ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Звуковая мозаика» Направленность: социально-педагогическая
рабочая программа
Овладение родным языком и развитие языковых способностей у детей дошкольного возраста, обеспечение своевременного и полноценного речевого и психического развития.
Формирование речевой готовности к школе у детей 6–7 лет в процессе освоения устной речи на занятиях по подготовке к обучению чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zvukovaya_mozaika_dlya_detey_3-7_let.docx | 585.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТА НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ МАДОУ ДСКВ «РЯБИНУШКА» ПРОТОКОЛ ОТ 30 АВГУСТА 2023 Г. № 1 | УТВЕРЖДЕНА ЗАВЕДУЮЩИЙ МАДОУ ДСКВ «РЯБИНУШКА» Н.А.ПАЙМУХИНА ПРИКАЗ ОТ 30 АВГУСТА 2023 Г. № 283-О |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Звуковая мозаика»
Направленность: социально-педагогическая
Возраст обучающихся: 3-7 лет
Срок реализации: 1 учебный год
Разработала
Учитель-логопед - Махмудова З.А.
Учитель-логопед - Олейник О.Г
г. Покачи
2023 г.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1 | Наименование программы | «Звуковая мозаика» |
2 | Основание для разработки программы | Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой и интонационной сторон речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к успешному овладению письменной формой речи. |
3 | Разработчики программы | Махмудова З.А. - учитель-логопед Олейник О.Г. - учитель-логопед |
4 | Основная цель программы | Овладение родным языком и развитие языковых способностей у детей дошкольного возраста, обеспечение своевременного и полноценного речевого и психического развития. Формирование речевой готовности к школе у детей 6–7 лет в процессе освоения устной речи на занятиях по подготовке к обучению чтению. |
5 | Задачи программы | - Развитие умения говорить и слушать - Развитие культуры речи детей -Развитие мелкой моторики -Развивать артикуляционного аппарата -Развитие графических навыков. -Обогащение словаря; -Формирование умения анализировать звуковую сторону устной речи. -Совершенствование интонационной выразительности речи; -Воспитание навыка самоконтроля и самооценки; -Воспитание доброжелательных отношений между детьми. -Воспитание инициативности детей и самостоятельности в речевом общении с взрослыми и сверстниками |
6 | Условия достижения цели и задач программы | Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка |
7 | Основные направления программы | 1. Развитие артикуляционного аппарата 2. Развитие просодической стороны речи 3 .Развитие звуковой культуры речи детей 4. Развитие лексико-грамматического строя речи 5. Развитие связной речи 6. Развитие мелкой моторики; 7. Развитие графических навыков. 8. Развитие навыков чтения целыми словами и небольшими предложениями. |
8 | Сроки реализации программы | 1 год |
9 | Пользователи основных мероприятий программы | Воспитанники МАДОУ ДСКВ «Рябинушка» 3-7 лет |
10 | Ожидаемые результаты | 1. Свободное овладение основными речевыми и коммуникативными умениями, использование их адекватно ситуации; 2.Умение пользоваться формами речевого этикета; 3.Самостоятельно составляет полный подробный рассказ, отражая содержание всей серии картинок или (схему); 4.Использование средства эмоциональной ; интонационной и языковой выразительности речи; 5.Развитие грамматически правильной речи; 6. Развитие умения свободного и осознанно читать. |
I. Пояснительная записка.
В настоящие время с вступлением федерального государственного образовательного стандарта, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Особенно явно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте поэтому была разработана программа дополнительного образования с социально – педагогической направленностью «Звуковая мозаика», в процессе занятий дети развивают не только связную речь, но и учатся общаться друг с другом и окружающими, полученные знания в перспективе помогут им социализироваться в социуме.
Актуальность.
Речь является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализовывает себя как личность. Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Предпосылки для дальнейшего успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что дошкольный возраст является оптимальным для воспитания особой (высшей) формы фонематического слуха - фонематического восприятия, развития лексико-грамматической стороны и связной речи. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети младшего и среднего дошкольного возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой, лексико- грамматической стороной родного языка и связной речью. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к успешному усвоению образовательной программы ДОУ, в том числе, из-за недостаточного развития фонематического восприятия.
Проблема развития речи является одной из актуальных.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека. Можно сказать, что речь – это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.
В наш век технического прогресса и информатизации населения все острее встает вопрос: когда и как учить ребенка дошкольного возраста читать? Школы предпочитают набирать первоклассников, умеющих читать. Умеющему читать ребенку открывается доступ к безграничному морю закодированной в буквенных символах информации. Самостоятельное чтение расширяет возможность познавательного и интеллектуального развития дошкольника, позволяет пополнять знания, обращаясь к разнообразным источникам и носителям печатного слова, что чрезвычайно важно в век информатизации, когда умение ее добывать, становится одной из ключевых личностных компетентностей. Чем раньше ребенок научится читать, тем больше у него шансов поступить в престижное учебное заведение, безболезненно адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности, успешно освоить программу начальной школы.
