Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством коллекционирования в соответствии с ФОП ДО.
учебно-методический материал (младшая группа)

Волкова Людмила Валерьевна

Сообщение из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_iz_opyta_raboty_dlya_mo.docx18.3 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством коллекционирования в соответствии с ФОП ДО.

В целевом отделе ФОП ДО отдельным пунктом отмечена необходимости формирования познавательных интересов и познавательных действии ребенка в различных видах деятельности.

В области познавательного развития в раннем возрасте согласно ФОП основными задачами образовательной деятельности являются:

  1. формировать представления детей о сенсорных эталонах цвета и формы, их использовании в самостоятельной деятельности; развивать умение непосредственного попарного сравнения предметов по форме, величине и количеству, определяя их соотношение между собой;
  2. помогать осваивать чувственные способы ориентировки в пространстве и времени; развивать исследовательские умения;
  3.  обогащать представления ребенка о себе, окружающих людях, эмоционально-положительного отношения к членам семьи, к другим взрослым и сверстникам;
  4.  конкретизировать представления детей об объектах ближайшего окружения: о родном городе, его названии, достопримечательностях и традициях, накапливать эмоциональный опыт участия в праздниках;
  5. расширять представления детей о многообразии и особенностях растений, животных ближайшего окружения, их существенных отличительных признаках, неживой природе, явлениях природы и деятельности человека в природе в разные сезоны года, знакомить с правилами поведения по отношению к живым объектам природы.

Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребенка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. В научной литературе проблемой познавательного развития дошкольников занимались такие ученые, как Л.С.Выготский, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, Е.О. Смирнова, Д.Б.Эльконин. Во многих исследованиях развитие познавательной сферы связывается с мышлением, памятью, вниманием, воображением, то есть познавательная сфера рассматривается как синтез познавательных процессов. Помимо познавательных процессов в структуру познавательной сферы личности включается познавательный интерес и познавательная активность детей.

В настоящее время педагоги интенсивно внедряют в работу инновационные технологии для успешного, многостороннего развития дошкольников. Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологии. Для формирования познавательной активности дошкольников интерес представляет такая технология, как коллекционирование. Толковый словарь определяет коллекционирование, как «систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и т. п. интерес». Удивление, умение видеть необычное в обычном, наблюдательность, встреча с «чудом» - всё это происходит в процессе коллекционирования.

Академик И. П. Павлов положительно отзывался о коллекционировании, говоря, что оно приучает человека к аккуратности, усидчивости, кропотливой работе с материалом. – словом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства. Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. Первобытный охотник собирал медвежьи или волчьи клыки, перья, позже люди стали собирать монеты, марки, книги, открытки, живопись. И многие музеи сейчас состоят из частных коллекций.

Коллекционирование отвечает многим задачам ФОП ДО:

 помогает расширять детский кругозор;

развивает избирательность интересов;

формирует познавательные интересы ребенка;

помогает формировать эстетическое восприятие и сенсорное восприятие;

развивает способность оформления и сбора предметов;

положительно влияют на развитие психики (помогают испытывать радость, успокаивают, удаляют грустные мысли).

 Дети дошкольного возраста (в силу возраста) тяготеют к любительскому коллекционированию. В детский сад ребята редко приходят с пустыми руками. Что только не хранится у них в «закромах». Они собирают то фигурки из киндер-сюрпризов, то вкладыши от жевательных резинок, то камушки, то фантики. Бесспорно, собирать им нравится. Задача же педагога состоит в том, чтобы природное детское любопытство преобразовать в исследовательский интерес. В раннем дошкольном возрасте у детей присутствует чистое «собирательство», коллекция сокровищ не объединена общей темой или идеей, поэтому начинать коллекционировать нужно вместе с детьми и то, что он сам сможет находить на прогулке или в гостях. Например: камушки, ракушки, фантики от конфет, шишки, листья деревьев. Самостоятельный поиск новых экспонатов побудит юного коллекционера не останавливаться на достигнутом, а совместная работа со взрослым над собранным материалом поспособствует многогранному развитию мыслительных процессов, поскольку коллекционирование - это не хаотичный процесс. Существуют определенные этапы работы над коллекцией:

1. Осознание идеи коллекционирования детьми и их родителями

2.  Организация совместной с родителями или воспитателями детской деятельности

3. Продуктивная деятельность дома или детском саду

4. Презентация выставки собранных предметов.

Юные воспитанники нашей группы также начали собирать свою первую коллекцию. На одном из занятий, они познакомились с жителями леса. Узнали чем питаются белки и помогли ей пополнить запасы. В ходе развивающих игр и образовательной деятельности они расширили свои знания о многообразии шишек. Дети собрали для героя сосновые, еловые, кедровые, ольховые шишки. Самостоятельные сбор материала на прогулке, сказочный герой помогли удержать у детей познавательный интерес. А размещение коллекции  в оборудованном уголке позволит детям с увлечением возвращаться к ней снова и снова.  

Таким образом коллекционирование, как эффективная технология познавательного развития себя хорошо зарекомендовала, так как решает множество поставленных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментирования».

Опыт работы по развитию познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через опытно-эксперименальную деятельность....

Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством экмпериментирования

Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других...

Познавательная игра по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста посредством обогащения сенсорного опыта «Книга знаний»

Познавательная игра по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста посредством обогащения сенсорного опыта  «Книга знаний»...

Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством игровой технологии Воскобовича "Сказочные лабиринты игры"

В статье представлен материал который заинтересует воспитателей ДОУ, по применению игровой технологии с детьми в свободной деятельности....