Рабочая программа «Развивайка»
рабочая программа (младшая группа) на тему

Белова Татьяна Юрьевна

В работе с детьми раннего и младшего возраста одним из необходимых условий успешного развития и обучения является системность, т.е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 23._soderzhanie_programmy.docx13.86 КБ
Файл 25._rabochaya_programma_razvivayka.docx30 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание программы

1

                                  Целевой раздел

1.1

Пояснительная записка

3

1.2.

Нормативные документы

4

1.3

Принципы реализации программы

5

1.4

Цели

5

1.5

Задачи

5

1.6

Краткая характеристика программы

6

1.7

Показатели эффективности реализации программы

7

2

              Учебный план. Учебно – тематический план

2.1

Учебный план

7

2.2

 Учебно – тематический план

8

3

                                Содержательный раздел

3.1

Содержание образовательной работы

9

3.2

Методы работы с детьми

9

3.3

Используемые технологии

9

3.4

Игровое обеспечение

10

3.5

Музыкальное сопровождение

11

3.6

Планируемые результаты

11

3.7

Формы организации обучения

12

3.8

Список методической литературы

12



Предварительный просмотр:

Рабочая программа «Развивайка»

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

   

Работая с детьми раннего и младшего возраста, я пришла к выводу, что одним из необходимых условий их успешного развития и обучения является системность, т.е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности в реальной жизни.

Просто выполнять упражнения ребенку скучно – нужно обратить их в полезные и интересные игры. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. «Дошкольный ребенок - человек играющий, поэтому в ФГОС закреплено, что обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры», - сказал академик А. Асмолов.  

Все это  определило разработку программы для развития детей посредством системы специальных дидактических игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием. Разработанная программа позволяет организовать педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно.

Предлагаемые в программе виды деятельности являются целесообразными для детей раннего и младшего возрастов, так как учтены психологические особенности, уровень умений и навыков, а содержание отображает познавательный интерес данного возраста. Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогом, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, работать с раздаточным материалом. Программа основана на игровом методе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. При подборе игр учитывается то, что игра не должна быть не слишком трудной, но и не слишком легкой, - только в этом случае игра приносит детям пользу и радость.

1.2. Нормативные документы

Данная дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности (далее Программа) рассматривается как нормативно-правовой документ, разработанный в соответствии с нормативными документами:

- ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 Г. № 1155 "Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования"  № 30384,

- Письмо Министерства образования и науки РФ и Департамента общего образования от 28 февраля 2014 года № 08 – 249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»,

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1. 3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»,

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 №30038),

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

- Устав МДОУ «Детский сад №118» г. Петрозаводска.

Дополнительная общеобразовательная программа разработана с учетом дидактических материалов «Логические блоки» венгерского психолога и математика Дъенеша, «Палочки Кюизенера» Х.Кюизенера, авторской системы «Соты Кайе», кубиков Зайцева и методики развивающих игр Воскобовича В.В. и Никитиных Б.П., Л.А.

1.3. Принципы реализации программы

Обучение и развитие основывается на общедидактических принципах и соответствует возрастным особенностям детей:

- Принцип системности

- Принцип деятельного подхода

- Принцип постепенности

- Принцип неоднократной повторности занятий

- Принцип наглядности в сочетании со словом

- Принцип индивидуального подхода

1.4 Цель

Развитие детей в возрасте от 2 до 3 лет посредством использования развивающих игр в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, формирование познавательной активности, социальное и личностное развитие младших дошкольников.

1.5 Задачи

- Оказывать помощь детям для развития сферы общения, их коммуникативных способностей.

- Способствовать развитию познавательной активности детей, обогащать представления об окружающих предметах и явлениях, учить выделять некоторые особенности предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа.

- Способствовать развитию самостоятельности, овладению детьми разными способами действия, приобретению самостоятельной игровой деятельности и общения.

- Развивать интерес детей к сотрудничеству, навыки речевого и деятельного общения со взрослыми и сверстниками, обогащать опыт речевого общения.

