Конспект по образовательной области " Художественно - эстетическое развитие". Тема "Оберег для мамы"
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Задачи:
1. Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами.( «Социально-коммуникативное развитие);
2. Обогащать и активизировать словарь детей («вертеть» куклу, безлика, оберег, обряд, рванка), развивать связную, грамматически правильную речь. Формировать умение составлять описательный рассказ, добиваться эмоциональной выразительности речи, активизировать в речи прилагательные. («Речевое развитие»)
3. Познакомить с историей и видами народных тряпичных кукол. («Познавательное развитие»);
4. Способствовать развитию мелкой моторики рук (заматывание, завязывание узлов), координации речи с движением, согласованности действий, ловкости («Физическое развитие»);
5. Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции, умение подбирать цвета, оттеняющие друг друга. Развивать восприятие музыки, расширять музыкальный кругозор на фольклорной основе. Развивать умение согласовывать движения с музыкой, воспитывать эмоционально – положительное отношение к исполнению образных движений под музыку («Художественно-эстетическое развитие»).
Методы и приёмы:
- практические: изготовление куклы, подвижная игра «У Маланьи, у старушки»;
- наглядные: просмотр презентации «Народные тряпичные куклы»; рассматривание кукол, материала для изготовления кукол.
- словесные: народные пословицы и поговорки , загадки, вопросы, ответы, игра - песня.
Оборудование:
Русские народные костюмы, видеопроектор, ноутбук, сундук, куклы (обереговые, игровые, обрядовые), фоновая русская народная музыка, ширма, карточки со схемами изготовления кукол, запись игры – песни «У Маланьи, у старушки»
Раздаточный материал:
Белый квадратный отрезок ткани, цветной прямоугольный отрезок ткани, цветной треугольный отрезок ткани, по кусочку ваты, нитки, ленточки, конфеты.
Предварительная работа:
Беседа «Откуда берутся игрушки?»
Чтение сказки “Василиса Премудрая”
Ход:
I. Организационный момент
Дети играют с игрушками, желательно изготовленными из разного материала (железная машинка, резиновый зайчик, бемажный петух…)
Звучит русская народная песня и воспитатель выходит из-за ширмы в русском народном костюме.
-Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!
(Низко кланяется)
Давайте знакомиться. Меня зовут Марья Искусница.
Посмотрите на мой наряд. (Кружится)
Нравиться?
-А сейчас носят такие наряды?
-А вот раньше, давным-давно, все женщины и девочки носили такую одежду.
- Ой, а что это у вас в руках?
-Вот диво дивное! Что это за игрушки такие, из какого же материала они сделаны? Давайте сядем на стульчики, и вы мне о них расскажите.
-Ваня, скажи, пожалуйста, какая игрушка у тебя в руках? (Машинка)
-А из какого материала сделана машинка?
(Машинка сделана из пластмассы)
-Значит машинка какая?
(Машинка пластмассовая)
(Спросить 4-5ребенка)
-Где же делают такие игрушки? (Игрушки делают на фабрике)
-А вот в наше время игрушки делали своими руками. Я хочу рассказать вам об одной игрушке. О какой, узнаете, отгадав загадку.
Волосы льняные,
В них ленточки цветные.
С лоскутков её скрутила
В сарафанчик нарядила.
Сарафанчик из сукна.
Догадайтесь, кто она? (Кукла)
(Показывает тряпичную куклу)
-Такую куклу не купишь в магазине, эту куклу я сделала своими руками. Во всем белом свете не найти вторую такую же куклу.
Сегодня я пришла к вам, чтобы познакомить вас с самыми первыми куклами, с которыми играли ваши прабабушки.
Моя кукла называется Берегиня.
Хотите узнать больше об этих удивительных куклах?
Тогда, я хочу пригласить вас к себе в гости и показать вам мою мастерскую.
Но, чтобы попасть в мою мастерскую мы отправимся за волшебную занавесь.
(Дети проходят за ширму и переодеваются в русские народные костюмы)
-Какие вы все красивые, как же вам идут эти наряды! В путь!
(Звучит русская народная музыка, все проходят в уголок русской избы, а затем в мастерскую)
II. Знакомство с мастерской.
-Проходите, гости дорогие, не стесняйтесь, будьте как дома!
Вот моё жилище, а попросту изба. А это моя мастерская, здесь я делаю своих кукол.
Здесь у меня много разной яркой материи, ленточки, кружева, нитки. Они понадобятся мне при изготовлении новых кукол.
А ещё у меня есть волшебный сундучок, хотите посмотреть, что в нем?
Но его так просто не открыть.
Нужно ласково его попросить.
«Сундучок мой сундучок
Приоткрой нам свой бочек»
(Открыть сундук)
-Посмотрите, как много кукол хранит сундучок?
А вы знаете, что куклы бывают разные .(Показать кукол)
С ними можно не только играть, их можно дарить друг другу, с помощью куклы можно выразить свою благодарность, защитить свой дом и своих близких. Для каждого случая нужна особенная кукла. Я вам сейчас все о них расскажу и покажу.
Вы проходите за мной, и кукол берите с собой.
Усадим кукол на почетное место и будем с ними знакомиться.
-Давайте-ка сядем рядком, да поговорим ладком.
Пусть наши глазки все видят.
Ушки все слышат.
Голова запоминает,
а ротик ей не мешает.
III. Рассказ воспитателя. (просмотр презентации)
«Народные тряпичные куклы»
(история кукол, виды кукол)
А вы хотели бы научиться делать кукол своими руками?
-Сегодня мы с вами сделаем куклу «Берегиня».
Посмотрите, какая она нарядная и яркая.
А знаете, почему её называют Берегиней?
