Рабочая программа «Развивайка»
рабочая программа (младшая группа) на тему
В работе с детьми раннего и младшего возраста одним из необходимых условий успешного развития и обучения является системность, т.е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
23._soderzhanie_programmy.docx | 13.86 КБ |
25._rabochaya_programma_razvivayka.docx | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание программы
1 | Целевой раздел | |
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.2. | Нормативные документы | 4 |
1.3 | Принципы реализации программы | 5 |
1.4 | Цели | 5 |
1.5 | Задачи | 5 |
1.6 | Краткая характеристика программы | 6 |
1.7 | Показатели эффективности реализации программы | 7 |
2 | Учебный план. Учебно – тематический план | |
2.1 | Учебный план | 7 |
2.2 | Учебно – тематический план | 8 |
3 | Содержательный раздел | |
3.1 | Содержание образовательной работы | 9 |
3.2 | Методы работы с детьми | 9 |
3.3 | Используемые технологии | 9 |
3.4 | Игровое обеспечение | 10 |
3.5 | Музыкальное сопровождение | 11 |
3.6 | Планируемые результаты | 11 |
3.7 | Формы организации обучения | 12 |
3.8 | Список методической литературы | 12 |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа «Развивайка»
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Работая с детьми раннего и младшего возраста, я пришла к выводу, что одним из необходимых условий их успешного развития и обучения является системность, т.е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности в реальной жизни.
Просто выполнять упражнения ребенку скучно – нужно обратить их в полезные и интересные игры. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. «Дошкольный ребенок - человек играющий, поэтому в ФГОС закреплено, что обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры», - сказал академик А. Асмолов.
Все это определило разработку программы для развития детей посредством системы специальных дидактических игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием. Разработанная программа позволяет организовать педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно.
Предлагаемые в программе виды деятельности являются целесообразными для детей раннего и младшего возрастов, так как учтены психологические особенности, уровень умений и навыков, а содержание отображает познавательный интерес данного возраста. Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогом, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, работать с раздаточным материалом. Программа основана на игровом методе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. При подборе игр учитывается то, что игра не должна быть не слишком трудной, но и не слишком легкой, - только в этом случае игра приносит детям пользу и радость.
1.2. Нормативные документы
Данная дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности (далее Программа) рассматривается как нормативно-правовой документ, разработанный в соответствии с нормативными документами:
- ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 Г. № 1155 "Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования" № 30384,
- Письмо Министерства образования и науки РФ и Департамента общего образования от 28 февраля 2014 года № 08 – 249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»,
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1. 3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»,
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 №30038),
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Устав МДОУ «Детский сад №118» г. Петрозаводска.
Дополнительная общеобразовательная программа разработана с учетом дидактических материалов «Логические блоки» венгерского психолога и математика Дъенеша, «Палочки Кюизенера» Х.Кюизенера, авторской системы «Соты Кайе», кубиков Зайцева и методики развивающих игр Воскобовича В.В. и Никитиных Б.П., Л.А.
1.3. Принципы реализации программы
Обучение и развитие основывается на общедидактических принципах и соответствует возрастным особенностям детей:
- Принцип системности
- Принцип деятельного подхода
- Принцип постепенности
- Принцип неоднократной повторности занятий
- Принцип наглядности в сочетании со словом
- Принцип индивидуального подхода
1.4 Цель
Развитие детей в возрасте от 2 до 3 лет посредством использования развивающих игр в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, формирование познавательной активности, социальное и личностное развитие младших дошкольников.
1.5 Задачи
- Оказывать помощь детям для развития сферы общения, их коммуникативных способностей.
- Способствовать развитию познавательной активности детей, обогащать представления об окружающих предметах и явлениях, учить выделять некоторые особенности предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа.
- Способствовать развитию самостоятельности, овладению детьми разными способами действия, приобретению самостоятельной игровой деятельности и общения.
- Развивать интерес детей к сотрудничеству, навыки речевого и деятельного общения со взрослыми и сверстниками, обогащать опыт речевого общения.
