ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЗВУКОВИЧОК»
методическая разработка (старшая группа)
Формирование мотивации ребенка 5-6 лет к изучению мира звуков и букв, интереса к чтению через развитие соответствующих навыков слогового чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvukovichok_5-6_let_sidorova_kozhaeva_.doc | 259 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №103
(МДОУ «Детский сад №103»)
Принято: УТВЕРЖДАЮ
на заседании педагогического Заведующей «МДОУ
совета «Детский сад №103»
Протокол №1 от 30.08.2024г __________________ Ваганова И.Н.
Приказ №265 от «02» сентября 2024г
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЗВУКОВИЧОК»
2024-2025 учебный год
Возраст детей: 5-6 лет.
Срок реализации:1год
Автор-составитель:
Воспитатель: .
Воспитатель высшей квалификационной
категории Инчина М.И.
г. о. Саранск 2024
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Паспорт программы | 3 |
2. | Пояснительная записка | 5 |
3. | Учебно-тематический план | 12 |
4. | Содержание изучаемого курса | 14 |
5 | Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы | 30 |
6. | Список литературы | 31 |
7 | Приложения |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Дополнительная образовательная программа «ЗВУКОВИЧОК» (далее - Программа) |
Руководитель программы | Воспитатель высшей квалификационной категории Инчина Мариям Ивановна |
Нчин7а Мария | МДОУ «Детский сад № 103» г.о. Саранск |
Адрес организации исполнителя | г. Саранск ул. Коваленко, 62 |
Цель программы | Формирование мотивации ребенка 5-6 лет к изучению мира звуков и букв, интереса к чтению через развитие соответствующих навыков слогового чтения. |
Направленность программы | речевая |
Срок реализации программы | 1 год |
Вид программы Уровень реализации программы | Адаптированная Дошкольное образование |
Система реализации контроля за исполнением программы | Координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагогический коллектив. |
Ожидаемые конечные результаты программы | Дети будут знать:
Будут уметь:
Будут владеть:
|
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной образовательной программы: речевая.
Содержание программы предусматривает обогащение старших дошкольников специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного овладения письмом и чтением.
Новизна программы состоит в следующем:
В занятия по дополнительной образовательной программе включены элементы, имеющие оздоровительную направленность: общеразвивающие упражнения, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, упражнения для мелкой моторики, включены пальчиковые, музыкально - речевые игры. Каждое занятие включает в себя упражнения, помогающие детям снять напряжение, нервную нагрузку, скороговорки, чистоговорки, упражнения на развитие чувства ритма или внимания. Обучение происходит в игре, дети не замечают, что они учатся. Во все занятия включены всевозможные игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические (работа в тетрадях) и даже подвижные игры. Для прочного усвоения материала используется рабочая тетрадь на печатной основе с игровыми заданиями для ребенка, которые обеспечивают наглядно-практические действия ребёнка по усвоению программного материала.
Учитываются возможности образовательного учреждения, на базе которого будет реализована данная программа.
Актуальность программы
Старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму. Проблема готовности ребенка к овладению чтением и письмом является одной из самых актуальных при организации работы с детьми дошкольного возраста. Чтение – один из важнейших видов речевой деятельности в процесс которой входит способность воспринимать информацию, понимать информацию записанную (передаваемую) тем или иным способом воспроизводить ее. Овладение навыками чтения становится одним из основных базисных моментов образования, так как является частью процесса речевого развития. Изучение психолого – педагогической литературы по проблеме готовности детей старшего дошкольного возраста к овладению грамотой показало, что в последнее время увеличивается число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. Так как в настоящее время значительно возросло количество детей, имеющих то или иное нарушение речи. Дисляксия (нарушение чтения) и дисгафия (нарушение письма) становятся первопричинами плохой успеваемости в школе. Нарушение речи, ошибки в произношении влекут за собой грубые ошибки на письме неграмотным речевым высказываниям и приводят впоследствии к обеднению словарного запаса неумению грамотно выразить свои мысли, а значит и оскудению русского языка в целом. Обучение грамоте – это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.
Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Основой для обучения грамоте является обще речевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи.
Следуя рекомендациям Л.С. Выготского – обучение грамоте нужно начинать в период становления психических функций дошкольника. Наиболее эффективным для использования богатых возможностей ребенка в освоении грамоты является возраст 5 – 7 лет, так называемый период «языковой одаренности» особой восприимчивости дошкольника к речи. Данный возраст является сенситивным периодом проявления интереса к чтению, по мнению М. Монтессори. Необходимо вовремя удовлетворять познавательный интерес ребенка и направлять его желание и волю на овладение важными для школьного обучения умениями: проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение. Обучение чтению дошкольников – это важный этап на пути подготовки к школе, так как читающие дети легче и быстрее усваивают школьную программу, проще переносят адаптационный период в начальной школе, испытывают большое чувство уверенности в своих возможностях, что позволяет им показывать хороший уровень знаний и умений.
Актуальность разработки программы кружка «АБВГДей-ка» обусловлена поиском путей совершенствования процесса подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, с учетом тенденций развития всей системы образования, современной научной и научно-методической литературы, предполагающей единство содержания и методов подготовки детей к обучению чтению и письму на уровне детского сада, и непосредственного обучения грамоте в условиях начальной школы. Созданием данной образовательной программы послужил социальный запрос родителей.
Методики, приемы и технологии, и формы работы с детьми, используемые педагогом в процессе реализации программы, подобраны из числа адаптированных к особенностям физиологии и психологии ребёнка.
Образовательную деятельность предполагается осуществлять средствами игры, являющейся основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности. Артикуляционные и занимательные упражнения, проговаривание всевозможных скороговорок, чистоговорок четверостиший, рифмованных строчек, отгадывание и загадывание загадок, которые сопровождаются иллюстрированным или игровым материалом: муляжами, картинками и игрушками способствует развитию у детей активной мыслительной деятельности, работоспособности, развивает воображение, формирует быструю реакцию на слово.
Сюжетно - тематическая организация работы позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Комплексно – игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психо – физическим данным. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.
