Сообщение на педагогическом совете "Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи".
методическая разработка (подготовительная группа)

Приходько Екатерина Ивановна

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_ped_sovete.docx24.99 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на педагогическом совете

«Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

В ходе анализа психолого-педагогической литературы мы рассмотрели сущность понятий «общение» и «коммуникативные умения». Полноценное общение невозможно без владения коммуникативными умениями:

- умение вступать в процесс общения; умение использовать средства вербального и невербального общения, умение принимать информацию, умение передавать информацию;

- умение согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями своих товарищей по общению; умение доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься; выход из конфликтных ситуаций;

- умение делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнером по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу к партнерам по общению; оценивать эмоциональное поведение друг друга.

Развитие коммунникативных умений в дошкольном возрасте осуществляется поэтапно. К старшему дошкольному возрасту у ребёнка складывается две формы общения со взрослыми:  внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная, а у детей с ОНР преобладает ситуативно-деловая его форма, что характерно для нормально развивающихся детей 2-4 — летнего возраста. Каждая форма общения со взрослым вносит свой вклад в психическое развитие ребенка. Внеситуативно-познавательное общение помогает дошкольникам неизмеримо расширить рамки мира, доступного для познания, проследить взаимосвязь явлений, раскрыть некоторые причинно-следственные связи и другие отношения между предметами. Внеситуативно-личностная форма общения вводит ребенка в мир социальных отношений и позволяет занять в нем адекватное место. Ребенок постигает смысл взаимоотношений между людьми, усваивает нравственные нормы и ценности, правила социального взаимодействия. Важнейшее значение данной формы состоит в том, что ребенок узнает благодаря ней о взрослом как об учителе и усваивает представление о себе как об ученике. Поэтому наиболее успешно приобретает новые знания. Для успешного обучения в школе важно чтобы у ребёнка были развиты внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная формы общения со взрослым, поэтому необходимо развивать коммуникативные умения именно в дошкольном возрасте.

Одним из средств развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра. По мнению Лежнева Л.И. в ней формируются навыки способов построения, поддержания и развития взаимоотношений, основанных на принятии активной позиции партнера, чуткости к эмоциональному состоянию партнера по общению (умение сопереживать, радоваться за удачи), умение согласовывать свои желания с мнением других детей, умение справедливо и адекватно оценивать себя и других, умение регулировать свое поведение в соответствии с нормами поведения.

В связи с особенностями развития детей с нарушением речи сюжетно-ролевая игра у таких детей возникает только под непосредственным руководством взрослого. Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи посредством специально организованной сюжетно-ролевой игру будет эффективно при обеспечении следующих условий: учете индивидуальных особенностей ребёнка и запаса представлений об окружающем мире, так же важно, чтобы педагог был активным участником игры.

Для проверки гипотезы исследования было организовано опытно-экспериментальное исследование. На констатирующем этапе нами был выявлен уровень развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Использовались методики:

«Зеркало настроений» С.Е. Анфисовой ,  «Отражение чувств» О.В. Дыбиной, «Анализ ситуации» ,«Рукавички» (Г.А. Цукерман).

Полученные результаты показали, что у большинства детей развитие коммуникативных умений  находится на низком уровне. Эти дети  не вступают в общение, не проявляют инициативы в контактах, действуют индивидуально, не способны высказывать свою точку зрения, не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своем. Не проявляют активности, пассивно следуя за инициативой других, провоцируют конфликты, от помощи взрослого и сверстников отказываются, не знают нормы организованного взаимодействия. Проявляют недостаточно выраженное сопереживания или его отсутствие. Не проявляют интереса к сверстникам.

