Выступление на ГМО на тему «Наставничество как способ развития педагогических компетенций начинающих специалистов» (система работы в ДОУ)
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Солнышко»
Доклад на тему «Наставничество
как способ развития педагогических компетенций начинающих специалистов»
(система работы в ДОУ)
Воспитатель: Будайчиева Р.Д.
Покачи 2019г
Тема: «Наставничество как способ развития педагогических компетенций начинающих специалистов»
Одной из наиболее острых проблем в образовании России на сегодняшний день является создание условий для успешной социализации и полноценной самореализации молодых кадров. Работа с молодыми специалистами, а также с вновь прибывшими педагогами в образовательном учреждении традиционно является одной из самых важных составляющих методической работы. Профессиональная адаптация педагога - это процесс активного приспособления личности к новым условиям труда, вхождения его в систему многосторонней деятельности, общения и установления взаимоотношений с педагогическим, родительским коллективами, с воспитанниками. Молодой воспитатель, начинающий свою педагогическую деятельность в детском саду, нередко теряется. Знаний, полученных в вузе, достаточно, но практика показывает, что начинающим воспитателям не хватает педагогического опыта. Наставничество – разновидность индивидуальной методической работы с молодыми педагогами, не имеющими опыта профессиональной педагогической деятельности.
Дошкольное наставничество – систематическая индивидуальная работа опытного педагога детского сада (наставника) с молодым специалистом, направленная на развитие его профессиональных компетенций в области теории и методики проводимых занятий по воспитанию и развитию воспитанников, реализации программ внеурочной деятельности и др.
Целью дошкольного наставничества является оказание методической помощи и поддержки молодым специалистам в процессе профессионального становления со стороны опытных коллег.
В настоящее время в нашем детском саду работают 9 молодых специалиста. Поэтому вопрос о наставничестве очень актуален в нашем учреждении.
В нашем детском саду применяется индивидуальная форма наставничества - за одним наставником закрепляется молодой специалист. Всю систему методической работы с молодыми специалистами мы разделили на три этапа:
- диагностический;
- реализационный;
- аналитический.
Для осуществления работы по данному направлению в учреждении разработаны:
- Анкета для молодых педагогов.
- Памятки молодому педагогу.
- Примерная форма индивидуального плана по осуществлению наставничества
- Форма отчета о проделанной работе по организации наставничества.
На первом этапе идет изучение личности молодого педагога, знакомство с его личностными и профессиональными качествами, наличие опыта практической работы с детьми. Диагностика проводится в форме анкетирования, собеседования и наблюдения за организацией воспитательно - образовательного процесса в группе. Таким образом, диагностический этап позволяет нам определить стратегию и тактику деятельности по отношению к работе молодого специалиста.
По итогам проведения диагностического этапа нами выбираются и применяются разнообразные формы и методы работы с молодыми специалистами, это:
- совместное планирование будущего рабочего дня и подведение итогов предыдущего;
- помощь наставника при составлении подробного конспекта НОД, помогает выбрать оптимальные методы и приемы, которые будут наиболее приемлемы в данное время;
- помогает подшефному в определенных пределах, не стесняя его самостоятельности;
- дает нужные советы и рекомендует необходимую для работы литературу
- вместе со своим подшефным посещает занятия творчески работающих воспитателей и затем анализирует их
- учит составлению календарно-тематических планов.
- знакомит с нормативными документами по организации воспитательно-образовательной деятельности, гигиеническими требованиями к условиям воспитания дошкольников;
- посещает занятия, режимные моменты у своего подшефного и проводит их анализ
Каждый педагог-наставник ведёт тетрадь с планом работы по осуществлению наставничества над молодым педагогом. В тетради занесены консультации, посещения занятий своего подопечного и показа занятий, мероприятий для него.
Также в нашем детском саду используются такие формы работы с молодыми специалистами, как:
- тренинговые занятия;
- «Педагогическая мастерская»;
- «круглые столы»;
- «неделя наставничества»
В этом учебном 2018-2019 году для молодых педагогов проведено:
- индивидуальное собеседование, анкетирование о затруднениях и закрепление опытных педагогов за молодыми педагогами;
- тренинговые занятия «Техники установления позитивных отношений с родителями», «Гиперактивный ребенок, и как с ним общаться», «Искусство говорить», «Игра – ведущий вид деятельности дошкольника»;
- педагогическая мастерская «Организация самостоятельной деятельности дошкольников»;
- индивидуальные консультации «Разработка рабочей программы», «Создание развивающей предметно-пространственной среды»,
- рекомендации по созданию страничек на интернет-порталах.
В конце учебного года наставники проанализируют свою деятельность, успехи своего подопечного и готовят подробный отчет о проделанной работе.
Хочу сказать наши педагоги- наставники по отношению к своим подопечным терпеливы и уважительны, делятся своим опытом без назидания, а путем доброжелательного показа, помогают своевременно, не забывают отмечать положительное в работе, учат не надеяться на готовые разработки, а вырабатывать собственный педагогический почерк.
Таким образом, использование системного подхода по повышению профессиональной компетентности молодых и малоопытных воспитателей позволяет им быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскрыть свою индивидуальность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад: «Самообразование - эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов (Из опыта работы)»
Доклад на педсовете "Самообразование - эффективный способ педагогическогомастерства педагога"....
Сценарий педсовета с элементами деловой игры «Развитие педагогических компетенций в вопросах организации работы в условиях реализации ФГОС ДО»
Сценарий педсовета с элементами деловой игры«Развитие педагогических компетенций в вопросах организации работы в условиях реализации ФГОС ДО»Старший воспитатель: Козловская В.И.Повестка дня:1....
Опыт работы на тему:"Взаимосвязь экологического образования и физического воспитания в системе работы над гармоничным развитием личности ребёнка старшего дошкольного возраста"
Особенность опыта характеризуется во взаимосвязи двух направлений, двух образовательных областей: познавательного и физического развития детей старшего дошкольного возраста, а также в использовании со...
План индивидуального развития педагогических компетенций.
Концепция модернизации Российского образования, направленная на повышение качества образования в целом и качества подготовки специалистов, в частности, требует обновления содержания и методов образова...
«Вэб – квест как форма методического сопровождения развития педагогических компетенций»
laquo;Вэб – квест как форма методического сопровождения развития педагогических компетенций»...
« Способы развития речевой компетенции, как компонента функциональной грамотности дошкольников».
Одно из приоритетных задач является включение в образовательные программы по всем направлениям, компонентов обеспечивающих формирование функциональной грамотности и навыков, связанны...
Доклад на тему: «Современные аспекты развития познавательной компетенции у детей дошкольного возраста в ДОО»
Последние годы для системы образования - это время инноваций. Сами по себе инновационные процессы носят в значительной мере стихийный характер: они связаны со стремлением человека реализовать себя и с...