- Развитие мелкой моторики рук и координации движений.
- Способствовать развитию творческих проявлений детей, интереса к участию в игровой и художественной деятельности с элементами творчества, радости от реализации своих замыслов и желаний.
- Способствовать согласованности действий родителей и воспитателей, сближению подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и в детском саду.
1.6. Краткая характеристика программы
Организация воспитательно-образовательного процесса с детьми раннего дошкольного возраста осуществляется в условиях кратковременного пребывания детей (в течение 1 часа один раз в неделю) на базе образовательного учреждения совместно с родителями. Содержание работы планируется и осуществляется на специально организованных занятиях, в ходе совместной деятельности педагога с детьми и родителями.
Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности предусматривает раннюю логическую пропедевтику; помогает ребёнку овладеть мыслительными операциями и действиями важными с точки зрения общего интеллектуального развития; даёт возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя, четырьмя. Программа в наибольшей мере отвечает монографическому методу обучения числу и счёту (числовые фигуры, количественный состав числа из единиц и меньших чисел). Использование «чисел в цвете» позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счёта и измерения. Данная программа предполагает развитие у детей сенсорных способностей.
Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и др. Подобные игры, включенные в программу, способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики. Игры с цветными Палочками Кюизенера подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка естественно как результат его самостоятельной практической деятельности. Универсальные кубики "Уникуба" вводят детей в мир трехмерного пространства. Развитие пространственного мышления позволит ребенку в будущем овладевать черчением, стереометрией, начертательной геометрией. Включенные в данную программу развивающие игры Воскобовича решают большое количество образовательных задач. Незаметно для себя дети осваивают цифры и буквы; узнают и запоминают цвет, форму; тренируют мелкую моторику рук; совершенствуют речь, мышление, внимание, память, воображение.
Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности предполагает постоянное и постепенное усложнение игр ("по спирали") за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений, которое позволяет детям продвигаться в развитии самостоятельно и поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то "предметного" результата.
1.7. Показатели эффективности реализации программы
1. Систематичность посещения занятий по дополнительной общеобразовательной программе социально-педагогической направленности детьми.
2. Применение индивидуально-дифференцированного подхода к детям с учётом специфики их развития.
3. Степень сформированности математических представлений, навыков логико-математического опыта у дошкольников.
4. Сформированность уровня социальной компетенции у дошкольников.
5. Применение младшими дошкольниками полученных знаний и умений в самостоятельной и познавательной деятельности.
2. Содержательный раздел
2.1 Учебный план
Группа | Количество занятий в неделю | Образовательная нагрузка в неделю | Количество занятий в месяц | Образовательная нагрузка в месяц | Количество занятий | Образовательная нагрузка за 4 месяца |
Группа раннего возраста от 2 до 3 лет | 1 | 60 минут | 4 | 240 мин. | 16 | 16 часов |
2.2 Учебно-тематический план
Группа раннего возраста от 2 до 3 лет
1 занятие | 2 занятия | |
Кубики Никитина | 0.5 | 1 |
Палочки Кюизенера | 1 | 2 |
Блоки Дьенеша | 1 | 2 |
Кубики Зайцева | 1 | 2 |
Игры Воскобовича | 0.5 | 1 |
Лабиринты | 0.8 | 1.6 |
Всего | 4.8 часов | 9.6 часов |
3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Содержание образовательной работы
(2 – 3 года)
1. Игры и упражнения для преодоления стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду
2. Игры и упражнения для снятия эмоционального и мышечного напряжения
3. Игры и упражнения для формирования восприятия формы и цвета
4. Игры и упражнения для формирования общей и мелкой моторики
6. Игры и упражнения для формирования мыслительных операций
7. Игры и упражнения для формирования общей и мелкой моторики
3.2 Методы работы с детьми:
Организационно-педагогические условия реализации рабочей программы дополнительного образования социально-педагогической направленности «Развивайка» обеспечены следующими методами:
- наглядный
- исследовательский
- практический
- объяснительно-демонстративный
- проблемно-поисковый
3.3 Используемые технологии:
- Здоровьесберегающие технологии (подвижные игры, физминутки, сказкотерапия, пальчиковые игры)
- Игровые технологии
3.4 Планируемые результаты
от 2-х до 3-х лет:
- знание и использование в практической деятельности стандартных эталонов формы
- знание и использование в практической деятельности стандартных эталонов цвета
- умение действовать по образцу
- умение действовать по речевому указанию
- положительная эмоциональная реакция при выполнении заданий
- координация простых движений
- умение различать размеры
- навык рисования простых линий
3.5 Формы организации обучения
Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности рассчитана на 4 месяца обучения (с февраля по май), по 4 занятия в месяц, по выходным.