Результаты констатирующего эксперимента подтвердили необходимость осуществления целенаправленной педагогической работы по развитию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи. На формирующем этапе исследования был разработан и реализован комплекс сюжетно-ролевых игр: «Цирк», «Поездка в театр», «Строительство». Работа по каждой игре была разделена на три этапа. На первом этапе мы расширяли запас представлений детей об окружающем мире, используя различные приёмы и методы (рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений, беседы и т.д.), решали задачи развития у детей умение вступать в процесс общения, умения принимать и передавать информацию. На втором этапе осуществлялась подготовка к игре, в ходе которой мы организовывали совместную деятельность детей при изготовлении атрибутов для игры. На этом этапе мы развивали у детей умение совместно взаимодействовать, высказывать и отстаивать свою точку зрения, учитывать мнение сверстников при обсуждении и распределении ролей, умение находить выход из конфликтных ситуаций. На третьем этапе происходила совместная игра педагога с детьми. Участие в игре позволило продемонстрировать детям модели поведения в различных ситуациях, развивать умение действовать согласно выбранной роли, а также осуществлять косвенное руководство. На этом этапе решали задачи развития у детей умение вступать в диалог со сверстниками, делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнером по общению, проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу к партнерам по общению и оценивать эмоциональное поведение друг друга.

Для определения эффективности проведенной работы был организован второй констатирующий эксперимент.  В результате обследования нами была отмечена динамика уровня развития коммуникативных умений. На начальном этапе у большинства детей наблюдался в основном низкий уровень развития коммуникативных умений, а при повторной диагностике большинство группы обладает средним уровнем.

Таким образом, наше предположение подтвердилось. Развитие коммуникативные умения детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи посредством сюжетно-ролевой игры будет эффективно, если соблюдать следующие условия:

  • учитывать запас представлений детей об окружающем мире и психологические особенности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи при планировании игры,
  • педагог будет активным участником сюжетно-ролевой игры, что позволит продемонстрировать детям на своём примере возможные варианты использования коммуникативных умений в различных ситуациях.

Приложение 1

Содержание формирующего этапа

Сюжетно –ролевая игра «Цирк»

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Роли: контролёр, билетёр, работник буфета, директор цирка, артисты (клоуны, дрессировщик, фокусник, акробат, гимнастка, жонглёры),тигры.

Игровой материал: афиша, билеты, программки, элементы костюмов, гирлянды, флажки, атрибуты для цирковых артистов(обручи, мячи), грим, спецодежда для билетёров,  работников буфета.

1 этап

Задачи: закреплять представления детей об учреждениях культуры, правилах поведения в общественных местах; закрепить знания детей о цирке и его работниках; развивать умение вступать в процесс общения; умение принимать информацию, умение передавать информацию; развивать умение делиться своими чувствами, интересами.

Содержание работы: Рассматривание иллюстраций о цирке, беседа по личным впечатлениям детей о посещении цирка. Чтение произведений «Девочка на шаре» В. Драгунского, «Цирк» С.Маршака, «Друзья мои кошки» Ю.Куклачёв.

2 этап

Задачи: формировать умение совместно взаимодействовать при подготовке атрибутов для игры, высказывать свою точку зрения и учитывать мнение сверстников при распределении ролей; развивать умение находить  выход из конфликтных ситуаций;

Содержание работы:  подготовка атрибутов для игры: билеты, программки, афиши, флажки; распределение и обсуждение ролей.

3 этап

Задачи: формировать умение действовать согласно выбранной роли, вступать в диалог со сверстниками; развивать умение делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнером по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу к партнерам по общению; оценивать эмоциональное поведение друг друга.

Содержание работы: совместная игра педагога с детьми (покупка билетов, приход в цирк, покупка атрибутов, подготовка артистов к представлению, цирковое представление с антрактом, фотографирование).

Сюжетно-ролевая игра «Поездка в театр»

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Роли: водитель, кондуктор, работник буфета, билетёр, актёры, зрители.

Игровой материал: афиша, билеты, маски животных по сказке «Теремок», руль деревянный, спецодежда для билетёров,  буфетчицы, касса, деньги, сумочка для кондуктора, колокольчик.

Оборудование: ширма театральная, стулья (для сооружения автобуса).

1 этап

Задачи: закреплять представления детей об учреждениях культуры, правилах поведения в общественных местах и общественном транспорте; закреплять знания детей о театре и его работниках; развивать умение вступать в процесс общения; умение принимать информацию, умение передавать информацию; развивать умение делиться своими чувствами, интересами.

