Система работы по наставничеству «Действуем вместе»
методическая разработка
Одним из четырех основных направлений развития системы образования в соответствии с Национальным проектом «Образование» на 2019-2024 годы является подготовка и повышение квалификации педагогических кадров, способных решать поставленные задачи, используя современные формы и методы. Важная роль в решении этой задачи отводится наставничеству. И «… это должно быть эффективное современное наставничество, передача опыта, конкретных навыков», как отмечал В.В. Путин.
Наставничество – тип подготовки к работе, обеспечивающий занятость работника с поддержкой опытного наставника, что способствует изучению работы на практике.
Наставничество – это процесс целенаправленного формирования личности, ее интеллекта, физических сил, духовности, подготовки ее к жизни в целом, к активному участию в трудовой деятельности.
В Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении детский сад №6 «Антошка» р.п. Коченёво, где осуществляется программа наставничества, нет молодых специалистов, нуждающихся в адаптации, однако, в коллективе присутствуют педагоги, испытывающие профессиональные дефициты в определенных областях и направлениях педагогического процесса.
Цель работы: создание оптимальных условий для работы и профессионального роста педагога, способствующих общему повышению уровня профессиональной компетентности в сфере дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nastavnichestvo-kak_sistema.docx | 32.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №6 «АНТОШКА»
Районный конкурс «Я - наставник»
Тема: Система работы по наставничеству «Действуем вместе»
Номинация: «Наставничество в дошкольной образовательной организации»
Форма наставничества: педагог-педагог
Авторы:
Кнаус Галина Николаевна
воспитатель высшей кв. категории
МКДОУ д/с №6 «Антошка»
р.п.Коченёво
89132052133
Фокина Кристина Алексеевна
воспитатель первой кв.категории
МКДОУ д/с №6 «Антошка»
р.п.Коченёво
89537649227
Р.п.Коченево, 2024
ВВЕДЕНИЕ
Одним из четырех основных направлений развития системы образования в соответствии с Национальным проектом «Образование» на 2019-2024 годы является подготовка и повышение квалификации педагогических кадров, способных решать поставленные задачи, используя современные формы и методы. Важная роль в решении этой задачи отводится наставничеству. И «… это должно быть эффективное современное наставничество, передача опыта, конкретных навыков», как отмечал В.В. Путин.
Наставничество – тип подготовки к работе, обеспечивающий занятость работника с поддержкой опытного наставника, что способствует изучению работы на практике.
Наставничество – это процесс целенаправленного формирования личности, ее интеллекта, физических сил, духовности, подготовки ее к жизни в целом, к активному участию в трудовой деятельности.
В Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении детский сад №6 «Антошка» р.п. Коченёво, где осуществляется программа наставничества, нет молодых специалистов, нуждающихся в адаптации, однако, в коллективе присутствуют педагоги, испытывающие профессиональные дефициты в определенных областях и направлениях педагогического процесса.
Цель работы: создание оптимальных условий для работы и профессионального роста педагога, способствующих общему повышению уровня профессиональной компетентности в сфере дошкольного образования.
Задачи:
- оказать методическую помощь педагогу в повышении уровня профессиональной компетентности и организации воспитательно – образовательной деятельности;
- создать условия для формирования индивидуального стиля творческой деятельности;
- способствовать развитию потребности и мотивации в непрерывном самообразовании.
Предполагаемые результаты деятельности по наставничеству:
- профессиональный рост педагога и повышение его профессиональной компетентности в вопросах организации и планировании воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;
- педагог повысит свою компетентность в вопросах взаимодействия и сотрудничества с родителями воспитанников;
- педагог овладеет новыми формами и методами работы и будет эффективно применять их в своей практической деятельности при работе с детьми дошкольного возраста.
Работа по наставничеству в ДОУ регламентируется:
- положением о наставничестве;
- приказом заведующего о назначении наставника;
- утвержденным планом работы с наставляемым.
Работа по наставничеству реализуется в 3 этапа. Практика наставничества рассчитана на 1 год.
1-й этап – организационный. На данном этапе проводится анкетирование педагогов с целью выявления профессиональных дефицитов, на основании которых разрабатывается план работы с педагогическими кадрами, определяется круг обязанностей и полномочий наставника и наставляемого.
2-й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу, осуществляет корректировку профессиональных умений педагога, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
3-й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности педагога. Уровень его мотивации готовности к профессиональному росту.
1 этап - организационный
На данном этапе проводится анкетирование педагогов с целью выявления профессиональных дефицитов, разрабатывается дальнейший план действий, назначаются наставники и определяются наставляемые.
Задачи 1 этапа:
1. выявление профессиональных затруднений педагога;
2. разработка основных направлений работы.
Педагог-наставник анализирует профессиональную готовность педагога по критериям: педагогическое образование, теоретическая подготовка, знание основ общей и возрастной психологии, педагогики, методики воспитания и обучения дошкольников, наличие опыта работы с детьми дошкольного возраста, выявление особенностей личности педагога.
Анкета для выявления потребностей воспитателя
Уважаемая коллега, перед Вами анкета, которая поможет Вам определить, какими знаниями и навыками Вы уже обладаете и на каких зонах роста Вам необходимо сфокусироваться в работе с наставником!
Отметьте галочкой графы, которые отражают Ваш уровень компетентности в каждой области.
В последней графе отметьте пункты, по которым Вы бы хотели вести тесную работу с наставником.
