Ознакомление детей с традициями и особенностями быта северных народов и Сибири
материал (подготовительная группа)

Шиллер Анастасия Васильевна
Планирование образовательной деятельности в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл setka_02.12-06.12.docx67.9 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование образовательной деятельности в подготовительной группе «Пчелки» 2024-2025 уч.год

Временной промежуток:  02.12.24-06.12.24

Тема недели:  «Наш край»

Цель: Ознакомление детей с традициями и особенностями быта северных народов и Сибири

Задачи:

  • Формировать у дошкольников понятия “национальность”, “быт”, “обычаи”;
  • Дать представление о фольклорном наследии малых народностей;
  • Развивать самостоятельность, коммуникативные качества, умение добывать знания;
  • Воспитывать уважение к людям разных национальностей.

Планируемые результаты: Словарный запас детей пополнится следующими словами: национальность, долганы, эвенки, ненцы, энцы, хакасы, чум, нарты. В результате ознакомления с темой, у детей сформируются интегративные качества: любознательность, эмоциональная отзывчивость

Итоговое мероприятие:  Выставка рисунков

День недели

Вид и тема образовательной деятельности,

Используемая литература (автор, № стр.)

Программное содержание

Понедельник  

9.00 – 9.30

Познавательное (приобщение к социокультурным ценностям, ознакомление с миром природы)

Формирование элементарных представлений о климате севера, его обитателях, характерных особенностей традиций и обычаев северных народов. Развитие речи посредством природоведческого словаря; развитие навыков словообразования, активизация словаря; совершенствование монологической и диалогической форм речи.

9.40 – 10.10

Речевое (развитие речи)

Чтение художественной литературы.

Тема: « Знакомство с творчеством писателя и художника-иллюстратора Владимира Григорьевича Сутеева»

- показать выразительные средства, индивидуальную манеру писателя;

- формировать устойчивый интерес к творчеству Сутеева;

- формировать эстетическое отношение к окружающему миру.

16.05 – 16.35

Художественно-эстетическое

(музыкальное)

По плану музыкального руководителя.

Вторник

9.00 – 9.30

ФЭМП

И.А.Помораева В.А.Позина, стр 67

   Занятие 1

Познакомить с монетами достоинством 1, 2, 5, 10 рублей и 1, 5, 10 копеек.

Продолжать формировать навыки ориентировки на листе бумаги в клетку.

Уточнить представления о многоугольниках и способах их классификации по виду и размеру.

9.40 – 10.10

Художественно-эстетическое

(лепка\апликация)

Т.С.Комарова  ИЗО, стр 58

 Лепка «Птица» (по дымковской игрушке)

 Программное содержание. Закреплять умение лепить из целого куска пластелина фигурки по мотивам народных игрушек, передавая их характер, используя разнообразные приемы лепки (оттягивание, прищипывание, сглаживание и др.). Развивать эстетическое восприятие.

15.40 – 16.10

Физическая культура

По плану инструктора по физической культуре.

Среда

9.00 – 9.25

Речевое (развитие речи)+ Художественно-эстетическое

(рисование) Ручной труд

«Пингвин» (оригами)
учить следовать словесным инструкциям и последовательности действий;

знакомить на практике с основными геометрическими понятиями;

развивать пространственное воображение, зрительное восприятие информации.

9.40-10.10

Художественно-эстетическое

(«Театр и дети»)

Просмотр видео народных танцев Северных народов. Заучивание движений.

10.30 – 11.00

Физическая культура

(на улице)

Охрана и укрепление здоровья детей в холодное время года.
Вводная часть
ОРУ с мячиками
Основная часть (эстафета)
Подвижная игра «Два Мороза»

15.40 – 16.10

Познавательное

 (познавательно-исследовательская деятельность)

Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов

Е.А.Мартынова,И.М.Сучкова

Тема 8. Снегурочка

Формирование представлений об агрегатных превращениях воды. Развитие способностей к преобразованию. Формирование действия превращения. Материал. Картонные кружки: один с изображением солнца, другой с изображением Деда Мороза. Картинки: Дед Мороз и Снегурочка, старик и старуха, горящий костер, костер, облачка в небе, облачко в виде контура фигуры Снегурочки.

Четверг

9.00 – 9.30

ФЭМП  

Е.В Колесникова

Математические ступеньки, стр 75 Занятие № 8

 Арифметические задачи, величина, ориентировка в пространстве, решение примеров.

Цель: Продолжать учить решать арифметические задачи, записывать решение с помощью цифр и знаков Учить измерять линейкой, записывать результаты измерения Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги Закреплять умение решать примеры.

