Проект "Приобщение обучающихся дошкольгого возраста к культуре и быту коренных народов Западной Сибири посредством метода "Интеллект - карта"
проект на тему
Краткая аннотация проекта
В «Конвенции о правах ребёнка» (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года) в статье 29 определено, что образование должно быть направлено на «воспитание уважения к родителям ребенка, его культуре самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения, и к цивилизациям, отличной от его собственной». Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155) (далее ФГОС ДО) рассматривает учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. На нас, воспитателей, возложена миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордится ею. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того место, где ты родился и живешь.
Реализуя «стратегию развития образования Ханты – Мансийского автономного округа – Югры до 2020года» (распоряжение Правительства ХМАО – Югры от 19.02.2010г. № 91- рп), в дошкольных учреждениях нашего округе проводится работа по приобщению детей к культуре того народа, на территории которого проживают. Но, в основном, направлена на старший дошкольный возраст, а обучающиеся 3-5 лет крайне мало принимают участие в таких мероприятиях. Систематической и последовательной работы с детьми младшего и среднего возраста по изучению народов Западной Сибири не ведется, так как недостаточно развиты процессы классификации и анализа, им сложно усвоить незнакомые названия. С целью систематизации работы по данному направлению был разработан проект, рассчитанный на охват всех возрастных периодов дошкольного возраста «Приобщение обучающихся дошкольного возраста к культуре и быту коренных народов Западной Сибири посредством метода «интеллект - карта». Метод интеллект-карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. Именно благодаря этому методу дошкольнику будет интересно изучать и систематизировать знания о культуре и быте коренных народов Западной Сибири.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_krivtsova_a.s.docx | 109.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
1. | Информационная карта проекта | 2 |
2. | Краткая аннотация | 4 |
3. | Основание проекта и его обоснование | 5 |
4. | Цель и задачи | 6 |
5. | Основное содержание проекта | 7 |
6. | Ресурсы | 10 |
7. | Партнеры | 11 |
8. | Целевая аудитория | 11 |
9. | План реализации проекта | 11 |
10. | Результат мониторингового обследования | 16 |
11. | Перспектива дальнейшего развития проекта | 18 |
12. | Оценка результатов деятельности | 19 |
13. | Литература | 21 |
14. | Приложения | 23 |
Информационная карта
1. | Полное название проекта | «Приобщение обучающихся дошкольного возраста к культуре и быту коренных народов Западной Сибири посредством метода «интеллект - карта» |
2. | Специализация проекта | Нравственно – патриотическое воспитание |
3. | Цель проекта | Приобщение детей к культуре и быту коренных народов Западной Сибири. |
4. | Автор проекта(Ф.И.О., род занятий, специальность по диплому, адрес, телефон, электронная почта | Кривцова Анастасия Сергеевна – воспитатель, педагог профессионального обучения, Ханты – Мансийский автономный округ – Югра, г. Югорск, улица Геологов до 9, корпус Б, квартира 96, телефон +79227841471, naskriv@mail.ru |
5. | Срок реализации проекта | 4 года |
6. | География проекта | Ханты – Мансийский автономный округ – Югра город Югорск |
7. | Поддерживающие организации или физические лица(при наличии) | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Гусельки» |
Краткая аннотация проекта
В «Конвенции о правах ребёнка» (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года) в статье 29 определено, что образование должно быть направлено на «воспитание уважения к родителям ребенка, его культуре самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения, и к цивилизациям, отличной от его собственной». Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155) (далее ФГОС ДО) рассматривает учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. На нас, воспитателей, возложена миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордится ею. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того место, где ты родился и живешь.
