной стороны речи: у одних детей речь чистая, с правильным произношением почти всех звуков, у других она может быть еще недостаточно ясной, с неправильным произношением большого количества звуков, со смягчением твердых согласных и т. п. Воспитателю следует обращать особое внимание на таких детей, выявлять причины отставания в развитии речи и совместно с родителями принимать меры к устранению недостатков. Проблемой сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста занимались такие авторы, как Е. А. Аркин, П. А. Рудик, Д. В. Менжерицкая, А. П. Усова, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец и многие другие авторы. Исследователи отмечают ценность игры, её условность, а также указывают на её значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека, на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения. Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста. В чём же её особенность? Характеризуя её, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребёнка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребёнка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, самостоятельность, активность, творчество. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребёнка,- это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей. Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий. Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребёнок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре, означает, что в своём сознании ребёнок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребёнок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребёнка.
Дошкольная речь – наиболее простая, естественная форма общения начинает развиваться у ребенка с проявлением первых слов и к семи годам должна быть практически сформирована.
Одной из первых форм детской игровой деятельности является сюжетно-ролевая игра. Некоторые дети требуют значительно большего участия взрослых в их игровой деятельности. Так как они неуступчивы, поэтому не могут играть коллективно. Интерес к игре у них неустойчив.
Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает голосам животных, гудению самолета и т. д.
В процессе игры воспитатель много разговаривает с детьми, в результате чего у ребенка возникает потребность в речевом общении. Ему хочется попросить взрослого о чем-либо, сообщить ему что-то. Воспитатель всячески побуждает детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.
В сюжетно-ролевых играх дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой форме воспроизводят их деятельность и отношение между ними. При этом они комментируют свои действия: "Папа ремонтирует стул"; "Машинист ведет поезд". Действующие лица в игре появляются путем ролевого перевоплощения в тот или иной образ самого ребенка, игрушки или окружающих детей и взрослых. "Я буду мама, а ты мой сыночек",— говорит девочка, определяя свою роль и роль друга. "Это у нас шофер",— решает ребенок, усаживая пупса в автомобиль.
Как происходит развитие речи в процессе сюжетно – ролевой игры.
Сюжетно – ролевая игра способствует:
- развитию речевой активности,
- овладению детьми монологической речи
-совершенствованию диалогической речи,
- активизирует и обогащает словарь детей.
Поскольку ролевые игры, как правило, коллективные, то основная их ценность заключается в умении общаться - это потребность вести диалоги с партнёрами по игре.
Сюжетно – ролевая игра занимает особое место в развитии диалогического общения между детьми, помогает в совместной игре строить ролевые отношения.
Сначала дети сговариваются на игру, распределяют между собой роли, между всеми желающими, продумывают сюжетную линию, проговаривают основные действия той или иной роли. В этом процессе роль воспитателя заключается в том, чтобы ориентировать детей на то, что в общении надо не только говорить самому, но и давать высказываться другим детям.
Первоначально игровая деятельность детей носит индивидуальный характер, так как они не умеют согласовывать свои действия с действиями других играющих.
Обучение детей сюжетно-ролевым играм целесообразно начинать с игр с игрушкой, в которых взрослый показывает ребенку те или иные действия: "Уложим куклу спать"; "Накормим куклу супом". Усвоив их, ребенок в состоянии играть самостоятельно.
Обучение детей сюжетно-ролевой игре необходимо сопровождать рассказом о содержании действий: "Эта кукла Маша. Маша хочет спать. Куда, положим, Машу?
Спать надо на кровати?" Учитывая, что у детей снижено понимание обращенной речи, необходимо следить за тем, насколько ребенок понимает взрослого. С этой цель воспитатель просит его называть или показывать игрушки, о которых идет речь в игре.
Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно-ролевой игре является подбор разнообразных игрушек: кукол, одежды для них, наборов посуды, мебели, овощей и фруктов, машин различного назначения и т. д. Однако наряду с сюжетными игрушками, изображающими в уменьшенном виде реальные предметы, которые замещают реальные (палочки, кубики, шарики и т.д.). По мере овладения детьми сюжетно-ролевой игрой взрослому следует показать, что можно использовать карандаш или палочку вместо градусника, а кубик вместо мыла. Обращение в игре к заменителям ставит детей перед необходимостью переименовать предмет, а затем сообщить об этом другим играющим. Таким образом, в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.
Целесообразно организовывать с детьми такие игры, в которых участвуют все дети группы. Примерами таких игр могут быть следующие: "День рождения Мишки", где все дети танцуют и поют; "Поезд", где все дети—пассажиры и на остановках они что-то рассматривают, собирают. В игре "Магазин игрушек" дети, "купив" игрушку, затем играет с ней; причем получит игрушку тот, кто правильно попросит ее у "продавца". В указанные игры дети вовлекаются постепенно.
Сюжетно-ролевые игры организует воспитатель. Обучение детей практическим действиям (через игры с дидактической куклой) проводится воспитателем в форме занятия.
Для развития интереса детей к сюжетно-ролевым играм особое внимание необходимо уделять предварительной работе. Это могут быть различные экскурсии, где дети, наблюдая за трудом взрослых, обогащаются знаниями и впечатлениями об окружающей жизни, чтение художественной литературы, беседы на различные темы из жизни детей, протекающей за пределами детского сада, в ходе которых дети обмениваются полученной информацией друг с другом.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что между речью и игрой существует двусторонняя связь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Театрализованная игра как средство развития связной речи дошкольников"
"Театрализованная игра как средство развития связной речи дошкольников"...
Семинар для педагогов "Театрализованная игра как средство развития связной речи"
В работе представлен теоретический материал по теме "Театрализованная игра как средство развития связной речи"....
Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи детей
Теоретическое исследование роли сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи детей...
Сюжетно-ролевая игра - как средство развития связной речи дошкольников с ОНР III уровня
В данной работе представленны материалы сюжетно-ролевая игра относится к обучающим играм, она в определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет выбирать ст...
Презентация "Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста"
Представлен опыт работы по данной теме...
Сюжетно-ролевые, дидактические игры, как средство обогащения связной речи детей (из опыта работы) Учитель-логопед Григорьева О.Н.
Использование сюжетно-ролевых игр в педагогическом процессе значительно упрощает решение задач по речевому развитию ребенка....
«Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»
консультация для воспитателей от логопедда...