9.40 – 10.10

Художественно-эстетическое

(рисование)

Т.С.Комарова ИЗО  стр 59

Тема 32. Декоративное рисование

 Программное содержание. Закреплять умение детей расписывать  фигурку, передавая характер народной росписи, соблюдая форму элементов, колорит.

Уметь различать дымковскую от филимоновской игрушки.

15.40 – 16.10

Физическая культура

По плану инструктора по физической культуре.

Пятница

9.00 – 9.30

Речевое (развитие речи)

Ушакова О.С. Составление рассказа на тему «Четвероногий друг»

связная речь: учить развивать предложенный сюжет;

словарь и грамматика: активизировать в речи союзы и союзные слова (в сложноподчиненных предложениях разных типов), учить употреблять слово варежки в разных надежах;

звуковая культура речи: учить дифференцированию звуков [ш] и [ж]; использованию вопросительной и повествовательной интонаций.

9.40-10.10

Финансовая грамотность

Стахович Л.В.

Занимательные финансы. Азы для дошкольников

Учимся занимать и отдавать долги. Долги.

Знакомимся с рассказом Валентины Осеевой «Долг» и русской поговоркой «Долги к земле придавили». Выясняем, что долг может быть не только денежным, невыполненные обещания - это тоже долг

Чтение, обсуждение, читаем рассказ «Долг», обсуждаем рассказ и русскую поговорку

10.20 – 10.50

Художественно-эстетическое

(музыкальное)

По плану музыкального руководителя.

Понедельник

Режимные моменты

Совместная деятельность взрослого и детей

(образовательные области, методы и приёмы)

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с

семьей

ОД

Подгрупповая Групповая

Индивидуальная

Организация ППРС

Педагогические наблюдения

Утро

Прием, осмотр.

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковые игры со стихами

Комплекс 12 Моя малая родина

Ознакомление с понятием «север»; объяснить, какие территории составляют северную часть России.

Настольно-печатные игры

Рассматривание глобуса и карты. Уточнить расположение России, наглядно показать где находятся её северные территории.

Беседа «Люби и знай свой Красноярский край». Расширение знаний о родном крае и его географическом положении.

Инд/работа по ЗКР и ОГ

проговаривание чистоговорок.

Миша Д, Никита, Матвей Б,

Закрепить последовательность дней недели

Вероника, Аксинья

Настольные игры: лото национальности

Инвентарь для ХБТ: таз, тряпочки

Глобус, карта

Иллюстрации Национальности Красноярского края

Оформление папки-передвижки по теме недели.

Информировать родителей о задачах обучения и воспитания  детей на этой недели (памятка для родителей)

Индивидуальные беседы и консультации по вопросам воспитания детей:

ОД

Познавательное (приобщение к социокультурным ценностям, ознакомление с миром природы)

Речевое (развитие речи)

Прогулка

Наблюдение за сезонными изменениями

формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь становится длиннее, а день убывает);

учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их в стихотворениях.

Игры с выносным материалом

Труд в природе очистка снега

П/И бросанием  и ловлей бросаем снежки в цель

Инд/работа по развитию речи

Ассоциация со словом «север». Максим, Никита, Лев

Инвентарь для трудовой деятельности: лопаты

Возвращение с прогулки, КГН, обед, работа

перед сном

КГН Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати.

Продолжать учить просушивать и чистить свою одежду

Художественная литература: чтение чукотская сказка «Ледяная яранга»

ОД

Художественно-эстетическое  (музыкальное)

Вечер

Гимнастика пробуждения

ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА Декабрь\Комплекс № 7

Закаливание «Дорожка здоровья»

Игры и упражнения по развитию мелкой моторики

Закрепить навыки  штриховки.

Заколдованные предметы (ребенок на ощупь определяет предмет)

Чтение художественной литературы.
Г. Снегирёв «Как Алешка жил на Севере» Поиск ответов на вопросы детей в детской иллюстрированной энциклопедии.

Инд/работа: по математике (количество и счет)

по закреплению порядкового счета в пределах 10, в прямом и обратном счете

Вероника, Максим, Миша М.

Прогулка

Работа по развитию движений

«Кто дальше?» -

закрепить умение детей правильно делать замах, осуществлять бросок с силой

Закрепить последовательность дней недели

Миша М.

Выносной материал:

Вторник  

Режимные моменты

Совместная деятельность взрослого и детей

(образовательные области, методы и приёмы)

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с

семьей

ОД

Подгрупповая Групповая

Индивидуальная

Организация ППРС

Педагогические наблюдения

Утро

Прием, осмотр.