Реализуя «стратегию развития образования Ханты – Мансийского автономного округа – Югры до 2020года» (распоряжение Правительства ХМАО – Югры от 19.02.2010г. № 91- рп), в дошкольных учреждениях нашего округе проводится работа по приобщению детей к культуре того народа, на территории которого проживают. Но, в основном, направлена на старший дошкольный возраст, а обучающиеся 3-5 лет крайне мало принимают участие в таких мероприятиях. Систематической и последовательной работы с детьми младшего и среднего возраста по изучению народов Западной Сибири не ведется, так как недостаточно развиты процессы классификации и анализа, им сложно усвоить незнакомые названия. С целью систематизации работы по данному направлению был разработан проект, рассчитанный на охват всех возрастных периодов дошкольного возраста «Приобщение обучающихся дошкольного возраста к культуре и быту коренных народов Западной Сибири посредством метода «интеллект - карта». Метод интеллект-карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. Именно благодаря этому методу дошкольнику будет интересно изучать и систематизировать знания о культуре и быте коренных народов Западной Сибири.
Описание и обоснование проекта:
Проблема
Несмотря на то, что дети путешествуют с родителями по разным городам, странам, знают традиции разных народов, могут рассказать о достопримечательностях, но часто затрудняются рассказать о культуре родного края. У детей недостаточно сформированы знания о коренных народах Западной Сибири, об их традициях и обычаях.
Актуальность
Я живу в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра с шести лет, у меня были друзья разных народностей, в том числе манси и ненцы. Но, несмотря на это, обучаясь уже в университете в городе Челябинске, на просьбы рассказать о коренных жителях Западной Сибири я затруднилась ответить. Тогда я решила заняться изучением народов региона, в котором я живу. И меня это очень увлекло. Начав свою профессиональную деятельность в детском саду, реализуя региональный компонент в рамках основной образовательной программы МАДОУ «Детский сад «Гусельки», я столкнулась с противоречием, что обучающиеся моей группы практически ничего не знают о коренных народах, проживающих в нашем регионе, хотя большинство ребят с родителями регулярно посещают тематические выставки и праздничные гуляния. Мероприятия воспринимаются только с материальной стороны – вкусная еда, развлечения и конкурсы, получение подарков, а сам процесс с определенными ритуалами, историей их традиций и обычаев становится далеко не интересен. И это происходит несмотря на то, что в группе 12% обучающихся имеют родственников среди коренных народов Западной Сибири.
Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры, для пробуждения в нем потребности в познании окружающих условий, для интегрированного усвоения местных историко-культурных особенностей, конкретных традиций, национальных и регионально-культурных особенностей своей социальной среды. По исследования психолога Л. И. Божович, именно в дошкольные годы жизни ребенка идет становление основ его личности, происходит формирование интереса к истории, быту и культуре. В этом возрасте у детей формируются навыки уважительного и доброжелательного отношения к культуре разных народов, формируется познавательный интерес к родному краю, воспитывается толерантность.
Реализуя поручение президента В. В. Путина о внедрении системы нравственно – патриотического воспитания во все слои общества в рамках госпрограммы "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы» воспитание у детей чувства любви и уважения к традициям и культуре разных народов, стало важной задачей. Необходимо воспитывать у детей эмоционально – положительное отношение к местам где они родились и живут, желание узнавать больше о родном крае и его жителях. С помощью знакомства с историей, культурой, бытом народов, которые живут совсем рядом, мы можем лучше почувствовать свой родной край. Опираясь на культурные ценности, историю родного края, мы повышаем качество воспитания и обучения.
На основании вышесказанного, я определила целью своего проекта - приобщение обучающихся дошкольного возраста к культуре и быту коренных народов Западной Сибири посредством метода «интеллект - карта»
Поставила следующие Задачи:
- познакомить обучающихся с историей народов Западной Сибири;
-способствовать принятию нравственных ценностей коренных народов Западной Сибири (единство человека и природы, любовь к родной земле, трудолюбие);
- воспитать толерантность, чувство уважения к традициям и культуре народов Западной Сибири;
- расширить и активизировать словарный запас обучающихся дошкольного возраста.
Реализация проекта осуществляется через:
- построение развивающей предметно – пространственной среды (Приложение 1);
- разработку перспективных планов по реализации проекта (Приложение 2);
- обеспечение дидактического, наглядного материала и условий для знакомства детей с культурой и бытом коренных народов Западной Сибири, в том числе создание «интеллект – карт» (Приложение 3);
- проведение мероприятий по реализации задач проекта (Приложение 4);
- мастер-классы, консультации для родителей (Приложение 5);
- участие в творческих конкурсах для детей (Приложение 6);
- организация экскурсий
- привлечение учреждений культуры города.
