Дидактическая игра в педагогическом процессе детского сада (из опыта работы воспитателя младшей группы)
материал (младшая группа)
Дидактическая игра
в педагогическом процессе детского сада
(из опыта работы воспитателя младшей группы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.docx | 46.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №23 общеразвивающего вида» г. Сыктывкар
Дидактическая игра
в педагогическом процессе детского сада
(из опыта работы воспитателя младшей группы)
Воспитатель:
Денисенкова Екатерина Валериевна
2020 год
«Игра - это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности»
В. А. Сухомлинский.
Детство – это период усиленного развития, воспитания и обучения. Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. Поэтому от современных дошкольников требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Интерес ребенка является лучшим стимулом к обучению, можно отметить, что необходимо стараться использовать каждую возможность, чтобы разгрузить ребёнка посредством игровой деятельности в воспитательно – образовательном процессе.
В детском саду дети дошкольного возраста познают окружающий мир в игре, в труде, на прогулке, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками.
Моя основная задача – не подавлять ребёнка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы в дидактических играх игре, в труде, на прогулке на прогулках, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками
Дидактическая игра часто выполняет функцию исследования, в процессе нее обычно происходит изучение свойств и особенностей предмета. Следовательно, средства игры становятся сначала предметами исследования, а затем уже средствами игры. Процесс игры содержит много того, что подлежит исследованию. Соответственно, дидактические игры создают прекрасные условия для воспроизведения и освоения окружающего, правил и отношений, существующих в мире.
Условия эффективной педагогической деятельности по использованию дидактических игр в работе с младшими дошкольниками:
1. Создание положительного эмоционального фона перед каждым ребенком.
2. Поощрение стремления детей предлагать свои собственные способы выполнения задания
3. Создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка в работе и стимулирование детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий без боязни ошибиться.
4. Индивидуально-дифференцированный подход к воспитанникам на каждом мероприятии.
Функции дидактической игры:
Методы и приемы дидактической игры: наглядный (показ, наблюдение),практический (упражнения, игровой метод (вопросы, объяснение, пояснение, показ)),словесный (рассказ, чтение художественной литературы, беседа).
Дидактическая игра составляет важнейшую базу для начала систематического обучения, именно в этом виде деятельности, происходит становление таких новообразований, как произвольность поведения, способность к мышлению, самоконтроль, творческое воображение, самостоятельность.
Важным условием развития способностей и умений у детей дошкольного возраста является поддерживание долговременного интереса к занятиям, как у детей, занятия должны приносить радость, проходить на эмоциональном подъеме. Поэтому, начиная уже с адаптационного периода, когда новички приходят в группу, я включаю дидактические игры в занятия (игры на снятие напряжения, развитие коммуникативных навыков, воображения, выразительности речи. (Приложение № 1 )
Так, с целью сплочения группы (первая и вторая младшая группа), обучению различения цветов, соотнесение предметов по цвету; развития пространственных представлений, умения отображать в речи с помощью предлогов (на, под, в, за и др.) местонахождение вещей, развития общей моторики я провела занятие «Прогулка в осенний лес». Начиналось занятие с рассматривания картины и называния времени года, предложила детям представить, что они идут на прогулку в осенний лес. С удовольствием малыши включились в дидактическую игру «По ровненькой дорожке», (Приложение № 2)
Предметно - пространственная развивающая среда в группе :игрушки и пособия для самостоятельных игр , рассматривания картинок находится в свободном доступе для детей. В группе имеется три зоны: рабочая, активная (сектор окружающего мира(игры, оборудование для экспериментирования, сектор строительных игр и конструирования, сектор физического развития, сектор игровой деятельности, сектор социально – личностного развития )) и спокойная (сектор синтеза искусств (книги, сюжетные картинки, иллюстрации для рассматривания)). Обеспечение игровым материалом – важное, но не единственное условие, побуждающее малышей к участию в дидактической игре. Дальнейшее развитие игровой деятельности детей зависит от содержания и формы нашего непосредственного общения с каждым ребенком. Это общение, какими бы педагогическими приемами оно ни осуществлялось, должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми. Оно должно направлять малышей на самостоятельное воспроизведение знаний, умений, способов действия с предметами, полученное на занятиях и в совместной деятельности со взрослым. Я поощряю проявление активности, инициативы и выдумки детей.
Обращаясь к одному ребенку или группе детей, чтобы вовлечь их в дидактическую игру, стараюсь говорить тихо, чтобы не отвлекать других от занятий. Малыши не воспринимают обращения, адресованного всем детям, ребенка называю по имени, даю индивидуальное поручение. Свою речь делаю выразительной веселой ласковой, строю доброжелательных отношений между детьми, показываю малышам, как можно вместе играть в дидактические и подвижные игры, как вдвоем посмотреть картинки, как пожалеть упавшего сверстника, помочь ему.