Занятия, предусмотренные программой включают в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы. Дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Речевой материал доступен в лексическом отношении, включает малые формы русского фольклора и стихи современных детских поэтов. Значительная роль в работе по осознанию ритмического строя речи принадлежит играм, созданным на основе стихотворного текста. Эти игры учат дошкольников координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей. Обучение детей графическим (работа в тетрадях) упражнениям является средством для развития внимания и памяти, координации движений, мелкой моторики и т. д.
Следует отметить, что в дошкольном возрасте при обучении чтению важно воспитывать у ребенка уверенность в собственных силах, успешность, желание использовать приобретенные навыки в повседневной жизни (нахождение знакомых букв, чтение афиш, заголовков в газетах и т. д.). Любое занятие важно заканчивать теми упражнениями, которые доступны ребенку, доставляет ему удовольствие. Это стимулирует обучение, способствует его успешности. При обучении чтению важно дозировать объем материала, индивидуализировать темп его подачи, учитывать произносительные возможности ребенка. Программа предполагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму (печатанию).
Включение в программу всевозможных игр позволяет создать доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу и побуждает каждого дошкольника принять активное участие в учебном процессе. Положительное эмоциональное состояние детей способствует достижению хороших результатов. Система подачи программных задач, методов, отработана с учетом возрастных особенностей и методических требований в непосредственно образовательной деятельности.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от других программ.
Дополнительная образовательная программа «АБВГДейка» отличается от других программ тем, что основной задачей ставит задачу - обеспечение педагогической поддержки детям старшего дошкольного возраста в освоении грамоты, в умении грамотно выразить свои мысли. Особенностью программы является использование элементов различных современных методик для детей дошкольного возраста, цель которых – предупреждение ошибок в чтении и письме, развитие у детей интеллектуальных и коммуникативных способностей, эмоциональной сферы, психических процессов. Речевое и языковое развитие ребенка плавно и грамотно протекает в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Развитие любознательности, познавательной активности, самостоятельности каждого ребёнка для наиболее полного раскрытия его индивидуальных возрастных способностей в речетворческой деятельности. Специально подобранные творческие игры, упражнения и задания позволяют развить оптико-пространственные представления, расширить словарный запас детей, учат правильно строить фразы, излагать свои мысли, проявлять словесное творчество, одним словом, развивают грамотность ребенка.
Для успешной реализации программы используются различные педагогические технологии:
– игровые, так как ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста является игровая;
– информационно-коммуникативные – обеспечивают наглядность, доступность, устойчивый интерес к познанию нового, представляют новые возможности добычи информации.
Педагогическая целесообразность программы.
Программа разработана с учетом основных принципов:
- Последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей);
- Доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);
- Наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий);
- Индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников);
- Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения);
- Межпредметности (предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, развитием речи.)
Цель программы: формирование мотивации ребенка 5 – 6 лет к изучению мира звуков и букв, интереса к чтению через развитие соответствующих навыков слогового чтения.
Основные задачи при реализации данной программы:
- Образовательные:
- формирование интереса к процессу обучения в целом и изучению родного языка в частности;
- овладение навыками письма и слогового чтения;
- обогащение словарного запаса.
- Развивающие:
-развитие речевой деятельности на основе бесед, разговоров, высказываний;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие артикуляционного аппарата;
- развитие коммуникативной, регулятивной функции речи;
- развитие мелкой и речевой моторики.
- развитие интереса к занятиям.
- Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность в процессе разговорной речи;
- воспитывать интерес к чтению.
Возраст детей. Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 6 лет. Состав группы постоянный. Набор обучающихся свободный.
Сроки реализации. Продолжительность реализации программы – восемь месяцев (период с октября месяца по май месяц включительно), что составляет 4 занятия в месяц. Общее количество занятий в год – 32.
Формы и режим занятий.
Программа предусматривает работу группы в количестве 10-15 человек (кружок).
Формы организации занятий:
- учебные занятия НОД;
- совместная игровая - познавательная деятельность взрослого и детей;
- самостоятельная деятельность дошкольников;
- индивидуальная – беседы;
- занятия формирования и закрепления знаний и умений.
Занятия проводятся 1 раз в неделю длительностью 25 минут во второй половине дня.
Ожидаемые результаты после реализации программы:
Дети будут знать:
• лексические темы,
• порядок пройденных за учебный год букв и их названия,
• Знать, называть и различать гласные и согласные звуки,
• условные обозначения гласных и согласных звуков,
• пословицы, поговорки, скороговорки и чистоговорки.
Будут уметь:
• различать речевые звуки и неречевые (звуки окружающего мира),
• определять место звука в трех позициях (в начале, середине и в конце слова).
• давать характеристику звуку.
• придумывать слова с определенным звуком.
• делать звукобуквенный анализ слов; свободно пользоваться и самим составлять звуковые схемы слов.
• делить слова на слоги, составлять слова из слогов,
• пользоваться слоговыми таблицами; читать слоговые цепочки слов,
• работать с разрезной азбукой и с кассой букв и слогов,
• составлять предложения из 2-4 слов (по схеме) и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце (. ! ?),
• правильно ставить ударение в знакомых словах,
• выделять начальный ударный и безударный гласный звук,
• дифференцировать мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные,
• определять предложение по интонации: вопросительное, повествовательное и восклицательное.
• пересказывать сказки, рассказы по содержанию картины или о предмете.
• писать печатные буквы в рабочих тетрадях.
Будут владеть:
• понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»,
• графическими навыками: узнавание букв, пространственные представления на листе бумаги,
• слоговым чтением слов, соблюдая пробел между словами в предложении,
• артикуляцией звуков,
• сознательным, плавным чтением с интонацией,
• правильной красивой речью,
• Проявлять интерес к чтению.
Способы проверки освоения программы – мониторинг освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы с помощью игровых заданий.
Форма подведения итогов по реализации дополнительной образовательной программы «ЗВУКОВИЧОК» – проведение итогового занятия для родителей.