Основное содержание проекта
Проект реализовывался по блокам:
Первый блок включал в себя знакомство дошкольников с историей родного края и многочисленными коренными народами ханты и манси. В силу возрастных особенностей дошкольников 3-4 лет сложно смотивировать на изучение народов Западной Сибири, поэтому я для себя поставила задачу - формировать интерес у обучающихся через организацию продуктивного взаимодействия с родителями. Совместные мастер – классы, создание коллективных работ и изготовление экспонатов для мини-музея очень эффективно стали формировать у обучающихся интерес к изучению данной темы.
Второй блок включал в себя изучение культуры и быта народов Западной Сибири, которое проходило через организацию тематических месяцев по четырем темам «Жилище народов ханты и манси», «Одежда народов ханты и манси», «Праздники народов ханты и манси», «Традиционные занятия народов ханты и манси».
В течение месяца проводится погружение обучающихся во все виды совместной деятельности с использованием разных методов:
- беседы с обучающимися
- просмотр презентаций
- дидактические и сюжетно – ролевые игры
- подвижные игры
- чтение сказок народов ханты и манси
- совместное посещение с родителями музеев нашего города, мероприятий, связанных с культурой и историей народов нашего края и праздников коренных народа ханты и манси
Также, в рамках тематического месяца, я регулярно провожу развлекательно-познавательные мероприятия в МАДОУ совместно с родителями, на которые приглашаю представителей народов ханты и манси, мастеров по изготовлению кукол и других интересных людей.
Дошкольникам 4-5 лет сложно запоминать, анализировать и систематизировать новую информацию, не связанную с их повседневной деятельностью. Для более эффективной работы в основу проекта был заложен метод «Интеллект – карт». Метод «интеллект - карт» был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. В мир дошкольных технологий «интеллект – карты» пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, который предложил использовать этот метод для быстрого запоминания информации у детей. Данный метод помогает пробудить у ребёнка способность к изображению окружающего мира, помогают структурировать информацию, которую ребёнку предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы.
Свойства интеллект - карты:
· наглядность (в интеллект - карте она представлена максимально: в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними);
· привлекательность (интеллектуальная карта имеет свою эстетику, её рассматривать не только интересно, но и приятно. «Настраивайтесь на создание красивых карт» - Т. Бьюзен);
· запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образа и цвета интеллект-карта легко запоминается);
· своевременность (интеллект-карта помогает выявить недостаток информации);
· творчество (интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи);
· возможность пересмотра (пересмотр карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ещё лучше информацию, дополнить её новыми идеями).
В этом блоке происходит знакомство с «интеллект – картой». На первоначальном уровне для обучающихся мною созданы 4 матрицы (по каждой изучаемой в течение месяца теме), состоящие из ключевого символа и двух параметров (в соответствии с возрастом детей), в дальнейшем дети стали самостоятельно отмечать полученную информацию при помощи символов. По изучению всех тем была создана общая интеллект-карта.
Третий блок рассчитан на обучающихся 5-7 лет и включает в себя знакомство детей с малочисленными коренными народами Западной Сибири: шорцы, ненцы и алтайцы при помощи введения в «интеллект – карту» дополнительных параметров.
Ресурсы
1. | Информационные | Интернет – ресурсы, педагогические сообщества: nsportal.ru, maam.ru, shkollegi.ru, vk.ru и другие. |
2. | Экспертные | Консультант – сотрудник медико-генетического научного центра России А. Агджоян |
3. | Человеческие (кадровые) | Прослушала вебинар «Взаимодействие детского сада и семьи по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников» и видео лекцию «Патриотическое воспитание – основа формирования личности гражданина и патриота»; Прошла курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе: «Социально – коммуникативное развитие дошкольников». |
4. | Материально – технические | Проектор, ноутбук, принтер, методическая и художественная литература, макеты. |
5. | Учебно – методические | Методическая литература, электронные образовательные ресурсы, сборник сказок и игр народов Западной Сибири. |
6. | Организационный | Созданы условия для повышения профессиональной компетенции молодого специалиста через организацию наставничества в рамках «Школы молодого педагога» |
7. | Финансовый | Осуществляется поддержка через систему поощрений (стимулирующие выплаты) |
Партнеры
- МБУ Централизованная библиотечная система г. Югорск;
- МБУ Музей истории и этнографии г. Югорск;
- Югорский музей под открытым небом «Суеват Пауль»;
- МБУ дополнительного образования «Детско - юношеский центр «Прометей»;
- МБУ дополнительного образования «Детская школа искусств города Югорск»;
- МБУК Музей истории и ремёсел Советского района;
- Ассоциация коренных народов Севера «Спасение Югры».