Продолжительность образовательной деятельности: для детей от 2 до 3 лет – длительностью не более 1часа. Занятия проходят по подгруппам не более 8 человек, совместно с родителями
Структура занятия может быть гибкой и изменяться от поставленных задач. Так же возможно изменить и поставленные задачи, если этого требует эмоциональное состояние детей или возникшая ситуация, требующая немедленного разрешения.
Каждое занятие включает в себя три части: вводная, основная, заключительная. В водной части создается эмоциональное настроение у детей (разминка). Основная часть посвящена цели занятия. В заключительной части - релаксация, подводятся итоги занятия. В ходе всех занятий дополнительно закрепляются знания и навыки, полученные дома, в детском саду и на других занятиях.
3.8 Список методической литературы
1. Аксарина Н.М. Адаптация детей при поступлении в детское учреждение//Вопросы развития и воспитания детей первых трех лет жизни. – М.: Просвещение, 1972.
2. Большова Т.В.Учимся по сказке. (Развитие мышления дошкольника с помощью мнемотехники). – Санкт-Петербург, 2005.
3. Грабенко Т.М. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Игры в сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2006. - 208 с.
4. Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д. Волшебная страна внутри нас. // Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. – М.: Речь, 2005 – 158 с.
5. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.-50 с.
6. Елецкая О.В. День за днем говорим и растем. – Москва, 2005.
7. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – СПб.: Союз, Лениздат, 2000.
8. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2004 – 144 с.
9. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2004. – 154 с.
10. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь, 2004. - 240 с.
11. Лютова Е.К., Монина Г.Б.Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб.: Речь, 2005. - 145 с.
12. Маханева М.Д. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет. – Москва, 2005.
13. Николаева Е.И. 111 баек для детских психологов. - СПб.: Питер, 2009. – 160 с.
14. Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. - СПб.: Речь, 2006. - 144 с.
15. Тренинг по сказкотерапии. Развивающая сказкотерапия. // Сборник программ по сказкотерапии под редакцией Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д. – СПб.: Речь, 2000 - 260 с.
16. Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. – Феникс, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дополнительному образованию "Развивайка"
Обучении детей старшей группы чтению и грамоте....
Рабочая программа дополнительного образования "Развивайка"
Рабочая программа дополнительного образования "Развивайка"...
Рабочая программа кружка «Развивайка» по формированию элементарных математических представлений у детей 5-6 лет на 2017- 2018 учебный год.
Материал для развития у детей логического мышления[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12770054","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"363","width":"396"}}]]...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Развивайка- размышляйка» для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Представляю вашему вниманию программау «Развивайка- размышляйка» по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования развивающих игр....
Рабочая программа по сенсорике 2 младшей группы «Радуга» МКДОУ Бутурлиновский детский сад №10 на 2018-2019 учебный год. Кружок « Развивайка»
СОДЕРЖАНИЕ:1. Паспорт программы ……………………………………2 - 32. Пояснительная записка …&helli...
2022г. Пояснительная записка к рабочей программе "Развивайка", разработанной на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»
Рабочая программа «Развивайка» разработана на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров», Т.В.Воловец...
Рабочая программа "Развивайка"
Перспективное планирование работы педагога по познавательному развитию детей во 2 младшей группе в рамках кружковой работы....