Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
статья по развитию речи

В статье раскрывается значение сюжетно-ролевой игры в развитии у дошкольников с ОНР диалогической речи, также раскрываются   проблема обучения диалогической речи в игре, структура игры, уровни развития сюжетно-ролевой игры.Рассматривается вопрос развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста как с  нормой речевого развития, так и с нарушениеми речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno-rolevaya_igra_kak_sredstvo.docx27.05 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Игра является своеобразной формой общественной жизни дошкольника.

В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра – основной вид деятельности ребенка.

Как форма деятельности, игра способствует гармоничному развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта. Формирование названных качеств в игре  у ребенка развивается у ребенка быстрее и прочнее, нежели при использовании только дидактических приемов воспитания. Д.Б Эльконин , касаясь вопроса о влиянии игры  на развитие ребенка, делает вывод , что  игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных      . 

Ряд исследований психологов подтверждают, что формирование психических процессов, личностных качеств, моторики, интеллекта реализуется в игровой деятельности. З.В.Мануйленко отмечает формирование устойчивых моральных привычек, Истомина З.М. приходит к выводу, что в ходе игр у детей быстрее проходят процессы запоминания. Благодаря игре у детей вырабатываются качества произвольного поведения, которые приобретают сенсорные функции.

 Подробнее  мы остановимся на проблеме обучения диалогической  речи в игре. Игру в дошкольном возрасте ничем не заменить. В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии.

Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, Д. Б. Эльконин и другие выделяют игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготавливающие переход к новой, высшей стадии развития. В игре развивается способность ребенка воспроизводить действительность с помощью различных способов ее обозначения (наглядных символов, изображений, слов и т. д.), развивается та функция замещения и обозначения, которая потом осуществляется с помощью слова в процессе словесно-логического мышления. Игра создает благоприятные условия для совершенствования движений и моторного развития детей. Игра позволяет детям приобрести навыки произвольного поведения и совместной деятельности.

Игра — это обязательно совместная деятельность, предполагающая общение детей друг с другом. Общение детей во время игры мотивирует развитие их речи (увеличение словаря, развитие грамматического строя). В игре создаются такие ситуации, которые не возникают в практическом обиходе и которые обогащают знания детей об окружающем мире.

Следовательно, игра как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста является фактором, определяющим его всестороннее развитие. Особенно важную роль игра занимает в речевом развитии дошкольника, в частности в развитии разговорной речи детей с ОНР, так как именно игра обеспечивает непосредственное, мотивированное общение между ее участниками.

В педагогической литературе по дошкольному воспитанию различают разные виды игр: дидактические, подвижные, творческие (строительные, игры-драматизации, сюжетно-ролевые). Мы , в связи с интересующей нас проблемой подробнее остановимся на сюжетно-ролевой игре.

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста .Характеризуя ее С.Л.Рубинштейн подчеркнул, что это игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Сюжетно-ролевая игра по своему характеру-деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка,- это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.  В сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситауация складывается из сюжета и ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры, включают своеобразное использование вещей и предметов.

Сюжет игры- это ряд событий, объединенных жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры- характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.

Роль- главная особенность сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени:  использует те или иные предметы (ведет машину как шофер, измеряет температуру как врач) , вступает в разнообразные отношения с другими играющими. Роль выражается в действиях, речи, мимике. Дети избирают себе  роли тех людей( взрослых, сверстников)  поступки и дела которых произвели на них особое впечатление. Интерес ребенка к той или иной роли связан и с тем, в какие взаимоотношения вступает  он  по сюжету – равноправия, подчинения или управления.

В сюжете дети используют два действий: оперативные, изобразительные.

Творческой сюжетно-ролевой игре присущи и специфические мотивы. Общий мотив- стремление ребенка к совместной социальной жизни ребенка со взрослыми( в игре ребенок принимает на себя роль взрослого, воспроизводит его жизнь, деятельность, отношения).Исследования  педагогов  и психологов (Д.Б.Эльконина,Д.В.Менджерицкой,А.В.Черкова,П.Г.Саморуковой,Н.В.Королевой и др.)  показали, что жизнь взрослых в ее разнообразных проявлениях служит основным содержанием творческих сюжетно-ролевых игр детей.

Сюжеты и содержание ролевых игр разнообразны. Большинство педагогов и психологов делят игры в зависимости от сюжета на три группы: а) бытовые; б) игры на темы труда; в) игры с общественной тематикой.

В структуре игровой деятельности сюжет деятельности как основной компонент  игры включает- персонаж, жизненную ситуацию, действия и отношения персонажей.

Сюжетно-ролевая игра имеет огромное воспитательное воздействие, сущность его в приобретении и накоплении ребенком социального опыта.