Чтение – сложный процесс, и обучение чтению требует определенной физической, психической, социальной, языковой и читательской зрелости ребенка: достаточно высокого уровня развития восприятия, мышления, воображения, памяти, эмоциональной сферы и произвольного поведения, связной речи и словаря, широкого кругозора и социальной компетентности, потребности в овладении навыками чтения, обретении независимости от взрослых в общении с книгой. По утверждению Л.А. Венгера и С.В. Мухиной: «…дети пятилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте», поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Однако память и внимание детей весьма неустойчивы, а поэтому необходимо многократно возвращаться к уже знакомому, чтобы знания стали прочными.
Существует много способов научить ребенка читать до школы, и каждый их них хорош по-своему. Но при этом очень важно учитывать следующее: во-первых, система обучения должна быть согласована со школьными программами и обязательно иметь познавательную основу; во-вторых, необходимо использование игровых приемов, не утомляющих и не принуждающих ребенка.
В.А. Сухомлинский сказал: «Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности!». Во все занятия включены всевозможные игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, и даже подвижные игры. Вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты, так нравящиеся детям.
Новизна программы заключается в том, что расширение диапазонов развития связной речи в среднем возрасте, с акцентированием на эмоцию интереса ребенка дошкольного возраста позволяет стимулировать и побуждать ребенка «экспериментировать» со словом, создавать новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это необходимое условие для его лингвистического развития, в основе которого лежит постепенное осознание языковых явлений речи. Такое развитие ведёт к овладению всеми богатствами родного языка.
Отличительной особенностью предлагаемой программы от основной образовательной программы является то, что содержание данной программы охватывает наиболее широкий спектр деятельности детей, способствует выравниванию в соответствии с возрастными требованиями состояния речевой системы и психофизических процессов у детей, что необходимо для их всестороннего гармоничного развития
Педагогическая целесообразность: овладение умениями пересказывать
произведения, понимать, запоминать и использовать в своих рассказах авторские средства: проявлять интерес к самостоятельному сочинению; активно владеть словарём; пользоваться всеми основными грамматическими нормами речи; чисто и правильно произносить все звуки родного языка, пользоваться различными средствами интонационной выразительностью.
Цель «Звуковая мозаика» (развитие речи) - овладение родным языком и развитие языковых способностей у детей дошкольного возраста, обеспечение своевременного и полноценного речевого и психического развития.
Задачи
Развивающие:
- развитие умения говорить и слушать;
- развитие культуры речи детей;
-развитие мелкой моторики;
-развивать артикуляционный аппарат;
-развитие графических навыков.
Обучающие:
-обогащение активного и пассивного словаря;
-формирование умения анализировать звуковую сторону устной речи.
-совершенствование интонационной выразительности речи;
Воспитательные:
-воспитание навыка самоконтроля и самооценки;
-воспитание доброжелательных отношений между детьми.
-воспитание инициативности детей и самостоятельности в речевом общении с взрослыми и сверстниками
Цель программы «Звуковая мозаика» (обучение чтению):
Формирование речевой готовности к школе у детей 6–7 лет в процессе освоения устной речи на занятиях по подготовке к обучению чтению.
Задачи «Звуковая мозаика» (обучение чтению) 6-7лет:
Развивающие:
- развитие фонематического слуха;
- развитие культуры речи детей;
-развитие мелкой моторики;
-развивать артикуляционный аппарат;
-развитие графических навыков.
Обучающие:
-обогащение активного и пассивного словаря;
-формирование умения анализировать звуковую сторону устной речи.
-совершенствование интонационной выразительности речи;
- обучение сознательному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами и небольшими предложениями.
-формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимания того, что такое «слово», «предложение», как они строятся, из каких частей состоят; умения проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и трехсложные слова на слоги, составлять слова из слогов;
- обучение правильному построению предложений.
Воспитательные:
-воспитание навыка самоконтроля и самооценки;
-воспитание доброжелательных отношений между детьми;
-формирование и закрепление правильного произношение звуков родного языка и соотнесение их с буквенным изображением; выработка интонационной выразительности, дикции, силы голоса, темпа речи
-воспитание любви и интереса к чтению, книгам, родному языку.
Дополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, принят государственной Думой 21.12.2013;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155 (далее - ФГОС дошкольного образования);
- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций» - (постановление от 15 марта 2013г. № 26).
При разработке программы использовались:
«Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду". Ушакова, О.С., Программа "Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: методическое пособие" Ушакова, О.С, "Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников". Алексеева, М.М., Яшина В.И., Е.В. Новиковой «Логопедическая азбука», И.А. Быковой «Обучение детей грамоте в игровой форме», а также с использованием букваря Н.С. Жукова, рекомендованным Министерством общего и профессионального образования РФ.
Программа разработана с учетом основных принципов:
- последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей;
- доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);
- наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий);
- индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников);
- результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения);
- принцип системности, профилактических и развивающих задач, отражает взаимосвязь развития различных сторон личности ребенка и (неравномерность) их развития.
- принцип единства, отражает целостность процесса оказания помощи.
- принцип деятельностный, организация активной деятельности ребенка, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в его развитии.
- принцип возрастания сложности, заключается в том, что задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному учет объема и степени разнообразия материала, во время реализации программы необходимо переходить к новому материалу после сформированности того или иного умения. Учет эмоциональной сложности материала, проводимые игры, упражнения, предъявляемый материал создают благоприятный эмоциональный тон.
