Отчет из опыта работы на тему «Вовлечение родителей в педагогический процесс детского сада, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом»
учебно-методический материал (средняя группа)

Черникова Елена Витальевна

Вовлечение родителей в педагогический процесс детского сада, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом

     Сегодня существует несколько критериев для определения степени участия родителей в образовательном процессе. К ним относятся: активное присутствие родителей на групповых мероприятиях, посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках; участие родителей в подготовке и проведении экскурсий; совместное участие в тематических занятиях; участие в выставках; совместный выпуск журналов и книг; посещение дня открытых дверей; участие в мастер-классах для родителей и детей; детско-родительских проектах, участие в спортивных праздниках и т. д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_shag_na_vstrechu.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад «Ромашка»

Отчет из опыта работы

на тему «Вовлечение родителей в педагогический процесс детского сада, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом»

Черникова Е.В.

воспитатель

г. Советский

2024 год

В последние годы произошел пересмотр отношения к дошкольному детству и образованию. Это связано c обновлением системы дошкольного образования, необходимостью активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержки, безусловного без оценочного принятия. Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Новое поколение родителей является носителем современной коммуникации, все активнее осваивает ее новые средства, ведет современный образ жизни и при этом нуждается в сопровождении и поддержке, а также в сотрудничестве и взаимодействии.

Что же подразумевают под собой эти понятия?

Сопровождение – это комплексный метод, в основе которого лежит единство взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого.

Поддержка – помощь, содействие.

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Детский сад должен стать территорией совместного развития и воспитания детей значимыми взрослыми!

  Организацию работы по взаимодействию с родителями детей, впервые прибывших в дошкольной учреждение, мы начинаем с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду, для этого проводим анкетирование, индивидуальные беседы.

Так же в своей работе придерживаемся принципов взаимодействия с родителями :

       1. Открытость дошкольного учреждения для каждой семьи

       2. Доброжелательность.

Самый прочный фундамент, на котором основывается вся работа педагогических коллективов с родителями – позитивный настрой.

       3. Принцип индивидуального подхода.

Индивидуальный подход важно применять не только работая с детьми, но и взаимодействуя с родителями (законными представителями).

      4. Сотрудничество вместо наставничества.

В большинстве своем современные мамы и папы хорошо осведомлены в вопросах воспитания. Практика показывает, что простая пропаганда педагогических знаний и наставления положительных результатов не приносят.

      5. Подготовка к работе с родителями.

Если педагог тщательно готовится к каждому, даже самому небольшому мероприятию по работе с родителями, уделяет внимание не количеству, а качеству мероприятий, нужные результаты и взаимопонимание обязательно приносят свои плоды.

      6. Динамичность.

Для поддержки семьи и повышение компетентности родителей необходимо:

  • Информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования;
  • Обеспечить открытость дошкольного образования;
  • Создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
  • Поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья; обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
  • Создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию программы, в том числе в информационной среде, а также обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией программы.

     Сегодня существует несколько критериев для определения степени участия родителей в образовательном процессе. К ним относятся: активное присутствие родителей на групповых мероприятиях, посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках; участие родителей в подготовке и проведении экскурсий; совместное участие в тематических занятиях; участие в выставках; совместный выпуск журналов и книг; посещение дня открытых дверей; участие в мастер-классах для родителей и детей; детско-родительских проектах, участие в спортивных праздниках и т. д.

В нашей группе вовлечение родителей в образовательный процесс осуществляется через:

Родительские собрания – это действенная форма общения воспитателей с родителями. Именно на собраниях у воспитателя есть возможность организованно ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи.

Присутствие родителей на детских праздниках. Праздник в детском саду наглядно демонстрирует родителям, чему научился ребенок в саду.  Кроме того, это возможность для родителей получить представление о том, какие у ребенка взаимоотношения с коллективом и с другими детьми. В-третьих, праздник в детском саду позволяет родителям сравнить навыки своего ребенка с умениями сверстников, и, возможно, выделить какие-то проблемные моменты, над которыми стоит поработать дома. Помимо этого, родители могут оценить поведение ребенка в коллективе: насколько он общителен, не стесняется ли он, и достаточно ли он дисциплинирован.

Участие  в выставках, способствует привлечению родителей к активному сотрудничеству в совместном  творчестве с детьми.

Посещение дня открытых дверей позволяет родителям (законным представителям) познакомиться с условиями воспитания, обучения и развития детей.

Мастер–классы для родителей — одна из наиболее эффективных форм работы с семьёй, которая позволяет реализовать потребность в установлении взаимопонимания между педагогами и родителями, обмениваться знаниями, опытом.

Проектная  деятельность - Во-первых, в силу своих возрастных особенностей дети не могут быть абсолютно самостоятельными и им необходима помощь взрослого. Во-вторых, объединение детей и взрослых особенно важно в ситуации широко распространённого дефицита внутрисемейного общения. Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности в детском саду  -  сотрудничество, содействие, партнёрство с ребёнком и педагогами.

Взаимодействие между субъектами образовательного процесса (педагоги-дети-родители) значительно обогащает и расширяет образовательную и воспитательную среду ДОО. Важно отметить, что как в среде педагогов, так и в среде родителей крепнет понимание необходимости организовывать взаимодействие семьи и образовательного учреждения в интересах ребенка. Ведь у нас одна общая цель – добиться успешного результата во всестороннем развитии и воспитании детей.  В связи с этим инновационная деятельность сегодня сосредоточена на обновлении форм взаимодействия с семьей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тридцать девять идей вовлечения родителей во взаимодействие с детским садом

Использование разнообразных видов деятельности создают возможности для сотрудничества  родителей и воспитателей....

Консультация для воспитателей тема: «39 идей для вовлечения родителей во взаимодействие с детским садом»

 Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная...

дипломная работа на тему:Формирование социального опыта детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского сада

Формирование социального опыта детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского сада...

ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДЕТСКОГО САДА

Главным в работе любого ДОО являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Ус...

Дидактическая игра в педагогическом процессе детского сада (из опыта работы воспитателя младшей группы)

Дидактическая играв педагогическом процессе детского сада(из опыта работы воспитателя младшей группы)...

Проектная деятельность как форма вовлечения родителей в образовательный процесс детского сада

Детский сад – первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение....

Выступление на педагогическом совете. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Способы вовлечения родителей воспитанников в жизнь детского сада»

Вовлечение  родителей в образовательную деятельность дошкольного образовательного учреждения в современных условиях....