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название модулей, разделов и тем | Количество часов | |||
всего | |||||
Кол-во занятий | мин | теория | практика | ||
1 | Я и моя семья. 1. Веселый язычок. 2. Встреча Звуковичка и Буковки. (Звук [х, х'], буква Х, х). 3. Весёлый язычок в семье Волшебницы. (Закрепление звука и буквы И). 4. Итоговое занятие. | 4 | 100 мин | 20 мин | 80 мин |
2 | Мой дом, мой город. 1. Прогулка Весёлого язычка по городу с другом «А». (Звук А, буква А) 2. Путешествие Весёлого язычка по городу «Ы». (Звук Ы, буква Ы). 3. Веселый Язычок в гостях у мастериц города. (Продолжение работы со звуком [ к, к’], буквой К). 4. История о том, как Комарик жил в замке города «З». (Звук З(З'),буква З). | 4 | 100 мин | 20 мин | 80 мин |
3 | Зима, новогодний праздник. 1. Как Весёлый язычок ходил в лес за ёлкой. (Звук [ш], буква Ш,ш). 2. Как Весёлый язычок наряжал ёлку. (Сопоставление звуков С и Ш). 3. Как Весёлый язычок поздравил защитников Отечества с праздником – 23 Февраля». (Звук[н],[ н’], Буква Н, н). 4. Встреча Весёлого язычка с защитниками Отечества» (Повторение, закрепление пройденных звуков и букв). 5. Как «Звуковичок и Буковка сделали фотоальбом о зимних праздниках». (Закрепление звук [н, н’], буква Н). | 5 | 125 мин | 25 мин | 100 мин |
4 | Игрушки. 1. «Игрушки для Севы» (Звук [с, с'],Буква С, с). 2. Любимые игрушки Ромы. (Повторение и закрепление: (Звук [ р, р’], буква Р). 3. «Умные игрушки для Звуковичка и Буковки». ( Звук Т (Т'), буква Т). | 3 | 75 мин | 15 мин | 60 мин |
5 | Сказки русского языка. 1. Как Весёлый язычок играл целый день на дудочке. (Звук У, буква У) 2. «Как Ослик искал свой хвостик». (Звук О, Буква О). 3. Бременские музыканты и Рома. (Сопоставление звуков [р] и [л]). 4. «Как Петя – петушок помог Зайчишке прогнать лису». (Звук [п, п'] буква П). 5. Сказка про Красную Шапочку. (Звук И, буква И). | 5 | 125 мин | 25 мин | 100 мин |
6 | Друзья. 1. Звуки А и У - верные друзья. (Повторение, закрепление звуков [а] [у]). 2. «Встреча друзей Звуковичка и Буковки» (Звук[ л, л’] и буква Л, л). 3.«Звуки З и С добрые друзья» (Сопоставление звуков З и С). 4. «Веселый Язычок, Звуковичок и Буковка хорошие друзья». (Повторение и закрепление пройденных звуков и букв.
| 4 | 100 мин | 20 мин | 80 мин |
7 | Птицы, домашние и дикие животные. 1. «Мышка и Мишка». (Звук [м, м'], Буква М, м) 2. «В гостях у Утки и Овечки». (Повторение и закрепление пройденных звуков и букв). 3. «Кого встретил Веселый Язычок в лесу?» (Звук [р, р’], буква Р,р).
| 3 | 75 мин | 15 мин | 60 мин |
8 | Профессии. 1. Кем быть? (Звук [ к, к’], буква К). 2. А что у вас? (Повторение, закрепление пройденных звуков и букв. Интонационные знаки в конце предложения). 3. «Как стать большим?» (Закрепление звука К (К') и буквы К., работа над предложением). 4. Как Весёлый язычок стал трудолюбивым. (Закрепление звука Т (Т'), буквы Т). | 4 | 100 мин | 20 мин | 80 мин |
ИТОГО: | 32 | 800 мин (13 ч. 20 мин.) | 160 мин (2 ч. 40 мин) | 640 мин. (10 ч. 40мин) |
4. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема | Модуль раздел тема | Содержание | Методы обучения | Формы работы | Работа с родителями |
«Весёлый Язычок»
| «Я и моя семья» | Знакомство детей с понятиями: слово и предложение. Учить выделять из речи слова, учить составлять предложения с заданным словом по опорным картинкам. Воспитывать умение слушать речь других детей. Познакомить с понятием «звук» - «буква», дать знания о том, чем они отличаются. Учить различать речевые звуки от не речевых. Звуки бывают гласные и согласные, твердые и мягкие, глухие и звонкие. | Д/и «Подскажи словечко», И /у: «Составь предложение», Пальчиковая гимнастика: «Семья» Д/и: «Будь внимательный». Д/У: «Скажи, как я». Физкультминутка: П/и «Зарядка для семьи». Загадывание загадки. Знакомство с рабочей тетрадью. | Групповая | Анкетирование родителей. |
«Прогулка Весёлого Язычка по городу с другом «А». (Звук и буква А) | «Мой дом, мой город» | Знакомство детей с гласным звуком [А] и буквой А, а. Сформировать понятие о гласных звуках, привлечь внимание детей к их артикуляции и научить четко произносить гласные звуки. Определение места звука в словах. Выделение начального ударного и безударного гласного звука [А]. Развитие внимания и памяти (работа с прописью). Знакомство с условным обозначением гласных (красный кружок). Деление слов на слоги. | Артикуляционная гимнастика. И/с: «Покажи букву». Загадывание загадки. Д/и: «Определи место звука в слове». Д/и: «Найди и обведи». Физ.минутка П/и: «Аист». Пальчиковая гим-ка. Работа с рабочей тетрадью: «Рисуем матрешек – пишем букву А». | Групповая | Родительское собрание на тему: «Знакомство с методикойобучения чтению дошкольников в детском саду». |
«Как Весёлый Язычок играл весь день на дудочке». (Звук У, буква У)
| «Сказки русского языка» | Знакомство детей с гласным звуком[У] и буквой У, у. Деление слов на слоги. Учить выделять звук из ряда гласных звуков, выделять начальный ударный гласный, закрепить навыки четкого произношения звука [У] (с опорой на модель артикуляции), - учить определять место данного звука в словах (начало, середина, конец слова). -Развивать внимание и память. -Знакомство с условным обозначением гласных (красный кружок). | Артикуляционная гимнастика. Д/и: «Телеграф». Загадывание загадки. Игра «Назови слово». Д/у: «Найди букву». И/с: «Ну-ка буква отзовись!». Физкультминутка- П/и: «Мы бегаем кругом». Пальчиковая гимнастика. Работа с рабочей тетрадью: «Раскрась букву, пишем букву У». | Групповая |
|
«Звуки А и У - верные друзья». (Повторение и закрепление звуков [А, У]). | «Друзья» | Закрепление гласных звуков [А], [У] - соответственно букв А,У и слогов: АУ, УА. Детям дать понятие, что гласный, когда он один, образует слог. Развивать слуховое восприятие. Анализ звуков[ А],[ У] и слова улица. Формировать навыки анализа и синтеза слогов типа: АУ, УА. Продолжать развивать у детей внимание и память.
