Система работы по наставничеству «Действуем вместе»
методическая разработка

Кнаус Галина Николаевна

Одним из четырех основных направлений развития системы образования в соответствии с Национальным проектом «Образование» на 2019-2024 годы является подготовка и повышение квалификации педагогических кадров, способных решать поставленные задачи, используя современные формы и методы. Важная роль в решении этой задачи отводится наставничеству. И «… это должно быть эффективное современное наставничество, передача опыта, конкретных навыков», как отмечал В.В. Путин.

Наставничество – тип подготовки к работе, обеспечивающий занятость работника с поддержкой опытного наставника, что способствует изучению работы на практике.

Наставничество – это процесс целенаправленного формирования личности, ее интеллекта, физических сил, духовности, подготовки ее к жизни в целом, к активному участию в трудовой деятельности.

В Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении детский сад №6 «Антошка» р.п. Коченёво, где осуществляется программа наставничества, нет молодых специалистов, нуждающихся в адаптации, однако, в коллективе присутствуют педагоги, испытывающие профессиональные дефициты в определенных областях и направлениях педагогического процесса.

Цель работы: создание оптимальных условий для работы и профессионального роста педагога, способствующих общему повышению уровня профессиональной компетентности в сфере дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastavnichestvo-kak_sistema.docx32.82 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №6 «АНТОШКА»

Районный конкурс «Я - наставник»

Тема: Система работы по наставничеству «Действуем вместе»

Номинация: «Наставничество в дошкольной образовательной организации»

Форма наставничества: педагог-педагог

Авторы:

Кнаус Галина Николаевна

воспитатель высшей кв. категории

МКДОУ д/с №6 «Антошка»

р.п.Коченёво

89132052133

Фокина Кристина Алексеевна

воспитатель первой кв.категории

МКДОУ д/с №6 «Антошка»

р.п.Коченёво

89537649227

Р.п.Коченево, 2024

ВВЕДЕНИЕ

Одним из четырех основных направлений развития системы образования в соответствии с Национальным проектом «Образование» на 2019-2024 годы является подготовка и повышение квалификации педагогических кадров, способных решать поставленные задачи, используя современные формы и методы. Важная роль в решении этой задачи отводится наставничеству. И «… это должно быть эффективное современное наставничество, передача опыта, конкретных навыков», как отмечал В.В. Путин.

Наставничество – тип подготовки к работе, обеспечивающий занятость работника с поддержкой опытного наставника, что способствует изучению работы на практике.

Наставничество – это процесс целенаправленного формирования личности, ее интеллекта, физических сил, духовности, подготовки ее к жизни в целом, к активному участию в трудовой деятельности.

В Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении детский сад №6 «Антошка» р.п. Коченёво, где осуществляется программа наставничества, нет молодых специалистов, нуждающихся в адаптации, однако, в коллективе присутствуют педагоги, испытывающие профессиональные дефициты в определенных областях и направлениях педагогического процесса.

Цель работы: создание оптимальных условий для работы и профессионального роста педагога, способствующих общему повышению уровня профессиональной компетентности в сфере дошкольного образования.

Задачи:
- оказать методическую помощь педагогу в повышении уровня профессиональной компетентности и организации воспитательно – образовательной деятельности;

- создать условия для формирования индивидуального стиля творческой деятельности;

- способствовать развитию потребности и мотивации в непрерывном самообразовании.

Предполагаемые результаты деятельности по наставничеству:

- профессиональный рост педагога и повышение его профессиональной компетентности в вопросах организации и планировании воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;

- педагог повысит свою компетентность в вопросах взаимодействия и сотрудничества с родителями воспитанников;

- педагог овладеет новыми формами и методами работы и будет эффективно применять их в своей практической деятельности при работе с детьми дошкольного возраста.

Работа по наставничеству в ДОУ регламентируется:

- положением о наставничестве;

- приказом заведующего о назначении наставника;

- утвержденным планом работы с наставляемым.

Работа по наставничеству реализуется в 3 этапа. Практика наставничества рассчитана на 1 год.

1-й этап – организационный. На данном этапе проводится анкетирование педагогов с целью выявления профессиональных дефицитов, на основании которых разрабатывается план работы с педагогическими кадрами, определяется круг обязанностей и полномочий наставника и наставляемого.

2-й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу, осуществляет корректировку профессиональных умений педагога, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

3-й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности педагога. Уровень его мотивации готовности к профессиональному росту.

1 этап - организационный

На данном этапе проводится анкетирование педагогов с целью выявления профессиональных дефицитов, разрабатывается дальнейший план действий, назначаются наставники и определяются наставляемые.

Задачи 1 этапа:

1. выявление профессиональных затруднений педагога;

2. разработка основных направлений работы.

Педагог-наставник анализирует профессиональную готовность педагога по критериям: педагогическое образование, теоретическая подготовка, знание основ общей и возрастной психологии, педагогики, методики воспитания и обучения дошкольников, наличие опыта работы с детьми дошкольного возраста, выявление особенностей личности педагога.

Анкета для выявления потребностей воспитателя

Уважаемая коллега, перед Вами анкета, которая поможет Вам определить, какими знаниями и навыками Вы уже обладаете и на каких зонах роста Вам необходимо сфокусироваться в работе с наставником!

