Консультация для воспитателей тема: «39 идей для вовлечения родителей во взаимодействие с детским садом»
консультация на тему

   Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная  дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные  факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных  предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании  своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАК ПРИВЛЕЧЬ РОДИТЕЛЕЙ К РАБОТЕ В ДЕТСКОМ САДУ

Можно выделить пять уровней участия родителей:

1) оказание разовой помощи;

2) способности родителей время от времени используются при проведении занятий;

3) родители становятся добровольными помощниками на постоянной основе;

4) родители помогают определять основные направления работы в группе;

5) родители участвуют в обсуждении более широких вопросов, решение которых должно благотворно отразиться на работе детского сада и жизни микрорайона в целом.

При каждом из вариантов у родителей есть возможность обмениваться опытом, обучаясь,  друг у друга определенным  навыкам, поэтому по мере продолжения работы возможности родителей будут увеличиваться. Воспитатель должен быть всегда готов оказать поддержку родителям независимо от того, в какой степени они или другие члены семьи ребенка предпочтут принять участие  в работе группы. Ненавязчивая помощь и поддержка позволят родителям, чувствующим сёбя достаточно уверенно, работать самостоятельно; для тех же, кто не столь уверен в своих силах, они дадут возможность для дальнейшего роста и совершенствования.

Чтобы позитивно влиять на желание той или иной семьи участвовать в работе группы, педагог  должен  хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных   семей, но и членов каждой семьи.

Расчет на   положительные качества родителей и их сильные стороны предопределяет успех в работе. По  мере развития взаимоотношений крепнет доверие, и родители приобретают определенные полномочия, используя те возможности и средства, которые необходимы для воспитания  ребенка

39 ИДЕЙ ДЛЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

С ДЕТСКИМ САДОМ

Создавайте и используйте возможности для непосредственного общения

Используйте разнообразные виды деятельности, которые создают возможности для сотрудничества родителей и воспитателей, и делитесь информацией друг с другом. Создавайте возможности и отводите  время для дискуссий с семьями, всегда оставляя достаточно времени для вопросов родителей. Научитесь хорошо слушать. Ниже приведены некоторые мероприятия, которые успешно используются  в программе «Шаг за шагом»

1. Первые визиты   в детский сад.

Перед тем как ребенок начнет посещать детский сад, родители должны прийти на занятия и ознакомиться с педагогами, другими детьми и вообще с детским садом.

2. Вводные собрания.

После того как ребенок записан в детский сад, вводные собрания для родителей помогают им :

встретиться с воспитателями и другими родителями, узнать о ежедневных мероприятиях и другую полезную информацию

3. Посещение на  дому

Воспитатель может посетить ребенка на дому, чтобы узнать и ребенка, и  его семью в домашней обстановке.

4. Когда приводить  и забирать ребенка

Расписание может быть составлено так, чтобы время, когда детей приводят в детский сад и забирают домой, использовалось для общения с семьями.

5. Телефонные звонки.

Телефонные звонки делаются в особых случаях или раз в месяц всем родителям, чтобы поддерживать неформальное общение с ними.

6. Конференции родителей и воспитателей.

Конференции -  это формальное собрания, предназначенные для того, чтобы обсуждать успехи детей и давать возможность родителям делиться своими идеями и проблемами.  Конференции можно   использовать для  совместного планирования   индивидуализированных  программ.

Используйте письменные формы  общения

Когда нехватка времени или сложности с расписанием мешают вам встретиться с родителя лично  или если у вас нет телефона, поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы  общения.

7. Брошюры.

Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию  детского сада,  дать общую информацию о нем.

8. Пособия.

Пособия  содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.

9. Бюллетень.

Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых  мероприятиях, изменениях в программе и др.

10. Еженедельные записки

Еженедельная  записка,   адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении  ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.

11. Неформальные   записки

Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о  новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за  оказанную помощь ; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи также могут посылать в детский сад  записки, выражающие благодарность или содержащие  просьбы.

12. Личные  блокноты

Такие блокноты могут  каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться  информацией  о том, что происходит дома, в  детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых  семейных событиях, таких, как дни рождения, новая работа, поездки.

13. Доска объявлений.

Доска объявлений — это настенный экран, который информирует родителей о собраниях,  мероприятиях детского сада, расписании на день  и др.

14. Ящик для предложений.

Это коробка, в которую родители могут  класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет делиться своими мыслями с группой воспитателей.

15. Отчеты.

Письменные отчеты о развитии ребенка  — это одна из форм общения с семьями, которая  может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.

Создавайте множество ролей для родителей

Родители могут играть разные формальные  и неформальные роли в программе. Ниже приведены   некоторые из них.

16. Гость группе

Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.

17. Доброволец.

У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям в классе, принимать участие в спектакле, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые  помещения.

18. Оплачиваемая должность.