| Д/и: «Произнеси свое имя и определи в нем звук А». И/у: «Повтори слова». Загадывание загадки. Игра «Угадай звук». И/С: «Кто внимательнее?». Д/у: «Пишем слова», «Раздели на слоги». Физ.минутка: «Вырастаем большими. Индивидуальная работа с кассой букв и слогов. Чтение и печатание слов: АУ, УА(работа с рабочей тетрадью.) | Групповая | Беседа о важности и пользе игр с буквами и словами. |
«Как Ослик искал свой хвостик». (Звук О, Буква О). | «Сказки русского языка» | Знакомство детей с гласным звуком[О] и буквой О, о. Анализ буквы. Определение места звука в словах: ослик, хвост, эскимо. Деление слов на слоги. Развивать фонематический слух детей; формировать умение слышать в словах звук О. Выделять начальный ударный гласный, закрепить навыки четкого произношения звука [О]. Знакомство с буквой О. | Артикуляционная г-ка. Д/и «Предмет, слово, схема». Загадывание загадки. Д/и: «Определи место звука в слове». Д/и: «Найди, назови и обведи». Физкультминутка: «Слушай, делай». Пальчиковая г-ка. Работа с рабочей тетрадью: «Рисуем мячи- пишем букву О». Зарисовка графического образа буквы.
| Групповая | Материал в уголок для родителей. |
«Мышка и Мишка» (Звук [м, м'], Буква М, м). | «Домашние и дикие животные» | Расширять знания детей о диких и домашних животных. Познакомить детей с согласным звуком [М, М'], отметить, что этот звук звонкий, может быть твердым и мягким. Знакомство с буквами М, м. Учить соотносить звук и букву и находить их в печатном тексте. Определение места звука в словах: мак, сумка, альбом. Познакомить со звуко – слоговой схемой слова. Звуковой анализ слова МАМА. Знакомство с условным обозначением согласных (синий, зеленый кружки). | Артикуляционная г - ка Пальчиковая г – ка. Загадывание загадки. Д/и «Угадай слово», Игра : «Поймай звук». Д/и: «Продолжи слово», «Слоговые домики». И/у: «Читаем первые слова». Физкультминутка: «Мишка косолапый». Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Работа с рабочей тетрадью. Печатание буквы М. Зарисовка графического образа буквы. | Групповая | Создание картотеки дидактических упражнений по подготовке дошкольников к обучению грамоте. |
«Игрушки для Севы» (Звук [с, с'], Буква С, с.) | «Игрушки» | Расширять знания детей об игрушках. Познакомить детей с согласным звуком [С, С'] Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [С] - [СЬ], в слогах, в словах, фразах; - Учить дифференцировать звонкие и глухие согласные. -Развивать фонематический слух; -закреплять умение выделять звук [С], [СЬ] в начале, середине и в конце слова. -Учить делить слова на слоги. -Звуко – слоговой анализ слов: сани, лоси. Знакомство с буквой С. | Артикуляционная разминка. Пальчиковая г – ка. И/у: «Произнеси звук», «Поймай звук». Загадывание загадки. Фонетическая игра на развитие внимания: «Кто запомнит больше слов со звуком С». Д/и: «Кто лишний?», «Путешествие с Буквой С». И/у:«Кто я? Узнай меня». Разгадывание ребуса: «Слово - перевертыш». Физкультминутка: «Зарядка». Работа с рабочей тетрадью: «Узнай и напиши». Зарисовка графического образа буквы. | Групповая | |
«Встреча Звуковичка и Буковки» (Звук[х, х'], буква Х, х). | «Я и моя семья» | Знакомство с согласным звуком[Х, Х'], отметить, что этот звук глухой, может быть твердым и мягким. Познакомить с буквой Х, х . Учить выделять звук в словах, определять место звука в слове, учить соотносить звук и букву и находить его в печатном тексте.
| Артикуляционная разминка. Д/И «Угадай слово по начальному слогу. Д/У «Слоговые домики». Д/И «Буквы рассыпались», И/У «Составь предложение». Физкультминутка: «Хомяк». Чтение рассказа «Утро в деревне». Зарисовка графического образа буквы. | Групповая | Консультация на тему: «Готовим ребёнка к письму». |
«В гостях у Утки и Овечки» (Повторение и закрепление пройденных звуков и букв). | «Птицы, домашние и дикие животные » | Обогащать знания детей о домашних животных и птицах. Закрепление звуков и букв: А,У,О,М,С, Х. Продолжать обучение детей звуковому анализу слов; учить называть слова с заданным звуком, составлять прямые и обратные слоги из вышеуказанных букв; составлять трехбуквенные слова. Четкое произнесение и характеристика звуков. -Дифференциация звуков в слогах, словах. -Составление схем предложений. | Д/И «Назовите звуки, которые мы произноси ли с помощью зубов, губ, языка». Д/И «Назовите звуки, которые мы произноси ли только голосом». Игра «Живые слоги». И/У «Назови слоги». Физ.минутка «Зарядка» Д/И «Составь слово из имеющихся у вас букв». Загадывание загадок. Работа с рабочей тетрадью. | Групповая | |
«Как Весёлый Язычок ходил в лес за ёлкой» (Звук [ш], буква Ш,ш). | «Зима, зимние праздники» | Знакомство детей со звуком [Ш], отметить, что его нельзя произнести громко и никогда этот звук не произносится мягко – это согласный звук, шипящий. Четкое произнесение и характеристика звука[Ш], Учить выделять звук в словах, определять место звука в слове, учить соотносить звук и букву и находить его в печатном тексте. Познакомить с буквой Ш. Развивать внимание, мышление и память. | Артикуляционная гимнастика. Игра: «Произнеси звук». И/У: «Кто меня переговорит: Шла Саша по шоссе и сосала сушку». И/С: «Новогодняя ёлочка». Физкультминутка. Загадывание загадок. Д/и «Буквы потерялись». Чтение слогов с договариванием до целого слова. И/работа с кассами букв и слогов Зарисовка графического образа буквы.