В структуру игры входят : 1) Роли, взятые на себя играющими ; 2) Игровые действия, как средство реализации этих ролей ; 3) Игровое употребление предметов – замещение реальных предметов игрушками, то есть игровыми условными предметами ; 4) Реальные отношения между играющими.

Д.Б.Эльконин выделяет четыре уровня развития сюжетно-ролевой игры:

  1. Центральным содержанием игры являются преимущественно предметные действия, роли не определяют действия, действия однообразны и повторяемы.
  1. Центральным содержанием в игре остается предметная деятельность, появляется соответствие игровому действию реального  , расширяется число и виды игровых действий.
  1. Основное содержание игры – выполнение ролей. Игровые действия моделируют социальные отношения, роли ясны и четки, определяют логику и характер действия, Появляется специфическая ролевая речь.
  1. Основное содержание игры – выполнение действий, отражающих отношения  к другим людям. Роли ясны и четки . На протяжении игры ребенком проводится одна линия поведения . Речь носит ролевой характер , действия последовательны , логичны , разнообразны.

Особенности сюжетно-ролевой игры состоят прежде всего в том что в ней обнаруживается самодеятельный характер: дети сами по своей инициативе создают игру и живут в ней.  Творческий характер игровой деятельности детей в сюжетно-ролевой игре проявляется в том,  что ребенок как бы перевоплощается в того кого он изображает. Ценность игровой деятельности заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества позволяет детям самостоятельно создавать те или иные формы общения .

Игра как ведущая деятельность дошкольника обеспечивает речевое общение в естественной для него ситуации.

Как мы уже  раннее отмечали , развитие умений диалогической речи  у детей с ОНР происходит в естественном общении и на специальных занятиях.

Особенности сюжетно-ролевой игры позволяют наилучшим образом формировать навык ведения диалога в естественном общении со сверстниками и со взрослыми.

Рассмотрим развитие сюжетно-ролевой игры детей  старшего дошкольного возраста нормальным речевым развитием. У детей 5-го года жизни эти игры еще несложны по сюжету, число ролей и время игры невелико. К 6 годам игровые замыслы у детей уже связываются не только с непосредственным опытом — они выходят за пределы жизни в семье, в детском саду. Дети охотно играют в труд рабочих на строительстве, в железную дорогу, водят корабли, перевозят пассажиров в автобусах, трамваях, на самолетах. В свои игры дети этого возраста вносят уже элементы своего творчества и фантазии. Возрастает роль речи, слово помогает ребенку войти в роль. Игры становятся более продолжительными (до 30—35 минут). К тому же дети могут возвращаться к ним на протяжении нескольких дней.К 7 годам у детей в играх заметна настойчивость в осуществлении задуманной цели, появляется определенное богатство замыслов. Так, в постройках, например, отмечается разнообразие тематики, правильное соотношение частей и т.д. Диалог имеет здесь огромное значение, дети отстаивают свою позицию, спорят, сообщают что-то своему собеседнику.

Одним из основных приемов руководства  сюжетно-ролевыми играми детей с ОНР на начальном этапе, является участие воспитателя в их играх. Совместная игра с воспитателем способствует большой целенаправленности и содержательности действий детей. Воспитатель может принимать участие в играх, беря на себя ту или иную роль: мамы, врача, учительницы, шофера и др.  Дети учатся ведению грамотного диалога, а  роль, которую воспитатель берет на себя, служит примером для подражания. Ролевое участие воспитателя в играх детей  может быть направлено также на обогащение замысла и игровых действий отдельных детей: воспитатель разговаривает с детьми, показывает им действия с теми или иными игрушками. По мере обогащения игры игровыми действиями, возникновения сюжета дети начинают словом обозначать свою роль. Этому должны помогать вопросы воспитателя, обращение к ребенку как персонажу. Важно, чтобы воспитатель проявлял интерес к игре, эмоционально выражал свое отношение к партнерам и к совершаемым действиям, побуждал детей к проявлению речевой активности. По мере обогащения игры игровыми действиями, возникновения сюжета дети начинают словом обозначать свою роль. Этому должны помогать вопросы воспитателя, обращение к ребенку как персонажу. Все это способствует становлению сюжетно-ролевой игры, тем самым способствуя формированию навыка диалога.

Исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов показывают, что ребенка нужно учить умению играть. Без специального обучения игры детей развиваются медленно и носят в основном процессуальный характер. При специальном обучении игровая деятельность детей  меняется, в ней находит отражение все больший круг впечатлений, сюжеты игр и игровые действия заметно усложняются.

Специальная подготовка к сюжетно-ролевым играм включает в себя разнообразные методы и формы: наблюдения, экскурсии, беседы, занятия, дидактические и подвижные игры, рассматривание картин, знакомство с художественной литературой, изготовление атрибутов к играм.

