Финансовая грамотность
проект (старшая группа)
Формирование финансовой грамотности у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
finansovaya_gramotnost.docx | 17.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Финансовая грамотность для дошкольников»
Подготовила: воспитатель Весёнева А.Н.
Срок реализации проекта –март 2023 г.
Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных представлений по финансовой грамотности через проектную деятельность.
Задачи проекта:
Образовательные:
∙ Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
∙ Познакомить с элементарными экономическими понятиями: «деньги», «товар», «банк», «потребность», «зарплата», «кредит», «карта» и др.;
∙ Расширять знания детей об истории возникновения денег;
∙ Расширять и активизировать словарный запас детей, совершенствовать коммуникативные качества детей;
∙ Расширять представление о профессиях, связанных с финансами;
∙ Учить детей сравнивать, анализировать и соотносить потребности и возможности.
Развивающие:
∙ Развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности;
∙ Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
∙ Развивать умение рационально использовать деньги;
∙ Способствовать развитию внимания, логического мышления.
Воспитывающие:
∙ Воспитывать эмоционально положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера;
∙ Воспитывать основы финансовой культуры;
∙ Воспитывать у детей умение применять на практике в жизни полученные знания по финансовой грамотности, понимать и ценить окружающий предметный мир, как результат труда людей;
∙ Воспитывать у детей уважение к людям, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги;
∙ Воспитывать социально – нравственные качества личности: бережливость, честность, трудолюбие.
Вид проекта: информационно-ориентированный.
Участники проекта: воспитатели, воспитанники, родители.
Актуальность проекта
В современном мире ребенок встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр. Дети стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком. Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне. Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.
Методы:
- наглядные;
- словесные;
- практические;
- игровые.
Ожидаемые результаты:
Личностные результаты:
· разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных Программой;
· чётко осознавать, что труд - основа жизни, любой труд - это хорошо, плохо - сидеть без дела;
· знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;
· понимать, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных целей), умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему, делиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно;
· осознавать необходимость выделения главного (умение видеть преимущества того или иного предмета, действия).
Практические результаты:
· освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость грамотно и бережливо относиться к ним;
· научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно;
· освоить начальные навыки планирования: интересно и с пользой использовать свободное время, принадлежащие ребёнку вещи игрушки, канцтовары и пр.), денежные средства и пр.;
· заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами.
Этапы проведения и реализации проекта:
I. Подготовительный этап:
· Подборка и изучение соответствующей методической литературы;
· Обмен опытом работы с педагогами по расширению знаний финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Разработка перспективного плана;
· Диагностическое обследование по сформированности экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста на начало проекта;
· Выявление интересов, потребностей, запросов родителей;
· Привлечение родителей к насыщению предметно – развивающей среды в группе.
· Оформление предметно-развивающей среды;
· Подбор игр и упражнений, способствующих развитию финансовой грамотности.
II. Продуктивный этап:
Работа с детьми:
· Работа по формированию предпосылок финансовой грамотности ведется во всех воспитательно-образовательных блоках:
- в непосредственно образовательной деятельности;
- в совместной деятельности воспитателя с детьми;
- в самостоятельной деятельности детей.
Работа с родителями:
· Анкета для родителей: «Мой ребенок и финансовая грамотность»
· Индивидуальные беседы с целью создания интереса и привлечения родителей к участию в проекте;
· Памятки для родителей по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста: «Учим правильно тратить», «Учим зарабатывать», «Платные поручения»
· Помощь в оборудовании и оснащении материалом экономического уголка в группе.
Работа с педагогами:
· Открытое занятие для педагогов по финансовой грамотности «В гости к Мухе-Цокотухе»;
· Выставка методической литературы и пособий по данной проблеме.
III. Итоговый этап:
Работа с детьми:
· Диагностика итогового уровня финансовых знаний и умений.
Работа с родителями:
· Подведение итогов совместной работы;
· Показ занятия по развитию финансовой грамотности детей;
· Обобщение опыта работы в семье и ДОО по развитию финансовой грамотности детей.
Работа с педагогами:
· Выступление на педагогическом совете «Пути формирования финансовой грамотности у дошкольников» на тему «Использование инновационной технологии «Лэпбук» в процессе формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»;
· Ознакомление с результатами работы и данными диагностики.
В процессе реализации проекта у детей сформировано правильное отношение к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию. Дети познакомились с такими нравственными понятиями, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д. Дети умеют правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, в аптеке; плата за проезд в транспорте: деньгами, банковской картой; за услуги нужно платить). Так же дети овладели начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений. К концу проекта у 60% детей сформированы первичные экономические представления о понятиях: «потребности», «труд», «товар», «деньги», «семейный бюджет». Родители активно, с интересом принимали участие в проекте. Таким образом, следует считать, что работа по проекту прошла успешно.
Проект оказался активным, имеющим творческий подход, который позволил решить поставленные перед ним задачи и подойти к главной его цели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по финансовой грамотности Тема: «Азбука финансовой грамотности».
Сформировать первичные понятия денег, какими бывают деньги...
Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...
Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"
Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...
Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»
Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...
Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста. Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»
Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....
Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»
Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...
Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности».
Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме "Приключения Буратино в стране финансовой грамотности"....