| Групповая | Консультация на тему: «Праздник красивой речи» |
«Как Весёлый Язычок наряжал ёлку». (Сопоставление звуков С и Ш). | «Зима, зимние праздники» | Упражнять в произнесении и сопоставлении звуков С и Ш. Упражнять в узнавании согласных звуков (признак согл.зв.: выдыхаемый воздух встречает во рту преграду). Развивать внимание. Учить сравнивать слова в парах. Показать детям значение звука и то, как меняется смысл слова при замене одного звука другим (Миша, миска). | Артикуляционная гимнастика. Д/И «Буквы – новогодние украшения. Д/И «Заменим звук». Графическая игра «Полубуковка». Загадывание загадок-шуток. И/У «Кто, кто в теремочке живет?» Физкультминутка «Зарядка». Индивидуальная работа с разрезными азбуками. Работа с рабочей тетрадью. | Групповая | Буклет: «Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения звуков». |
«Встреча друзей Звуковичка и Буковки» (Звук[ л, л’] и буква Л, л.
| «Друзья» | Знакомство с согласным звуком[Л, Л'], отметить, что этот звук может быть твердым и мягким. Повторить понятие «гласные и согласные звуки», их отличительный характер. - Обозначение звука определённым цветом. Познакомить с буквами Л, л . Учить выделять звук в словах, определять место звука в слове, учить соотносить звук и букву и находить его в печатном тексте. Развивать мышление, фонематический слух. | Д/И «Угадай слово по начальному слогу. Д/И «Назови первый звук ». Д/И «Предмет, схема» Д/У «Раздели правильно». И/У «Из букв и слогов составим слова». Физкультминутка. «Влево-вправо». Работа с рабочей тетрадью: «Пишем букву Л и читаем слоги ». Зарисовка графического образа буквы. | Групповая | Беседа «Учимся, играя» |
«Путешествие Весёлого Язычка по городу «Ы»» (Звук Ы, буква Ы). | «Мой дом, мой город» | Знакомство с гласным звуком [ы]. Упражняться в произнесении звука [ы]. Формирование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Ы. Учить выделять звук в словах, определять место звука в слове, учить соотносить звук и букву и находить его в печатном тексте. Зарисовка графического образа буквы. | Артикуляционная г-ка Д/И «Пароход», Игра «Капитаны» Д/И «Подскажи словечко». И/У «Пишем букву Ы». Д/У «Чтение считалки». Физкультминутка. И/р с разрезными азбуками. Д/И «Ну-ка буква, отзовись». И/С «Запомни и назови». | Групповая | Материал в уголок для родителей. |
«Как Весёлый Язычок поздравил защитников Отечества с праздником – 23 Февраля» (Звук[н],[ н’], Буква Н, н). | «Зима, зимние праздники» | Создание праздничной атмосферы и поднятие настроения у детей. Знакомство со звуком [Н],[ Н’], отметить, что этот звук звонкий, может быть твердым и мягким. Познакомить с буквой Н, н . Учить выделять звук в словах, определять место звука в слове, учить соотносить звук и букву и находить его в печатном тексте.
| Артикуляционная г-ка. Пальчиковая г-ка. Д/И «Подскажи словечко». Д/И «Определи место звука в слове». Д/И «Соедини правильно» Д/У «Слово, схема, предмет». И/У «Кто больше». Физкультминутка по желанию детей. Зарисовка графического образа буквы. Работа с рабочей тетрадью. | Групповая | Конкурс семейной копилки по чтению(книги, развивающие игры, ребусы, кроссворды). |
«Встреча Весёлого Язычка с защитниками Отечества» (Повторениеи закрепление пройденных звуков и букв). | «Зима, зимние праздники» | Закрепить представления детей о Празднике 23 февраля – День защитника Отечества. Обобщение изученного: Гласные А,У,О,Ы; согласные С,М,Х,Ш,Л. Развивать моторику рук. Продолжать учить называть слова с заданным звуком, составлять прямые и обратные слоги из вышеуказанных букв; чтение слогов с договариванием до целого слова по слоговым таблицам. Составление схемы предложения, отметить, что написание большой буквы в начале предложения. | Дыхательная гимнастика «Снежинки». Д/И «Назови, чем отличаются гласные звуки от согласных». Д/И «Дополни слово». Д/У «Полубуковки». И/У «Составим схему предложения». И/С «Кто внимательнее?». Физкультминутка «Зарядка». Индивидуальная работа с разрезными азбуками. Работа с рабочей тетрадью. | Групповая |
|
Как «Звуковичок и Буковка сделали фотоальбом о зимних праздниках» (Закрепление звук [н, н’], буква Н). | «Зима, зимние праздники» | Повторение и закрепление:звук [Н, Н’], буква Н. Упражнять детей в звуковом и слоговом анализе слов. Соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Звуко – слоговой анализ слогов и слов. -Закреплять умение делить слова на слоги. -Развивать память, внимание, мышление. | Дыхательная гимнастика «Насос». Д/И «Буквы рассыпались». Д/И «Определи место звука в слове». Д/И «Соедини правильно» Д/У «Слово, схема, предмет». И/У «Кто больше». Физкультминутка по желанию детей. Зарисовка графического образа буквы Н. | Групповая | Консультация на тему: «Домашняя библиотека» |
«Кого встретил Веселый Язычок в лесу?» (Звук [р, р’], буква Р,р. | «Птицы, домашние и дикие животные | Закрепить знания детей о диких животных и птицах. Знакомство со звуком [Р, Р’], буквой Р,р Формирование навыка чтения слогов и слов со звуком [Р,Р’]. Анализ звука. Звуко – слоговой анализ слогов и слов. Совершенствовать навыки звукового и слогового анализа и синтеза. Тренировать умение разгадывать ребусы различных видов. | Артикуляционная разминка, Д/И «Внимательный» Д/И «Знакомимся с буквой Р и читаем слоги». Д/У «Соедини правильно». Ребусы «Что это за река?» Физкультминутка: п/и «Карусель». Печатание буквы. Зарисовка графического образа буквы Р. | Групповая | День открытых дверей. |
«Любимые игрушки Ромы» (Повторение и закрепление:звук [ р, р’], буква Р). | «Игрушки » | Повторение и закрепление:звук [ Р, Р’], буква Р. Написание большой буквы в именах людей. Упражнять детей в звуковом и слоговом анализе слов, в проговаривании скороговорки. Соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Развивать фонематический слух. | Дыхательная гим-ка. Пальчиковая гимн-ка. Д/И «Подскажи словечко». Д/У «Определи место звука в слове и обозначь на схеме». И/У «Закрась правильно». Физкультминутка: п/и «Вороны». Индивидуальная работа детей с кассой букв и слогов Самоконтроль и самооценка выполненной работы. | Групповая | Картотека пальчиковой гимнастики. |