В младшей группе организую и провожу дидактические игры, как на занятиях, так и вне их, упражняя детей в узнавании, различении и определении формы, величины, цвета, пространства, звуков. С помощью дидактических игр дети учатся сравнивать и группировать предметы, как по внешним признакам, так и по их назначению, у них воспитывается настойчивость, развиваются познавательные способности.
Группы дидактических игр: (Приложение №3)
Организация действий детей с помощью речи.
Дидактическая игра «Зеркало»,
«Повтори»
Выполнение действий на основе самостоятельного планирования.
Дидактическая игра «Расскажи».
Умение подчиняться правилам и следить за этим
Дидактическая игра «Играем сами».
Называние предметов, явлений, событий или их изображений.
Дидактическая игра "Магазин игрушек". Дидактическая игра "Чудесный мешочек".
Умение рассказать о поведении другого и объяснить его
Настольно- печатные игры «Кто что делает?», «Кому что нужно?»
Умение рассказать о своем поведении, переживаниях и объяснить их причины
Дидактическая игра «Что запомнили?
Так как одной из задач воспитания детей младшего дошкольного возраста является обучение ориентировке в многообразии предметного мира, использованию предметов по назначению и, главное, формирование ценностного отношения к ним, то ряд дидактических игр были направлены на раскрытие сущности предметов (назначение, способы использования).
Комплекс этих дидактических игр помогал детям учиться различать и называть сходные предметы (видовые понятия). Я выявила наиболее эффективные дидактические игры с включением в них проблемных ситуаций и игрового персонажа. Например, в дидактической игре «Помогите Маше» кукла Маша потеряла бусы, которую надо найти, вместе с куклой дети рассматривают содержимое шкатулки с разноцветными крупными бусами, закрепляя цвет и форму предметов.
Для ознакомления с предметным миром был изготовлен дидактический материал, символизирующий предметы посуды, одежды, мебели, которые сделаны из непригодного материала (карандаш сделан из бумаги) или с отсутствующими частями (кружка без ручки или дна). Малыши живо откликались на такие ситуации в игре, помогали персонажу «выбрать и купить в магазине нужный предмет» или «взять из чемоданчика» один из группы других непригодных для использования предметов.
С целью выделения существенных признаков предметов при знакомстве с видовыми понятиями, применяла систему дидактических игр, таких как «Магазин», «Кукла Катя идёт на прогулку», «Наши гости», на классификацию предметов, в которых дети могли действовать с наборами картинок и предметов близких видов.
Помня о том, что младший возраст это время освоения простейших навыков самообслуживания, я включила в работу с детьми потешки «Водичка, водичка…» дидактические игры с предметами «Кукла проснулась», «Отгадай, что в мешочке», «Научим Кузю», обучающие детей действиям, необходимым для процессов умывания, одевания, игры для развития мелкой моторики пальцев рук. Так, в игре «Отгадай, что в мешочке», проводимой мной с целью воспитания навыков самообслуживания, привычки к аккуратности и чистоте, я доставала из «чудесного мешочка» расчёску, зубную щетку, вилку, ложку, носовой платочек, а дети пытаются объяснить их назначение.
Для развития познавательного интереса детей второй младшей группы в своей работе я использую дидактические игры: «Новоселье», «Мой дом», «Кто на чем ездит», «Животные и птицы» (уметь группировать предметы); «У кого такой же», «Большая стирка», «Найди пару», «Живое домино» (уметь находить предмет, соответствующий образцу по цвету, форме, величине); игры: «Что изменилось», «Такой листок лети ко мне», «Найди такой же листок», «Узнай по описанию»(находить по сходству или характерным признакам, ); «Провожаем и встречаем», «Кто как кричит?»(формирование словаря и активизация артикуляционного аппарата).
Проводимые в группе мероприятия: проекты: «Золотая осень», «Мир диких и домашних животных», «Мостик в страну математики»; развлечения «В деревне у бабушки», « В гости к зайчику» и др.), кружок «Математические ступеньки», игровые упражнения, задания, словесные, подвижные, музыкально – дидактические игры, настольно – печатные и игры с предметами, использование индивидуально-дифференцированного подхода создают базу для ускорения процесса обучения и воспитания младших дошкольников.