- принцип динамичности – сбалансированный охват всех сторон речи ребенка (словарь, грамматический строй речи, связная речь и т.д.).
- принцип сотрудничества – привлечение ближайшего социального окружения ребенка.
Используемые методы и приёмы:
Планируемые занятия по развитию речи, должны строиться с опорой на основные принципы методики, необходимо помнить, что методы и приемы работы обусловлены как закономерностями осваиваемого языка, так и возрастными психическими закономерностями восприятия, памяти, воображения, мышления детей. Важную роль играют методы и приемы обучения, предупреждающие появление ошибки, концентрирующие внимание детей на правильной словоформе, словосочетании. Это такие приёмы как:
- Образец речи педагога.
- Сравнение
- Сопряженная речь, отраженная речь.
- Исправление, подсказка.
Планируя работу, педагог может по необходимости заменять одни тексты другими, в большей мере отвечающими языковым задачам данного занятия. При этом тематика, идейно-нравственная направленность, содержание и художественные достоинства нового произведения должны быть аналогичны заменяемому. Так, в работе с детьми младших групп (когда запас впечатлений, представлений еще очень мал, работа речедвигательного аппарата несовершенна, но вместе с тем ярко выражена способность к подражанию) метод имитации, или отраженной речи, будет ведущим.
Методы и средства обучения
Методы обучения | Средства обучения |
Информационно- рецептивный | - устное объяснение; - наглядные средства; - практический показ; - аудиозаписи |
Репродуктивный | - упражнение на воспроизведение различных ритмических и интонационных рисунков |
Проблемное изложение | - усвоение способа решения проблем |
Эвристический | - создание и самостоятельное решение проблемных ситуаций |
II. Содержательный раздел.
Содержание организации образовательной деятельности.
При комплектовании групп для занятий учитывается психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень его работоспособности. Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается реализация здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе.
На занятиях с помощью специальных игр и упражнений, психогимнастических этюдов создаются условия для повышения работоспособности детей, преодоления психоэмоционального напряжения, стабилизации эмоционального фона, развития мотивации к участию в организованной взрослым деятельности и профилактике конфликтов между детьми.
Педагогическое воздействие осуществляется различными методами, с приоритетным направлением на метод моделирования. Данный метод является одним из перспективных направлений совершенствования процесса развивающего обучения. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности детей. У ребенка, владеющего формами наглядного моделирования появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий. Введение наглядных моделей позволяет более целенаправленно закреплять навыки в процессе обучения.
Форма организации обучения – подгрупповая. В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми-дошкольниками по всем направлениям развития является игровая деятельность. Программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие остается одной из основных форм работы с детьми, при максимальном использовании игровых форм в рамках каждого занятия.
Формы работы с детьми:
• игра
• импровизация
• инсценировки и драматизация
• объяснение
• рассказ детей
• чтение воспитателя
• беседы
• просмотр видеофильмов
• разучивание произведений устного народного творчества
• обсуждение
• наблюдения
• словесные, настольные и подвижные игры.
• пантомимические этюды и упражнения.
Структура занятий: занятия состоят из трёх частей:
- Приветствие, ориентирование группы на совместную работу, установление контакта между детьми.
- Рабочая часть, развитие связной речи или обучения чтению детей дошкольного возраста, посредствам обогащения активного, пассивного словаря ребенка, структурирования грамматического строя речи.
- Заключительная, создание у каждого ребенка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.
Формой контроля в данной развивающей программе является рефлексия каждого упражнения, диагностика развития связной речи (компонентов) детей до и после прохождения программы. Диагностика проводится 2 раза в год (октябрь, май).
Продолжительность подгрупповых занятий с детьми 5-7 лет 15-30 минут, с детьми 6-8 лет 30 минут. Подгрупповые занятия проводятся с октября месяца по расписанию, составленному педагогом. Расписание занятий составляется таким образом, чтобы не совпадало с деятельностью по усвоению общеобразовательной программы и предоставляло возможность родителям при необходимости или желании участвовать в занятиях.
2.2. Возрастные и индивидуальные особенности детей 3-5 лет.
В среднем дошкольном возрасте отмечаются значительные изменения в развитии речи детей. Дети умеют не только слушать и понимать просьбы взрослого, но и свободно разговаривать друг с другом, рассказывать о том, что они видели или слышали, спорить, рассуждать, делать выводы. В данном возрасте дети начинают овладевать монологической речью. Ребенок среднего дошкольного возраста должен уметь связно рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст. Дети также начинают рассказывать не только о том, что видят и слышат, но и о том, над чем думают, чего хотят, ждут. Эти изменения свидетельствуют о том, что в среднем дошкольном возрасте начинает развиваться так называемая внутренняя речь (внешне невыраженная, быстрая и сокращенная речь). Особенностью мышления ребенка среднего дошкольного возраста является постоянное сочетание действия и речи. Присмотритесь к маленькому художнику — он рисует и говорит себе, что он хочет нарисовать, какие будут детали рисунка. Это и есть этап неполной сформированности внутренней речи. Сравнивая предметы, ребенок употребляет прилагательные в сравнительной степени. К пяти годам ребенок в своей речи пользуется сложноподчиненными предложениями с союзами потому что, поэтому, но при ответах на вопросы часто опускает главную часть предложения и начинает сразу с придаточного («Потому что болел»). Количество слов растет, увеличивается количество местоимений, наречий, предлогов, союзов, так как дети употребляют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Освоение речи ребенком выражается не только в обогащении его словаря, в появлении новых слов, но и в другом осмыслении знакомых слов. Дети относят предметы к определенной категории
(платье - одежда). Дети начинают использовать слова-обобщения тогда, когда, во-первых, в их активном словаре достаточно слов — названий конкретных предметов, и, во- вторых, они усвоили слова-обобщения. К тому же у ребенка должен быть накоплен определенный запас сведений об отдельных предметах, об их предназначении. Формирование навыков звукового анализа становится возможным к пяти годам узнавание звука в слове, а также подбор слов с заданным звуком, то есть развиваются простейшие формы звукового анализа. Эта способность является новообразованием пятого года жизни и свидетельствует о том, что слово для детей перестало быть только отражением предмета, но получило значение само по себе. В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка - балка, мишка - мышка). Дети улавливают в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражают им, пересказывая сказку. Они произвольно могут менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа. В этом возрасте умеют уже говорить шепотом.
