Краткосрочный проект "Трудиться-всегда пригодиться"
проект
Предварительный просмотр:
МБОУ «Дмитриевская СОШ» (дошкольные группы)
Краткосрочный проект
«Трудиться-всегда пригодиться»
Средний возраст
Выполнила: воспитатель
Прокудина Е. С.
п. Жилгородок, 2023 г.
«Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех,
осознание своей умелости и значимости выполняемой
работы, возможность доставлять радость другим.»
В. А. Сухомлинский
Актуальность темы проекта:
В последнее время часто приходится слышать от родителей воспитанников и от педагогов, что дети не желают трудиться, с трудом овладевают навыками самообслуживания, предпочитают пользоваться помощью взрослого. Возникают трудности в привлечении детей к уборке игрушек, поддержанию чистоты и порядка в группе детского сада и в детской комнате дома. Нередко видим детей, которые не стесняются бросать мусор (обертки от сладостей, упаковки от сока и пр.) не только на улице, но и в других общественных местах. На замечания взрослого можно услышать такие объяснения: «Дворники уберут», «Я не знаю куда выбросить», «Это - не я!». Иногда, и родители не обращают внимание на такое поведение детей, не считая нужным, делать замечания. Таким образом, назрела необходимость педагогического просвещения родителей по вопросам трудового воспитания дошкольников, а так же целенаправленная работа с детьми по формированию устойчивой привычки трудиться.
Проблема:
Низкий уровень развития мотивации трудовой деятельности у дошкольников,
Причины
Снижение внимания к формированию трудолюбия (в сравнении с физическим, умственным, эстетическим развитием личности) со стороны родителей и воспитателей
Цель: формирование представлений дошкольников о видах детского труда, о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Задачи:
1.Воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.
2. Развитие умений выполнять индивидуальные и коллективные поручения,
формирование умения договариваться с помощью воспитателя о распределении работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания.
3. Формирование начала ответственного отношения к порученному заданию (умение и желание доводить начатое дело до конца, стремление сделать его хорошо).
4. Разъяснение детям значимости их труда.
5.Поощрение инициативы в оказании помощи товарищам, взрослым.
Предполагаемый результат:
- устойчивый интерес к трудовым поручениям и посильному труду у воспитанников группы;
- осознание родителями важности трудового воспитания дошкольников.
Участники проекта
Воспитатели
Дети
Родители
Виды труда дошкольников:
· Самообслуживание.
· Хозяйственно-бытовой труд.
· Труд в природе.
· Ручной труд.
Для работы применялись следующие формы организации труда.
Формы организации труда:
· Поручения
Дежурства
· Коллективный труд (общий, совместный)
Этапы реализации проекта:
1 этап - подготовительный (реализовывался в течение трех дней)
этап - основной этап (реализовывался в течение 1,5 недели)
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
3 этап – заключительный (одна неделя)
Реализация проекта по этапам:
Подготовительный этап
- определена тема проекта;
- формулированы цели и определены задачи;
- составлен план совместной деятельности с детьми;
- подобран материал по теме проекта.
- оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта, подборка
фото, литературы.
Основной этап
1.В работе с детьми (труд в природе)
- Ознакомление детей с трудовыми операциями и действиями;
- Осмотр комнатных растений, полив и опрыскивание цветов, протирание больших гладких листов, наблюдение за уходом за растениями группы (рыхление почвы, пересадка цветка в большой горшок);
- Подкармливание зимующих птиц;
- Уход за инвентарем (очистка, просушивание, уборка).
2. Ознакомление детей с хозяйственно – бытовым трудом (уборка игрушек, строительного материала, подклеивание книг и коробок, самостоятельное выполнение обязанностей дежурных (сервировка стола), протирание стульчиков, помощь в подготовке к НОД, уборка рабочего места, уборка участка (веточки, сухие листья).
3. Формирование навыков самообслуживания (самостоятельно одеваться, раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду, выворачивать ее, приводить в порядок (чистить, просушивать), соблюдать порядок в кабинке;
- Самостоятельно умываться, мыть руки с мылом;
- Пользоваться платком, расческой;
- Прикрывать нос платком при чихании и кашле;
- Правильно пользоваться столовыми приборами;
- Задвигать стул после еды;
- Полоскать рот после еды.
4. Знакомство детей с трудовой деятельностью взрослых:
Наблюдения:
- за трудом дворника – знакомство детей с рабочими профессиями;
- за трудом водителя – развитие социальных отношений детей за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых;
- за работой педагогов и других работников детского сада;
Экскурсия в прачечную, в медицинский кабинет.
5. Ручной труд:
- раскраски на тему «Трудовое воспитание»,
- рисование: «Моя семья», «Машина», «Дорога для автомобиля», «Пароход».
- лепка: « Овощи для супа», «Грузовик», «Самолет», «Поможем Айболиту вылечить медвежонка», по сказке «Федорино горе».
- аппликация: «Варежка для мамы».
- конструирование: «Модель детского сада», «Поезд», «Грузовик», «Кораблик , «Гараж для машин».