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковые игры со стихами

Комплекс 12:  Моя малая родина

Настольно-печатные игры

Сюжетно-ролевая игра

«Салон красоты» расширить и закрепить знания детей о работе в «Салоне красоты», вызвать желание выглядеть красиво, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу.

СХД: рисование Животные Севера

Инд/работа по грамматическому строю речи

Рассматривание иллюстраций с животными севера. Д/У «Найди общее». Цель: Познакомить с обитателями севера (белый медведь, тюлень, северный олень, полярная сова)

Матвей, Семен, Назар

Предметы для сюжетно-ролевой игры

Иллюстрации с животными севера

Трафареты и раскраски животные Севера

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.

ОД

ФЭМП

Художественно-эстетическое (лепка\апликация)

Прогулка

Наблюдение за воронами 

продолжать развивать наблюдательность, 

отражать наблюдение в речи.

отметить особенности внешнего вида и поведения; отличие от других птиц и сходство с ними.

П/игра: « Третий лишний» закрепление правила игры, развивать внимательность, общую выносливость.

Игры с выносным материалом

Труд в природе строительство снежной горки

Систематизировать знания о животных и птицах севера, о способах их приспособления к погодным условиям севера.

Беседа с детьми Варя, Ева, Кристина

Выносной материал:

Ледянки, лопаты

Возвращение с прогулки, КГН, обед, работа

перед сном

Труд по самообслуживанию

Закреплять умение аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле, одеваться в определённой последовательности.

Нравственные беседы  «Зачем нужны правила?»

Предложить вниманию детей различные ситуации, обсудить правила, которые необходимо соблюдать. Предложить представить, что получится, если каждый будет поступать не по правилам, а так, как ему захочется. Помочь сделать вывод о том, для чего нужны правила.

ОД

Физическая культура

Вечер

Гимнастика пробуждения

ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА Декабрь\Комплекс № 7

Систематизировать знания о животных и птицах севера, о способах их приспособления к погодным условиям севера.

Закаливание «Дорожка здоровья»

Игры и упражнения по развитию мелкой

моторики

Основы безопасности.
«Запомни правила простые…»
Продолжать знакомить детей с правилами безопасного поведения в различных ситуациях; развивать любознательность, умение рассуждать, логически мыслить и делать соответствующие выводы.

Словарная работа: «чум», «шаман», «стойбище».
Цель: обогащение словаря.

Работа с иллюстрациями

Назар, Степа, Никита

Пальчиковая гимнастика «Едем на лыжах».
Цель: Расширять представления о здоровом образе жизни.

Миша М, Максим

Прогулка

Подвижная игра «Льдинки, ветер и мороз»

Цель: Развивать двигательную активность детей, учить действовать по сигналу.

Инд/работа: музыкально-ритмические движения

Отхлопывание по стихотворению Лев, Максим

Выносной материал: ледянки 

Среда

Режимные моменты

Совместная деятельность взрослого и детей

(образовательные области, методы и приёмы)

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с

семьей

ОД

Подгрупповая Групповая

Индивидуальная

Организация ППРС

Педагогические наблюдения

Утро

Прием, осмотр.

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковые игры со стихами

Комплекс 13 :Красноярский край Россия, Моя малая родина

Формирование целостного представления о характерных особенностях традиций и обычаев северных народов.

Настольно-печатные игры

Художественная лит-ра: заучивание песни о Красноярском крае

СХД: лепка «Олени» Учить создавать выразительный образ оленя, точно передавая форму и расположение его частей.

Инд/работа по развитию связной речи (составление рассказов)

Беседа «Люби и знай свой Красноярский край» Расширение знаний о родном крае и его географическом положении.

Работа с картой и иллюстрациями

Богдан, Ульяна, София

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей

ОД

Речевое (развитие речи)+ Художественно-эстетическое(рисование)

Художественно-эстетическое («Театр и дети»)

Физическое (на улице)

Прогулка

Наблюдение за погодой.

 Какая сегодня погода? Что про нее можно сказать? Какое небо?

Что на нем есть? Есть ли ветер?

 Как вы его определили? Во что мы одеты? Как можно сказать про погоду сегодня? (пасмурная, тихая, прохладная). 
П/игра «Самолеты»
Формирование умения двигаться в разных направлениях не сталкиваясь друг с другом.

Игры с выносным материалом

Труд: очистка дорожки от снега

Продолжать знакомить детей с правилами безопасного поведения в различных ситуациях; развивать любознательность, умение рассуждать, логически мыслить и делать соответствующие выводы.

Миша Д, Матвей Ш.