Целевая аудитория
Целевая аудитория – обучающиеся средний группы в количестве 24 человек.
План реализации проекта
Задачи | Срок реализации | Мероприятия | Ожидаемый результат |
Этап 1. Подготовительный | |||
- Изучить информационные ресурсы (в том числе в сети Интернет) по теме культа и быт коренных народов Западной Сибири; - организовать развивающую предметно - пространственную среду; - систематизировать дидактический материал, в т.ч. атрибуты для дидактических и сюжетно- ролевых игр, нетрадиционное оборудование. | Август – Декабрь 2016 год | - Изучение методической литературы по данной теме; - подбор наглядно – дидактического материала; - сбор информации о культуре коренных народов Западной Сибири из опыта сотрудников МАДОУ; - оформление нравственно – патриотического центра. | - Уровень оснащённости, развивающей предметно – пространственной среды по данному направлению – 100%; - анализ изученных информационных ресурсов по данной теме; - сборник наглядного и дидактического материала; - кейс с нетрадиционным оборудованием. |
- Диагностировать уровень сформированности представлений обучающихся дошкольного возраста о культуре и быте коренных народов Западной Сибири; - выяснить отношение родителей к изучению дошкольниками коренных народов Западной Сибири. | Сентябрь 2016 год – май 2018 год; Май 2020 год. | - Проведение мониторингового обследования и интервьюирования сформированности представлений обучающихся дошкольного возраста о культуре и быте коренных народов Западной Сибири; - проведение анкетирования родителей. | - Результаты мониторинга сформированности и интервьюирования представлений обучающихся дошкольного возраста о культуре и быте коренных народов Западной Сибири. (Таблица 1); - высокая заинтересованность родителей в изучение дошкольниками коренных народов Западной Сибири. |
Этап 2. Практический | |||
1 блок | |||
- Знакомить дошкольников с историей родного края, округа, города и коренными жителями; - развивать познавательный интерес к родному краю; - воспитывать уважительное отношение к окружающему миру; - организовать сотрудничество с родителями. | Январь – Апрель 2017 год | - Изучение герба округа и города; - знакомство детей с историей родного края и народами ханты и манси через работу с родителями (мастер – классы, коллективные работы, консультации). | - У обучающихся сформирован интерес к изучению коренных народов ханты и манси; - родители являются активными участниками реализации проекта. |
2 блок | |||
- Сформировать элементарные представления детей о культуре народов Севера; - способствовать принятию нравственных ценностей коренных народов Западной Сибири; - воспитывать толерантность, чувство уважения к традициям и культуре коренных народов Западной Сибири; - расширять словарный запас обучающихся дошкольного возраста; - знакомить детей с интеллект – картой. | Сентябрь 2017 год – Май 2018 год | - «погружение» обучающихся в изучение культуры коренных народов Западной Сибири с помощью проведения тематических месяцев; - освоение знаний обучающихся дошкольного возраста по данной теме посредством метода «интеллект – карт». | -Знают и называют многочисленны коренные народы Западной Сибири; - могут рассказать о жилище; - различают национальную одежду; - обучающие владеют методом «интеллект – карта», умеют зарисовывать самостоятельно основные символы по изучению темы. |
3 блок | |||
- Продолжать знакомить детей с разными народами Западной Сибири; - Ввести в «интеллект – карту» дополнительные параметры; - расширять словарный запас обучающихся дошкольного возраста. | Сентябрь 2018 год – март 2020 год | - Изучение малочисленных коренных народов Западной Сибири: шорцы, ненцы и алтайцы. | - Могут рассказать о жилище и предметах быта, одежде; - знают обычая и традиции разных народов; - называют сказки народов Западной Сибири; - владеют навыками самостоятельного составления «интеллект - карты» с использование трех – четырех параметров. |