- Развитие мелкой моторики рук и координации движений.

- Способствовать развитию творческих проявлений детей, интереса к участию в игровой и художественной  деятельности с элементами творчества, радости от реализации своих замыслов и желаний.

- Способствовать согласованности действий родителей и воспитателей, сближению подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и в детском саду.

1.6. Краткая характеристика программы

     Организация воспитательно-образовательного процесса с детьми раннего дошкольного возраста осуществляется в условиях кратковременного пребывания детей (в течение 1 часа один  раз в неделю) на базе образовательного учреждения совместно с родителями. Содержание работы планируется и осуществляется на специально организованных занятиях, в ходе совместной деятельности педагога с детьми и родителями.

    Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности предусматривает раннюю логическую пропедевтику; помогает ребёнку овладеть мыслительными операциями и действиями важными с точки зрения общего интеллектуального развития; даёт возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя, четырьмя. Программа в наибольшей мере отвечает монографическому методу обучения числу и счёту (числовые фигуры, количественный состав числа из единиц и меньших чисел). Использование «чисел в цвете» позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счёта и измерения. Данная программа предполагает развитие у детей сенсорных способностей.

   Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и др. Подобные игры, включенные в программу, способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики. Игры с цветными Палочками Кюизенера подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка естественно как результат его самостоятельной практической деятельности. Универсальные кубики "Уникуба" вводят детей в мир трехмерного пространства. Развитие пространственного мышления позволит ребенку в будущем овладевать черчением, стереометрией, начертательной геометрией. Включенные в данную программу развивающие игры Воскобовича решают большое количество образовательных задач. Незаметно для себя дети осваивают цифры и буквы; узнают и запоминают цвет, форму; тренируют мелкую моторику рук; совершенствуют речь, мышление, внимание, память, воображение.

   Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности предполагает постоянное и постепенное усложнение игр ("по спирали") за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений, которое позволяет детям продвигаться в развитии самостоятельно и поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то "предметного" результата.

1.7. Показатели эффективности реализации программы

1. Систематичность посещения занятий по дополнительной общеобразовательной программе социально-педагогической направленности детьми.

2. Применение индивидуально-дифференцированного подхода к детям с учётом специфики их развития.

3. Степень сформированности математических представлений, навыков логико-математического опыта у дошкольников.

4. Сформированность уровня социальной компетенции у дошкольников.

5. Применение младшими дошкольниками полученных знаний и умений в самостоятельной и познавательной деятельности.

2. Содержательный раздел

2.1 Учебный план

Группа

Количество занятий в неделю

Образовательная нагрузка в неделю

Количество занятий в месяц

Образовательная нагрузка в месяц

Количество  занятий

Образовательная нагрузка за 4 месяца

Группа раннего возраста

от 2 до 3 лет

1

60 минут

4

240

мин.

16

16

часов

2.2 Учебно-тематический план

Группа раннего возраста от 2 до 3 лет

1 занятие

2   занятия

Кубики Никитина

0.5

1

Палочки Кюизенера

1

2

Блоки Дьенеша

1

2

Кубики Зайцева

1

2

Игры Воскобовича

0.5

1

Лабиринты

0.8

1.6

Всего

4.8  часов

9.6 часов

3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Содержание образовательной работы

(2 – 3 года)

1. Игры и упражнения для преодоления стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду

2. Игры и упражнения для снятия эмоционального и мышечного напряжения

3. Игры и упражнения для формирования восприятия формы и цвета

4. Игры и упражнения для формирования общей и мелкой  моторики

6. Игры и упражнения для  формирования мыслительных операций

7. Игры и упражнения для формирования общей и мелкой  моторики

3.2 Методы работы с детьми:

   Организационно-педагогические условия реализации рабочей программы дополнительного образования социально-педагогической направленности «Развивайка» обеспечены следующими методами:

- наглядный

- исследовательский

- практический

- объяснительно-демонстративный

- проблемно-поисковый

3.3 Используемые технологии:

  1. Здоровьесберегающие технологии (подвижные игры, физминутки, сказкотерапия, пальчиковые игры)
  2. Игровые технологии

3.4 Планируемые результаты

 от 2-х до 3-х лет:

- знание и использование в практической деятельности стандартных эталонов формы

- знание и использование в практической деятельности  стандартных эталонов  цвета

- умение действовать по образцу

- умение действовать по речевому указанию

- положительная эмоциональная реакция при выполнении заданий

- координация простых движений

- умение различать размеры

- навык рисования простых линий

3.5 Формы организации обучения

Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности рассчитана на 4 месяца обучения (с февраля по май), по 4  занятия в месяц, по выходным.

Продолжительность образовательной деятельности: для детей от 2 до 3 лет – длительностью не более 1часа. Занятия проходят по подгруппам не более 8 человек, совместно с родителями

Структура занятия может быть гибкой и изменяться от поставленных задач. Так же возможно изменить и поставленные задачи, если этого требует эмоциональное состояние детей или возникшая ситуация, требующая немедленного разрешения.

Каждое занятие включает в себя три части: вводная, основная, заключительная. В водной части создается эмоциональное настроение у детей (разминка). Основная часть посвящена цели занятия. В заключительной части - релаксация, подводятся итоги занятия. В ходе всех занятий дополнительно закрепляются знания и навыки, полученные дома, в детском саду и на других занятиях.

3.8 Список методической литературы

1. Аксарина Н.М. Адаптация детей при поступлении в детское учреждение//Вопросы развития и воспитания детей первых трех лет жизни. – М.: Просвещение, 1972.

2. Большова Т.В.Учимся по сказке. (Развитие мышления дошкольника с помощью мнемотехники). – Санкт-Петербург, 2005.

3. Грабенко Т.М. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Игры в сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2006. - 208 с.

4. Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д. Волшебная страна внутри нас. // Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. – М.: Речь, 2005 – 158 с.

5. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.-50 с.

6. Елецкая О.В. День за днем говорим и растем. – Москва, 2005.

7. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – СПб.: Союз, Лениздат, 2000.

8. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2004 – 144 с.

9. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2004. – 154 с.

10. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь, 2004. - 240 с.

11. Лютова Е.К., Монина Г.Б.Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб.: Речь, 2005. - 145 с.

12. Маханева М.Д. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет. – Москва, 2005.

13. Николаева Е.И. 111 баек для детских психологов. - СПб.: Питер, 2009. – 160 с.

14. Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. - СПб.: Речь, 2006. - 144 с.

15. Тренинг по сказкотерапии. Развивающая сказкотерапия. // Сборник программ по сказкотерапии под редакцией Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д. – СПб.: Речь, 2000 - 260 с.

16. Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. – Феникс, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дополнительному образованию "Развивайка"

Обучении детей старшей группы чтению и грамоте....

Рабочая программа дополнительного образования "Развивайка"

Рабочая программа дополнительного образования "Развивайка"...

Рабочая программа кружка «Развивайка» по формированию элементарных математических представлений у детей 5-6 лет на 2017- 2018 учебный год.

Материал для развития  у детей логического мышления[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12770054","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"363","width":"396"}}]]...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Развивайка- размышляйка» для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Представляю вашему вниманию программау «Развивайка- размышляйка»  по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования развивающих игр....

Рабочая программа по сенсорике 2 младшей группы «Радуга» МКДОУ Бутурлиновский детский сад №10 на 2018-2019 учебный год. Кружок « Развивайка»

СОДЕРЖАНИЕ:1. Паспорт программы  ……………………………………2 - 32.  Пояснительная записка …&helli...

2022г. Пояснительная записка к рабочей программе "Развивайка", разработанной на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»

Рабочая программа «Развивайка» разработана на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров», Т.В.Воловец...

Рабочая программа "Развивайка"

Перспективное планирование работы педагога по познавательному развитию детей во 2 младшей группе в рамках кружковой работы....