Сочетание разнообразных методов и форм при подготовке к сюжетно-ролевым играм способствует развитию познавательной деятельности  детей , накоплению представлений об окружающей жизни, овладению игровыми приемами, воспитанию положительного отношения к труду взрослых.

В период дошкольного детства происходят наиболее значимые и важные качественные изменения в овладении языковой знаковой системой, прежде всего словом как базисным знаком с его неограниченными возможностями словоизменения и формоизменения, что обеспечивает социально-коммуникативные потребности развития, общения и познания.

В сюжетно-ролевых играх детей отражается полнота  представлений детей о жизни, проявляется их наклонность к определенным занятиям, определяется отношение к окружающему и к окружающим; оформляются и закрепляются истоки тех отношений, которые в дальнейшем будут проявлены ребенком в жизни.

Диалог рассматривается как основная форма общения дошкольников, особенно в игре. А в свете компетентностного подхода диалогические умения являются важнейшей составляющей такой базисной характеристики детей, как коммуникативная компетентность. Диалогические умения дошкольников являются важной предпосылкой их благополучия в социальном и интеллектуальном развитии. А в игре , в частности сюжетно-ролевой ,эти умения формируются и  совершенствуются в достаточно полной мере.

У детей с ОНР  становление сюжетно-ролевой игры значительно отстает в силу  особенностей  их  речевого развития и развития в целом. Осознание своего недостатка, возможный страх перед речью затрудняет включение таких детей в игру. По наблюдениям  дети, имеющие отклонения в речевом развитии, робки, не умеют поставить перед собой цель в игре. Они чаще выступают в играх зрителями или берут на себя подчиненные роли, редко бывают инициаторами игры. В случаях тяжелых речевых нарушений дети просто отказываются от игр со сверстниками. Иногда наблюдаются случаи, когда такие дошкольники в играх отличаются, наоборот, неоправданно повышенной фантазией, резонаторством, некритичностью к своему поведению.Чувство собственной неполноценности может порождать неправильное отношение ребенка к коллективу сверстников (чувство обиды, приниженности или даже озлобленности), лишает его радостного настроения, угнетает.

Недостаточно развитая речь у детей с ОНР , возможные нарушения движений (некоординированность, несоразмерность усилий, двигательные уловки, несобранность, неуклюжесть) — все это, с одной стороны, затрудняет полноправное участие детей с недоразвитием речи в играх, а с другой стороны, способствует фиксации ребенка на своем дефекте.  возможность совместной деятельности в сюжетно-ролевой игре  со сверстниками  и взрослыми затрудняется из-за неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны.

Все это указывает на необходимость и своеобразие использования сюжетно-ролевых  игр как в вне , так и   в логопедических занятиях с дошкольниками с общим  недоразвитием речи. При правильно организованной сюжетно-ролевой игре ребенок имеет возможность в ходе развития сюжета игры, развивая свои ролевые действия   совершенствовать  свои речевые умения.  

Темы сюжетно-ролевых игр должны быть разными и близкими для ребенка. Можно обыграть отношения и поведение членов семьи (кто, что делает дома после работы), особенности поведения за столом; приглашение гостей; на приеме в поликлинике; разговор по телефону; прогулка (предполагаемая); в магазине; в театре; занятия в детском саду; утренник и др. Это далеко не полный перечень тем сюжетно-ролевых игр, который можно предложить для использования на логопедических занятиях.

Любая сюжетно-ролевая игра требует предварительной подготовки, в которой важно заинтересовать ребенка игрой, определить задачи и последовательность игры (программирование поведения, отношений, речи ребенка), выбрать и подготовить условия для игры, дать ребенку образец выполнения роли, которую ему предстоит обыграть.

Лишь после такой предварительной подготовки проводится сюжетно-ролевая игра. Могут быть варианты описанной игры: ребенок-«хозяин» приглашает сразу многих «гостей», несколько детей приглашают в гости своих друзей, несколько детей («мама», «папа», «сынишка», «дочь») встречают гостей (тоже «семью»), дети могут меняться ролями. Практически вариантов одной и той же игры много. Тем более, что одна и та же сюжетно-ролевая игра, проведенная с детьми второй раз, будет отличаться от первой уже потому, что дети привнесут в нее что-то новое от своей фантазии, новых наблюдений. Кроме того, мы по-разному можем и встретить гостей, изменить программу встречи.

На логопедических занятиях сюжетно-ролевые игры используются лишь тогда, когда логопед убеждается, что ребенок может уже свободно отвечать на вопросы, задавать их, делает простые пересказы. Вначале ведущую роль в игре занимает руководитель. Он организует игру, задает вопросы и пр. По мере закрепления навыков свободной речи у ребенка, роли в играх меняются. На последних этапах логопедических занятий дети сами организуют игру, выступают в роли ведущих, оценивают ее результаты, а логопед лишь ставит задачи, направляет и контролирует проведение игры.