«Бременские музыканты и Рома» (Сопоставление звуков [р] и [л]). | «Сказки русского языка» | Упражнять в произнесении и сопоставлении звуков Р и Л. Упражнять в узнавании согласных звуков (признак согл.зв.: выдыхаемый воздух встречает во рту преграду). Развивать внимание. Учить сравнивать слова в парах. Показать детям значение звука и то, как меняется смысл слова при замене одного звука другим ( Рысь, лось). | Артикуляционная г-ка. И/У «Кто меня переговорит?». Загадывание загадки, Чтение четверостишия. Д/И «Чем мы отличаемся, назови» Д/И «Скажи наоборот» Физкультминутка по желанию детей. Индивидуальная работа детей с кассой букв и слогов Самоконтроль и самооценка выполненной работы. | Групповая | |
«Кем быть?» (Звук [ к, к’], буква К. | «Профессии» | Закрепить знания детей о различных профессиях. Познакомить со звуком [ К, К’], отметить, что этот звук может быть твердым и мягким. Учить выделять звук в словах, определять место звука в слове, учить соотносить звук и букву и находить его в печатном тексте. Познакомить с буквой К, к. Формировать умение определять и составлять вопросительное предложение. | Артикуляционная гимнастика. Пальчиковая г-ка. Д/И «Подскажи словечко». Д/И «Определи место звука в слове». Д/И «Соедини правильно» И/У «Кто больше». Физкультминутка по желанию детей. Индивидуальная работа детей с кассами букв и слогов. Самоконтроль и самооценка выполненной работы. Зарисовка графического образа буквы. | Групповая | Советы и рекомендации. |
«А что у вас?» (Повторениеи закрепление пройденных звуков и букв. Интонационные знаки в конце предложения). | «Профессии» | Продолжать закреплять знания детей о различных профессиях. Закрепить умение находить пройденные буквы: А,У,О,Ы, М(М’), С(С’), Х (Х’), Ш, Л (Л’), Н (Н’), Р (Р’),К (К'). среди других букв алфавита, читать и составлять двусложные слова с пройденными буквами. Развивать умение детей произносить предложения с соответствующей интонацией. Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, навыки самостоятельности, инициативности и ответственности. | Пальчиковая гимнастика, Д/И «Подскажи словечко», И/У «Определи место звука и обозначь на схеме». Д/И «Кому это нужно» И/У «Учимся составлять предложения, используя интонационные знаки в конце предложения (.,!,?)». Физкультминутка. Индивидуальная работа детей с кассами букв и слогов. Самоконтроль и самооценка выполненной работы. | Групповая | |
«Веселый Язычок в гостях у мастериц города» (Продолжение работы по звуку [ к, к’], букве К). | «Мой дом, мой город» | Закрепление знаний детей о празднике 8 Марта. Закрепить навыки произношения и различения звуков [ К, К’], в слогах, словах, фразах; -развивать фонематический слух. -Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения. -Характеристика звука. -Определение места звука в слове. -Формирование анализа и синтеза обратных слогов, преобразование в прямые. -Звуковой анализ слова КОТ. Закрепление знаний об ударном слоге. Упражнять детей в чтении слова; развивать навыки словообразования путем замены букв. Продолжать упражнять в звуковом анализе слов, в умении читать слоговые цепочки. | Дыхательная гим-ка. Грамматическая игра: «Что изменилось в слове?». И/С «Ударение помогает нам различать слова». Д/И «Прочитаем слоговую цепочку слов». Д/И «Составь отгадку на загадку». Физкультминутка- п/и «Зайцы». Работа с прописью. Индивидуальная работа детей с кассами букв и слогов. Самоконтроль и самооценка выполненной работы. | Групповая | Выставка книг для домашнего самостоятельного чтения. |
«Как стать большим?» (Закрепление Звука К (К') и буквы К. (Работа над предложением). | «Профессии» | Систематизировать знания детей о различных профессиях. Автоматизировать в речи звук [К, К']. Стимулировать мимико-артикуляторные мышцы лица. Формирование навыка чтения слогов и слов с буквой К. Закрепить представления о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных. Формировать умение определять и составлять побудительные, вопросительные и повествовательные предложения. | Артикуляционная разминка. Д/И «Подпиши картинки». Д/У «Прочитай предложение с интонацией, соответствующей знаку на конце». Д/и «Составь отгадку на загадку». Физкультминутка по же ланию детей. Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Слон». Пальчиковая гим-ка. Работа с рабочей тетрадью. | групповая | |
«Как Петя – петушок помог Зайчишке прогнать лису». (Звук [П,П']? буква П).
| «Сказки русского языка» | Познакомить со звуком [ П, П’], отметить, что этот звук может быть твердым и мягким. Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [П], [ПЬ]. Учить давать характеристику согласному звуку. Развивать фонематический слух; формировать навыки анализа и синтеза слогов, типа: АП, ИП, УП; развивать память, внимание. Познакомить с буквой П. Учить выделять звук в словах, определять место звука в слове, учить соотносить звук и букву и находить его в печатном тексте. | Артикуляционная гимнастика, Д/И «Найди место звука в слове». Загадывание загадок- шуток И/У «Поищи слово». Д/И «Кто лучше расскажет?» И/С «Что съедим?» Физкультминутка. Пальчиковая гим-ка. И/р. С кассами букв и слогов. Зарисовка графического образа буквы. Работа с рабочей тетрадью. | Групповая | |
« Умные игрушки для Звуковичка и Буковки» ( Звук Т (Т'), буква Т). | «Игрушки» | Познакомить со звуком [ Т, Т’], отметить, что этот звук глухой, может быть твердым и мягким. Знакомство с буквой Т. -Звуковой анализ, составление схем слогов. -Деление слов на слоги. Характеристика звука. Учить выделять звук в словах, определять место звука в слове, учить соотносить звук и букву и находить его в печатном тексте. Развивать мышление, память. | Артикуляционная г-ка. Пальчиковая г-ка. Д/И «Подскажи словечко». Д/И «Определи место звука в слове». Д/У «Слово, схема, предмет». Физкультминутка по желанию детей. И/р с кассами букв и слогов. Самоконтроль и самооценка выполненной работы. Зарисовка графического образа буквы. Работа с рабочей тетрадью.