Выносной материал: ледянки, лопаты

Возвращение с прогулки, КГН, обед, работа

перед сном

Труд по самообслуживанию

Закреплять умение аккуратно складывать и развешивать одежду после прогулке, чтобы все просыхало, влажную одежду раскладывать на сушилку

ОД

Познавательное (познавательно-исследовательская деятельность)

Вечер

Гимнастика пробуждения

Декабрь\Комплекс № 8

Закаливание «Дорожка здоровья»

Игры и упражнения по развитию мелкой моторики

школа умелого карандаша И.А. Подрезова, стр. 6

Сюжетно-ролевая игра «Магазин» вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.

Инд/работа: по математике (ориентировка в пространстве, во времени)

 с часами и способами устанавливать время на макете часов;

Степа, Семен


совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Ульяна У, Данила

Прогулка

Подвижная игра «Льдинки, ветер и мороз»

Цель: Развивать двигательную активность детей, учить действовать по сигналу.

П/игра: «Пройди не упади».

Цель: Развивать равновесие, координацию движений.

Ульяна И.

Выносной материал: ледянки

Четверг

Режимные моменты

Совместная деятельность взрослого и детей

(образовательные области, методы и приёмы)

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с

семьей

ОД

Подгрупповая Групповая

Индивидуальная

Организация ППРС

Педагогические наблюдения

Утро

Прием, осмотр.

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковые игры со стихами

Комплекс 13: Красноярский край Россия

Настольно-печатные игры

лего ,пазлы, бродилки

Сюжетно-ролевая игра  «Дом, семья» (как живут северные народы) Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку

Хозяйственно-бытовой труд

уборка в творческих уголках и игровых зонах. Протирание пыли.

СХД: аппликация

новогодние игрушки для елки

Д/И по ЗКР и ОГ «Придумай слово» развитие фонематического слуха или умение определить количество слогов в  слове.

Инд/работа по развитию речи

Игра «Поймай слог»
развитие слухового внимания и его быстроты.
Миша Д, Матвей Ш, Варвара

Инвентарь для ХБТ: таз с водой, тряпочки, фартуки

Индивидуальные беседы и консультации

по запросам родителей.

ОД

ФЭМП

Художественно-эстетическое (рисование)

Прогулка

Наблюдение за воробьем

продолжать закрепление знаний о зимующей птице — воробье; формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее время; учить поддерживать чистоту в кормушке для птиц.

Игры с выносным материалом

Сюжетно-ролевая игра  «Дом, семья» (как живут северные народы) Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.

ОВД: равновесие, прыжки

Хозяйственно-бытовой труд

расчистка снега на участке

Инд.раб по математике

«Кто быстрее найдет»

упражнять в соотнесении предметов по форме с геометрическими образцами и в обобщении предметов по форме.

Кристина, Аксинья, Вероника

Выносной материал:

Возвращение с прогулки, КГН, обед, работа

перед сном

Культура поведения Беседа «Умеешь ли ты дружить»

Познакомить детей с поговорками о дружбе и друзьях, призывающих нас быть терпимыми к людям, проявлять снисходительность к мелким недостаткам своих друзей , но не признавать друзьями людей, совершающих плохие поступки.

ОД

Физическая культура

Вечер

Закаливание «Дорожка здоровья»

Гимнастика пробуждения

Уточнить и обобщить знания детей о животных и птицах севера

Игры и упражнения по развитию мелкой

моторики работа с клеточкой  

 Беседа «Подземные богатства нашей Родины»
Чем богаты недра нашей земли? (уголь, нефть, газ)
Как беречь эти богатства?
(рационально использовать в быту)

Чтение художественной литературы. Ю. Яковлев «Умка».
Цель: Учить слушать и целостно воспринимать литературное произведение

Инд/ работа по конструированию

Аппликация.
«Где-то на крайнем севере»
развивать технические приёмы аппликации; учить находить изобразительные средства для создания несложного сюжета;
Данила, Матвей Ш.

Инд.работа с Игнатенко Ульяной

Расположение деталей аппликации пошаговая инструкция

Прогулка

П/ игра:  «Ракеты на старт».

Цель: закреплять умение слушать команды воспитателя и правильно их выполнять, двигаться врассыпную в заданном пространстве

Закрепить ходьбу приставным шагом.

Дима, Лев

Выносной материал:ледянки

Пятница

Режимные моменты

Совместная деятельность взрослого и детей

(образовательные области, методы и приёмы)

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с

семьей

ОД

Подгрупповая Групповая

Индивидуальная

Организация ППРС

Педагогические наблюдения

Утро

Прием, осмотр.