Некоторые родители могут занять оплачиваемую должность в программе в качестве члена воспитательного коллектива.

19. Член  родительского  совета.

Родительский совет — это группа родителей, которая регулярно собирается, для того чтобы  давать рекомендации воспитателям по поводу их теории и практики.

Развивайте работу, направленную на родителей

20. Сотрудничество родителей друг с другом.

Это помощь более опытных родителей начинающим. Групповая деятельность может включать в себя собрания для общения или оказания поддержки.

21. Информация для родителей и их обучение.

Детский сад предоставляет родителям информацию на интересующую их тему о развитии  ребенка .

22. Неформальные встречи родителей и воспитателей.

Это тематические встречи, вечера и т.п.

23. Использование  коммуникативных, ресурсов.

Общение родителей по вопросам, связанным с трудоустройством, здоровьем, жильем, уходом за детьми, образованием и другими нуждами семей.

24. Обмен литературой.

Детский сад может создать библиотеку интересных книг, статей, буклетов, видео  и аудио кассет, которыми родители могли бы пользоваться.

Предложения для работы с родителями

Советы, предлагаемые ниже, могут помочь активизировать участие родителей.

25. Уважение к роли родителей.

Укрепляйте взаимное уважение между воспитателями и родителями.

26. Поощряйте участие родителей, содействуйте. Подсказывайте родителям, как они могут участвовать в программе детского сада.

27. Старайтесь разнообразить виды участия  родителей, проявляйте гибкость и творчество.

У разных семей разные интересы, ресурсы и образ жизни. Что подходит одной семье, не подходит другой.

28. Позволяйте  семьям самим решать, как они могут помогать детскому саду  наилучшим образом.

Добейтесь того, чтобы семьи понимали, что их участие в программе ценится и что любой вклад с их стороны приветствуется.

29. Говорите с семьями о надеждах воспитателей в родителей. Обсудите, как вы будете поддерживать контакты с самого начала посещения ребенком детского сада.

30. Будьте терпеливыми.

Участие родителей возможно, новая область для воспитателей и семей, а на развитие новых контактов требуется время. Программа, в которой активно участвуют родители, строится на маленьких поэтапных достижениях.

31. Делайте акцент на сильных сторонах ребенка, семьи и давайте положительное подкрепление.

Родители и воспитатели ждут друг от друга взаимного одобрения и признания, что они хорошо делают свое дело. Сосредоточьте внимание и подчеркивайте сильные стороны ребенка и семьи. Даже опытные родители и воспитатели нуждаются в подтверждении их уникального  вклада в развитие ребенка.

32. Поддерживайте тесные контакты.

Каждый воспитатель должен разговаривать с родителями каждого ребенка по крайней мере раз в неделю.

33. Выражайте свою признательность.

Давайте родителям знать, что вы цените их участие в программе.

34. Постарайтесь вовлекать всю семью. Отцы часто исключаются из дошкольных программ. Подумайте о том, как творчески привлекать отцов, братьев, сестер и других членов семьи.

35. Поощряйте  посещаемость родительских собраний. Проводите собрания в удобное для родителей время. Помогайте семьям найти дополнительные ресурсы для воспитания детей.

36. Сохраняйте конфиденциальность.

Доверие — неотъемлемая  часть контактов, основанных на сотрудничестве. Обеспечивайте полную конфиденциальность информации о каждой семье.

37. Учитесь навыкам сотрудничества

38. Сотрудничайте с другими партнерами в  вашем районе.

 Обычно семьи рассчитывают на разные жалобы  и услуги. Дошкольная программа не может предоставить семьям всего спектра услуг, но может сотрудничать с другими программами, которые обеспечат детей и родителей необходимыми услугами (например, со школой, со службой здравоохранения).

39. Создайте консультативную группу по проблемам семьи.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ ДЛЯ РАБОТЫ С «МОЛЧУНАМИ» И «ГОВОРУНАМИ».

В разговоре с молчунами

1. Подчеркните, что вы не знаете, что для них важно в данный момент. Например, спросите «С чего бы вы хотели начать: с того или с этого?»

1 2. Будьте осторожны в разговоре. Стройте свою речь в соответствии с тоном, скоростью и ответной реакцией собеседника.

3. Учитесь чувствовать себя комфортно, когда ваш собеседник молчит. Обоснуйте вслух это молчание. Например: «Мне кажется, что я задаю вам вопросы, которые трудные для вас. Не сказала ли я что-нибудь, что вас обеспокоило?»

4. Подчеркивайте роль партнера в разговоре : «Я смогу лучше помочь вашему ребенку, если узнаю от вас, что для него важно. Ведь вы знаете его лучше, чем я». Подчеркните, что у партнера есть особые сведения о предмете разговора: «То, что вы сказали мне о боязни вашего ребенка перед сном, очень важно. Вы не против, если я задам вам еще несколько вопросов, прежде чем мы примем решение, как ему помочь?»