Этап 3. Итоговый | |||
- Проанализировать полученные результаты и соотнести их с поставленными задачами. | Май - июнь2018 | - Анализ и обобщение материалов, полученных в результате мониторингового обследования (Таблица 2); - формирование системы наглядных и дидактических материалов по проекту (создание банка методических материалов по теме проекта); - представление результата реализации проекта на заседании «Школы молодого педагога». | - Банк методических материалов; - Мини – музей по коренным народам Западной Сибири; - Разработанные «интеллект - карты» по изучению пяти народов: ханты, манси, шорцы, ненцы и алтайцы. |
Итогом работы на за 2016-2018 годы по двум блокам являются результаты мониторингового обследования сформированности первичных представлений обучающихся дошкольного возраста о культуре и быте коренных народов Западной Сибири, с учетом программных задач и возрастных особенностей детей. Результаты мониторинга, проведенного мною у обучающихся второй младшей группы в сентябре 2016 года и обучающихся средней группы, проведенного в мае 2018 года, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Уровни | Знает и называет коренные народы Западной Сибири | Может рассказать о жилище | Различает национальную одежду | Знает обычая и традиции разных народов | Называет сказки народов Западной Сибири и их героев | |||||
Сен. 2016 | Май 2018 | Сен. 2016 | Май 2018 | Сен. 2016 | Май 2018 | Сен. 2016 | Май 2018 | Сен. 2016 | Май 2018 | |
Высокий | 0% | 50% | 0% | 40% | 0% | 20% | 0% | 14% | 0% | 16% |
Средний | 0% | 46% | 0% | 56% | 0% | 63% | 0% | 66% | 0% | 80% |
Низкий | 100% | 4% | 100% | 4% | 100% | 17% | 100% | 20% | 100% | 4% |
Из данной таблицы видно, что на сентябрь 2016 года у обучающихся по всем показателям низкий уровень сформированности знаний о культуре и быте коренных народов Западной Сибири.
На май 2018 года результаты диагностики показали, что у обучающихся среднего дошкольного возраста низкого уровня знаний по первому показателю «Знает и называет коренные народы Западной Сибири» выявлено – 4%, по второму показателю «Может рассказать о жилище» - 4%, по третьему показателю «Различает национальную одежду» – 17%, 20% по четвертому показателю «Знает обычая и традиции разных народов» и 4% по пятому показателю «Называет сказки народов Западной Сибири и их героев».
Таким образом, мы видим, что на конец 2017-2018 учебного года уровень знаний обучающихся среднего возраста о культуре и быте коренных народов Западной Сибири по каждому показателю имеет положительную динамику.
Данные, отражающие уровень знаний обучающихся дошкольного возраста по каждому показателю, предоставлены на диаграммах.
Результаты мониторингового обследования сформированности представлений обучающихся дошкольного возраста о культуре и быте коренных народов Западной Сибири.
Сравнительные результаты мониторингового обследования сформированности представлений знаний обучающихся дошкольного возраста о культуре и быте коренных народов Западной Сибири
Таблица 2
Уровень | Сентябрь 2016 год | Май 2018 год |
Высокий | 0% | 28% |
Средний | 0% | 62% |
Низкий | 100% | 10% |
Таким образом, анализируя данные, полученные в результате мониторинга, можно свидетельствовать о положительной динамике уровня знаний о культуре и быте коренных народов Западной Сибири у обучающихся среднего дошкольного возраста.
Перспектива дальнейшего развития проекта
Планирую продолжать работать над проектом в старшей и подготовительной к школе группе с целью углубления изучения народов Западной Сибири, а именно изучить предметы быта, кулинарию, традиции пяти народов через использование метода «Интеллект карта». Так же планирую продолжать активную работу с родителями, так как в соответствии с ФГОС ДО п. 1.4. одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество организации с семьей.