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковые игры со стихами

Комплекс 13: Красноярский край Россия

Настольно-печатные игры

Сюжетно-ролевая игра

«Ветеринарная лечебница» вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к животным, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Д/И по развитию речи (грамматика, словарь) Игровое упражнение «Раздели правильно»  развитие умения делить слова на слоги.

Инд/работа по рисованию

Умение использовать шаблоны, создавать комплексный рисунок из нескольких изображений животных, располагая по центу и всему листу

Максим, Лев, Матвей Б.

Индивид.работа с Игнатенко Ульяной по закрашиванию шаблонов

Индивидуальные беседы и консультации

по запросам родителей.

ОД

Речевое (развитие речи)

Финансовая грамотность

Прогулка

Наблюдение за синицами

продолжать закрепление знаний о зимующей птице —-синице; формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее время; учить поддерживать чистоту в кормушке для птиц.

Игры с выносным материалом

Сюжетно-ролевая игра 

«Строитель» строительство чума из подручных средств формировать конкретные представления о строительстве, его этапах; закреплять знания о рабочих профессиях; воспитывать уважение к труду строителей; формировать умение творчески развивать сюжет игры. 

Инд/ работа по ФИЗО

Работа по развитию движений

«Кто дальше?» -

закрепить умение детей правильно делать замах, осуществлять бросок с силой.

Закрепить навыки подбрасывания одной рукой.

Выносной материал: ледянки, лопаты

Возвращение с прогулки, КГН, обед, работа

перед сном

Взаимоотношения «Пойми меня»

Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.

Бабушка Маланья

Цель: игра, направленная на формирование уверенного поведения, повышения самооценки.

ОД

Художественно-эстетическое (музыкальное)

Вечер

Гимнастика пробуждения

Декабрь\Комплекс № 7 Закаливание «Дорожка здоровья»

Приобщать детей к духовной культуре. Познакомить с устным народным творчеством других народов.

Игры и упражнения по развитию мелкой

моторики – использование ножниц

Рассматривание альбома «Национальная одежда народов севера» Систематизировать знания о предметах одежды и материалах из которых она сделана.

Настольно-печатные игры на внимание: «ЛОТО», «Домино»,

«Что из чего».

Инд/работа по лепке

«Олени»
Цель: Учить создавать выразительный образ оленя, точно передавая форму и расположение его частей.

Данила, Лев, Максим, Никита

Уголок безопасности:

Иллюстрации о правилах поведения в холодное время года и при низкой минусовой температуре

Прогулка

П/ И на ориентировку в пространстве

Народная игра

«Пройди не упади».

Цель: Развивать равновесие, координацию движений.

Ульяна Игнатенко

Выносной материал:ледянки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей с историей и культурой быта русского народа.

В этом разделе дети знакомятся с историей Руси ,как государства,геральдикой,историей костюма,история культуры героическим прошлым русского народа,архитектурой и промыслами русского народа,национальной...

Ознакомление детей с бытом, нравственными ценностями, традициями и особенностями культуры карельского народа.

Соприкасаясь с народным искусством, традициями, участвуя в народных праздниках, ребенок обогащается духовно. Очень важно привить у детей интерес и любовь к прошлому, чтобы знали свои истоки, кул...

Проект «Ознакомление детей старшей группы с культурой, бытом и традициями башкирского народа»

приобщение дошкольников к системе культурных ценностей башкир; воспитание толерантного отношения к другому народу...

Проект "Приобщение обучающихся дошкольгого возраста к культуре и быту коренных народов Западной Сибири посредством метода "Интеллект - карта"

Краткая аннотация проекта    В «Конвенции о правах ребёнка» (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года) в статье 29 определено, что обр...

Конспект ознакомление детей с традициями башкирского народа в подготовительно группе

Основные задачи:–познакомить детей с культурой и традициями башкирского народа (костюмы, песни, танцы, обычаи, блюда);–развивать творческие способности, интерес к традициям...

Конспект занятия ознакомление детей с традициями башкирского народа в подготовительной группе

Основные задачи: –познакомить детей с культурой и традициями башкирского народа (костюмы, песни, танцы, обычаи, блюда); –развивать творческие способности, интерес к традициям братских народов, любоз...

Викторина «Мань Ӈэрм ями՚ - Мой Северный край» для старшей группы с целью закрепления знаний детей о родном крае, культуре, быте коренных народов Севера

Викторина «Мань Ӈэрм ями՚ - Мой Северный край» для старшей группы с целью закрепления знаний детей о родном крае, культуре, быте коренных народов Севера.  Занятие провели в рамка...