Важным условием результативности организации обучающей и развивающей деятельности с детьми непосредственно на занятиях с использованием дидактических игр является последовательная реализация дидактических принципов. Занятия я проводила через разнообразие типов выполняемых заданий и смену видов деятельности - организационно-сюрпризный момент, проведение пальчиковой гимнастики, динамических пауз.
Достойное выполнение профессионального педагогического долга требует принятия ряда обязательств: объективно оценивать собственные возможности; обладать культурой поведения, общения; понимать своего воспитанника; педагог должен выступать в качестве партнера.
Активным, формирующим, развивающим принципом мною определен индивидуальный подход. В связи с этим, я учитываю тип темперамента, индивидуальные особенности своих воспитанников.
Дидактическая игра помогает общению, она способствует передаче накопленного опыта, получению новых знаний, развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций, таких черт, как активность, дисциплинированность, наблюдательность, внимательность.
Результаты проведенной работы позволяют говорить о возросших возможностях детей младшего возраста: высокий уровень активности и самостоятельности детей в ходе проведения дидактических игр, на занятиях, в установлении новых для них связей и явлений.
Сотрудничество с родителями группы играет важную роль в развитии познавательного интереса детей, поэтому я уделяю внимание доверительным беседам родителями с ребенком, вовлекая их в совместные игры дома, опираясь на индивидуальное развитие ребенка, например: ребенок испытывает трудности в группировании предметов, то я предлагаю родителям подборку дидактических игр. Изготовление игр, приобретение материалов для экспериментирования, книг, следование рекомендациям воспитателя - это составные части моего взаимодействия с родителями.
Таким образом, систематическая и правильно организованная работа по применению дидактических игр в воспитательно – образовательном процессе привела к повышению познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста, что побуждает меня продолжать подбирать и эффективно использовать дидактические игры в своей деятельности.
Приложение №1
«Колобок»
Цель: Развитие коммуникативных навыков, воображения, выразительности речи.
Дети стоят в кругу и катают друг другу мяч – «Колобок». Тот, кому попадет «Колобок», должен сказать ему несколько слов или задать вопрос. Например:
- Как тебя зовут?
Колобок, я знаю, из какой ты сказки.
Колобок, давай с тобой дружить.
Приходи ко мне в гости, Колобок.
После сказанной фразы ребенок передает «Колобка соседу или кому захочет.
Как вариант можно предложить каждому ребенку роль какого-либо животного, и дети должны обращаться к «Колобку» в этой роли.
«Дружба начинается с улыбки»
Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.
«Мыльные пузыри»
Цель: Снятие напряжения, развитие воображения, выразительности движений.
Воспитатель или ребенок имитирует выдувание мыльных пузырей, а остальные дети изображают полет этих пузырей.
Дети свободно двигаются. После команды «Лопнули!» дети ложатся на пол.
Приложение 2
Занятие «Прогулка в осенний лес»
Цель: сплочение группы, обучение различению цветов, соотнесению предметов по цвету; развитие пространственных представлений, умение отображать в речи с помощью предлогов (на, под, в, за и др.) местонахождение вещей, развития общей моторики
Ход:
Рассматривание картины, показанной воспитателем, и называния времени года. По предложению воспитателя дети представляли, что идут на прогулку в осенний лес.
Дидактическая игра «По ровненькой дорожке»
«Дети друг за другом идут по кругу, повторяют за воспитателем потешку и движения.
По ровненькой дорожке,
Шагают наши ножки. (Движутся обычным шагом)
По камушкам, по камушкам, (Движутся большими шагами)
По кочкам, по кочкам, (Выполняют прыжки с продвижением вперед)
По маленьким листочкам, (Движутся мелкими шажками)
В ямку - бух! (Приседают на корточки)
Тот из детей, кто последним присел, становится грибочком, садится в центр круга, и игра повторяется еще раз.
-Занятие продолжается, и с целью перехода к другой игре, используется игровой момент:
-Ну вот, мы и в лесу. Нас должен встречать ежик... Где же он?
Дети находят спрятанную игрушку и говорят, где находился ежик.
Игра повторяется 2-3 раза.
Дети рассматривают игрушечного ежа, касаются ладонью игрушки, делают вид, что укололись, отдергивают руку, говорят, что ежик колючий.
Предлагается послушать и запомнить стихотворение Б. Заходера.
- Что ты, еж, такой колючий?
- Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки да медведи!
Объяснив, как ежик защищается от «своих соседей», детям предлагается поиграть:
Дети, изображая ежиков, ползают на четвереньках по группе. Когда вос-питатель показывает игрушку (лису, волка или медведя), дети должны сгруп-пироваться и сидеть неподвижно.
Игра повторяется 2-3 раза.