Возрастные особенности детей с 5 до 7 лет
В целом ребенок 5-7 лет осознает себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Дети способны давать определения некоторым моральным понятиям («добрый человек – это такой, который, всем помогает и хорошо относится, защищает слабых») и достаточно тонко их различать, например, очень хорошо различают положительную окрашенность слова «экономный» и отрицательную - слова «жадный». Они могут совершать позитивный нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях (например, могут самостоятельно, без внешнего принуждения, отказаться от чего-то приятного в пользу близкого человека). Социально-нравственные чувства и эмоции достаточно устойчивы. К 6-8 годам ребенок уверенно владеет культурой самообслуживания: может самостоятельно обслужить себя, обладает полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены; определяет состояние своего здоровья (здоров он или болен), а также состояние здоровья окружающих; может назвать и показать, что именно у него болит, какая часть тела, какой орган; владеет культурой приема пищи; одевается в соответствие с погодой, не переохлаждаясь и не утепляясь чрезмерно. Старший дошкольник уже может объяснить ребенку или взрослому, что нужно сделать в случае травмы (алгоритм действий) и готов оказать элементарную помощь самому себе и другому (промыть глаза, промыть ранку, обработать ее, обратиться к взрослому за помощью) в подобных ситуациях. В основе произвольной регуляции поведения лежат не только усвоенные (или заданные извне) правила и нормы. Расширяется мотивационная сфера дошкольников 6-8 лет за счет развития таких социальных по происхождению мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро), а также мотивов самореализации. Поведение ребенка начинает регулироваться также его представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо». С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребенок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, «хорошо», и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает «плохо». Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, которое формируется под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых.
К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержаны и избирательны в эмоциональных проявлениях. Продолжает развиваться способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека - сочувствие - даже тогда, когда они непосредственно не наблюдают его эмоциональных переживаний. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщенные эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения – ребенок не только может отказаться от нежелательных действий или вести себя «хорошо», но и выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т.п. Благодаря таким изменениям в эмоциональной сфере поведение дошкольника становится менее ситуативным и чаще выстраивается с учетом интересов и потребностей других людей.
Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребенка со взрослым. По-прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении и сотрудничестве взрослого, ребенок при этом стремится как можно больше узнать о нем, причем круг его интересов выходит за рамки конкретного повседневного взаимодействия. Так, дошкольник внимательно слушает рассказы родителей о том, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми часто спрашивает, где они живут, есть ли у них дети, кем они работают и т.п. Развитие общения детей со взрослыми к концу 7-го года жизни создает отчасти парадоксальную ситуацию. С одной стороны, ребенок становится более инициативным и свободным в общении и взаимодействии со взрослым, с другой, очень зависим от его авторитета. Для него чрезвычайно важно делать все правильно и быть хорошим в глазах взрослого.
Большую значимость для детей 6-8 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети охотно делятся своими впечатлениями, высказывают суждения о событиях и людях, расспрашивают о том, где были, что видели и т.п., то есть участвуют в ситуациях «чистого общения», не связанных с осуществлением других видов деятельности. При этом они могут внимательно слушать друг друга, эмоционально сопереживать рассказам друзей. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем, у них наблюдаются и конкурентные отношения – в общении и взаимодействии стремятся, в первую очередь, проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у них есть все возможности придать такому соперничеству продуктивный и конструктивный характер, и избегать негативных форм поведения.
В этом возрасте дети владеют обобщенными представлениям (понятиями) о своей гендерной принадлежности, устанавливают взаимосвязи между своей гендерной ролью и различными проявлениями мужских и женских свойств (одежда, прическа, эмоциональные реакции, правила поведения, проявление собственного достоинства). К семи годам испытывают чувство удовлетворения, собственного достоинства в отношении своей гендерной принадлежности, аргументировано обосновывают ее преимущества. Начинают осознанно выполнять правила поведения, соответствующие гендерной роли в быту, общественных местах, в общении и т.д., владеют различными способами действий и видами деятельности, доминирующими у людей разного пола, ориентируясь на типичные для определенной культуры особенности поведения мужчин и женщин. Осознают относительность мужских и женских проявлений (мальчик может плакать от обиды, девочка стойки переносить неприятности и т.д.); нравственную ценность поступков мужчин и женщин по отношению друг к другу. К 7 годам дети определяют перспективы взросления в соответствии с гендерной ролью, проявляют стремление к усвоению определенных способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей. Мальчики хотят пойти в школу и стать учениками: их привлекает новый социальный статус практически взрослого человека. Девочки хотят идти в школу с одобрения семьи и взрослых и появляются желание продемонстрировать свои достижения.