6. Беседы:
- о труде людей транспортных профессий;
- как я помогаю маме дома;
- о труде повара;
- Кто и как работает в нашем детском саде?
- Где и кем работают твои родители?
- о труде строителей;
- Кем ты будешь, когда вырастешь?
- Что значит бережно относиться к труду людей?
7. Сюжетно – ролевые игры:
- «Семья» – формирование доброжелательных взаимоотношений между детьми;
- «Больница» – действовать в соответствии с правилами игры;
-«Магазин» – самостоятельно распределять роли;
- «Парикмахерская» – обыгрывать замысел игры;
- «Корабль», «Автобус» - знакомство детей с общественным транспортом, учить правилам поведения в транспорте, распределять роли.
- «Строители» - обогащать личный опыт детей, расширять представления об окружающей действительности, углублять игровой опыт детей.
- «Пожарный» - расширять представление о специфике профессии.
8. Дидактические игры:
- «Кому что нужно для работы?»; «Кто что делает?»; «Продайте то, что опишу»; «Найди, о чем расскажу»; «Так бывает или нет?»; «Из чего готовят кашу?»; «Подскажи словечко»; «Хорошо – плохо»; «Вершки и корешки»; «Проф. лото»; «Что, откуда, почему»; Обучающие карточки по профессиям; «Одень по профессии».
9. Художественная литература:
- К. Чуковский «Айболит», «Федорино горе»; А. Барто «Мы с Тамарой ходим парой», «Кораблик»; В. Маяковский «Кем быть?»; Н. Забилы «Ясочкин сад»; С. Баруздин «Кто построил этот дом?»; «Жихарка» в обр. Карнауховой; сказки: «Петушок и бобовое зернышко», «Колосок», обр. Соколова – Микитова «Зимовье»; С. Михалков «А что у вас?», «Дядя Степа», «Дядя Степа — милиционер».
- Подборка пословиц и поговорок о труде.
- Загадки о труде.
Продуктивная деятельность:
- Рассматривание картин и иллюстраций.
Посещение мероприятия, посвященное трудовому воспитанию в старшей группе.
В работе с родителями:
- Создание альбома «Профессии родителей»;
- Папка-передвижка «Как приучить ребенка к труду»;
- Изготовление кормушек для размещения на участке детского сада;
- Родительское собрание «Трудовое воспитание ребенка пятого года жизни».
- Размещение информации на тему «Трудовое воспитание в семье»;
3. Заключительный этап.
Включает в себя сбор и обработку методических и практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными, обобщение материалов проекта.
Оформление выставки детских работ.
Презентация.
Вывод:
В группе созданы необходимые условия для реализации трудовых навыков детей.
Через наблюдения и анализ детской деятельности, занятий, бесед с детьми
-дети получили необходимые знания о разных профессиях;
- стали старательно и аккуратно выполнять поручения взрослых;
- научились беречь орудия, предметы, материалы труда и убирать их на место после работы;
- появление простейших форм сотрудничества;
- установились дружеские контакты, взаимопонимание, взаимопомощь;
- Повысилась способность договариваться, оказывать друг другу поддержку.
Родители приняли активное участие в реализации проекта.
Список литературы
1.Буре Р.С. Учите детей трудиться. М., 1983.
2.М.Д. Маханёва, О. В. Скворцова Учим детей трудиться. М. 2011.
3.Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. М., 1991.
4.Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. М., 1987.
5.Цикл бесед по видам профессий ,интернет ресурс Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/473681-razvlechenie-vse-professii-nuzhny-vse-profess
6. Художественная литература:
-Джанни Родари. «Чем пахнут ремесла?».
Э. Успенский «25 профессий Маши Филипенко».
Маяковский «Кем быть?».
Сильви Санжа «Когда я вырасту, то стану…».
Виктор Бунин «Такая работа».
Энциклопедия. Кем быть?
Пословицы и поговорки о труде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Cценарий выпускного праздника "Учиться всегда пригодится"
Сценарий посвящен прощанию детей подготовительного к школе возраста с детским садом. Это всегда волнительный момент и обязательно кто-нибедь из детей плачет. Но это и радостный момент, ведь в жизни ре...
Занятие "Трудиться- всегда пригодиться"..
Закрепление знаний детей об овощах, их названия, способе выращивания, об условиях, необходимых для нормального роста семян, о навыках ухода за всходами....
Всё, что может пригодиться родителям в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.
Материалы для родителей....
Творческо-исследовательский проект «Для тепла нам пригодится валенок и рукавица»
Творческо-исследовательский проект...
Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитие «Учиться всегда пригодится» для детей подготовительной к школе группы
Неепосредственно образовательная деятельность по правам ребенка...
Краткосрочный проект по трудовому воспитанию старших дошкольников «Трудиться - всегда пригодиться»
Краткосрочный проект по трудовому воспитанию старших дошкольников «Трудиться - всегда пригодиться»...
Краткосрочный проект Трудиться- всегда пригодится""
Краткосрочный проект для старшей группы...