5. Помните, что молчание — это нормально. Не пытайтесь заполнить пустоту разговором.

В разговоре с говорунами.

1. Перед началом беседы оговорите ее содержание и время. Например:

У вас много тревог по поводу поведения вашего ребенка. Сегодня мы сможем обсудить только одну из них, а об остальных поговорим попозже.

- Не могли бы вы рассказать в двух слова: о...

— Какая из задач наиболее важна для вас в этом году?

- Нам потребуется 40 минут для сегодняшнего разговора. Мне необходимо коснуться некоторых проблем, а также узнать вашу точку зрения.

- Я должна прервать вас, так как наше время истекло.

2. Прервите разговор. Например:

— У нас осталось пять минут. Мне необходимо начать работу по...

Прерывая разговор, проявите вежливость и предупредительность. Например:

- Вы хотите так много сказать об этом, и я чувствую, что вы расстроены тем, что я вас прерываю...

— Есть ли еще кто- нибудь, с кем бы вы могла поговорить об этом, а я вынуждена  прервать наш разговор, хотя понимаю, что для вас это важно.

Итак, не позволяйте себе идти на поводу у разговорчивых. Помните их потребности обоснованны, ваши тоже. Укажите на вопросы, представляющие интерес, ограничьте время, планируйте его заранее. Можете прерывать разговор. Разработайте тактичное «свертывание» разговора.

ВЫСВЕЧИВАНИЕ ПРОБЛЕМ

Этот прием полезен при работе с семьей, которая скрыла от вас свои трудности.

1. Проверьте свое отношение к проблеме — является ли эта проблема важной для вас, или она должна  решаться семьей.

2. Если вы приняли решение высветить проблему, примите во внимание возможную реакцию семьи.

З. Потренируйтесь (сами или с сотрудниками), что вы хотите сказать родителям.

4. Выбирайте для разговора такое время, когда дети не будут слышать вас. Постарайтесь, чтобы в это время отсутствовали возможные раздражители. Убедитесь, что времени для обсуждения проблемы достаточно и у вас, и у родителей.

5. Выбирайте только одну проблему для обсуждения.

6. Когда вы обсуждаете проблему, попытайтесь расслабиться и слегка снизить голос. Иногда помогает, если вы выскажете вслух то, что вы чувствуете: «Я немного волнуюсь, говоря об этом, и не хочу вас смущать, но я знаю, как вы заботитесь о вашем ребенке, поэтому и решила поделиться вами»

7. Будьте готовы получить ответ «нет». Не спорьте с родителями и не настаивайте на своей точке зрения, просто еще раз объясните причину вашего беспокойства.

8. Потерпите, если родители не хотят обсуждать поставленную вами проблему. Вы можете сказать: «Если когда-нибудь в будущем вы захотите поговорить об этом, дайте мне знать»

Избегайте

— спорить с родителями;

— добавлять новых проблем;

— вставать на защитную позицию;

— уходить от поставленной проблемы.

ЧТО МОГУТ ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ В ДЕТСКОМ САДУ:

— читать детям рассказы, сказки, истории;

— приносить различные игрушки для общих игр;

— собирать природные материалы для деятельности детей: камешки, семена, раковины и т.п.;

— участвовать в праздниках (например, к празднику, например «День моей семьи», принести альбомы, семейные  реликвии, рассказать детям о себе, своей семье и т.д.).

ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ

Посещение семьи на дому.

Индивидуальные и групповые беседы.

Родительские собрания.

Конференции.

«Круглые столы».

Семинары

Тренинги

Телефон доверия.

Группы поддержки родителей.

Чаепития.

Пикники.

Спортивные соревнования, КВНы.

Экскурсии. Распродажи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тридцать девять идей вовлечения родителей во взаимодействие с детским садом

Использование разнообразных видов деятельности создают возможности для сотрудничества  родителей и воспитателей....

39 ИДЕЙ ДЛЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТСКИМ САДОМ

Методические рекомендации для педагогов детского сада...

39 ИДЕЙ ДЛЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТСКИМ САДОМ

Методические рекомендации для педагогов детского сада...

Консультация для воспитателей Тема: «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада»

Семья – уникальный и пока единственный социальный институт воспитания, воспроизводящий людей как носителей социальной, культурной, этнической информации. Главными воспитателями своих детей ...

Консультация для педагогов 39 ИДЕЙ ДЛЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТСКИМ САДОМ

Используйте разнообразные виды деятельности, которые создают возможности для сотрудничества родителей и воспитателей, и делитесь информацией друг с другом...

39 ИДЕЙ ДЛЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТСКИМ САДОМ

Использование разнообразных видов деятельности, которые создают возможности для сотрудничества родителей и воспитателей...

Выступление на педагогическом совете. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Способы вовлечения родителей воспитанников в жизнь детского сада»

Вовлечение  родителей в образовательную деятельность дошкольного образовательного учреждения в современных условиях....