| групповая | День открытых дверей. |
«Как Весёлый язычок стал трудолюбивым» (Закрепление звука Т (Т'), буквы Т). | «Профессии» | Повторение и закрепление звука[ Т, Т’], буквы Т, умение находить эти звуки в словах. Учить проговаривать скороговорки с постепенным ускорением темпа. Продолжать развивать внимание детей к звуковой и смысловой стороне слова, умение находить «заблудившейся» звук. Продолжать упражнять детей читать слова по слоговой таблице. Учить детей классифицировать видовые понятия. | Артикуляционная разминка. Пальчиковая гимнастика. И/У «Звук заблудился». Д/И «Кто меня переговорит?». Д/У «Составь со словом предложение». И/С «Узнай, какое слово спряталось в «домике-таблице»». Физкультминутка «Кот» Д/И «Поменяли твое имя». Лексическая игра «Кто знает, пусть продолжит». Работа с рабочей тетрадью. | ||
«Сказка про Красную Шапочку» (Звук И, буква И). | «Сказки русского языка» | Знакомство с гласным звуком [И]. Упражняться в произнесении звука [И]. Формирование навыка чтения слогов и слов с новой буквой И. Совершенствовать навыки звукового и слогового анализа и синтеза. Развитие фонематического восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений. Анализ звука И. Определение места звука в трех позициях: в начале слова, в середине и в конце. Деление слов на слоги.
| Артикуляционная разминка , Д/И « Угадай звук», Чтение четверостишия про букву И. И/У «Пишем букву И». Д/И: «Назовите фамилии (имена) тех детей, которые начинаются со звука И. », Д/И «Кто больше». Физкультминутка: «Имена». Индивидуальная работа с кассами букв и слогов. Самоконтроль и самооценка выполненной работы. И/С «Красная Шапочка». Печатание буквы И. (работа с рабочей тетрадью.) | групповая | Индивидуальные беседы с родителями. |
«Как Весёлый язычок гостил в семье Волшебницы». (Закрепление звука и буквы И). | «Я и моя семья» | Повторение и закрепление звука и буквы И. Развитие фонематического восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений, ловкости. Продолжать тренировать в звуковом анализе слова и в составлении слов из слогов. Показать детям, что звук И образует слово. Развивать фонематический слух. | Артикуляционная разминка. Пальчиковая гимнастика. Д/И «Кто меня переговорит?». И/У «Проанализируй слово Ира». Физкультминутка: «Имена». И/С «В кого или во что нас превратила Волшебница». Индивидуальная работа с кассами букв и слогов. Работа с рабочей тетрадью. | Групповая | Фотовыставка – «Какими мы были, какими мы стали» |
«История о том, как Комарик жил в замке города «З». (Звук З(З'),буква З) | «Мой дом, мой город» | Закреплять знания детей о родном доме, о городе. Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику рук. Познакомить со звуком [ З, З’], отметить, что этот звук может быть твердым и мягким. Учить выделять звук в словах, определять место звука в слове, учить соотносить звук и букву и находить его в печатном тексте. Четкое произнесение звука[ З, З’]. Знакомство с буквой З. -Звуковой анализ, составление схем слогов и слов.
| Артикуляционная г-ка. Пальчиковая г-ка. Д/И «Подскажи словечко». Д/И «Определи место звука в слове». Д/У «Слово, схема, предмет». Загадывание загадки. И/У «Сравни слова: за’мок и замо’к». Физкультминутка: «Комары». Индивидуальная работа с кассами букв и слогов. Самоконтроль и самооценка выполненной работы. Работа с рабочей тетрадью. Зарисовка графического образа буквы. | групповая |
|
«Звуки З и С добрые друзья» (Сопоставление звуков З и С). | «Друзья» | Расширять представления детей о доброте. Формирование навыка чтения слогов и слов с буквами З и С . Упражнять в произнесении и сопоставлении звуков З и С. Упражнять в узнавании согласных звуков (признак согл.зв.: выдыхаемый воздух встречает во рту преграду). Развивать внимание. Учить сравнивать слова в парах. Показать детям значение звука и то, как меняется смысл слова при замене одного звука другим (Коза, коса). | Артикуляционная г-ка. Дыхательная гимнастика. И/У «Кто меня переговорит?». Загадывание загадки, Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Козел». Д/И «Чем мы отличаемся, назови». Д/И «Скажи наоборот». Физкультминутка: «Самолет». Индивидуальная работа с кассами букв и слогов. Самоконтроль и самооценка выполненной работы. Работа с рабочей тетрадью. | групповая | Родительское собрание на тему: «Наши успехи» |
«Веселый Язычок, Звуковичок и Буковка хорошие друзья» (Повторение и закрепление пройденных звуков и букв. | «Друзья» | Повторить и закрепить умение находить пройденные буквы: А, У, О, Ы, И, М(М’), С(С’), Х (Х’), Ш, Л (Л’), Н (Н’), Р (Р’),К (К'), П (П'), Т (Т'), З (З') среди других букв алфавита, читать и составлять двусложные слова с пройденными буквами. Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, навыки самостоятельности, инициативности и ответственности. Развивать мышление, память. | Дыхательная гимнастика, Д/И «Подскажи словечко», И/У «Определи место звука и обозначь на схеме». Д/И «Кому это нужно» И/У «Учимся составлять предложения, используя интонационные знаки в конце предложения (.,!,?)». Физкультминутка. Индивидуальная работа детей с кассами букв и слогов. Работа с рабочей тетрадью. | групповая | |
Итоговое занятие. | «Я и моя семья» | Обобщение и закрепление пройденного материала за учебный год по основным единицам речи: звуку, слову, предложению. Упражнять детей в чтении слогов, слов, коротких предложений – повествовательных, вопросительных, восклицательных; побуждать интерес к слову, продолжать развивать фонематический слух. Умение читать слоговую таблицу и цепочку слов. Закрепить умение делить слова на слоги, умение проводить звуковой анализ слов. Упражнять в составлении схем слогов, слов и предложений. Составление предложений в соответствии со схемой. | Работа по слоговой таблице на тему: «Я и моя семья». И/С «В гости пришёл Веселый Язычок». Д/И «Прочти предложение с интонацией» И/У «Проанализируй слова и назови ударный слог». Игра: «Составим предложение, используя модели слов». Д/И «Придумай предложение по заданной схеме». Физкультминутка. Индивидуальная работа с кассами букв и слогов. Выполнение заданий по карточкам. Разгадывание ребусов. | групповая | Презентация работы с детьми по дополнительной образовательной программе. |
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Форма организации занятий – беседа, выставка, игра, наблюдение, практическое занятие по мотивам стихов, сказок и мультфильмов, презентация, спектакль, экскурсия и др.