В играх дети 6-8 лет способны отражать достаточно сложные социальные события - рождение ребенка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной, к другой. Могут вступать во взаимодействия с несколькими партнерами по игре, исполняя как главную, так и подчиненную роли (например, медсестра выполняет распоряжения врача, но пациенты, в свою очередь выполняют ее указания).
Продолжается дальнейшее развитие моторики ребенка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног. Ребенок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку. По собственной инициативе дети могут организовывать подвижные игры и простейшие соревнования со сверстниками. В этом возрасте дети овладевают прыжками на одной и двух ногах, способны прыгать в высоту и в длину с места и с разбега при скоординированности движений рук и ног (зрительно-моторная координация девочек более совершенна). Могут выполнять разнообразные сложные упражнения на равновесие на месте и в движении, способны четко метать различные предметы в цель. В силу накопленного двигательного опыта и достаточно развитых физических качеств дошкольник этого возраста часто переоценивает свои возможности, совершает необдуманные физические действия.
В этом возрасте происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Дошкольник 6-8 лет не только может различать основные цвета спектра, но и их оттенки как по светлоте (например, красный и темно-красный), так и по цветовому тону (например, зеленый и бирюзовый). То же происходит и с восприятием формы – ребенок успешно различает как основные геометрические формы (квадрат, треугольник, круг и т.п.), так и их разновидности, например, овал от круга, пятиугольник от шестиугольника, не считая при этом углы и т.п. При сравнении предметов по величине старший дошкольник достаточно точно воспринимает даже не очень выраженные различия. Ребенок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форму, величину и др.).
К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Вместе с тем возможности детей сознательно управлять своим вниманием весьма ограничены. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. В практике сочетание речевого недоразвития с рядом неврологических и психопатологических синдромов встречается намного чаще. Проявляется синдром в нарушении умственной работоспособности, произвольной деятельности и поведения детей. Для таких дошкольников характерны быстрая утомляемость и пресыщаемость любым видам деятельности, повышенная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность.
В 6-8 лет продолжается развитие наглядно-образного мышления, снижение показателей словесно-логического мышления у части детей носит вторичный характер. Большинство из них без труда проводит невербальную классификацию: включение предметов в ряд, исключение из ряда лишнего предмета или объекта с выраженными признаками (цвет, форма, величина). Те же задания, но сопряженные с рассуждениями, умозаключениями и опосредованными выводами, вызывают у дошкольников серьезные затруднения. В то же время, совершенствование словесно-логического мышления положительно влияет на речевое развитие, которое невозможно без анализа, синтеза, сравнения. Обобщения – то есть основных операций мышления.
К концу дошкольного детства ребенок формируется как будущий самостоятельный читатель. Его интерес к процессу чтения становится все более устойчивым. В возрасте 6-8 лет он воспринимает книгу в качестве основного источника получения информации о человеке и окружающем мире. В условиях общения и взаимодействия со взрослым он активно участвует в многостороннем анализе произведения (содержание, герои, тематика, проблемы). Ребенок знаком и ориентируется в разных родах и жанрах фольклора и художественной литературы. Многие дошкольники в этом возрасте уже способны самостоятельно выбирать книгу по вкусу из числа предложенных. Достаточно просто узнают и пересказывают прочитанный текст с использованием иллюстраций. Дети проявляют творческую активность: придумывают концовку, новые сюжетные повороты, сочиняют небольшие стихи, загадки, дразнилки. Под руководством взрослого инсценируют отрывки из прочитанных и понравившихся произведений, примеряют на себя различные роли, обсуждают со сверстниками поведение персонажей. Знают наизусть много произведений, читают их выразительно, стараясь подражать интонации взрослого или следовать его советам по прочтению. Дети способны сознательно ставить цель заучить стихотворение или роль в спектакле, а для этого неоднократно повторять необходимый текст. Они сравнивают себя с положительными героями произведений, отдавая предпочтение добрым, умным, сильным, смелым. Играя в любимых персонажей, дети могут переносить отдельные элементы их поведения в свои отношения со сверстниками.
К концу дошкольного детства ребенок накапливает достаточный читательский опыт. Тяга к книге, ее содержательной, эстетической и формальной сторонам – важнейший итог развития дошкольника-читателя. Место и значение книги в его жизни – главный показатель общекультурного состояния и роста ребенка 7 лет.
Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью в определении замысла работы, сознательным выбором средств выразительности, достаточно развитыми эмоционально-выразительными и техническими умениями. Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получения знаний о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей).