Некоторым детям сложно было соблюдать условие игры: не двигаться при появлении лисы (волка, медведя) — они стремятся убежать, спрятаться. Вхож-дение в роль помогает преодолеть импульсивность. Детям напоминали, что ежи не умеют бегать, как зайцы, не умеют лазить по деревьям, как белки, — но у них есть надежное укрытие — иголки.
- Ёжик собрал в лесу листочки. Он просит вас помочь ему правильно разложить листочки по корзинкам. (Так дети плавно переходят к следующей игре.)
Каждому ребенку дается набор листьев, выставляется корзинки - красная, желтая . Дети раскладывают листья по корзинкам соответствующего цвета.
После игры детям предлагается спеть ежику песенку.
Выбирается ребенок, который будет изображать ежа. Он садится и обхватывает руками колени (или ложится и сворачивается калачиком), все встают вокруг него и поют песенку.
Шли по лесу не спеша,
Вдруг увидели ежа.
- Ежик, ежик,- мы друзья,
Дай погладить нам тебя.
Все наклоняются и ласково прикасаются к «ежику».
Игра повторяется 2-3 раза.
Чтобы каждый ребенок побывал в роли ежа, предлагалось сесть в центр круга сразу нескольким детям.
В заключение занятия дети с педагогом вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.
Приложение №3
Занятие- игра «Мячик»
Задачи:
- сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками;
- повышение эмоционального тонуса;
- развитие чувства ритма, координации движений;
- развитие ориентации в пространстве;
- обучение отражению в речи своего местонахождения, местонахождения других детей, предметов;
- развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения.
Материалы:
большой мяч; матерчатый мешочек, маленький пластмассовый мяч и пластмассовый кубик (соразмерные по величине).
Ход занятия
-Приветствие.
Воспитатель показывает детям большой мяч и предлагает определить его величину, цвет и форму. Дети выполняют задание.
- Покажите рукой форму мяча.
Дети рисуют в воздухе круг: одной рукой, другой, обеими руками одновременно.
-Давайте сядем вокруг мяча и расскажем про него стихотворение.
Все садятся вокруг мяча и кладут на него ладони. Дети повторяют за воспитателем стихотворение С.Маршака «Мой веселый звонкий мяч» и ритмично шлепают по мячу сначала одной, потом другой рукой.
Воспитатель оказывает помощь детям, которые неритмично шлепают по мячу. Он кладет свою ладонь на ладошку ребенка и помогает ему скоординировать движения руки с ритмом стиха.
Дидактическая игра «Мячики»
-А теперь представьте, что вы превратились в мячики. Таня, ты будешь мячиком какого цвета? А ты, Вова? И т.д.
Дети рассматривают свою одежду и называют соответствующие цвета.
- Я буду играть с мячами - легонько шлепать вас ладошкой, а вы будете прыгать, как мячики.
Воспитатель, рассказывая стихотворение «Мой веселый звонкий мяч», поочередно кладет ладонь на голову каждого ребенка. Дети, почувствовав касание, подпрыгивают на месте. На слова: «не угнаться за тобой» - дети убегают от воспитателя. Игра повторяется.
Воспитатель предлагает «мячам» поиграть в прятки. Чтение стихотворения «Мой веселый звонкий мяч». Дети прыгают. На слова: «не угнаться за тобой» - дети разбегаются по группе и прячутся. Воспитатель ищет детей. Найденный ребенок должен сказать, где он прятался (под столом, за креслом, в углу и т.п.).
Игра повторяется 2-3 раза.
— Ребята, вы так весело играли в прятки, что мячу тоже захотелось с вами поиграть. Закройте глаза, а мячик спрячется.
Дети закрывают глаза, воспитатель прячет мяч. По команде воспитателя дети открывают глаза и начинают искать мяч. Найдя, говорят, где он «прятался».
Воспитатель показывает детям матерчатый мешочек, в котором находятся маленький мячик и кубик.
- В этом мешочке спрятался маленький мячик. Вам нужно найти его, не заглядывая в мешочек.
Дети поочередно отыскивают мячик на ощупь и рассказывают, как они отличили его от кубика. Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.
Приложение №3
Группы дидактических игр
Понимание речи воспитателя, выполнение действий по словесной инструкции
Дидактическая игра «Послушай и сделай»
Детям предлагается последовательно разложить (классифицировать) множество каких-либо разнообразных предметов (в дальнейшем картинок) в соответствии с речевой инструкцией. Например: сначала предлагается выделить из всех игрушек рыбок, разделить все игрушки по цвету, затем полученные множества предметов в свою очередь предлагается разделить на большие и маленькие.
