Финансовая грамотность
проект (старшая группа)

Антонина Николаевна Васенёва

Формирование  финансовой грамотности у дошкольников 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost.docx17.64 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Финансовая грамотность для дошкольников»

Подготовила: воспитатель Весёнева А.Н. 

 

Срок реализации проекта –март 2023 г.

Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных представлений по финансовой грамотности через проектную деятельность.

Задачи проекта:

Образовательные:

        Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;

        Познакомить с элементарными экономическими понятиями: «деньги», «товар», «банк», «потребность», «зарплата», «кредит», «карта» и др.;

        Расширять знания детей об истории возникновения денег;

        Расширять и активизировать словарный запас детей, совершенствовать коммуникативные качества детей;

        Расширять представление о профессиях, связанных с финансами;

        Учить детей сравнивать, анализировать и соотносить потребности и возможности.

Развивающие:

        Развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности;

        Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;

        Развивать умение рационально использовать деньги;

        Способствовать развитию внимания, логического мышления.

Воспитывающие:

        Воспитывать эмоционально положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера;

        Воспитывать основы финансовой культуры;

        Воспитывать у детей умение применять на практике в жизни полученные знания по финансовой грамотности, понимать и ценить окружающий предметный мир, как результат труда людей;

        Воспитывать у детей уважение к людям, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги;

        Воспитывать социально – нравственные качества личности: бережливость, честность, трудолюбие.

Вид проекта: информационно-ориентированный.

Участники проекта: воспитатели, воспитанники, родители. 

Актуальность проекта

В современном мире ребенок встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр. Дети стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком. Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне. Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.

 

Методы:

- наглядные;
- словесные;
- практические;
- игровые.

 

Ожидаемые результаты:

Личностные результаты:

·                    разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных Программой;

·                    чётко осознавать, что труд - основа жизни, любой труд - это хорошо, плохо - сидеть без дела;

·                    знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;

·                    понимать, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных целей), умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему, делиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно;

·                    осознавать необходимость выделения главного (умение видеть преимущества того или иного предмета, действия).

Практические результаты:

·                    освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость грамотно и бережливо относиться к ним;

·                    научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно;

·                    освоить начальные навыки планирования: интересно и с пользой использовать свободное время, принадлежащие ребёнку вещи игрушки, канцтовары и пр.), денежные средства и пр.;

·                    заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами.


Этапы проведения и реализации проекта:

I. Подготовительный этап:

·                    Подборка и изучение соответствующей методической литературы;

·                    Обмен опытом работы с педагогами по расширению знаний финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Разработка перспективного плана;

·                    Диагностическое обследование по сформированности экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста на начало проекта;

·                    Выявление интересов, потребностей, запросов родителей;

·                    Привлечение родителей к насыщению предметно – развивающей среды в группе.

·                    Оформление предметно-развивающей среды;

·                    Подбор игр и упражнений, способствующих развитию финансовой грамотности.

 

II. Продуктивный этап:

Работа с детьми:

·                      Работа по формированию предпосылок финансовой грамотности  ведется во всех воспитательно-образовательных блоках:

         - в непосредственно образовательной  деятельности;

         - в совместной деятельности воспитателя с детьми;

          - в самостоятельной деятельности детей.

Работа с родителями:

·                      Анкета для родителей: «Мой ребенок и финансовая грамотность»

·                      Индивидуальные беседы с целью создания интереса и привлечения родителей к участию в проекте;

·                      Памятки для родителей по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста: «Учим правильно тратить», «Учим зарабатывать», «Платные поручения»

·                      Помощь в оборудовании и оснащении материалом экономического уголка в группе.

Работа с педагогами:

·                      Открытое занятие для педагогов по финансовой грамотности «В гости к Мухе-Цокотухе»;

·                      Выставка методической литературы и пособий по данной проблеме.

 

III. Итоговый этап:

Работа с детьми:

·                      Диагностика итогового уровня финансовых знаний и умений.

Работа с родителями:

·                      Подведение итогов совместной работы;

·                      Показ занятия по развитию финансовой грамотности детей;

·                      Обобщение опыта работы в семье и ДОО по развитию финансовой грамотности детей.

Работа с педагогами:

·                      Выступление на педагогическом совете «Пути формирования финансовой грамотности у дошкольников» на тему «Использование инновационной технологии «Лэпбук» в процессе формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»;

·                     Ознакомление с результатами работы и данными диагностики.

 

В процессе реализации проекта у детей сформировано правильное отношение к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию. Дети познакомились с такими нравственными понятиями, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д. Дети умеют правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, в аптеке; плата за проезд в транспорте: деньгами, банковской картой; за услуги нужно платить). Так же дети овладели начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений. К концу проекта у 60% детей сформированы первичные экономические представления о понятиях: «потребности», «труд», «товар», «деньги», «семейный бюджет». Родители активно, с интересом принимали участие в проекте. Таким образом, следует считать, что работа по проекту прошла успешно.

Проект оказался активным, имеющим творческий подход, который позволил решить поставленные перед ним задачи и подойти к главной его цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»

Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста. Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»

Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»

Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности».

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме "Приключения Буратино в стране финансовой грамотности"....