Художественно-эстетический опыт позволяет дошкольникам понимать художественный образ, представленный в произведении, пояснять использование средств выразительности, эстетически оценивать результат музыкально-художественной деятельности. Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства. В продуктивной деятельности дети знают, что они хотят изобразить и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Это не только изображение отдельных предметов и сюжетные картинки, но и иллюстрации к Рябинушкам, событиям. Совершенствуется и усложняется техника рисования. Дети могут передавать характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. В рисовании дети могут создавать цветовые тона и оттенки, осваивать новые способы работы гуашью (по «сырому» и «сухому»), использовать способы различного наложения цветового пятна, а цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в рисунке главного. Становятся доступны приемы декоративного украшения.
В лепке дети могут создавать изображения с натуры и по представлению, также передавая характерные особенности знакомых предметов и используя разные способы лепки (пластический, конструктивный, комбинированный).
В аппликации осваивают приемы вырезания одинаковых фигур или деталей из бумаги сложенной пополам, гармошкой. У них проявляется чувство цвета при выборе бумаги разных оттенков. Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями. Путем складывания бумаги в разных направлениях делать игрушки. Из природного материала создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений.
Этапы реализации программы.
Основные этапы реализации программы:
- Диагностический этап. Определение уровня речевого развитии, связности речи и ее коммуникативной функции, соответствие возрастным нормативам.
- Основной этап включает следующие направления:
1. Целенаправленное развитие и обогащение словарного запаса:
- работа над накоплением пассивного и активного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам на основе ознакомления с окружающим, расширения представлений о предметах ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и природы, понимание обобщающего значения слов и формирование обобщающих понятий;
- расширение словаря за счет активного усвоения и использования в экспрессивной речи личных местоименных форм, притяжательных местоимений, притяжательных прилагательных, определительных местоимений, наречий, количественных и порядковых числительных;
- формирование понимания простых предлогов, формирование понятия слово и умение оперировать им;
- обучение умению группировать предметы по признакам.
2. Формирование и совершенствование грамматического строя речи:
- формирование умения различать и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже, понимать вопросы падежей и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в косвенных падежах сначала в беспредложных конструкциях, затем в предложных конструкциях с простыми предлогами;
- образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголы в настоящем и прошедшем времени, различать и употреблять противоположные по значению названия действий и признаков;
- согласовывать местоимения и прилагательные с существительными мужского, женского и среднего рода, согласовывать числительные с существительными мужского и женского рода, составлять предложения из нескольких слов по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, дополнять предложения недостающими словами, распространять простые предложения однородными подлежащими и сказуемым, пользоваться несклоняемыми существительными, составлять предложения.
3. Развитие и совершенствование связной речи и речевого общения:
- развитие умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации;
- работа над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, жестов — выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении;
- развитие умения поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца, повторять за взрослым описательный рассказ из 2-3 простых предложений, а затем составлять короткий описательный рассказ с помощью взрослого;
- формирование навыков пересказа, составления рассказов-описаний.
4. Сенсорное развитие:
- обогащение чувственного опыта за счет освоения разных способов обследования предметов, совершенствование осязания, зрения, слуха, вкуса, обоняния;
- освоение сенсорных эталонов — цвета, формы, размера; развитие слухового восприятия в упражнениях на узнавание и различение голосов природы, бытовых шумов, контрастного звучания нескольких игрушек или предметов-заместителей;
- развитие зрительного восприятия в упражнениях на узнавание и различение маленьких и больших предметов, предметов разных форм, окрашенных в разные цвета, умения сравнивать предметы, подбирать группу предметов по заданному признаку.
5. Развитие высших психических функций:
- развитие слухового внимания при восприятии тихих и громких, высоких и низких звуков, зрительного внимания и памяти, мышления в упражнениях на группировку и классификацию предметов.
6. Развитие общей и мелкой моторики:
- выполнение упражнений на физкультурных минутках, совершенствование конструктивного праксиса, тонкой пальцевой моторики в пальчиковой гимнастике, изобразительных навыков, умения передавать в рисунке образы предметов и явлений окружающей действительности на основе собственных наблюдений.
Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом слов, способствуют:
3. Заключительный этап. Оценка сформированности речевых умений и навыков. На основании полученных данных заполняется карта речевых компонентов (Приложение 1).
Планируемые результаты освоения программы
«Звуковая мозаика» (развитие речи) для детей 3-5 лет:
- Свободное овладение основными речевыми и коммуникативными умениями, использование их адекватно ситуации;
- Умение пользоваться формами речевого этикета;
- Самостоятельно составляет полный подробный рассказ, отражая содержание всей серии картинок или (схему);
- Использование средства эмоциональной , интонационной и языковой выразительности речи;
- Развитие грамматически правильной речи;
- Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка.
- Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый - печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов.
- Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами.
- Осмысленно работать над собственным произношением.
- Осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
- Подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать открытки из знакомых произведений.
- Активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).
Планируемые результаты освоения программы
«Звуковая мозаика» (обучение чтению)для детей 6-7 лет:
- усвоение понятия: «слово», «звук», «буква», «предложение», знание названия букв;
- различение гласные, твердые и мягкие согласные;
- правильная постановка ударение в словах;
- плавное чтение целыми словами;
- составление из букв разрезной азбуки слова;
- проявлять любовь и интерес к чтению, родному языку
Методическая основа программы:
- изучение парных по твердости и мягкости согласных звуков;
- овладение плавным слоговым чтением;
- использование цветовых сигналов при обозначении звуков, изучении их главных свойств;
- использование увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогают усвоить программу;
- развитие зрительного, тактильного, фонематического восприятия, оптико-пространственного представления;
- формирование у детей ведущих видов речевой деятельности — говорения и слушания, чтения и письма.