Отметьте галочкой графы, которые отражают Ваш уровень компетентности в каждой области.

В последней графе отметьте пункты, по которым Вы бы хотели вести тесную работу с наставником.

Низкая степень владения компетенциями

Степень владения компетенциями ниже среднего

Средняя степень владения компетенциями

Степень владения компетенциями выше среднего

Высокая степень владения компетенциями

Необходима работа с наставником

Составление и реализация плана открытого занятия

Составление и реализация рабочей программы

Мониторинг образовательных результатов

Работа с детьми с девиантным поведением, требующими повышенного внимания

Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми дошкольного возраста

Проведение занятий с применением современных образовательных технологий

Создание предметно-развивающей среды в группе

Эффективные формы и методы работы с семьями воспитанников

Знание нормативных документов в сфере дошкольного образования

Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста при формировании нравственно-патриотических чувств

Другое

Благодарим Вас за участие в анкетировании!

Анализ анкетирования педагогов МКДОУ дс №6 «Антошка» показал, что больше половины, принявших участие в анкетировании испытывают трудности при составлении и реализации рабочей программы, испытывают трудности при работе с детьми с девиантным поведением, требующими повышенного внимания, а также нуждаются в повышении компетенций по вопросам работы и сотрудничества с родителями воспитанников и по использованию нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста. 2 педагога испытывают потребность в более широком ознакомлении с нормативными документами в сфере дошкольного образования. 1 педагог выразил желание ознакомления методики проведения занятий с применением современных образовательных технологий. 3 педагога оценили себя на высокую степень владениями компетенциями по предлагаемым направлениям (данные педагоги сами являются наставниками и имеют высшую квалификационную категорию).

На основании результатов анкетирования разрабатывается план по работе с педагогом.

Приказом заведующего ДОУ от года № 1/21 я была назначена наставником педагога Фокиной К.А.

2 этап - основной

Задачи этапа:

  1. создание условий для реализации профессионального развития педагога;
  2. помощь педагогу при разработке перспективных планов и рабочих программ;
  3. помощь педагогу при ознакомлении нормативно-правовой базы;
  4. помощь при подборе методических пособий для работы с детьми дошкольного возраста;
  5. оказание позитивного влияния на рост и профессиональные компетенции педагога.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН НАСТАВНИКА С НАСТАВЛЯЕМЫМ НА ГОД

Наименование мероприятия

Форма работы

Срок реализации

Оказание помощи специалисту в усвоении основных нормативных правовых актов, регламентирующих организацию деятельности ОУ

индивидуальная

В течение года

Оказание помощи при разработке рабочей программы педагога

индивидуальная

Август

Оказание помощи педагогу при проведении мониторинга образовательных результатов воспитанников

индивидуальная

Сентябрь

Май

Оказание помощи при разработке и проведении открытого занятия

индивидуальная

Октябрь

Апрель

Семинар – практикум «Работа с детьми с девиантным поведением, требующими повышенного внимания»

групповая

ноябрь

Семинар «Проведение занятий с применением современных образовательных технологий»

групповая

декабрь

Подобрать и рекомендовать педагогу для изучения перечень специальной литературы, провести с ним беседу

индивидуальная

февраль

Мастер – класс «Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми дошкольного возраста»

Групповая

апрель

  1. этап – заключительный

Задача этапа: подведение итогов работы и анализ эффективности реализации: анализ результатов педагога при работе с детьми, динамика профессионального роста педагога, рейтинг педагога среди коллег, самоанализ своей деятельности, анализ профессионально роста наставника.

Возможные риски при реализации системы наставничества:

  1. Формализованное неэффективное наставничество;
  2. Неготовность педагогов к сотрудничеству, неуверенность в своих возможностях;
  3. Недостаточная компетентность наставника для решения проблем наставляемого педагога;
  4. Недостаточное стимулирование работы наставника.

Об эффективности практики наставничества можно судить из профессионального роста педагога: выступление на педагогических советах, проведение открытых занятий с воспитанниками, участие в конкурсах профессионального мастерства, прохождение курсов повышения квалификации, участие в творческих группах, проведение родительских собраний, повышение квалификации педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приказ о реализации системы (целевой модели) наставничества

Приказ о реализации системы (целевой модели) наставничества...

Проект по наставничеству «Компетентный педагог» Номинация: «Эффективная система работы наставничества в образовательной организации в образовательном пространстве города Нижневартовска»

Проект по наставничеству «Компетентный педагог»Номинация: «Эффективная система работы   наставничества в образовательной организации в образовательном пространстве го...

"Совершенствование системы коррекционной работы через наставничество".

Указом Президента Российской Федерации от 27 июня 2022 г. № 401 2023 год был объявлен Годом педагога и наставника в России. «Вопросы обучения и наставничества являются вопросами будущего, а система ...

Консультация " Мир цветных превращений: система работы по развитию сенсорных эталонов и познавательных действий детей 3 – 7 лет"

В данной статье раскрывается система работы над сенсорным развитием  детей дошкольного возраста на основе игрового пособия - развивающие игры В.В. Воскобовича "Прозрачный квадрат"....

Система работы родительского клуба Ты я он она вместе дружная семья

Система работы семейного клуба в ДОУ как организация эффективной формы работы с родителями. «Я, ты, он, она, Вместе — целая страна, Вместе...