Дидактическая игра «Все вместе».
Детям предлагается всем вместе построить “город” из кубиков, нарисовать что-либо и т.п. Но перед все должны договориться между собой о том, кто и что будет при этом делать. Важно, чтобы каждый ребенок после обсуждения уяснил, что он должен сделать. Прежде чем приступить к выполнению своих действий, каждый ребенок рассказывает всем, что именно он будет делать, почему, как и для чего.
Организация действий детей с помощью речи
Дидактическая игра «Зеркало». Из числа детей выбирается “зеркало”; остальные дети ненадолго закрывают глаза или отворачиваются. Педагог молча показывает “зеркалу” (отражается в зеркале) какое либо упражнение или ряд действий (хлопки, притопы, приседание). Вслед за этим дети открывают глаза, а “зеркало” в речевой форме рассказывает, какие действия должны быть выполнены (отражены) всеми. Затем выбирается новое “зеркало” и игра продолжается.
Выполнение действий на основе самостоятельного планирования
Дидактическая игра «Расскажи». Детям предлагается рассказать друг другу о том, что они будут рисовать (строить, расставлять и т.д.), и запомнить такие рассказы. Вслед за этим дети выполняют рисунки (строят, расставляют) в соответствие со своими рассказами и указывают друг другу, что они забыли изобразить (построить, расставить).
Умение подчиняться правилам и следить за этим
Дидактическая игра «Играем сами». Дети предлагают организовать совместную, известную им игру по правилам, они с ненавязчивой помощью воспитателя, распределяют роли и договариваются о правилах. Вслед за этим педагог предлагает детям рассказать о тех правилах, которые требуется соблюдать в игре.
Называние предметов, явлений, событий или их изображений
Дидактическая игра "Магазин игрушек". Дети располагаются возле стола с различными игрушками. Выбирается продавец. Он "продает" игрушку, если "покупатель" хорошо о ней рассказал. Педагог, обращаясь к детям, говорит: "У нас открылся новый магазин. Посмотрите, сколько в нем красивых игрушек! Вы их сможете "купить и взять играть", если выполните такое условие: нужно узнать игрушку. После показа образца высказывания, педагог начинает игру. В дальнейшем игра усложняется тем, что нужно не просто назвать игрушку, а рассказать о ней.
Дидактическая игра "Чудесный мешочек". Ребенок находит на ощупь в "чудесном мешочке" какой-либо предмет. После этого ребенок должен назвать и показать всем (в дальнейшем - рассказать как можно более подробно о свойствах и качествах предмета, не называя его. По его рассказу дети должны догадаться, что это за предмет).
Умение рассказать о поведении другого и объяснить его
Настольно- печатные игры «Кто что делает?», «Кому что нужно?». Детям дается ряд карточек-картинок, на которых изображено последовательное развертывание какого-либо события или смена событий во времени. В событиях задействованы персонажи. Предлагается расположить карточки в правильном порядке. Вслед за этим дети рассказывают, что происходит с каждым из пер-сонажей и почему он именно так что-то делает или именно так себя ведет.
Умение рассказать о своем поведении, переживаниях и объяснить их причин
Дидактическая игра «Что запомнили?». После экскурсии по детскому саду детям предлагается друг другу рассказать о том, что им запомнилось и какие переживания (удивление, страх, радость) у них вызвали те или иные объекты, почему такие переживания возникли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра в педагогическом процессе детского сада.
В данном разделе описываются основные функции, структура дидактической игры; основные виды игр; методика организации дидактических игр....
Дидактическая игра в педагогическом процессе детского сада.
Данная статья содержит информацию об основных функциях, видах и структуре дидактической игры....
Дидактическая игра в педагогическом процессе детского сада в соответствии ФГОС ДОУ
Дидактическая игра...
Дидактическая игра в педагогическом процессе детского сада.
Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные ...
РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА
Как игровой метод обучения дидактическая игра рассматривается в двух видах: игры-занятия и дидактические игры....
Семинар - игра Использование нетрадиционных игр в образовательно-воспитательном процессе детского сада (из опыта работы воспитателя) «Волшебный мир песка»
. Игры с песком – это проявление естественной активности ребёнка и вид деятельности, который дарит детям радость. С помощью игр с песком ребёнок творчески изучает мир вокруг себя. Когда он ...
Традиционные игры в образовательно – воспитательном процессе детского сада ( из опыта работы воспитателя)
Исследования психологов и педагогов, посвященные влиянию игровой деятельности на развитие дошкольников, показывают, что необходимость использования игры в обучении детей дошкольного возраста — и...