Содержание работы: чтение художественных произведений, сказок, стихов, рассматривание иллюстраций, рассматривание сюжетных картинок, изображающих разные эмоции; беседы с детьми: «Что такое театр», «С чего начинается театр», «Детский театр». «Правила поведения в автобусе», «Правила поведения в театре». Беседа-диалог с детьми: «Театральные профессии». Знакомство с театром (помещения, сцена, декорации, программки, театральный буфет, виды театра); разучивание с детьми по ролям сказки: «Теремок».

2 этап

Задачи: формировать умение совместно взаимодействовать при подготовке атрибутов для игры, высказывать свою точку зрения и учитывать мнение сверстников при распределении ролей; развивать умение находить  выход из конфликтных ситуаций;

Содержание работы:  подготовка атрибутов для игры: билеты, афиша, деньги, номерки на стульчики; распределение и обсуждение ролей.

3 этап

Задачи: формировать умение действовать согласно выбранной роли, вступать в диалог со сверстниками; развивать умение делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнером по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу к партнерам по общению; оценивать эмоциональное поведение друг друга.

Содержание работы: совместная игра педагога с детьми (посадка в автобус, проезд до театра, покупка билетов, приход в театр, покупка атрибутов, подготовка актёров к представлению, театральное представление с антрактом, обсуждение представления).

Список литературы

  1. Авдулова,Т.С. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника [Текст]  / Т.С. Авдулова.- М.: Просвещение, 1993.-108с.
  2. Аникеева,Н.П. Воспитание игрой [Текст] / Н.П.Аникеева. – М.: Просвещение, 1987.- 96с.
  3. Арушанова,А.А. Коммуникативное развитие: проблемы перспективы[Текст] /А.А.Арушанова //  Дошкольное  воспитание. -СПб: Наука, 1999 - № 2
  4. Бабаева,Т.И. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности[Текст] /  Т.И. Бабаева, 3 А.Михайлова.– СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 - 192 с.
  5. Бондаренко,А.К. Воспитание детей в игре[Текст] /  А.К. Бондаренко, А.И. Матусик . – М.: Владос, 2003.—192 с.
  6. Булычева А.И. Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений[Текст] / А.И.Булычева,    Н.С.Варенцова, Н.Е.Веракса. –   М.: Мозаика-Синтез, 2014 - 96с.
  7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] /  Л.С.Выготский. - М.: Педагогика, 1991 - 480 с.
  8. Дыбина, О.В. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста[Текст]  /  О.В. Дыбина, О.А. Еник, Л.А. Пенькова  - М.: Центр педагогического образования, 2008. – 41с.
  9. Ильинова, К.В. Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование личности ребёнка[Текст] / К.В.Ильинова, О. Ю.Логвинова, С. В.Мещерякова, И.Ю.  Кулько - М.:  Молодой ученый, 2014  №17. — С. 487-489.
  10. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста[Текст] / Н.В. Краснощекова -  М.: Феникс, 2008. - 93с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности театрализованной деятельности в развитии коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.

Основным видом деятельности для  ребёнка дошкольного возраста является игра (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, В. А. Запорожец и многие другие). Педагоги ...

развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в игре

в процессе игры дети усваивают, какое поведение принимается обществом, а какое - нет.Они также расширяют свой кругозор, развивают познавательну активность,обогащают свою речь....

Консультация «Оригами как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

Занятия по оригами вносят вклад в психическое развитие детей. Они способствуют развитию пространственных представлений, практическому освоению некоторых представлений, физических закономерностей, позн...

Кружковая работа на развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста. «Волшебный мир общения».

Кружковая работа на развитие коммуникативных           умений детей старшего дошкольного возраста.«Волшебный мир общения»....

Технология проектирования индивидуального образовательного маршрута как средство формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраст с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Аннотация: в статье рассмотрены особенности проектирования индивидуального образовательного маршрута для старших дошкольников с ОВЗ, в частности, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Приведены...

Статья на тему: "Теневой театр как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Актуальность выбранной темы  обусловлена тем, что в нынешнее время современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Наиболее остро проблема формировани...