С маленьким сорванцом во время игр могли произойти всякие неприятности.
Малыш мог упасть, удариться, поцарапаться колени, может просто капризничать. На крик малыша прибегали мать или няня, успокаивали малыша, а потом доставали из кармана такую куколку, юбочкой утирали последние детские слёзки и предлагали с куколкой поиграть. Родители привязывали к кукле конфеты, малыш съедал конфеты, но фантики от конфет оставляли на кукле для того, что бы потом завернуть в них новые конфеты. Позже, когда ребенок переставал плакать, куклу не заметно убирали за печь или за образа с ладаном, для того что бы очистить ее, до тех пор пока она не понадобиться снова.
Прежде чем приступить к изготовлению куклы мы немного разомнем наши ручки и ножки.
IV. Игра – песня
Игра «У Маланьи, у старушки»
А ещё на Руси любили играть, я приглашаю вас на ковёр, встаньте, пожалуйста, в круг, повторяйте за мной слова и движения:
У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)
Жили в маленькой избушке
(присесть сложить руки домиком)
Семь сыновей (семь пальцев)
Все без бровей, (очертить брови пальцем)
Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)
Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)
Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны)
Вот с такой головой, (очертить большую голову)
Вот с такой бородой, (показать руками с наклоном вниз)
Ничего не ели (поднести ко рту одну руку- чашку, другую - ложку)
На неё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)
И все делали вот так… (Любое движение)
V. Продуктивная деятельность.
Теперь я приглашаю вас в мастерскую. Проходите и садитесь за стол.
-Когда мы будем делать куклу, нужно думать о хорошем, представьте, как ваша мама будет улыбаться и радоваться. И все у нас получится.
1.Сначала сделаем нашей куколке голову. Для этого берем белый ситец. Какой формы лоскуток? (Квадрат)
Теперь берем ватку и формируем в шарик, кладем его в центр нашего квадрата.
2.Далее складываем квадрат углом, зажимаем пальцами «в пучок» и начинаем обматывать нитками. Помним золотое правило «Три витка три узелка». Получилась головка у куколки!
3.Берем цветную ткань, из неё мы будем делать сарафанчик! Какой формы лоскуток? (Прямоугольник).
Кладем перед собой ткань лицевой стороной вниз и ровно по центру кладем нашу куколку. Накрываем куколку одной стороной ткани, затем другой. Закрепляем юбочку ниткой, делаем три витка и завязываем на три узелка.
4. У вас две ленточки одного цвета. Скажите, чем отличаются ленточки? (Одна ленточка длинная, а другая короткая). Возьмите короткую ленточку. Завяжите ленточку на голову куколке .
5. Осталось повязать косыночку на голову . Какой формы косынка?
(Треугольник).
Теперь кладем куколку головой на серединку платочка. Укрываем ее с одним уголком затем другим. Возьмите длинную ленточку и завяжите её впереди.
Наша куколка готова! Ах. Какие красивые куколки у вас получились. Но посмотрите, чего не хватает? (Нет конфет)
7.Загляните под салфетку, что там лежит? (Конфеты)
Привяжите конфеты к ленточке.
-Ах, какие красивые куколки у вас получились! Теперь они ваши, и вы можете подарить своей маме.
-Люди добрые! Наш русский народ
Веки вечные водил хоровод!
Заведём хоровод, как в старину,
Куклу новую покажем свою!
-А ну-ка всю правду скажите не утаите, понравилось ли вам у меня в гостях?
А что вам понравилось больше всего?
-О каких куклах вы сегодня узнали?
-Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Я вижу, что вам понравилось делать кукол. Поэтому на память о нашей встрече я хочу подарить вам вот эти маленькие карточки. С помощью них вы вместе с мамой или бабушкой сможете сделать других кукол. Чтобы у вашей куклы была подружка. Спасибо за работу вашу, за старание. (Звучит русская народная музыка, дети проходят в группу)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К КОНСПЕКТУ РАЗВЛЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» («МУЗЫКА») «В ГОСТЯХ У БЕЛОСНЕЖКИ И ГНОМОВ» с элементами упражнений по развитию певческих навыков детей старшего дошкольного возраста
Задачи:1. Закрепление вокально-певческих навыков.Ø Звуко-высотногослуха;Ø Правильного дыхания;Ø Дикции, артикуляции;Ø...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности воспитанников пятого года жизни по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Тема: «Тюльпан маме»
В данном файле размещен конспект, а в приложении к нему этапы рисования тюльпана...
«Путешествие в город веселых смешариков» Конспект НОД образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (область «Музыка») для детей старшего дошкольного возраста.
Цель занятия способствует развитию творческих способностей детей в различных видах мкзыкальной деятельности. Занятие составлено в игровой форме. Дети помогают расколдовать город веселых смешарик...
Непосредственно образовательная деятельность. Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" Цветочки для мамы для детей раннего возраста
Непосредственно образовательная деятельность. Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" Цветочки для мамы для детей раннего возраста...
Конспект НОД образовательная область "Художественно - эстетическое развитие", раздел "Аппликация" и "Восприятие художественной литературы"
Методическая разработка занятия для детей средней группы (4-5 лет) с ТНР...
Конспект НОД. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие». Подготовительная к школе группа – 6 -7лет. Тема: «Поздравительная открытка маме к 8 марта».
Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементами техники квилинга, как художественного способа конструирования из бумаги....
Конспект по образовательным областям: «Художественно-эстетическому развитию» и «Речевому развитию». Чтение художественной литературы» в старшей группе Тема: Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный»
Программное содержание:Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный.Задачи: Образовательные:- учить понимать характер и поступки героев сказки;- научить выд...