Этапы изучения букв:
- выделение изучаемого звука из слов;
- называние буквы;
- знакомство с печатной буквой. Демонстрация буквы;
- подбор зрительного образа к букве;
- сопоставление печатной буквы с графическим образом;
- предлагается стихотворное описание графического образа буквы;
- анализ буквы;
- знакомство с траекторией движений при написании буквы;
- автоматизация звукобуквенных связей;
- самостоятельное написание печатной буквы;
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной программы «Звуковая мозаика» (развитие речи): 3-5 лет.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной программы «Звуковая мозаика» (обучение чтению): 5-7 лет.
Срок реализации программы - 1 год.
Форма проведения занятий – групповая.
Количество детей в группе 2 - 8 человека.
Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности
Учебный план
№ | Разделы программы | Количество часов, | |||
Время | неделю | месяц | год | ||
1. | Развитие связной речи | 15-30 минут | 2 | 8 | 64 |
2. | Обучению чтению | 30 | 2 | 8 | 64 |
Учебно-тематический план занятий по программе «Звуковая мозаика» (развитие речи) для детей 3-5лет
№ п\п | Кол-во часов | Тема |
1 | «Приключения любопытного поросенка» | |
1 | «Путешествие по зоопарку» | |
1 | «Разгром» | |
1 | «Как кузнечик помогал слабым » | |
1 | «Прогулка в лесу» | |
1 | «Ёж» | |
1 | «Длинная неделя» | |
1 | «Про девочку Машу и куклу Наташу» | |
1 | «День рожденья» | |
1 | «Друзья» | |
1 | «Цыплёнок цып» | |
1 | «Сказка «Теремок» | |
1 | «Наши игрушки» | |
1 | «На водопой» | |
1 | «Девочка-рёвушка» | |
1 | «Где работает твоя мама» | |
1 | «Наступила зима» | |
1 | «Кому что нужно для работы» | |
1 | «Теремок» | |
1 | «Енот» | |
1 | «Насекомые» | |
1 | «Котята» | |
1 | «Птичья ёлка» | |
1 | «Дома и на улице» | |
1 | «Сундук» | |
1 | «Снегирь» | |
1 | «Детский сад» | |
1 | «Путешествие в зонтике» | |
1 | «Гуси - лебеди» | |
1 | «Новенькая» | |
1 | «Старший товарищ» | |
1 | «Как же быть» | |
1 | «Белки» | |
1 | «Веселый цирк» | |
1 | «Три поросёнка» | |
1 | «Кормушка» | |
1 | «Как мышка перехитрила кошку» | |
1 | «Чудаки» | |
1 | «Перчатки» | |
1 | «Маша и медведь» | |
1 | «Разговор перед сном» | |
1 | «У страха глаза велики» | |
1 | «Охотник и медведи» | |
1 | «Старик и море» | |
1 | «Кто кого перехитрил» | |
1 | «Жадина» | |
1 | «Добрый поступок» | |
1 | «Птичий двор» | |
1 | «Шоколад» | |
1 | «Кошкин дом» | |
1 | «Вредина» | |
1 | «Слива» | |
1 | «Лисичка сестричка и волк» | |
1 | «Птичий двор» | |
1 | «Три медведя» | |
1 | «Азбука настроений» | |
1 | «В стране гномиков» | |
1 | «В стране разбойников» | |
1 | «В гостях у клоунов» | |
60. | 1 | «Городок» |
61. | 1 | «Бабушка» |
62. | 1 | «Моя семья» |
63. | 1 | «Три поросёнка» |
64. | 1 | «Каша» |
Учебно-тематический план занятий по программе
«Звуковая мозаика» (обучению чтению) для детей 5-7лет
№ п/п | Тема | Всего занятий |
1 | Вводные занятия. Подготовительный период. | 1 |
2 | Гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у], [э]. Буква А а | 1 |
3 | Гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у], [э]. Буква У у | 1 |
4 | Гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у], [э]. Буква О о | 1 |
5 | Звуки [м] [м`] буква М м | 1 |
6 | Звуки [с] [с`] буква С с | 1 |
7 | Звуки [х] [х`] буква Х х | 1 |
8 | Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение. | 1 |
9 | Звуки [р] [р`] буква Р р | 2 |
10 | Звуки [ш] буква Ш ш | 2 |
11 | Звук [ы] Буква Ы | 1 |
12 | Звуки [л] [л`] Буква Л | 2 |
13 | Чтение Л-Р | 1 |
14 | Звуки [н] [н`] Буква Н | 1 |
15 | Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение. | 1 |
16 | Звуки [к] [к`] Буква К | 2 |
17 | Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение. | 1 |
18 | Звуки [т] [т`] Буква Т | 2 |
19 | Звук [и] Буква И | 2 |
20 | Звуки [п] [п`] Буква П | 2 |
21 | Звуки [з] [з`] Буква З | 2 |
22 | Звук [й`] Буква Й | 2 |
23 | Чтение И-Й | 1 |
24 | Звуки [г] [г`] Буква Г | 1 |
25 | Парные С-З, Г-К | 2 |
26 | Звуки и буквы В в, Д д, Б б, Ж ж | 6 |
27 | Йотированные гласные Е , Ё, Ю,Я | 6 |
28 | Мягкий знак Ь | 1 |
29 | Звуки [ч`] Буква Ч ч | 2 |
30 | Звук [э] Буква Э э | 2 |
31 | Звуки [ц] Буква Ц ц | 3 |
32 | Звуки [ф] [ф`] Буква Ф ф | 1 |
33 | Звуки [щ`] Буква Щ щ | 3 |
34 | Твердый знак Ъ, Ъ-Ь | 2 |
35 | Чтение текстов, задания по карточкам | 2 |
36 | Итоговое | 1 |
Итого | 64 |
Диагностический инструментарий
Диагностика развития речи проводится в начале и конце обучения детей для обследования устной речи детей. В системе диагностики используются такие методы: беседы, наблюдения, тестирования.
