Выступление на ГМО на тему «Наставничество как способ развития педагогических компетенций начинающих специалистов» (система работы в ДОУ)
материал

Будайчиева Рема Джавидовна

Система работы в ДОУ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_nastavnichestvo.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Солнышко»

Доклад на тему «Наставничество

 как способ развития педагогических компетенций начинающих специалистов»

        (система работы в ДОУ)

Воспитатель: Будайчиева Р.Д.

Покачи 2019г

Тема: «Наставничество как способ развития педагогических компетенций начинающих специалистов»

   Одной из наиболее острых проблем в образовании России на сегодняшний день является создание условий для успешной социализации и полноценной самореализации молодых кадров. Работа с молодыми специалистами, а также с вновь прибывшими педагогами в образовательном учреждении традиционно является одной из самых важных составляющих методической работы.   Профессиональная адаптация педагога - это процесс активного приспособления личности к новым условиям труда, вхождения его в систему многосторонней деятельности, общения и установления взаимоотношений с педагогическим, родительским коллективами, с воспитанниками. Молодой воспитатель, начинающий свою педагогическую деятельность в детском саду, нередко теряется. Знаний, полученных в вузе, достаточно, но практика показывает, что начинающим воспитателям не хватает педагогического опыта. Наставничество – разновидность индивидуальной методической работы с молодыми педагогами, не имеющими опыта профессиональной педагогической деятельности.

Дошкольное наставничество – систематическая индивидуальная работа опытного педагога детского сада (наставника) с молодым специалистом, направленная на развитие его профессиональных компетенций в области теории и методики проводимых занятий  по  воспитанию и развитию  воспитанников, реализации программ внеурочной деятельности и др.

Целью дошкольного наставничества является оказание методической помощи и поддержки молодым специалистам в процессе профессионального становления со стороны опытных коллег.

В настоящее время в нашем детском саду работают 9 молодых специалиста. Поэтому вопрос о наставничестве очень актуален в нашем учреждении.

В нашем детском саду применяется индивидуальная форма наставничества - за одним наставником закрепляется молодой специалист. Всю систему методической работы с молодыми специалистами мы разделили на три этапа:

  • диагностический;
  • реализационный;
  •  аналитический.

Для осуществления работы по данному направлению в учреждении разработаны:

  • Анкета для молодых педагогов.
  • Памятки молодому педагогу.
  • Примерная форма индивидуального плана по осуществлению наставничества
  • Форма отчета о проделанной работе по организации наставничества.

На первом этапе идет изучение личности молодого педагога, знакомство с его личностными и профессиональными качествами, наличие опыта практической работы с детьми. Диагностика проводится в форме анкетирования, собеседования и наблюдения за организацией воспитательно - образовательного процесса в группе. Таким образом, диагностический этап позволяет нам определить стратегию и тактику деятельности по отношению к работе молодого специалиста.

По итогам проведения диагностического этапа нами выбираются и применяются разнообразные формы и методы работы с молодыми специалистами, это:

  • совместное планирование будущего рабочего дня и подведение итогов предыдущего;
  • помощь наставника при  составлении подробного конспекта НОД, помогает  выбрать  оптимальные методы и приемы, которые будут наиболее приемлемы в данное время;
  • помогает подшефному в определенных пределах, не стесняя его самостоятельности;
  • дает нужные советы и рекомендует необходимую для работы литературу
  • вместе со своим подшефным посещает занятия творчески работающих воспитателей и затем анализирует их
  • учит составлению календарно-тематических планов.
  •  знакомит с нормативными документами по организации воспитательно-образовательной деятельности, гигиеническими требованиями к условиям воспитания дошкольников;
  • посещает занятия, режимные моменты у своего подшефного и проводит их анализ

Каждый педагог-наставник ведёт  тетрадь с планом работы по осуществлению наставничества над молодым педагогом. В тетради занесены консультации, посещения занятий своего подопечного и показа занятий, мероприятий для него.

Также в нашем детском саду используются такие формы работы с молодыми специалистами, как:

  • тренинговые занятия;
  • «Педагогическая мастерская»;
  • «круглые столы»;
  • «неделя наставничества»

 В этом учебном 2018-2019 году для  молодых педагогов проведено:

  • индивидуальное собеседование, анкетирование о затруднениях  и закрепление опытных педагогов за молодыми педагогами;
  • тренинговые занятия «Техники установления позитивных отношений с родителями», «Гиперактивный ребенок, и как с ним общаться», «Искусство говорить», «Игра – ведущий вид деятельности дошкольника»;
  • педагогическая мастерская «Организация самостоятельной деятельности дошкольников»;
  • индивидуальные консультации «Разработка рабочей программы», «Создание развивающей предметно-пространственной среды»,
  • рекомендации по созданию страничек на интернет-порталах.

В конце учебного года наставники проанализируют свою деятельность, успехи своего подопечного и готовят подробный отчет о проделанной работе.

Хочу сказать наши педагоги- наставники по отношению к своим подопечным терпеливы и уважительны, делятся своим опытом без назидания, а путем доброжелательного показа, помогают своевременно, не забывают отмечать положительное в работе, учат не надеяться на готовые разработки, а вырабатывать собственный педагогический почерк.

   Таким образом, использование системного подхода по повышению профессиональной компетентности молодых и малоопытных воспитателей позволяет им быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию,  раскрыть свою индивидуальность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: «Самообразование - эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов (Из опыта работы)»

Доклад на педсовете  "Самообразование - эффективный способ педагогическогомастерства педагога"....

Сценарий педсовета с элементами деловой игры «Развитие педагогических компетенций в вопросах организации работы в условиях реализации ФГОС ДО»

Сценарий педсовета с элементами деловой игры«Развитие педагогических компетенций в вопросах организации работы в условиях реализации ФГОС ДО»Старший воспитатель: Козловская В.И.Повестка дня:1....

Опыт работы на тему:"Взаимосвязь экологического образования и физического воспитания в системе работы над гармоничным развитием личности ребёнка старшего дошкольного возраста"

Особенность опыта характеризуется во взаимосвязи двух направлений, двух образовательных областей: познавательного и физического развития детей старшего дошкольного возраста, а также в использовании со...

План индивидуального развития педагогических компетенций.

Концепция модернизации Российского образования, направленная на повышение качества образования в целом и качества подготовки специалистов, в частности, требует обновления содержания и методов образова...

«Вэб – квест как форма методического сопровождения развития педагогических компетенций»

laquo;Вэб – квест как форма методического сопровождения развития педагогических компетенций»...

« Способы развития речевой компетенции, как компонента функциональной грамотности дошкольников».

Одно из приоритетных задач является включение в  образовательные программы по всем направлениям,  компонентов обеспечивающих формирование функциональной грамотности и навыков, связанны...

Доклад на тему: «Современные аспекты развития познавательной компетенции у детей дошкольного возраста в ДОО»

Последние годы для системы образования - это время инноваций. Сами по себе инновационные процессы носят в значительной мере стихийный характер: они связаны со стремлением человека реализовать себя и с...