Какое же значение имеют эти игры для детей с ОНР:

1) происходит тренировка и закрепление правильных навыков речи и поведения у детей в усложненных условиях;

2) эти игры служат необходимым мостиком для переноса новых навыков речи из особых условий (место занятий) в обычные условия;

3) в играх ребенок приобретает навык правильно держать себя в различных для его деятельности речевых ситуациях, у него воспитывается правильное отношение к окружающим и к своему месту в коллективе.

Все  вышеперечисленное указывает на необходимость и своеобразие использования сюжетно-ролевых  игр как в вне , так и   на  логопедических занятиях с дошкольниками с общим  недоразвитием речи. При правильно организованной сюжетно-ролевой игре ребенок имеет возможность в ходе развития сюжета игры, развивая свои ролевые действия   совершенствовать  свои речевые умения.  Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте, являясь ведущим видом деятельности, определяет развитие всех существенных сторон личности ребенка с ОНР, подготавливает переход в новый период его общего и речевого развития  и может выступать как средство развития диалогической речи детей с ОНР.

Используемая литература:

  1. Арушанова А.Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками/А.Арушанова.//Дошкольное воспитание.-2001.№5.С.51-61.
  2. Бизикова О.А.Развитие диалогической речи дошкольников в игре. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. — 136 с.
  3. Выготский, Л.С. Мышление и речь. – 5-е изд., испр. – М.: Изд-во «Лабиринт», 1999. – 352с.
  4. Дошкольная педагогика.Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов по спец. №2110 «Педагогика и психология (дошк.)» .В2 ч. Ч.2. Методика и организация коммунистического воспитания в детском саду/В.И.Логинова, П.Г.Саморукова, Б.С.Лейкина и др.; Под ред. В.И. Логиновой,П.Г.Саморуковой.-2-е изд.,испр. и доп.- М.:Просвещение,1988.-270с
  5. Жуковская Р.И.Творческие ролевые игры в детском саду.ИздательствоАПН РСФСР.М.-1960.160с.
  6. Капитовская О.А. Развитие диалогической речи у детей с речевыми нарушениями: Пособие для логопедов и воспитателей/ Капитовская О.А., Плохотнюк М.Г. - СПб.: КАРО, 2005. -64 с: ил.
  7. Соловьёв Л.Г. Формирование диалога у детей с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности/ Л.Г.Соловьев // Дефектология.-1996.-№6.- С.67.
  8. Эльконин Д.Б. Психология игры.-2-е изд.-М.:Гуманит.изд. центр ВЛАДОС,1999.-360с.
  9. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей  дошкольного возраста: Учеб.пособие для студ.высш. и сред .пед. учеб.заведений / сост.М.М.Алексеева, В.И.Яшина.- М.:Издательский центр «Академия»,1999.-560с.
  10. Эльконин Д.Б. Воспитательное значение сюжетно-ролевой игры. //Дошкольное воспитание.- 2008.-№8.- с.17-23.
  11. Ящина В.И.Развитие речи детей в сюжетно- ролевой игре / Хрестоматия по теории и методике развития речи детей  дошкольного возраста: Учеб.пособие для студ.высш. и сред .пед. учеб.заведений / сост.М.М.Алексеева, В.И.Яшина.- М.:Издательский центр «Академия»,1999.-С.194-195.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Театрализованные игры как средство формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Театрализованные игры помогают в развитии связанной речи у дошкольников с ОНР....

Сказка, как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья посвящена поиску новых форм и методов работы с детьми с ОНР по развитию связной речи, одной из которых явилась сказкотерапия. Сказкотерапия — метод, известный с давних времён, но получивш...

Консультация для родителей на тему «Театрализованные игры как средство формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»

В консультации рассказывается о связной речи в современном мире,также  представлены рекомендации для родителей по проведению театролизованных игр дома. Как с минимальными затратами совместно с ре...

Статья "Сюжетно-ролевые игры как средство развития диалогической речи"

Развитие речи детей происходит в сюжетно-ролевой игре не прямо, а через создание предметно-игровой среды, через обогащение знаний детей (прежде всего о социальных отношениях, а также через участие взр...

Методическая разработка_ Рекомендации по развитию диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Приёмы логопедической работы по формированию диалогической речиОпираясь на основные положения фундаментальных трудов педагогов          и логопедов по разв...

Сюжетно-ролевые игры как средство развития диалогической речи детей дошкольного возраста

В презентации "Сюжетно-ролевые игры как средство развития диалогической речи детей дошкольного возраста"  представлены современные подходы к формированию коммуникативной компетентности,...