Альбом для логопеда
О.Б. Иншакова «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС».,2010г.
Смирнова И. А. Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения. — СПб., 2010.
Смирнова И. А. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения.-СПб., 2010.
Смирнова И. А. Логопедический альбом для обследования фонетико - фонематической системы речи. - СПб., 2010.
Результаты обследования в
___________ - ___________ учебный год.
№ п/п | Фамилия | Фонематическое восприятие | Звукопроизношение | Лексика | Грамматика | Связная речь | Моторика | ||||||||||||
Н. | С. | К. | Н. | С. | К. | Н. | С. | К. | Н. | С. | К. | Н. | С. | К. | Н. | С. | К. | ||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание.
Красный – низкий,
синий – средний,
зеленый – высокий
уровень,
оранжевый – ниже среднего,
желтый – выше среднего
Литература
- Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1984.
- Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. М., 1984.
- Логинова В.И., Максаков А.И., Попова М.И. и др. Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение, 1984. – 223с.
- Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. – М., 2006.
- Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи. – М.: Академия, 2004. – 304с.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М.: Просвещение, 2003.
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2013г.
- Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 2010г.
- Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. М., 2008г.
- Гризик Т.И., Тимощюк Л.Е.Развитие речи детей 4-5 лет. – М.: Просвещение, 2013г.
- Логинова В.И., Максаков А.И., Попова М.И. и др. Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение, 2007г.
- Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. – М., 2009г.
- Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи. – М.: Академия, 20014г.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М.: Просвещение, 2013г.
- Смирнова И. А. Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения. - СПб., 2010.
- Смирнова И. А. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения. —СПб. 2010.
- Смирнова И. А. Логопедический альбом для обследования фонетико- фонематической системы речи. - СПб., 2010.
- Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. – С.-Пт. – 2005.
- Гасанова Р.Х. Программа – руководство о предшкольному образованию. Путь к школе. Речевое развитие детей 5,5 – 7лет.
- Журова Л.Е., Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. – М., 2001.
- Занимательное обучение чтению: комплексные занятия, игровые задания, разрезная азбука для детей 6-7 лет / авт.- сост. Т. Е. Ковригина, Р. Е. Шеремет. - Волгоград: Учитель, 2009. - 268 с.
- Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. – М.: Ось – 89, 2001. – 240 с.
- Методическое пособие по обучению грамоте и письму: Кн. для учителя / В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Н. А. Федосова. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 107 с.
- Оморокова М.И., Рапопорт И.А., Постоловский И.З. Преодоление трудностей. – М.: Просвещение, 1990. – 128 с.
- Полякова М. А. Как научить ребенка читать и писать / Марина Полякова, - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2008. -144 с.
- Пятак С. В. Читаю слова и предложения: для детей 5-б лет. В 2 ч. / С. В. Пятак; под ред. М. А. Зиганова. - М.: Эксмо, 2010. - 56 с.
- Юрчишина В.Д. Вижу – Читаю – Пишу. – М., 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа "Природная мозаика"
Программа предназначена для детей от 5 до 7 лет. Данная программа разработана в направлении декоративно- прикладного творчества, с использованием природного материала (крупы, семян и зёрен)....
Дополнительная образовательная программа «Игры с Буквами» социально-педагогической направленности по обучению детей элементам грамоты Для воспитанников 3-4 лет
Известный российский психолог Р. С. Немов, а также многие современные ученые считают, что дошкольники готовы к обучению грамоте уже к трем-четырем годам. Именно этот период считают периодом &laq...
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный кадет» Направленность: социально – педагогическая
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный кадет»Направленность: социально – педагогическая...
титульный к программе «Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности «Юные олимпийцы
laquo;Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности «Юные олимпийцы...
Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика» направленность: социально-педагогическая
Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика»направленность: социально-педагогическая...
открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе:«Шаг за шагом» социально-педагогической направленности Тема «Шар»
Предмет: "Элементарные математические представления"Тема занятия: "Шар".Цель занятия : формировать предсталения о форме шар....
Дополнительная программа "Читай Ка" Направленность: социально -педагогическая.
Дополнительная программа "Читай Ка" Направленность: социально -педагогическая....