Литература
- Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников» - М.: ЦГЛ, 2015.
- Формирование этического самосознания у дошкольников на основе традиций Севере: 2012.
- Т.А. Шорыгина. Беседы о русском севере – М.: Сфера, 2017.
- Т.А. Шорыгина. Беседы о тайге и ее обитателях – М.: Сфера, 2017
- Художник Н. Фомин. Сказки народов ханты, 2016.
- Художник Т. Придчина. Сибирские народы, 2016.
- Автор З.П. Соколова. Ханты и Манси. Взгляд из ХХI века, 2014.
- Автор А.В. Анохин. Материальное производство ойротов и шорцев, 2013.
- Букинистическое издание. Народы Западной Сибири: Ханты. Манси. Селькупы. Ненцы. Энцы. Нганасаны. Кеты, 2015.
- Ромбандеева Е.И. «Мансийские загадки», 2014.
- Шешкин П.Е., Шабалина И.Д, «Мансийские орнаменты / Е.И. Ромбандеева – отв.редактор. – 2-е изд.- Спб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2015г.
- Исупов В.А., Кузнецов И.С. История Сибири. Ч. III: Сибирь: XX век.Тюркские народы Сибири / Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН; Омский филиал Ин-та археологии и этнографии СО РАН. – М. : Наука, 2016. – 678 с.: ил. – Библиогр. : с. 631- 672. - 1000 экз.
- Соболев В.И. История сибирских ханств (по археологическим материалам). Наука, 2008. (Этнографо-археологические комплексы: Проблемы культуры и социума; Т. 10).
- Л.В. Шокорова Художественные промыслы Западной Сибири, 2016.
- А. Г. Тучков История культы народов Западной Сибири. Учебное пособие. Издание 3. Дополненное, переработанное Томск 2015
- Западная Сибирь: история и современность: краеведческие записки. Вып. VI / отв. за вып. В.И. Чернышова;сост. Л. Ф. Семенова; МУ «БИС», НГПИ . - Тюмень: Изд-во Ю. Мандрики, 2014. - 400 с: ил.-(Мира не узнаешь, не зная края своего).
- Цысь, В.В. Образование и просвещение на севере Западной Сибири в XIX - начале XX вв.: монография / В. В. Цысь, О. П. Цысь ;рец.: Г. Е. Корнилов, В. М. Кружинов. Нижневартовский государственный гуманитарный университет, 2014. - 305 с.:
- Методическое пособие по истории Ханты-Мансийского автономного округа XX в. (к учебнику «История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней» авторский коллектив Н.Н.Баранов, С.В. Горшков, А.П. Зыков и др.), 2015.
- Методическое пособие по этнографии коренных народов Западной Сибири./ханты /манси/шорцы/ненцы и др. Мегион – 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление детей с особенностями культуры и быта различных народов Сибири как средство предупреждения межэтнической и межнациональной напряженности
Из опыта работы педагога...
Консультация для родителей «Коренные жители Западной Сибири»
Консультация для родителей«Коренные жители Западной Сибири»...
Проект "Культура и быт коренных народов Западной Сибири"
Проведя беседы с воспитанниками, мы видим, что наши дети достаточно эрудированы, они путешествуют с родителями по разным городам, странам, знают их названия, могут рассказать о достопримечательностях,...
Коренные народы Западной Сибири
В Западной Сибири проживает сегодня более 125 национальностей, из них 26 коренных малочисленных народов. Крупнейшими по численности населения среди этих малых народов являются ханты, ненцы, манси, сиб...
Презентация "Северный край" (знакомство с культурой и бытом коренных народов )
В настоящее время, в условиях современной социально - экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальных тр...
Познавательно-творческий проект «Путешествие в мир культуры и традиций коренных народов Сибири»
В нашей группе реализуется познавательно-творческий проект "Путешествие в мир традиций и культуры коренных народов Сибири". Цель: систематизировать знания детей о коренных народах Сибир...
Доклад Культура и традиции коренных народов Сибири
Доклад Культура и традиции коренных народов Сибири...