Низкая степень владения компетенциями | Степень владения компетенциями ниже среднего | Средняя степень владения компетенциями | Степень владения компетенциями выше среднего | Высокая степень владения компетенциями | Необходима работа с наставником | |
Составление и реализация плана открытого занятия | ||||||
Составление и реализация рабочей программы | ||||||
Мониторинг образовательных результатов | ||||||
Работа с детьми с девиантным поведением, требующими повышенного внимания | ||||||
Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми дошкольного возраста | ||||||
Проведение занятий с применением современных образовательных технологий | ||||||
Создание предметно-развивающей среды в группе | ||||||
Эффективные формы и методы работы с семьями воспитанников | ||||||
Знание нормативных документов в сфере дошкольного образования | ||||||
Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста при формировании нравственно-патриотических чувств | ||||||
Другое |
Благодарим Вас за участие в анкетировании!
Анализ анкетирования педагогов МКДОУ дс №6 «Антошка» показал, что больше половины, принявших участие в анкетировании испытывают трудности при составлении и реализации рабочей программы, испытывают трудности при работе с детьми с девиантным поведением, требующими повышенного внимания, а также нуждаются в повышении компетенций по вопросам работы и сотрудничества с родителями воспитанников и по использованию нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста. 2 педагога испытывают потребность в более широком ознакомлении с нормативными документами в сфере дошкольного образования. 1 педагог выразил желание ознакомления методики проведения занятий с применением современных образовательных технологий. 3 педагога оценили себя на высокую степень владениями компетенциями по предлагаемым направлениям (данные педагоги сами являются наставниками и имеют высшую квалификационную категорию).
На основании результатов анкетирования разрабатывается план по работе с педагогом.
Приказом заведующего ДОУ от года № 1/21 я была назначена наставником педагога Фокиной К.А.
2 этап - основной
Задачи этапа:
- создание условий для реализации профессионального развития педагога;
- помощь педагогу при разработке перспективных планов и рабочих программ;
- помощь педагогу при ознакомлении нормативно-правовой базы;
- помощь при подборе методических пособий для работы с детьми дошкольного возраста;
- оказание позитивного влияния на рост и профессиональные компетенции педагога.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН НАСТАВНИКА С НАСТАВЛЯЕМЫМ НА ГОД
Наименование мероприятия | Форма работы | Срок реализации |
Оказание помощи специалисту в усвоении основных нормативных правовых актов, регламентирующих организацию деятельности ОУ | индивидуальная | В течение года |
Оказание помощи при разработке рабочей программы педагога | индивидуальная | Август |
Оказание помощи педагогу при проведении мониторинга образовательных результатов воспитанников | индивидуальная | Сентябрь Май |
Оказание помощи при разработке и проведении открытого занятия | индивидуальная | Октябрь Апрель |
Семинар – практикум «Работа с детьми с девиантным поведением, требующими повышенного внимания» | групповая | ноябрь |
Семинар «Проведение занятий с применением современных образовательных технологий» | групповая | декабрь |
Подобрать и рекомендовать педагогу для изучения перечень специальной литературы, провести с ним беседу | индивидуальная | февраль |
Мастер – класс «Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми дошкольного возраста» | Групповая | апрель |
- этап – заключительный
Задача этапа: подведение итогов работы и анализ эффективности реализации: анализ результатов педагога при работе с детьми, динамика профессионального роста педагога, рейтинг педагога среди коллег, самоанализ своей деятельности, анализ профессионально роста наставника.
Возможные риски при реализации системы наставничества:
- Формализованное неэффективное наставничество;
- Неготовность педагогов к сотрудничеству, неуверенность в своих возможностях;
- Недостаточная компетентность наставника для решения проблем наставляемого педагога;
- Недостаточное стимулирование работы наставника.
Об эффективности практики наставничества можно судить из профессионального роста педагога: выступление на педагогических советах, проведение открытых занятий с воспитанниками, участие в конкурсах профессионального мастерства, прохождение курсов повышения квалификации, участие в творческих группах, проведение родительских собраний, повышение квалификации педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы в дошкольном учреждении по предупреждению детского травматизма «ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ – ВСЕ ВМЕСТЕ!»
Предлагаю вашему вниманию систему работы по безопасности и конспекты мероприятий....
Приказ о реализации системы (целевой модели) наставничества
Приказ о реализации системы (целевой модели) наставничества...
Проект по наставничеству «Компетентный педагог» Номинация: «Эффективная система работы наставничества в образовательной организации в образовательном пространстве города Нижневартовска»
Проект по наставничеству «Компетентный педагог»Номинация: «Эффективная система работы наставничества в образовательной организации в образовательном пространстве го...
Выступление на ГМО на тему «Наставничество как способ развития педагогических компетенций начинающих специалистов» (система работы в ДОУ)
Система работы в ДОУ...
"Совершенствование системы коррекционной работы через наставничество".
Указом Президента Российской Федерации от 27 июня 2022 г. № 401 2023 год был объявлен Годом педагога и наставника в России. «Вопросы обучения и наставничества являются вопросами будущего, а система ...
Консультация " Мир цветных превращений: система работы по развитию сенсорных эталонов и познавательных действий детей 3 – 7 лет"
В данной статье раскрывается система работы над сенсорным развитием детей дошкольного возраста на основе игрового пособия - развивающие игры В.В. Воскобовича "Прозрачный квадрат"....
Система работы родительского клуба Ты я он она вместе дружная семья
Система работы семейного клуба в ДОУ как организация эффективной формы работы с родителями. «Я, ты, он, она, Вместе — целая страна, Вместе...