Приемы и методы.
Игровые: использование разных видов игр и игровых персонажей.
Наглядные: показ.
Словесные: объяснение, рассказ, беседа, использование художественной литературы (стихи, загадки, сказки, чистоговорки, скороговорки).
Практические: выполнение заданий и др.
Методы: эмоциональные (поощрение, создание ситуации успеха, свободный выбор заданий), познавательные (опора на жизненный опыт, создание проблемной ситуации, выполнение творческих заданий), социальные (создание ситуации взаимопомощи, заинтересованность в результатах).
Дидактический материал:
Доска магнитная, азбука магнитная, рабочие тетради, карандаши простые и цветные, ручки, картотека предметных картинок, карточки-схемы, пазлы, кубики, азбука в картинках, настольно-печатные игры, демонстрационный материал, раздаточный материал, кассы букв и слогов, слоговая таблица.
Фонограммы музыкальных произведений.
Техническое оснащение: помещение комнаты дополнительного образования, телевизор, ноутбук, магнитофон, музыкальные инструменты, доска.
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагогов:
1. Акименко, В.М. Обучение детей грамоте в классах предшкольной подготовки / В.М. Акименко. – М.: Феникс, 2013. – 175 с.
2. Быкова, И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое пособие / И.А. Быкова. – М.: Детство-Пресс, 2005. – 112 с.
3. Дурова, Н.В. Игры и упражнения на развитие фонетико-фонематического слуха у дошкольников: книга для воспитателей и родителей / Н.В. Дурова. – М.: Школьная пресса, 2010. – 80 с.: ил.
4. Журова, Л.Е. Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие / Л.Е. Журова, Н.С.Варенцова, Н.В.Дурова, Л.Н. Невская. – М.: Школа пресс, 1998. – 144 с.
5. Зайцева, Н.В. Учимся читать и правильно говорить / Н.В. Зайцева. – Тамбов, 1988. – 112 с.
6. Колесникова, Е.В. Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет. Учебно-методическое пособие. ФГОС ДО / Е.В. Колесникова. – М.: Бином/Ювента, 2019. – 64 с.
7. Колесникова, Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Учебно – методическое пособие. ФГОС ДО / Е.В. Колесникова. – М.: Бином, лаборатория знаний, 2019. – 80 с.
8. Тумакова, Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Г.А. Тумакова. – М.: Мозаика – Синтез, 2006. – 144 с.
9. Ушакова, О.С. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. ФГОС ДО / О.С. Ушакова. – М.: Сфера, 2019. – 208 с.
10. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. ФГОС ДО / О.С. Ушакова. – М.: Сфера, 2019. – 272 с.
11. Цуканова, С.П. Учим ребенка говорить и читать. 1 период обучения / С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц. – М.: Гном, 2017. – 160 с.
12. Шестернина, Н.Л. Обучение дошкольников грамоте по методикам Д.Б. Эльконина, Л.Е. Журовой, Н.В. Дуровой. Программа / Н.Л. Шестернина. – М.: Школьная пресса, 2016. – 192 с.
13. Шумаева, Д.Г. Как хорошо уметь читать: Обучение дошкольников чтению: Программа-конспект / Д.Г. Шумаева. – М.: Детство-Пресс, 2010. – 188 с.
14. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: книга для воспитателей детского сада / Г.С. Швайко. – М.: Просвещение, 1988. – 64 с.
Список литературы для детей:
1. Журова, Л.Е. Азбука для дошкольников. Играем и читаем вместе. 5-7 лет / Л.Е. Журова, М.И. Кузнецова. – Вентана-Граф, 2019. – 80 с.
2. Колесникова, Е.В. Запоминаю буквы. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. ФГОС ДО / Е.В. Колесникова. – М.: Бином, Лаборатория знаний, 2019. – 64 с.
3. Колесникова, Е.В. От А до Я. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. ФГОС ДО / Е.В. Колесникова. – М.: Бином, лаборатория знаний, 2018. – 64 с.
4. Колесникова, Е.В. Веселая грамматика для детей 5-7 лет. Рабочая тетрадь. ФГОС ДО / Е.В. Колесникова. – М.: Бином, Лаборатория знаний, 2018. – 32 с.
5. Тарасова, Л.Е. Азбука. Вслух читаю, всё понимаю: тетрадь для занятий с детьми / Л.Е. Тарасова. – М.: ВАКО, 2015. – 47 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)
Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...
Дополнительная программа "Звуковичок" 2022-2024
Дополнительная программа "Звуковичок" 2022-2024...
Дополнительная программа "Звуковичок" для детей 5-6 лет.
Дополнительная программа "Звуковичок" для детей 5-6 лет....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Звуковичок"
Данная программа является модифицированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой, составлена на основе «Программы по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста с ФФ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Звуковая мозаика» Направленность: социально-педагогическая
Овладение родным языком и развитие языковых способностей у детей дошкольного возраста, обеспечение своевременного и полноценного речевого и психического развития.Формирование речевой готовности ...
Речевая карта дополнительной программы "Звуковичок"
Речевая карта дополнительной программы "Звуковичок"...
Дополнительная программа "Звуковичок"
Дополнительная программа "Звуковичок"...